Структура и признаки коммуникативного акта:
1) Социальный контекст: а) вид общения: личное, общественное, институциональное (формальное) – неформальное . б) национальность . в) территориальный вариант языка .
2) Социокультурные и демографические признаки коммуникативного акта: возраст . пол . социальное положение . позиции общения (роли, статусы) . отношения (превосходство, авторитет) . уровень и качество образования .
3) Параязыковые признаки коммуникативного акта: а) вокальные (паралингвистические): темп, ритм, громкость, тембр, паузация, особенности произношения, четкость артикуляции . б) невокальные: 1) кинесические: взгляд, мимика, жест . 2) проксемические: пространственное расположение . пространственно-временная позиция в акте общения .
4) Психофизиологические, волевые, личностные признаки говорящих: физическое состояние (комплекция) . состояние здоровья . волевые и иные качества характера . уверенность / неуверенность в себе . степень самооценки . настроение .
5) Окказиональные признаки (внутренняя структура говорящего): а) установки, мотивы, отношения . б) знания, умения . в) потребности, желания, предпочтения . г) чувства, эмоции . д) личная предрасположенность ек употреблению тех или иных форм . е) серьезный или шуточный настрой и пр.
|
|
6) Конкретная речевая интенция (цель речи): приказ, сообщение, эмоциональная оценка, заполнение коммуникативных пауз и пр.
7) Предмет коммуникативного акта: разговорный язык (не связан со специальной тематикой) – специальные языки (арго, жаргоны, сленги) (связаны со специальной тематикой) – язык художественной литературы (эстетически ориентирован) .
8) Канал связи: акустический (устная речь) – визуальный (письменная речь) . одноканальная – многоканальная (слух, зрение) . контактная – дистантная.
Коммуникативная ситуация – это ситуация речевого общения двух и более людей.Коммуникативная ситуация имеет определенную структуру. Она состоит из следующих компонентов:
1) говорящий (адресант) . 2) слушающий (адресат) . 3) отношения между говорящим и слушающим и связанная с этим 4) тональность общения (официальная – нейтральная – дружеская) . 5) цель . 6) средство общения (язык или его подсистема – диалект, стиль, а также паралингвистические средства – жесты, мимика) . 7) способ общения (устный/письменный, контактный/дистантный) . 8) место общения.
Специфика коммуникативного поведения русских: коммуникативные табу (речевые и тематические, жесткие и мягкие), коммуникативные стереотипы (жесткие и мягкие)… Доминантные способы общения русских (общительность, коллективность, доминантность, категоричность, эмоциональность, нелюбовь к официальному общению, бытовая неулыбчивость, многотемность и др.)
|
|
PR-тексты: а) для внешней аудитории
Письмо.Информационный релиз.Приглашение.Проспект – особым обр слож лист глянц бумаги или полукарт с текстом и иллюстр на обеих стор листа . выделяют проспект–визитн карточку орг-ии, проспект-заказ, просп-инструкцию, просп-календарь.Брошюра – малоформатная печатн продукц или маленьк книжка.Листовка – листок бумаги с текстом или иллюстр.Заявка.Предложение.Речь.Выступление
2) для внутренней аудитории
Отчет.Информационный листок – письм матер для внут использ. с целью информ и мотив сотр-ов и получ обр связи. Медиа-план – планир размещ коммуник обращений в СМИ, включает медиа-задачу, медиа-стратегию, медиа-тактики, медиа-карту.Медиа-карта – база данных каналов передачи инф.Пресс-дайджест – подборка печатн материалов, связ с имиджем и деят-ю орг-ии, с инф врем выхода и кр содерж.
Не контролируемые организацией тексты, предназначенные для СМК
письмо в редакцию.пресс-релиз. Виды: 1) новостн пр-рел – сообщ, содерж новость для шир аудитор . 2) пр-рел-анонс – кор сообщ о предст меропр с пригл журн-ов прин в нем участие . 3) пр-рел-технич. сообщ. – разв инф о прод или усл часто в сопост с аналогами . предназнач для специализир изданий . 4) пр-рел-объявл – самодост инф не предпол провед каких-л меропр, а в ряде случ – и публикации, м касаться кадр перестановок, измен адреса….бэкграундер – инф базового характера, не явл новостью или сенсацией: о профиле деятельности, планах, ист орг-ии, излож содерж док-ов, описание тов и услуг, статистич данные… инф, дополн новостной пресс-релиз..биографическая справка – фактич инф о должностном лице орг-ии, фирмы или соц-знач персоне. Типы биогр: 1) биогр-конспект – события в хронол порядке, осн внимание – фактам и датам. 2) биогр-рассказ – предст данные о человеке, имеющ опр образованиеи успешн карьеру, а не сухое перечисл фактов. 3) биогр- повествов – отличается отсутствием биогр данных.факт-лист – кор док-т, отраж профиль орг-ии, должн лица или события.статья.заявление – краткое сообщ о позиции орг-ии.медиа-кит – набор, пакет, комплект для СМИ, содерж неск видов мат-ов, полезн для СМИ, предн для ответа на наиб вероятн вопр прессы о каком-л событии
Коммуник императивы- ком действия, необх в силу принятых норм и традиций в конкр сит общения. Коммуник поведение- реализуемые в ком-ции правила и трад общения 1)той/иной лингвокульт общности,2)некот гр-пы носителей яз, объед по к-л признаку или 3)отд индивида. Структура коммуник повед: ментальность, верб и неверб повед, доминант особ-ти общения, нац символизм. Коммуник табу- коммуник трад избегать опред яз выражений(реч табу) или тем(темат табу) в общении в опред сит
