Муниципальноеавтономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 23»
Принято на заседании кафедр естественно-математических дисциплин, гуманитарных дисциплин Протоколы № 3 от 6.02.2023г. |
Утверждено приказом директора МАОУ Гимназия № 23________И.Х.Кутейникова Приказ № 37-од от 09.02.2023г. |
КОМПЛЕКСНАЯРАБОТА
Контрольно-измерительныематериалы
дляобучающихся 6 классов
разработал
педагог-библиотекарь:
Окольникова ИринаСергеевна
Спецификация
контрольно-измерительных материалов длякомплексной работы для обучающихся 6 классов
1.Назначение контрольно-измерительныхматериалов для комплексной работы для обучающихся 6 классов (далее – КИМ).
КИМ проводятся в форме комплексной работы.
Цель проведения комплексной работы по функциональнойграмотности — определение уровнясформированности читательской,математической, естественно-научной, финансовой грамотностии глобальных компетенций у обучающихся6-х классов.
2.Характеристика структуры и содержанияКИМ.
Работа состоитиз двух текстов и 14 заданий к ним. Задания для проверки навыков читательскойграмотности, математической, естественно-научной, финансовой грамотностии глобальных компетенций с выбором одного или нескольких верныхответов из предложенных вариантов, с кратким ответом на установлениесоответствия позиций, с заполнением таблиц, в которых нужно записать ответы,требующие логического мышления.
Содержательнаяобласть оценки: 1. Чтение для личных целей
Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать текст
Контекст: личный
Тип текста: сплошной (рассказ)
Уровень сложности: средний
Объектоценки: умение понимать фактологическую информацию
3.Продолжительность работы
Время выполнения работы – 40 минут.
4.Система оценивания выполнения заданий иработы в целом с ответами
1-3 задания для проверки знаний по читательскойграмотности
Задание 1
Балл |
Содержание критерия |
1 |
Дан один из следующих ответов: «на пастбище», «основной разговор происходил на пастбище», «за деревней», «в поле», «на дороге в поле», «на дорожной меже», «среди природы». Допустимые варианты: «пастбище», «на поле» |
0 |
Другой ответ или ответ отсутствует. |
Задание 2
Балл |
Содержание критерия |
1 |
Выбран ответ 2 (Потому что Афоня не сразу смог понять то, что объяснял дед). |
0 |
Выбран другой вариант ответа или ответ отсутствует. |
Задание 3
Балл |
Содержание критерия |
2 |
Выбраны ответы: 3 (Он сам, как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь), 5 (Он думал о том, как рождаются из сыпучего скучного песка голубые, красные, жёлтые счастливые цветы, поднявшие к небу свои добрые лица) и никакие другие. |
1 |
Выбран один из двух верных ответов, никакие другие не выбраны ИЛИ выбраны два верных ответа и один неверный ИЛИ выбран один верный и один неверный. |
0 |
Выбраны другие варианты ответа или ответ отсутствует. |
4-6 задания на проверку математическойграмотности
Содержательнаяобласть оценки: пространство и форма
Компетентностная область оценки: интерпретация данных и использование
научных доказательств для получения выводов
Контекст: местный
Уровень сложности: средний
Формат ответа: задание с выбором одного верного ответа
Системаоценивания:
Задание 4
Балл |
Содержание критерия |
1 |
Дан ответ: 2,8. |
0 |
Другой ответ, или ответ отсутствует. |
Задание 5
Балл |
Содержание критерия |
2 |
Отмечены ответы: 3 (№3), 4 (№4) и никакие другие. |
1 |
Отмечен один из верных ответов и никакие другие. |
0 |
Другой ответ, или ответ отсутствует. |
Задание 6
Балл |
Содержание критерия |
2 |
Дан ответ 312,5 р. и приведено объяснение, подтверждающее этот ответ вычислениями или описывающее словами алгоритм нахождения процентов, например, «5 % от 6250 – это 6250 х 0,05= 312,5»; ИЛИ 6250 х 0,05= 312,5 ; ИЛИ « = 312,5»; ИЛИ «найти 0,95 от 6250 и вычесть это число из 6250»; ИЛИ «6250 разделить на 100 и умножить на 5». |
1 |
Дан верный ответ, а объяснение неполное, но в нем нет неверных действий или утверждений, например, «найти 5 % от 6250». |
0 |
Другой ответ, включая случай, когда дан верный ответ, а объяснение неверное или отсутствует, или ответ отсутствует. |
Задания7-9 для проверки естественно-научной грамотности
Содержательная область оценки: живыесистемы
