Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Концепция природопользования
Антропогенные изменения окружающей среды -
2 слайд
Дескриптор:
Определяют, в какой из них количество высотных поясов будет наибольшим
Указывают два довода
Вызов. В таблице приведены сведения о трёх вымышленных горных системах. Используя данные таблицы, определите, в какой из них количество высотных поясов будет наибольшим.
Укажите два довода. Если Вы укажете больше двух доводов, оцениваться будут только два, указанные первыми. -
3 слайд
Цель урока:
11.3.2.1. Классифицировать антропогенные изменения окружающей среды -
4 слайд
Роман «Плаха» (стр. 95-96)
Можно ли сказать, что проблемы и параллели, проведенные между стаей волков и человеческим обществом, актуальны и сегодня?
Как вы думаете, почему роман Плаха звучит как предостережение?
Массовая гибель сайгаков в Казахстане в 2015 г. привела к катастрофическому уменьшению поголовья сайги на территории республики.
К началу июня 2015 года погибло около 134 тысяч сайгаков на территории трех регионов страны (Костанайская, Актюбинская и Акмолинская области), в то время как в 2014 году общее количество сайгаков в Казахстане составляло около 256 700 особей. -
5 слайд
Классификация природопользования
Природопользование
Рациональное
Нерациональное
Деятельность человека, обеспечивающая
экономное использование
природных ресурсов
и условий
Деятельность человека, ведущая к истощению
и исчезновению
природных ресурсов
и загрязнению
окружающей среды -
6 слайд
Последствия потребительского отношения к природе
Загрязнение – физико-химическое изменение состава природного вещества
Истощение природных ресурсов
Разрушение – образование районов с полностью или частично деградированной природной средой -
7 слайд
Антропогенное воздействие —
это прямое или опосредованное влияние человеческого общества на природу, приводящее к точечным, локальным или глобальным ее изменениям -
8 слайд
Антропогенное воздействие на природу
Тип хозяйства — присваивающий
Собирательство
Охота
Рыболовство
Земледелие
Разведение скота
Тип хозяйства — производящий
Тип хозяйства — индустриальный
Добыча природных ресурсов
Загрязнение поверхностных вод
Вырубка лесов
Засоление и опустынивание земель
Сокращение численности и видов животных и растений -
9 слайд
Антропогенные воздействия по генезису,
глубине и площади распространения,
времени действия и характеру приложения
Целенаправленные и стихийные
Прямые и косвенные
Длительные и кратковременные
Точечные и площадные -
10 слайд
Антропогенные воздействия на природу
по экологическим последствиям
Отрицательные
Положительные
Воспроизводство природных ресурсов
Полезащитное лесоразведение
Рекультивация земель на месте разработок полезных ископаемых
Восстановление запасов подземных вод
Высадка зеленых насаждений
Ирригационные системы
Системы очистных сооружений
Создание заповедников и природных парковВсе виды воздействий человека, угнетающих природу:
промышленные выбросы и отходы
сточные воды
выхлопы транспортных средств
использование удобрений и химикатов
техногенные аварии
вырубка лесов
загрязнения нефтью и нефтепродуктами
браконьерство и незаконная охота -
11 слайд
Виды антропогенного воздействия на природу
Разрушительное
Конструктивное
Стабилизирующее
Необратимая утрата качеств природной среды
Восстановление утраченных качеств природной среды
Целенаправленное антропогенное воздействие
с учетом возможных негативных последствий -
12 слайд
Антропогенные изменения окружающей среды
Изменения структуры земной поверхности
Изменения химического состава природной среды
Нарушение естественного круговорота вещества
и энергетического баланса
Изменение теплового баланса и шумовое загрязнение
Исчезновение и изменение мест обитания
животных и растений
Изменение в биоразнообразии природных ресурсов -
13 слайд
Изменения структуры земной поверхности
