-Локальные
-Местные
-Территориальные
-Региональные
-Федеральные
-Трансграничные
К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составил не более 1 тысячи минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона ее не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.
К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100 человек, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тысячи, но не более 5 тысяч размеров минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона ее не выходит за пределы населенного пункта, города, района.
К территориальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составил свыше 5 тысяч, но не более 0,5 миллиона минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона ее не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.
К региональной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 миллиона, но не более 5 миллионов минимальных размеров оплаты труда на возникновения чрезвычайной ситуации и зона ее охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.
К федеральной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 миллионов минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона ее выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации.
К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации.
2. Медико-санитарные последствия чрезвычайных ситуаций: определение понятия, поражающие факторы чрезвычайных ситуаций, понятие о людских потерях в чрезвычайных ситуациях, элементы медико-тактической характеристики чрезвычайных ситуаций.
2. Медико-санитарные последствия чрезвычайных ситуаций: определение понятия, поражающие факторы чрезвычайных ситуаций, понятие о людских потерях в чрезвычайных ситуациях, элементы медико-тактической характеристики чрезвычайных ситуаций.
Медико-санитарные последствия чрезвычайных ситуаций – это санитарные потери среди населения, нарушения психики у людей в очагах поражения, осложнённая санитарно-гигиеническая и эпидемиологическая обстановка в районе чрезвычайной ситуации, дезорганизация системы управления территориального здравоохранения, потери медицинских сил и средств.
Поражённые – это люди у которых в результате воздействия различных факторов при ЧС возникли патологические нарушения в состоянии здоровья и потребность в получении медицинской помощи.
Пострадавшие в ЧС – поражённые и лица понёсшие при ЧС материальные убытки, моральный ущерб, а также лица, у которых возникли психогенные и психосоматические нарушения психотического характера (неклинического уровня), отличающиеся синдромальной неоформленностью, кратковременностью и способностью к самокупированию.
Массовые потери – ЧС, в которой число поражённых, нуждающихся в экстренной медицинской помощи, превосходит возможности в своевременном её оказании имеющимися в зоне бедствия местными силами и средствами здравоохранения.
Общие людские потери – возникшие при ЧС потери подразделяются на: Безвозвратные потери -люди погибшие в момент возникновения ЧС, умершие до поступления на первый этап медицинской эвакуации (в мед. учреждение) и пропавшие без вести.
Санитарные потери – поражённые и заболевшие при ЧС или в результате ЧС.
медико-тактическую классификацию:
По этиологическому фактору:
а) Катастрофы техногенного характера:
— транспортные аварии .
— пожары, взрывы .
— аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ .
— аварии с выбросом радиационных веществ .
— аварии с выбросом биологически опасных веществ .
— гидродинамические аварии .
— аварии на системах жизнеобеспечения .
— внезапное обрушение зданий.
б) Катастрофы природного характера:
— геологические опасные явления .
— гидрометеорологические и гелиофизические опасные явления .
— природные пожары .
— особо опасные инфекции.
в) Катастрофы экологического характера, связанные с изменениями:
— состояния суши .
— состояния гидросферы .
— состава и свойств атмосферы.
г) Катастрофы социального характера, связанные со стихийной или плановой деятельностью людей:
— войны и военные конфликты .
— межнациональные конфликты .
— терроризм .
— общественные беспорядки и т.д.
По масштабу
Малые – 25-100 человек раненых и погибших или 10-50 человек нуждается в госпитализации .
Средние – 101-1000 человек раненых и погибших или 51-250 человек нуждается в госпитализации .
Большие – более1000 раненых и погибших или более 250 человек нуждается в госпитализации.
По механизму формирования потока:
— одномоментный — при возникновении потока санитарных потерь в течении минут, часов после катастрофы .
— пролонгированный — в течение нескольких дней .
— медленный — в течении недель, месяцев .
— отсроченный — при возникновении потока санитарных потерь спустя некоторое время (исчисляемое днями) после катастрофы.
По поражающим факторам природных и техногенных катастроф:
— динамический, механически воздействующий на человека и окружающую среду (взрывная волна, первичные и вторичные снаряды, предметы, придавливания разрушенными конструкциями зданий, укрытий, блиндажей и т.д.) .
— термический (высокая и низкая температура и т.д.) .