Компетентностная область оценки: выявление математических способностей
Контекст: Личный
Уровень: средний
Системаоценивания
Задание7
Балл |
Содержание критерия |
1 |
Выбран ответ 1 (Из-за питания отравленным мёдом). |
0 |
Выбран другой вариант ответа, или ответ отсутствует. |
Задание8
Балл |
Содержание критерия |
1 |
Выбран ответ 1 (Опыление растений). |
0 |
Выбран другой вариант ответа, или ответ отсутствует. |
Задание9
Балл |
Содержание критерия |
2 |
Отражена основная мысль: для сохранения урожая необходимо уничтожение организмов, которые угрожают жизни растения (насекомых, грибов, бактерий), могут поедать части растения/плодов, а удобрения только улучшают питание растения. Нет, одни удобрения не смогут помочь сохранить урожай. Мысль может быть отражена в любых формулировках, не искажающих общего смысла. |
1 |
Отражена основная мысль: наличие одних удобрений не поможет в таком случае спасти урожай, но не приводится объяснений об инсектецидах/пестицидах. |
0 |
Другой ответ, или ответ отсутствует. |
Задания10-12 для проверки знаний по финансовой грамотности
Содержательнаяобласть оценки: Покупки
Компетентностная область оценки: Оценка финансовых проблем
Контекст: Досуг и отдых
Уровень: средний
Задание10
Балл |
Содержание критерия |
1 |
Выбран ответ 4 <Как купить всё необходимое и уложиться в бюджет?>. |
0 |
Выбран другой вариант ответа, или ответ отсутствует. |
Задание11
Балл |
Содержание критерия |
2 |
Выбраны ответы: 2 <У одного и того же товара, как правило, несколько продавцов, можно выбрать того, кто предлагает товар по самой низкой цене>, 4 <Маркетплейсы предлагают систему бонусов и скидок для постоянных клиентов> и никакие другие. |
1 |
Допущена 1 ошибка. |
0 |
Выбраны другие варианты ответа, или ответ отсутствует. |
Задание12
Балл |
Содержание критерия |
1 |
|
0 |
|
Задания13-14 для проверки знаний глобальной компетенции
Содержательнаяобласть оценки: глобальные проблемы
Компетентностнаяобласть оценки: оценивать информацию
Контекст:общественный
Уровеньсложности: средний
Задание13
Балл |
Содержание критерия |
||||||||||||||||||
2 |
Ответы: Содержит – НЕ содержит – Содержит – Не содержит – Содержит
|
||||||||||||||||||
1 |
Выбраны верно 4 ответа; допущена одна ошибка ИЛИ выбраны верно 4 ответа, один ответ не выбран. |
||||||||||||||||||
0 |
Выбраны другие варианты ответа, или ответ отсутствует. |
Задание14
Балл |
Содержание критерия |
2 |
Выбраны ответы: 1 (Во многих странах на законодательном уровне закреплена необходимость сортировки мусора), 3 (Сейчас работает много заводов, которые перерабатывают пластик и производят нужные вещи), 4 (Мы не используем пластиковые пакеты, когда идём в магазин. Всегда с собой многоразовая сумка) и никакие другие. |
1 |
Выбраны любые два правильных ответа, другие ответы не выбраны. |
0 |
Выбраны другие варианты ответа, или ответ отсутствует. |
Максимальноеколичество баллов, которое может набрать учащийся за выполнение работы – 21
Перевод баллов вуровень
.
баллы |
уровни |
21-19 |
повышенный |
18-10 |
базовый |
9-1 |
недостаточный |
Инструкция для обучающихся
Вам предстоит выполнить заданияолимпиады по функциональной грамотности. Олимпиада состоит из 14 заданий.
В работе тебе встретятся разные задания с выборомодного или нескольких верных ответов из предложенных вариантов, с краткимответом на установление соответствия позиций, с заполнением таблиц, в которыхнужно записать ответы, требующие логического мышления.
В работе будут задания, в которых надо записатьрешение или краткий ответ и объяснение этого ответа.
Внимательно читай задания!
Одни задания покажутся тебе легкими, другие –трудными. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи кследующему. Если останется время, можешь ещё раз попробовать выполнитьпропущенные задания.
Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, тозачеркни его и обведи или запиши тот ответ, который считаешь верным.
На выполнение работы дается 40 минут.
Желаемуспеха!
Комплексная работа по функциональнойграмотности
6классы
Прочитайте текст и выполните задания к нему
Цветокна Земле
— Ты скажи мне про всё!
СтарыйТит взял Афоню за руку, и они пошли из избы наружу. Там солнце высоко стояло нанебе и освещало зреющий хлеб на полях и цветы на дорожной меже́.
