Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Кейс
по естественнонаучной грамотностиСлушатель курсов по программе
«Международные исследования качества образования
(PISA) как фактор развития компетенции педагога»
Сизова Любовь Викторовна -
2 слайд
“…благодаря истинному знанию
ты будешь гораздо смелее и совершеннее
в каждой работе, нежели без него”.Альбрехт Дюрер немецкий живописец XVв.
-
3 слайд
Кейс 1.
Название кейса: «Вода».Предмет: Химия 8 класс. Кейс к обобщающему уроку по теме: «Вода»
Возраст учащихся: 14 лет.
Тайминг: 40 минут.
Учебная цель кейса: формировать предметные, метапредметные, личностные результаты. Давать научные объяснения явлений, вспоминать и применять естественнонаучные знания, анализировать, интерпретировать данные и делать выводы.
Функциональная грамотность: читательская и ведущая – естественнонаучная грамотность
Уровень грамотности: низкий – обучающийся может опираться на базовые предметные знания для научного объяснения и интерпретации данных, может использовать базовые и широко известные естественнонаучные знания, чтобы сделать адекватный вывод по простому набору данных.
Проблема: ресурсы и окружающая среда.
-
4 слайд
Задание 1. «Вода»
Текст.
Одним из наиболее распространённых в природе веществ является вода. Без воды невозможна жизнь на Земле. Наша планета названа голубой потому, что две третьих её поверхности занимает вода. Организм человека примерно на 65% — 75% состоит из воды. Нормальная жизнедеятельность любого живого организма невозможна без пресной воды. Для хозяйственной деятельности человек также использует только пресную воду. На пресную воду приходится 2,6% от её общего содержания, да и то основная часть пресной воды сосредоточена только в виде льда, полярных шапок Северного и Южного полюсов и недоступна для потребления. Доля жидкой воды, доступной для использования, составляет всего 0,014% от общих запасов воды.
Ответьте на вопросы:1). Если большая часть нашей планеты покрыта водой, то почему так остро в современном мире стоит проблема питьевой воды?
2) Почему в природе нет чистой воды?
3) Какие примеси содержит природная вода и каковы методы её очистки?
4) Почему человек может обходиться без пищи до двух месяцев, а без воды может прожить всего несколько дней?
-
5 слайд
З
Ответы:1) Большая часть нашей планеты покрыта солёной водой непригодной для питья, но даже пресная вода не вся пригодна.
2) Вся природная вода содержит примеси.
3) Примеси, содержащиеся в воде, можно разделить на нерастворимые и растворимые. От нерастворимых примесей воду можно очистить методами отстаивания и фильтрования. А от растворимых — дистилляцией (перегонкой). Кроме того, природная вода содержат различные микроорганизмы, чтобы от них избавиться применяют методы кипячения, озонирования, хлорирования, фторирования.
4) Большую часть тела человека составляет вода. Все биохимические процессы жизнедеятельности организма человека протекают с участием воды. Если вода не поступает в организм — это приводит к обезвоживанию, а нехватка 20% приводит к летальному исходу.
-
6 слайд
Кейс 2.
Название кейса: «Царская семья».
Предмет: биология 9 класс. Кейс к уроку по теме: «Генетика человека»
Возраст учащихся: 15 лет.
Тайминг: 10 минут.
Учебная цель кейса: формировать предметные, личностные результаты. Применять естественнонаучные знания, анализировать, интерпретировать данные и делать выводы.
Функциональная грамотность: естественнонаучная грамотность
Уровень грамотности: средний – обучающийся может интерпретировать данные, относящиеся к не слишком сложному набору данных, или в не вполне знакомых контекстах, получать адекватные выводы, вытекающие из анализа данных, давая обоснование своим выводам.
