X-PDF

Конфликт в Западной Сахаре (с 1975 г.): общая характеристика

Поделиться статьей

Западная Сахара (прежнее название Испанская Сахара, историческое название: Рио-де-Оро – Вади-Захаб – «Золотая речка» и Сегиет-эль-Хамра – «Красный ручей») – регион в Северной Африке.

Площадь – примерно 252120 км². На севере граничит с Марокко, на северо-востоке границич с Алжиром, на востоке и юге граничит с Мавританией, тогда как с запада омывается Атлантическим океаном.

В конце XIX в. в ходе колониального раздела Африки регион отошёл к Испании, что было подтверждено на Берлинской конференции 1884 г. После этого Западная Сахара была известна под названием «Испанская Сахара».

Летом 1886 г. под эгидой Испанского общества Коммерческой Географии Хулио Сервера Бевера, Фелипе Риццо и Франциско Кирога прибыли в колонию Рио-де-Оро, где они провели топографические и астрономические исследования на этой территории. Эта экспедиция считается первой научной экспедицией в эту часть Сахары. Границы колонии не были четко определены до подписания договора между Испанией и Францией в начале XX в.

В 1904 г. была создана колония под названием Рио-де-Оро. В 1912 г. при разделе Марокко на 2 протектората (французский и испанский) южная часть бывших марокканских территорий получила статус отдельной колонии Мыс Хуби при условии, что в случае обретения французским Марокко независимости она будет возвращена вместе с Испанским Марокко независимому марокканскому государству. В 1920 г. из состава Рио-де-Оро на юге была выделена другая колония – Агуэра. А в 1924 г. все три колонии были объединены под общим названием Испанская Сахара. Эти территории управлялись отдельно от Испанского Марокко и не были его частью.

Оккупация области в 1884 г. Испанией немедленно вызвала упорное сопротивление туземных сахарских племен. В 1904 г. вспыхнуло восстание в городе Смара во главе с шейхом Ма аль-Айнином, которое было подавлено только после 1910 г.

После получения независимости Марокко постоянно заявляло территориальные претензии на Западную Сахару. В 1958 г. после Войны Ифни территории двух испанских колоний (Ифни и Испанская Сахара) были значительно сокращены в пользу Марокко, в частности, Испанская Сахара потеряла Мыс Хуби (фактически были восстановлены границы, существовавшей до 1920-х годов колонии Рио-де-Оро). В связи с опасениями потерять оставшуюся часть своих колоний, Испания предоставила колониям Ифни и Испанская Сахара статус «заморских провинций», используя это в дальнейшем как аргумент против деколонизации.

Регион являлся испанскими владениями («африканская провинция») Рио-де-Оро и Сегиет-эль-Хамра с 1958 по 1976 гг., когда оказался разделён между Мавританией и Марокко. В 1979 г. Западная Сахара была полностью оккупирована Марокко.

В 1967 г. испанские власти создали местный орган управления – Генеральную ассамблею Западной Сахары (Джамаа).

Рост национализма среди населения Западной Сахары привёл к созданию 10 мая 1973 г. Народного фронта за освобождение Сегиет-эль-Хамра и Рио-де-Оро, известного по своей испанской аббревиатуре ПОЛИСАРИО. Сразу же после своего образования фронт ПОЛИСАРИО развернул вооружённую борьбу против испанцев. В 1973-1975 гг. в Западной Сахаре велась малоинтенсивная партизанская война.

В 1975 г. Испания приняла решение отказаться от своей колонии.

6 ноября 1975 г. по призыву короля Марокко Хассана II был организован так называемый Зелёный марш, массовая демонстрация, когда 350000 безоружных марокканцев, среди которых были женщины и дети, по призыву короля собрались в южном городе Тарфая и, размахивая марокканскими флагами и знамёнами, фотографиями короля и кораном, с криками: «Верните нам Марокканскую Сахару!», перешли по его команде воображаемую границу, не встречая сопротивления, поскольку испанским войскам было приказано не стрелять во избежание кровопролития. С этого дня официально началась марокканская аннексия Западной Сахары, ввод на эту территорию регулярных сил марокканской армии с целью оккупации территории и предотвращения возможного противодействия как со стороны Алжира, так и со стороны местных повстанцев из Полисарио. Этот памятный день 6 ноября 1975 г. похода марокканцев в северную часть Испанской Сахары с целью аннексии этой территории, организованного королём Хассаном II, стал национальным праздником Марокко.