Дедповёл Афоню полевой дорогой, и они вышли на пастбище, где рос сладкий клевердля коров, травы и цветы. Дед остановился у голубого цветка, терпеливо росшегокорнем из мелкого чистого песка, показал на него Афоне, потом согнулся иосторожно потрогал тот цветок.
— Это я сам знаю! — протяжно сказалАфоня. — А мне нужно, что самое главное бывает, ты скажи мне про всё! А этотцвет растёт, он не всё!
Дедушка Тит задумался и осерчал на внука.
— Тут самое главное тебе и есть!.. Тывидишь — песок мертвый лежит, он каменная крошка, и более нет ничего, а каменьне живёт и не дышит, он мёртвый прах. Понял теперь?
«— Нет, дедушка Тит», — сказал Афоня. —Тут понятного нету.
—А цветок, ты видишь, жалкенький такой, а он живой, и тело себе он сделал измёртвого праха. Стало быть, он мёртвую сыпучую землю обращает в живое тело, ипахнет от него самого чистым духом. Вот тебе и есть самое главное дело на беломсвете, вот тебе и есть, откуда всё берётся. Цветок этот — самый святойтруженик, он из смерти работает жизнь.
— А трава и рожь тоже главное делают? —спросил Афоня.
— Одинаково, — сказал дедушка Тит.
— А мы с тобой?
— И мы с тобой. Мы пахари, Афонюшка, мыхлебу расти помогаем.
Афонязадумался среди трав и цветов. Он сам, как цветок, тоже захотел теперь делатьиз смерти жизнь; он думал о том, как рождаются из сыпучего скучного пескаголубые, красные, жёлтые счастливые цветы, поднявшие к небу свои добрые лица идышащие чистым духом в белый свет.
(По А.Платонову)
Вопрос 1. Гдепроисходит основной разговор деда и внука?
Запишите свойответ. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Вопрос2. Почемудедушка Тит осерчал на Афоню?
Отметьте одинверный вариант ответа.
o Потомучто Афоня сорвал цветок.
o Потомучто Афоня не сразу смог понять то, что объяснял дед.
o Потомучто Афоня не хотел продолжать семейную традицию и становиться пахарем.
o Потомучто Афоня задавал слишком много вопросов.
Вопрос3. Какиепредложения говорят о том, что Афоня смог понять смысл того, что ему сказалдедушка?
Отметьте всеверные варианты ответа.
o А мне нужно, что самое главное бывает, ты скажи мнепро всё!
o Афоня задумался среди трав и цветов.
o Он сам, как цветок, тоже захотел теперьделать из смерти жизнь.
o Он думал о том, как рождаются из сыпучего скучногопеска голубые, красные, жёлтые счастливые цветы, поднявшие к небу свои добрыелица.
Математическаяграмотность
Ковроваядорожка
НедавноМарина решила, что в её комнате около кровати нужно положить ковровую дорожку.Марина измерила свободное место прямоугольной формы около кровати и получиларезультат 140 см х 200 см.
Вопрос 4.Если ковровая дорожка займёт всё свободное место, то какова будет её площадь? Ответзапишите в квадратных метрах.
Ввыходной день Марина с родителями поехала в магазин «Мир ковров и ковриков». Внём был большой выбор, поэтому Марина выбрала несколько вариантов понравившихсяковровых дорожек и записала данные о них в таблицу.
№ ковровой дорожки |
Ширина (см) |
Длина (см) |
Цена за 1 м2 |
1 |
200 |
200 |
1500 рублей |
2 |
130 |
200 |
4000 рублей |
3 |
140 |
200 |
2000 рублей |
4 |
125 |
200 |
2500 рублей |
Родителипредложили Марине потратить на покупку не более 7 000 рублей. Размерысвободного места прямоугольной формы около её кровати 140 см х 200 см.
Вопрос5. Какие две ковровыедорожки Марина может выбрать с учётом этих условий?
Отметьте дваварианта покупки.
o 1
o 2
o 3
o 4
КогдаМарина уже постелила около кровати ковровую дорожку, ей попалось на глазарекламное объявление в газете – «Распродажа ковровых дорожек». Оказалось, чтодорожку, похожую на ту, что Марина купила за 6250 рублей, можно было купить на5 % дешевле.
Вопрос 6. Насколько рублей дешевле обошлась бы Марине покупка?