Эрозия почв, опустынивание, выветривание, отвалы рудников и шахт, карьеры, буровые скважины, инфраструктурная нагрузкаРезультат: сокращение плодородных площадей и пашни
-
14 слайд
Нарушение естественного круговорота веществ и энергетического баланса
Нарушение круговорота углерода и кислорода из-за массового сжигания углеводородов, перераспределение влияния глобального процесса фотосинтеза по регионам мира из-за сведения лесов, изменение круговорота азота из-за массового притока сельскохозяйственных биологических отходов в природную средуРезультат: экосистемы Земли не успевают перерабатывать огромные массы веществ и нарушается их устойчивость
-
15 слайд
Изменение химического состава природной среды
Повышение солёности почв, разрушение гумусового слоя, открытые и закрытые свалки бытовых и биологических отходов, кислотные дожди
Результат: накопление вредных веществ в почве и живых организмах -
16 слайд
Изменение биоразнообразия:
Увеличение численности населения
Регулярные выбросы вредных элементов в атмосферу
Превращение природных ландшафтов в сельскохозяйственные объекты
Использование химических веществ в земле
Загрязнение водоемов и почвы
Строительство дорог и коммуникаций
Браконьерство
Эксперименты по скрещиванию видов растений и животных
Разрушение экосистем
Экологические катастрофы, вызванные людьми
Результат:
сокращение видового состава биоценозов
изменение ареала обитания видов животных и растений -
17 слайд
4 закона Барри Коммонера
В 1970-х годах биолог и эколог
Барри Коммонер изложил в виде
простых афоризмов
четыре правила экологии,
благодаря которым он
приобрел широкую известность.
Коммонеру удалось научно
объяснить опасность
легкомысленного отношения
к окружающей среде -
18 слайд
Первый закон
«Все связано со всем»
Этот принцип иллюстрирует огромное количество связей между находящимися в экосистеме живыми существами и окружающей средой, биосферой и обществом, компонентами множества экосистем.
Человек должен предвидеть все возможные последствия
своего вмешательства в природу -
19 слайд
Второй закон
«Все должно куда-то деваться»
Второй закон основывается принципе перераспределения бытового мусора
и безотходного производства -
20 слайд
Третий закон
«Природа знает лучше»
Основан на теории эволюции
Существующие в современном мире организмы и комбинации –
результат долгого процесса эволюции и естественного отбора -
21 слайд
Четвертый закон
«Ничто не дается даром»
Глобальная экологическая система или биосфера представляют собой единое целое, в котором каждый выигрыш является потерей,
но, с другой стороны, все взятое у природы должно быть компенсировано
Закон рационального природопользования -
22 слайд
-
23 слайд
-
24 слайд
-
25 слайд
Проверь себя
Найдите соответствие проблем -
26 слайд
Подведение итогов
-
27 слайд
Выводы
Под влиянием антропогенных воздействий, естественная биота экосистем перестала служить гарантом устойчивого развития
Влияние антропогенной деятельности наиболее явно прослеживается в повышении отрицательной роли таких процессов, как загрязнение и истощение природных ресурсов, неблагоприятные изменения климата, разрушение и смена экосистем
Воздействуя на один компонент природной среды, человек может изменить и другие, что приведет к нарушению целостности географической оболочки -
28 слайд
Проверь себя:
1. Главным виновником химического загрязнения воды является:
1) водная эрозия; 2) ветровая эрозия; 3) человек; 4) гниение растений.
2. Причиной обмеления малых рек является:
1) севообороты; 2) глубокая вспашка; 3) вырубка лесов; 4) строительство дорог
3. Научно-технический прогресс:
1) должен развиваться с учетом законов природы;
2) должен устанавливать новые законы развития природы;
3) не должен учитывать законы природы;
4) развивается вне зависимости от развития природы..
4. В крупных городах основным источником загрязнения воздуха являются:
1) тепловые электростанции; 2) предприятия нефтехимии;
3) предприятия строительных материалов; 4) автотранспорт.