Южная часть (1/3) Западной Сахары отошла Мавритании. Впоследствии, в 1979 г. после отказа Мавритании от прав на южную часть Западной Сахары последняя была полностью оккупирована Марокко . эта территория, большую часть которой Марокко сейчас контролирует, рассматривается как свои так называемые Южные провинции.

18 ноября 1975 г. Испания вывела свою администрацию и подписала Мадридские соглашения, после чего Марокко и Мавритания поделили территорию между собой. Мавритания позже вывела свои войска из Западной Сахары и отказалась от территориальных притязаний на неё.

Мадридские соглашения – договор, подписанный между Испанией, Марокко и Мавританией об окончании испанского присутствия на территории Испанской Сахары, которая до подписания данного соглашения была её провинцией и бывшей колонией. Они были подписаны в Мадриде 14 ноября 1975 г., хотя они никогда не были опубликованы на Boletín Oficial del Estado. Данные соглашения противоречат Закону о деколонизации Западной Сахары, ратифицированному испанским парламентом 18 ноября 1975 г. Причиной подписания соглашений должно стать последующее разделение данной территории между Марокко и Мавританией.

В ответ на это Фронт ПОЛИСАРИО 27 февраля 1976 г. провозгласил создание независимой Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР) и начал боевые действия уже против войск арабских стран.

27 февраля 1976 г. Фронт ПОЛИСАРИО, ведущий партизанскую войну против марокканских войск при поддержке Алжира, провозгласил Западную Сахару независимым государством под названием Сахарская Арабская Демократическая Республика (САДР). САДР в разное время была признана 84 государствами мира, из них 24 позже разорвали отношения или отказались от признания. САДР является членом Африканского Союза (бывшая Организация африканского единства) с 1984 г. Президент САДР, генеральный секретарь Фронта Полисарио (с 1976 г.) – Мохаммед Абдельазиз.

В настоящее время Западная Сахара остаётся спорной территорией между Марокко, осуществляющим управление над территорией, и Фронтом Полисарио, представляющим интересы коренного населения Западной Сахары и выступающим за её независимость.

На территории Западной Сахары существует Сахарская Арабская Демократическая Республика (САДР) – частично признанное государство, не контролирующее на сегодняшний день большую часть территории, на которую претендует.

Власти САДР контролируют восточную часть Западной Сахары, именуемую как Свободная зона, которая простирается узкой полосой между возведённой Марокко системой оборонительных валов, именуемой властями САДР «Стеной позора», и восточной границей Западной Сахары.

16 октября 1975 г. по просьбе Генеральной Ассамблеи ООН Международный суд в Гааге принял консультативное заключение, в котором указывалось, что эта территория в доколониальные времена не была «терра нуллиус» (ничьей землей), признавалось существование ранее определенных связей между племенам этой территории как с королем Марокко, так и с племенами Мавритании. Однако, по мнению Международного суда, эти связи не могут препятствовать осуществлению населением Западной Сахары своего права на самоопределение.

Требуя проведения референдума о судьбе территории, ООН отказывается как согласиться с оккупационной аннексией Западной Сахары Марокко, так и признать самопровозглашённую САДР с принятием в свой состав.

Согласно международному праву регион имел и имеет право на независимость. В частности, сам факт аннексии Западной Сахары является нарушением Декларации ООН № 1514 «О предоставлении независимости колониальным странам и народам», а именно: «…отказав жителям Испанской Сахары в проведении референдума, Марокко и Мавритания нарушили статью 1 («все народы имеют право на самоопределение . в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус»), статью 5 («во всех &lt .…&gt . территориях, ещё не достигших независимости, должны быть незамедлительно приняты меры для передачи всей власти народам этих территорий») . разделив Западную Сахару на 2 части Марокко и Мавритания нарушили статью 6 (всякая попытка, направленная на то, чтобы частично или полностью разрушить национальное единство и территориальную целостность страны, несовместима с целями и принципами Устава Организации Объединённых Наций) . долгосрочная задержка при подготовке в проведении референдума со стороны мирового сообщества нарушает статью 2 («недостаточная политическая, экономическая и социальная подготовленность или недостаточная подготовленность в области образования никогда не должны использоваться как предлог для задержки достижения независимости») . все государства мира, признающие Западную Сахару частью Марокко нарушают статью 7 («все государства должны строго и добросовестно соблюдать положения &lt .…&gt . настоящей Декларации»)».

Существенно, что в течение 1975-1991 гг. на территории Западной Сахары продолжались военные действия.

Война в Западной Сахаре – вооружённый конфликт, связанный с борьбой Фронта ПОЛИСАРИО за независимость Западной Сахары сначала – от Испании, а позднее – от Марокко и Мавритании. Война продолжалась с 1975 по 1991 гг. и завершилась подписанием перемирия с условием проведения референдума по вопросу о независимости. В силу различных трудностей объективного и субъективного характера референдум по-прежнему не проведён.