Запишите свойответ в виде числа. ____________
Естественно-научная грамотность
Пчелиныебеды
Вовсём мире интенсивно применяются химические средства для сохранения урожая отвредителей и болезней. Эти средства стали незаменимыми участниками посевныхмероприятий в агропромышленности, а также используются на дачных участках. Врезультате проводимых вблизи пасеки химических обработок сельскохозяйственныхкультур часто гибнут пчелиные семьи. И несмотря на то, что с июня 2021 годавступил в силу закон «О пчеловодстве в Российской Федерации», это не спасает отгибели миллионы пчёл. «Кошмар! Что же это делается!» – раздался крик откуда-тос улицы.
Вопрос 7.Известно, что трутни и матка не контактируют с обработанными химикатамирастениями. По какой причине, в таком случае, наступает их гибель?
Отметьте один верный вариантответа.
o Из-за питания отравленным мёдом
o Трутни и матка получают дозу пестицидов при облететерритории
o Погибают от летальных мутаций
o Теряют способность производить мёд
Олесяс трудом открыла глаза и, зевая, вышла из дома во двор своего дачного участка.Оказалось, это бабушка сокрушалась над погибшими в улье пчёлами.
Вопрос 8.Выберите из списка главную роль пчёл в природе.
Отметьте одинверный вариант ответа.
o Опылениерастений
o Изготовлениемёда
o Участиев пищевой цепочке
o Борьбас насекомыми-вредителями
Вцелях увеличения урожая в развитых странах обрабатывают около половины посевныхплощадей специальными веществами – пестицидами и инсектицидами. Вместе с пылью,подземными и наземными водами ядохимикаты распространяются повсеместно ипредставляют повышенную экологическую опасность. Наибольшую опасность для пчёлпредставляют инсектициды – средства, предназначенные для борьбы с вредителями(насекомыми).
Вопрос 9.Помогутли удобрения сохранить урожай, если не обрабатывать растения пестицидами иинсектицидами? Объясните свой ответ.
Запишите свой ответ._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Финансоваяграмотность
Маркетплейс
Семья Серебряковых в пятницу вечеромсобралась за ужином.
«–Хочу вам всем напомнить, что завтра нам нужно будет сделать покупки на неделювперёд», – сказала мама. – Нужно составить список покупок и понять, куда заними поехать.
– Список получится большой, и в одноммагазине это вряд ли купишь, – задумчиво сказала мама. – Придётся потратитьмного времени на покупку всего, что нам нужно.
– А что, если найти такой магазин, вкотором есть все эти товары? – предложил Саша.
– Не думаю, что это возможно, – ответилпапа. – К тому же не будем забывать о важности приемлемых цен и наличия скидок.
– «И не стоит забывать, что важнавозможность выбора, нужен такой магазин, чтобы было много разного товара», –сказала старшая сестра Инна. А если заказать все товары на маркетплейсе? –предложила Инна.
Вопрос 10. Какая финансовая проблема стоит перед семьёй Серебряковых?
Отметьте одинверный вариант ответа.
o Какпотратить меньше времени на покупки?
o Какнайти магазин с большим разнообразием товаров?
o Какуменьшить список покупок?
– «Я тоже слышала о таком способе делатьпокупки», – сказала мама. – Маркетплейс – это такой сайт, через который разныемагазины могут продавать свои товары. Покупатель делает заказ, и ему привозятвсе товары на дом. Сайт один, а продавцов много.
– А если заказать всетовары на маркетплейсе? – предложила Инна.
– «Я тоже слышала о таком способе делатьпокупки», – сказала мама. – Маркетплейс – это такой сайт, через который разныемагазины могут продавать свои товары. Покупатель делает заказ, и ему привозятвсе товары на дом. Сайт один, а продавцов много.
Как купить всё необходимое и уложиться вбюджет?
Вопрос 11. Какие преимущества покупокна маркетплейсе можно назвать финансовыми?
Отметьте все верные вариантыответа.
o Можно заказать разные товары, за которыми пришлось быехать в несколько магазинов
o У одного и того же товара, как правило, несколько продавцов,можно выбрать того, кто предлагает товар по самой низкой цене.
o На маркетплейсе огромный выбор товара, можно дажекупить вещи, которых нет в магазинах, например, одежду из прошлых коллекций.
o Маркетплейсы предлагают систему бонусов и скидок дляпостоянных клиентов.
Все товары можнозаказать с доставкой на дом, не придётся тратить время на поездку в магазины. Ачто, если товар привезут не тот, который я заказывал? Или он будет плохогокачества? В магазине я сам могу внимательно рассмотреть товар, а тут толькокартинка в интернете. Можно ли будет товар вернуть? – спросил папа. – Яслышал, что существуют особые правила возврата товара при дистанционном способекупли-продажи.