-
7 слайд
Задание 3. Царская семья
На уроках истории Саша узнал о трагедии царской семьи: царскую семью расстреляли в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в подвале дома инженера Николая Ипатьева в Екатеринбурге. Всего были убиты 11 человек: сам император Николай II, его жена Александра Федоровна, четыре дочери — Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, сын — цесаревич Алексей, их камердинер Алоизий Трупп, горничная Анна Демидова, а также семейный врач Романовых Евгений Боткин и повар Иван Харитонов.
Потом Саша прочитал, что останки пяти членов императорской семьи, а также их слуг, были найдены в июле 1991 года в окрестностях Екатеринбурга под насыпью Старой Коптяковской дороги. В ходе следствия по уголовному делу, которое вела Генпрокуратура России, останки были идентифицированы.
Сашу заинтересовал вопрос, как спустя столько лет, можно доказать, что найденные останки принадлежат членам царской семьи?
Предложите свой ответ на этот вопрос. -
8 слайд
Ответ.
Генети́ческая дактилоскопи́я, или ДНК-дактилоскопи́я, — система научных методов
биологической идентификации индивидуумов на основе уникальности последовательности
нуклеотидов ДНК каждого живого существа (за исключением однояйцевых близнецов), своеобразного
«генетического отпечатка», остающегося индивидуальным и неизменным на протяжении всей жизни
индивидуума (организма). Чтобы идентифицировать останки нужно было провести анализ ДНК, что
позволило определить родственников в захоронении, а затем сравнили ДНК останков с ДНК ныне
живущих родственников царской семьи для установления родства.
-
9 слайд
Кейс 3.
Название кейса: «Консерванты».Предмет: биология 6 класс. Кейс к обобщающему уроку по теме: «Бактерии»
Возраст учащихся: 12 лет.
Тайминг: 10-15 минут.
Учебная цель кейса: формировать предметные, метапредметные, личностные результаты. Давать научные объяснения явлений, вспоминать и применять естественнонаучные знания, анализировать, интерпретировать данные и делать выводы.
Функциональная грамотность: естественнонаучная грамотность
Уровень грамотности: низкий – обучающийся может опираться на базовые предметные знания для научного объяснения и интерпретации данных, может использовать базовые и широко известные естественнонаучные знания, чтобы сделать адекватный вывод по простому набору данных.
Контекст: понимание вопросов науки и технологий.
-
10 слайд
Задание 4. «Консерванты»
Текст.
Консерванты начали использоваться людьми ещё в древнем мире. Одной из целей консервации было длительное хранение пищевых продуктов. Наиболее используемыми консервантами в древнем мире были поваренная соль, мёд, дым, позже — винный уксус и этиловый спирт. Консервированию в непищевых целях подвергали также мумии царей и вождей и некоторые реликвии — в этом случае использовали мёд, воск, нефть, ароматические растения. Роль более-менее эффективных консервантов долгое время выполняли пряности и приправы, а позже — выделенные из них эфирные масла, некоторые смолы, продукты перегонки нефти, креозот. В XIX—XX веке химические консерванты природного и синтетического происхождения получили очень широкое применение в пищевой и парфюмерно-косметической промышленности. Использовали салициловую, бензойную кислоты и их соли.
Вопрос.Почему использование консервантов в пищевой промышленности увеличивают срок годности продуктов? Какие ещё способы продления срока годности продуктов питания вам известны? Ответ обоснуйте.
-
11 слайд
Ответ.
Продукты портятся в результате попадания на (в) них бактерий, плесневых грибов. Добавление консервантов делает среду на какое-то время непригодной для жизнедеятельности этих организмов, в результате чего срок годности продуктов увеличивается. Условия необходимые для роста и размножения бактерий, грибов — это тепло, влага, поэтому чтобы продлить срок хранения продукты замораживают, хранят в холодильнике, высушивают, стерилизуют. Кроме того, бактерии попадают на продукты питания из воздуха, поэтому вакуумная упаковка также способствует увеличению срока годности.
-
12 слайд
Спасибо за внимание!