Дата: 1975-1991 гг. Место: Западная Сахара, Мавритания, Марокко. Причина: стремление населения Западной Сахары к независимости от Испании . попытка Мавритании и Марокко аннексировать Западную Сахару. Итог: прекращение испанского контроля и отказ Мавритании от территориальных претензий . перемирие с Марокко.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

Фронт ПОЛИСАРИО получал оружие и финансовые средства от Алжира,, от Кубы, ряда национально-освободительных движений мира, и, до 1983 г., от Ливии. Это позволило фронту ПОЛИСАРИО вести эффективные партизанские действия. Это привело к быстрому выходу из войны Мавритании, страны с малочисленной армией и слабой экономикой. Даже поддержка Франции, направившей в страну эскадрилью истребителей-бомбардировщиков «Ягуар» своих национальных ВВС (операция «Ламантин», декабрь 1977 г. – июль 1978 г.), не помогла переломить ход боевых действий.

В 1978 г. группа уставших от войны офицеров мавританской армии при поддержке французской разведки совершила переворот и сразу же заключила с фронтом ПОЛИСАРИО соглашение о прекращении огня.

В августе 1979 г. был подписан мирный договор, по условиям которого Мавритания отказалась от своих прав на часть территории Западной Сахары, признала САДР и вывела свои войска.

После выхода из войны Мавритании та часть Западной Сахары, которая должна была отойти ей, сразу была оккупирована Марокко. И в военном, и в экономическом плане Марокко была гораздо более сильным противником, чем Мавритания. Партизаны продолжали активно пользоваться поддержкой Алжира, боевые действия приняли затяжной характер. Марокканский воинский контингент в Западной Сахаре превысил 100 тыс. человек.

Чтобы прекратить проникновение партизан с алжирской территории, марокканцы в 1981 г. начали строительство стены в районах, прилегающих к границе. Это сооружение получило название «Марокканская стена» (фронт ПОЛИСАРИО называет её «стеной позора») и в целом позволило марокканским войскам установить контроль над значительной частью Западной Сахары.

Общая протяжённость сооружений «Марокканской стены» – более 2500 км. В общей сложности построено шесть крупных линий и две малых. Основу каждого вала составляет песчано-каменная насыпь высотой около трёх метров. Вдоль стен расположены минные поля, заграждения из колючей проволоки, сенсорные системы для обнаружения нарушителей, артиллерийские посты и взлётно-посадочные полосы. Оборудованы радарные мачты, просматривающие территорию вне стен, система постоянно патрулируется.

Строительство было официально завершено 16 апреля 1987 г. Сооружение укреплений проходило в несколько этапов: первая стена отгородила от остальной территории Западной Сахары крупнейший город Эль-Аюн, город Смара и места добычи фосфатов в районе Бу-Краа. После этого было сооружено ещё пять стен, в результате чего под марокканским контролем оказалась бо́льшая часть территории, называемой правительством этой страны Южными провинциями. Силы фронта ПОЛИСАРИО контролируют преимущественно незаселённую территорию южнее и восточнее заградительных сооружений, называемую ими Свободной зоной. Лагеря беженцев из Западной Сахары и лагеря фронта ПОЛИСАРИО расположены на западе Алжира в районе Тиндуфа.

Фактически, строительство валов привело к оформлению ситуации в Западной Сахаре в её современном патовом виде.

Тем не менее, действия партизан не прекращались, хотя интенсивность военных действий никогда не достигала уровня начала 1980-х годов. Стороны оказались в патовом положении.

После нескольких встреч короля Марокко Хасана II с руководством фронта ПОЛИСАРИО в 1989 г., 6 сентября 1991 г. при посредничестве ООН было заключено перемирие, по условиям которого Марокко обязалась провести в Западной Сахаре референдум по вопросу независимости. В Западной Сахаре была развёрнута миротворческая миссия ООН.

План урегулирования – соглашение, подписанное 6 сентября 1991 г. между Фронтом ПОЛИСАРИО и Марокко по организации референдума, который будет представлять собой выражение самоопределение народа Западной Сахары, ведущее либо к полной независимости или интеграция с Королевством Марокко. Это привело к прекращению огня, которое остается в силе и по сей день, и создание миротворческой миссии ООН, созданных для контролирования соглашения о прекращении огня и организации референдума.