Маркетплейс: правила возвратаприобретенных товаров
Товары можно вернуть втечение 30 дней, если:
o Товар надлежащего качества, но вам не подошёл размер, вызаказали несколько вариантов на выбор или просто не понравилось, как смотритсятовар.
o Товар ненадлежащего качества – пришла подделка, товар неработает или присутствуют видимые повреждения.
Исключение – товары надлежащего и ненадлежащего качества,которые можно вернуть в течение 7 дней:
o парфюмерия и косметика;
o книги, брошюры, альбомы, нотные издания,календари, буклеты;
o предметыличной гигиены, например, зубные щётки, расчёски, заколки, парики.
Вопрос 12. В каком случае будетвозможно вернуть товар и деньги за него при условии покупки на маркетплейсе?
Отметьте«Можно вернуть» или «Нельзя вернуть» для каждой ситуации.
Ситуация |
Можно вернуть |
Нельзя вернуть |
Мама получила заказанные сапоги для Саши. На следующий день Саша их примерил, и они оказались малы. |
¡ |
¡ |
Через две недели после покупки Инна решила примерить заколку для волос и увидела, что она сломана. |
¡ |
¡ |
Через два дня папа, читая заказанную книгу, обнаружил несколько пустых непропечатанных страниц. |
¡ |
¡ |
Глобальныекомпетенции
Мытоже участвуем
Каждый может и должен внести свой вклад,чтобы сохранить природу на планете: президенты и премьер-министры, мэры,руководители предприятий, общественные лидеры, школьники. Каждый может бытьгероем по-своему.
Наше общество супергероев принимает меры,чтобы сохранить природу. Среди нас «Зелёный проводник», «Модельер», «Эксперт поэнергетике» и другие герои. Супергерои учат всех людей заботиться об окружающейсреде. Они выполняют важные миссии.
Зачемнам нужен «Зелёный проводник»? Он сохраняет растения здоровыми и не позволяетим пропадать даром. Пришло время позаботиться о природе. Один из способовзащитить природу – сократить количество отходов, которые мы производим.Считается, что в природе не существует такого понятия, как мусор. Производятмусор люди, и наш мусор часто оказывается на свалках или в океане, озёрах иреках.
Знаетели вы, что одна треть всех производимых продуктов питания теряется илипортится? Это означает затрату ресурсов, таких как земля, вода, электроэнергия,необходимых для производства продовольствия. Сокращая количество пищевыхотходов, вы можете сэкономить деньги, сократить выбросы парниковых газов ипомочь сохранить ресурсы для будущих поколений.
Покупайте овощи, которые имеют неидеальную форму,выглядят некрасивыми, ведь если вы их не купите – их выбросят. Покупка местныхпродуктов питания в сезон также помогает окружающей среде, поскольку снижаетпотребность в перевозках.
Вопрос13. На уроке школьники обсуждали вопрос о том, чтобольшое количество продуктов питания, которые производят люди, теряется илипортится. Они составили список вопросов, ответы на которые содержатдополнительную информацию по этой проблеме.
Ответына какие вопросы содержат дополнительную информацию о потерях продуктов питанияи их изучении?
Отметьте «Содержит» или «НЕсодержит» для каждого вопроса.
Вопрос |
Содержит |
НЕ содержит |
Как учёные подсчитывают, какое количество продуктов питания производится во всём мире ежедневно или за год и сколько пропадает? |
¡ |
¡ |
Какие сельскохозяйственные продукты выращивают в нашем регионе? |
¡ |
¡ |
Какая доля выращенных овощей остаётся на полях при уборке урожая? |
¡ |
¡ |
Какая часть территории суши занята мусорными свалками? |
¡ |
¡ |
Какова доля продуктов питания, которые были произведены, но испортились при хранении на складах? |
¡ |
¡ |
Людиимеют разные точки зрения на возможность сократить количество мусора, которыйпроизводит общество.
Вопрос14. Какие из перечисленных высказываний принадлежат людям, считающим, чточеловечество может уменьшить количество мусора и уже принимает меры для этого?
Отметьте всеверные варианты ответа.
o Во многих странах на законодательном уровне закрепленанеобходимость сортировки мусора.
o Наша планета большая, можно для свалок мусора найтималозаселённые места, там они никому не будут мешать.
o Сейчас работает много заводов, которые перерабатываютпластик и производят нужные вещи.
o Мы не используем пластиковые пакеты, когда идём вмагазин. Всегда с собой многоразовая сумка.
o Выброшенные продукты питания не засоряют почву, дажемогут сделать её более плодородной.
или сдавая старуюодежду на переработку, вы можете экономить воду и сокращать количество отходов