— радиационное излучение .
-аварийно-опасные химические вещества (АОХВ) .
— биологические (бактериологические) средства .
— психический компонент воздействия факторов катастрофы на человека .
— комбинированный.
По масштабу разрушений различают катастрофы следующих уровней:
— объектового .
— территориального .
— регионального .
— государственного .
— межгосударственного.
3. Определение, задачи и основные принципы построения и функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) перечень федеральных служб предупреждения и ликвидации РСЧС . понятие о постоянно действующих органах повседневного управления, органах обеспечения оперативного управления (пунктах управления), силах и средствах.
3. Определение, задачи и основные принципы построения и функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) перечень федеральных служб предупреждения и ликвидации РСЧС . понятие о постоянно действующих органах повседневного управления, органах обеспечения оперативного управления (пунктах управления), силах и средствах.
Для предупреждения ЧС и для ликвидации их последствий, обеспечения безопасности населения и снижения экономического ущерба в стране на основании Постановления Правительства РФ № 261 от 18 апреля 1992 года создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).
Постановлением Правительства №1113 от 5 ноября 1995 года была преобразована в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Основные задачи РСЧС
— Разработка и реализация правовых и экономических норм для обеспечения защиты населения и территорий от ЧС .
— Осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС .
— Постоянная готовность к действиям органов управления, сил и средств для ликвидации ЧС .
— Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты от ЧС .
— Подготовка населения к действиям при ЧС .
— Прогнозирование социально-экономических последствий ЧС .
— Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС .
— Государственная экспертиза, надзор и контроль в области защиты населения и территорий от ЧС .
— Ликвидация ЧС .
РСЧС объединяет органы управления, силы и средства:
n Федеральных органов исполнительной власти
n Органов исполнительной власти субъектов РФ
n Органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.
РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней:
n Федеральный
n Региональный
n Территориальный
n Местный
n Объектовый
Территориальные подсистемы РСЧС созданы в субъектах РФ (в республиках в составе России, краях и областях) для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий.
Функциональные подсистемы РСЧС (в министерствах и ведомствах) созданы федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности
Каждый уровень РСЧС имеет:
n Координирующие органы .
n Постоянно действующие органы управления (органы управления по делам ГО и ЧС) .
n Органы повседневного управления .
n Силы и средства .
n Резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
Координирующие органы РСЧС
n На федеральном уровне – Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти .
n На региональном уровне (охватывающем территории нескольких субъектов РФ) – региональные центры по делам МЧС.
n На территориальном уровне, охватывающем территорию субъектов РФ – комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ .
n На местном уровне (территория района, города, городского района) – комиссии по ЧС органов местного самоуправления .
n На объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, объектовые комиссии по ЧС.
Органы повседневного управления РСЧС:
n Пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС всех уровней .
n Дежурно-диспетчерские службы
Силы и средства РСЧС:
n Силы и средства федеральных органов исполнительной власти
n Силы и средства органов исполнительной власти субъектов РФ
n Силы и средства органов местного самоуправления и организаций, участвующих в мониторинге за состоянием окружающей среды, потенциально опасных объектов
Штатные силы и средства РСЧС
n Аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности.
n Они привлекаются для экстренного реагирования в случае возникновения ЧС
n Специально подготовленные силы и средства ВС РФ, других войск и воинских формирований привлекаются для ликвидации ЧС в порядке, определяемом Президентом РФ
n Силы и средства органов внутренних дел (МВД) привлекаются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами РФ
Нештатные силы и средства РСЧС:
n Решениями руководителей организаций на базе служб, организаций (строительных, медицинских, ремонтных, химических и др.) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования для проведения аварийно-спасательных работ
n Информационное обеспечение функционирования РСЧС осуществляется информационно-управляющей системой
Состав информационно-управляющей системы
n Центр управления в кризисных ситуациях МЧС
n Информационные центры федеральных органов исполнительной власти
n Региональные информационно-управляющие центры
n Информационно-управляющие центры органов управления по делам ГО и ЧС субъектов РФ
n Абонентские пункты городских и районных органов управления по делам ГО и ЧС
n Информационные центры организаций
n Средства связи и передачи данных.
Еще останется время:
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), представляющая собой государственную организационно-правовую структуру, объединяющую органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.