5. Экологически чистые источники энергии:
1) тепловые электростанции; 2) дизельные двигатели;
3) атомные электростанции; 4) солнечные батареи. -
29 слайд
Проверь себя:
6. Самые крупные экологические катастрофы связаны с авариями в промышленности:
1) атомной; 2) нефтедобывающей;
3) химической; 4) металлургической.
7. Главный виновник уничтожения озонового слоя:
1) угарный газ;2) фреон;
3) углекислый газ; 4) сернистый газ.
8. Основная причина кислотных дождей – наличие в атмосфере Земли:
1) угарного газа; 2) углекислого газа;
3) сернистого газа; 4) аэрозолей.
9. Созданию парникового эффекта способствует наличие в атмосфере Земли:
1) углекислого газа; 2) сернистого газа;
3) фреона; 4) аэрозолей.
10. Массовая гибель рыбы при разливе нефти в водоемах связана с уменьшением в воде:
1) световой энергии; 2) кислорода;
3) углекислого газа; 4) солености. -
30 слайд
Проанализируйте карту и укажите страны,
которые по загрязненности лидируют и страны, в которых жить безопасно -
31 слайд
Интернет ресурсы
https://newseu.cgtn.com/news/2021-04-27/Billions-of-tons-of-carbon-dioxide-emissions-are-underreported—ZNW4zEp2g0/img/cae13795ee53402fb905e23f09f432ff/cae13795ee53402fb905e23f09f432ff.jpeg
https://yablor.ru/media/images/top/original/environmental-crisis.jpg
https://storage.myseldon.com/news_pict_8A/8A043DC211661B59A4F79DD64B7DD35D
https://дагжизнь.рф/wp-content/uploads/2021/09/opustynivanie-zemel.jpg
https://img.lada.kz/2015-09/1441279698_img-20150903-wa0028.jpg
https://kgd.ru/media/k2/galleries/83259/Qez3uEYBQng.jpg
https://fb.ru/media/i/2/5/5/0/3/6/i/255036.jpg
https://www.guides.kz/wp-content/uploads/2019/09/First-President-park-7.jpg
https://aquaculturemag.com/wp-content/uploads/2018/01/Fish-farm-hero.jpg
http://www.cac-program.org/images/Aral-Sea-land-reclamation.jpg
https://ecobloger.ru/wp-content/uploads/2018/02/1-3.jpg
http://900igr.net/up/datai/88596/0031-003-.jpg
https://firebasestorage.googleapis.com/v0/b/hamelin-eu/o/observations%2F6Sf3st8GydDzw0JKsUFf%2Fgallery%2Fthumb%40640_160439523528901erosionenaccionbardenasreales13102012jpg?alt=media
https://pbs.twimg.com/media/EBHXBhyW4AAIRRo.jpg
https://rukadastr.ru/wp-content/uploads/2019/09/oboi-landshaft.1024×600.jpg
https://rusinfo.info/wp-content/uploads/2/f/2/2f233f42c200875c64e382b8af7cff28.jpg
https://islam.ru/sites/default/files/img/2017/nauka/ecology_islam05_0.jpg
https://special.kubsu.ru/sites/default/files/news/2016-08-13-2.jpg
https://i.pinimg.com/originals/47/47/5f/47475f8fb858e5876f56e3bdc96d6b3a.gif
https://www.el-info.ru/wp-content/uploads/2016/06/knowstartup-smartgrid11.png
Каймулдинова К.Д. , Абилмажинова Б.Ш. География. Учебник для 11 класса ЕМН – Алматы: Мектеп, 2020
Бейкитова А.Б., Шакирова Н.Д. Методическое руководство по географии для учителей 11 классов ЕМН – Алматы: Мектеп, 2020
![Анастасия](/wp-content/uploads/2023/11/expert.webp)