Оно было основано на более раннем предложении мира Организации африканского единства (ОАЕ), но на этот раз организованное Организацией Объединенных Наций. Впервые представленный в 1980 г. и в 1990 г. в резолюции Совета Безопасности ООН №658, план был подписан в 1991 г. Референдум должен был пройти в 1992 г., но этого не произошло, так как обе стороны не договорились о том, кому должно быть позволено голосовать.

Таким образом, проблема, связанная со статусом Западной Сахары, до сих пор остается неурегулированной.

Многочисленные попытки установить мирный процесс и разрешить конфликт пока привели лишь к прекращению огня, но не к политическому урегулированию ситуации.

В 2006 г. появилась Марокканская инициатива по Западной Сахаре или План автономии для Западной Сахары – инициатива, предложенная Марокко как возможное решение конфликта.

В 2006 г. Королевский консультативный совет по делам предложил план автономии Западной Сахаре и сделал визиты в ряд стран, чтобы объяснить предложения. Испанский подход к региональной автономии была названа в качестве возможной модели автономии Западной Сахары, отметив, в частности, случаи Канарских островов, Страны Басков, Андалусии и Каталонии. Этот план был представлен Совету Безопасности ООН в апреле 2007 г. и получил поддержку со стороны США и Франции.

Эта инициатива является основной идеей марокканского предложения на переговорах в Манхассете.

Переговоры в Манхессете (известны также под названием Манхессет I, II, III и IV) – серия переговоров из четырёх раундов в Манхессете, штат Нью-Йорк, между правительством Марокко и представителями фронта ПОЛИСАРИО, выступающими за независимость Западной Сахары, с целью разрешения конфликта в Западной Сахаре. Это были первые прямые переговоры между враждующими партиями за семь лет. На переговорах присутствовали также представители соседних государств, Мавритании и Алжира.

Переговоры явились прямым последствием резолюции Совета Безопасности ООН №1754 от 30 апреля 2007 г., которая предлагала обеим сторонам конфликта «вступить в прямые переговоры без предварительных условий и с добрыми намерениями». Резолюция также продлила Миссию ООН по проведению референдума в Западной Сахаре (МИНУРСО) до 31 октября 2007 г.

Первый раунд переговоров состоялся 19-20 июня 2007 г., после чего обе стороны согласились возобновить переговоры. Второй раунд (10-11 августа 2007 г.) не принёс прорывов, но стороны согласились встретиться ещё раз. Во время третьего раунда (8-9 января 2008 г.), стороны договорились о «необходимости перейти к более интенсивной и основательной фазе переговоров». Четвёртый раунд прошёл с 18 марта по 19 марта 2008 г. Переговоры проходили при посредничестве Питера ван Валсума, посланника Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна по Западной Сахаре.

Переговоры в Манхессете являются третьей попыткой найти мирное решение конфликта в Западной Сахаре.

В 1991 г. было принято соглашение о прекращении огня, предполагавшее проведение в 1992 г. референдума по вопросу самоопределения Западной Сахары (предполагался выбор между присоединением к Марокко и независимостью). Из-за разногласий о том, кто сможет принять участие в референдуме, последний был отложен. Фронт ПОЛИСАРИО заявил, что Марокко стимулировало переселение в Западную Сахару большого количества нелегальных поселенцев, чтобы уравновесить голоса коренного населения. Он настаивал, чтобы регистрация голосующих проходила на основании переписи населения, проведённой Испанией непосредственно перед уходом из Западной Сахары. Марокко утверждало, что переселенцы являются коренным населением Западной Сахары и должны принять участие в референдуме.

В 1997 г. при посредничестве США Марокко и фронт ПОЛИСАРИО заключили так называемое Хьюстонское соглашение, которое снова запустило процесс организации референдума. Его предполагалось провести в 1998 г. Миссия МИНУРСО, которой была поручена организация, завершила предварительную регистрацию избирателей в 1999 г. В предварительный список вошли около 85 тысяч избирателей. Марокко выразило протест против исключения большого количества людей, утверждавших, что они являются коренным населением Западной Сахары, но лишённых права голоса после собеседований с инспекторами МИНУРСО. Впоследствии Марокко отказалось признать результаты предварительной регистрации и подало 130 тысяч индивидуальных апелляций. Это завело переговоры в тупик.

Другое решение были предложено Специальным посланником Генерального секретаря ООН Джеймсом Бейкером в 2001 г. как План Бейкера I, который был принята Марокко, но отвергнут фронтом ПОЛИСАРИО, а план Бейкера II в 2003 г. был отклонен Марокко, но принят Алжиром, фронтом ПОЛИСАРИО и Советом Безопасности ООН. В июне 2004 г. Джеймс Бейкер ушел со своего поста посланника ООН в Западной Сахаре.

