Существуют различные классификации детей с особенно- стями в развитии. В их основу положены различные критерии. Наиболее распространенными критериями являются следующие: причины нарушений . виды нарушений с конкретизацией их ха- рактера . последствия нарушений, которые сказываются в даль- нейшей жизни. 47 По характеру нарушений различают следующие категории: 1) глухие . 2) слабослышащие . 3) позднооглохшие . 4) незрячие . 5) слабовидящие . 6) лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата . 7) лица с нарушением эмоционально-волевой сферы . 8) лица с нарушением интеллекта . 9) лица с задержкой психического развития (труднообучаемые) . 10) лица с тяжелым нарушением речи . 11) лица со сложными недостатками развития. Есть более обобщенная классификация. В ее основе – груп- пировка вышеуказанных категорий нарушений в соответствии с локализацией нарушения в той или иной системе организма: 1) телесные (соматические) нарушения . 2) сенсорные нарушения (слух, зрение) . 3) нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, на- рушения движений, психические и речевые нарушения). По причинам возникновения нарушений различают: 1) врожденное нарушение развития . 2) несчастный случай, стихийное бедствие . 3) дорожно-транспортное происшествие . 4) экология . болезнь и др. Наиболее распространенной является классификация Б.П. Пузанова и В.А. Лапшина. 1. Дети с нарушением слуха и зрения: 1) с недостатками слуха: а) глухие (неслышащие) дети . б) слабослышащие (тугоухие) дети . 2) со стойкими дефектами зрения: а) слепые (незрячие) дети . б) слабовидящие дети. 2. Умственно отсталые дети и дети с задержкой психиче- ского развития: 1) умственно отсталые: а) олигофрения . б) деменция . 2) интеллектуальная недоразвитость: а) идиотия . б) имбецильность . в) дебильность. 48 3) с задержкой психического развития (ЗПР): а) ЗПР конституционного происхождения . б) ЗПР соматогенного происхождения . в) ЗПР психогенного происхождения . г) ЗПР церебрастенического характера. 3. Дети с тяжелыми нарушениями речи: 1) нарушения устной речи (дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия) . 2) нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия). 4. Дети с нарушением опорно-двигательной системы (ДЦП). 5. Дети со смешанным (сложным) дефектом (умственно отста- лые неслышащие или слабослышащие . умственно отсталые слабовидящие или незрячие . слепоглухонемые и т.д.). 6. Дети с искаженным развитием – психопатия, патология влечений.
Представленная информация была полезной? ДА 58.67% НЕТ 41.33% Проголосовало: 1050 |
|