После 2000 г. возобновились попытки спасти мирный процесс, наиболее значительной из которых был план Бейкера. Он предусматривал полные избирательные права для всех лиц, живущих на территории Западной Сахары, включая тех, которых фронт ПОЛИСАРИО считал переселенцами. Выводы комиссии МИНУРСО по предварительной регистрации игнорировались. Первоначальный план Бейкера был энергично поддержан Марокко, но вызвал серьёзное недовольство фронта ПОЛИСАРИО и поддерживающего его Алжира. После этого план не был принят Советом Безопасности ООН. Второй, более детальный вариант плана был одобрен резолюцией №1495 Совета Безопасности ООН летом 2003 г., и с осторожностью поддержан фронтом Полисарио, предположительно после давления со стороны Алжира. Однако план был категорически отвергнут Марокко из-за того, что при голосовании предлагался вариант полной независимости Западной Сахары. После вступления на трон Мухаммеда VI в 1999 г. Марокко отказалось признать ранее принятые соглашения о возможности независимости Западной Сахары. Фронт ПОЛИСАРИО заявил, что отказ Марокко от переговоров означает также отказ от соглашения 1991 г. о прекращении огня, но не возобновил военные действия.

Мирный процесс снова был остановлен, после чего Марокко сообщило, что готовит предложение об автономии Западной Сахары под суверенитетом Марокко. Фронт ПОЛИСАРИО согласился поместить автономию как третий вариант при голосовании на референдуме, но отказался обсуждать возможность референдума, в бюллетене которого не было бы варианта полной государственной независимости, так как такой референдум не мог бы реализовать самоопределение в юридическом смысле этого термина.

Будущее Западной Сахары является спорным. С 1963 г. ООН рассматривает данную территорию как колонию и предлагает самоопределение в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №1514.

Организация Объединенных Наций рассматривает Западную Сахару как несамоуправляющуюся территорию, т.е. ожидает формальной деколонизации. Он признает, прагматично, что Марокко сегодня контролирует большую часть ее де-факто, но ни Генеральная Ассамблея, ни любой другой орган ООН никогда не признала её как составляющих либо суверенитета или юридическое административной власти (например, можно было бы провести к статусу колонии). Законности этих соглашений были оспорены Генерального секретаря по правовым вопросам и Юридической консультации Организации Объединенных Наций, Хансом Корелла, в важном заключение о законности нефти соглашений, подписанных Марокко по данным территориям.

Правовой Отдел ООН по делам заявил в 2002 г.: «Мадридские соглашения не передали суверенитета над территориями, не наделили ни одну из подписавших статусом управляющей державы – статус, который Испания сама по себе не может в одностороннем порядке передать. Передача административных полномочий на территории Марокко и Мавритании в 1975 году, не влияют на международный статус Западной Сахары в качестве несамоуправляющейся управляемой территории»ю

Территория юридически не находится в чей-либо правовой зоне: Мадридские соглашения не передавали никаких предусмотренных законных полномочий Марокко, но Испания, административная власть, не осуществляет это влияние де-факто, в связи с прекращения его присутствие там в 1976 г. ООН утверждает, что акт самоопределение народа территории должны решить, какой статус она должена преобрести в конечном счете.

Марокко продолжает претендовать на всю территорию, заявляя её как неотъемлемую часть своей территории, в силу Мадридского соглашения и продолжает управлять всеми территориями под свой контролем. В то же время, фронт ПОЛИСАРИО объявив в 1976 г. в Алжире себя как основное правительство в изгнании Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР), которая в свою очередь, отрицает, что Мадридские соглашения состоялось без участия сахарских представителей, а на деле управления только небольшой его части. Эта организация, в то время как и контроль Марокко над территорией непризнан ООН, была признана в качестве единственного официального представителя народа Западной Сахары в Африканском союзе (АС). Мавритания вышла из конфликта полностью с 1979 г.

В настоящее время в зоне конфликта поддерживается режим прекращения огня. Соглашения 1991 г. предусматривали проведение в Западной Сахаре референдума по вопросу о независимости, однако возникла неясность с избирательными правами населения страны. Референдум постоянно откладывался, и его перспектива до сих пор остаётся неясной. В Западной Сахаре по-прежнему находятся военные силы Марокко и фронта ПОЛИСАРИО.

Таким образом, конфликт окончательно не урегулирован. При этом, фронт ПОЛИСАРИО несколько раз заявлял о готовности возобновить боевые действия, если возникнет такая необходимость.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет