X-PDF

Конспект по литературному чтению на тему: Н.Н.Носов Живая шляпа

Поделиться статьей

 

 

Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение

«Охотниковскаясредняя школа»

 

 

Использованиесовременных образовательных технологий на уроке литературного чтения во 2классе с учётом требований ФГОС

 

 

 

 

Уроклитературного чтения во 2 классе с использованиемигровых технологий и технологий развитиякритического мышления.

Тема:Н.Н.Носов «Живая шляпа»

 

 

 

 

 

                        Подготовила

                                                  учитель начальных  классов

                                                               МБОУ «Охотниковская средняя школа

                                                       Гасанова Тамила Наримановна

 

 

 

 

Тема: «Живая шляпа» Н.Н.Носов

Класс: 2

Предмет: литературное чтение

Тип урока: урок  открытиянового  знания.

Форма: урок в технологии РКМЧП (технология развитиякритического мышления через чтение).

Цели: создать условия для ознакомления срассказом Н.Носова «Живая шляпа»; способствовать развитию навыков чтения,умения воспринимать информацию на слух.

Задачи:

 образовательные: способствоватьформированию целостного представления об основной идее рассказа; содействоватьформированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло,сознательно и правильно читать; создать условия для выразительного чтения;

 развивающие: формироватькоммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественногопроизведения; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтениипроизведения; 

воспитательные: воспитание нравственныхчувств и этического сознания: способствовать сплочению детского коллектива,установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощии взаимной поддержке, осознанию обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки.

Технология: объяснительно –иллюстративного обучения; словесной продуктивной и творческой деятельности;педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия); информационно -коммуникативная технология.

Методы организации учебного пространства: словесный,наглядный, практический

Формы организации учебного пространства: фронтальная,групповая, в пара.

Ресурсы: Ноутбук, мультимедиа,презентация к уроку, раздаточный материал, учебник «Литературное чтение» 2класс, автор Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., иллюстрации к произведению, портретписателя, аудиозапись произведения.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент.

 

 

Психологический настрой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Речевая разминка

 

 

 

 

 

2.Проверка дом.задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Создание проблемной ситуации.

(мотивация)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Сообщение темы, постановка целей урока.

Выявление места и причины затруднения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Открытие новых знаний.

А) стадия осмысления.

 

 

 

Б) первичное закрепление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Физ. минутка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Включение в систему знаний и повторений.

 

 

 

 

 

 

9.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 Самостоятельное чтение рассказа детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.Подведение итогов урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Домашнее задание.

 

 

 

13.Рефлексия.

Приветствую  обучающихся, проверяю их готовность к уроку. Создаю эмоциональный настрой на урок.

Сядем ровно,

Ноги вместе,

Руки мы кладем на стол.

Начинаем разговор!

 

-Покажите с каким настроением вы пришли на урок?

 

-Сегодня я  хочу пожелать, чтобы вам на уроке было комфортно, уютно, чтобы вы с удовольствием работали, помогали своим товарищам, получили много полезной и нужной информации.

 

 

Вот у тёплой печки кот

Песенку свою поёт:

День сегодня за окошком

Хмур, хмур, хмур…

Подремлю в тепле немножко,

МУР, МУР, МУР…

(прочитайте  выразительно, в медленном темпе, затем с ускорением, с разной интонацией, скороговоркой).

 

-Ребята, вспомните какое произведение Н. Носова мы читали на прошлом уроке и вы должны были читать дома? Правильно.

-А сейчас мы проверим, как внимательно вы дома читали этот рассказ.

Откройте тетради. Запишите число

И проведем с вами тесты по дом.заданию

1. Какую сказку читали дети?

А)Колобок

Б)Три поросенка

В)Волк и семеро козлят

2. Из чего сделали домик ребята?

Из одеяла

Из пледа

Из подушек

3. Без чего в домике ребят было грустно?

Без окон

Без дверей

Без подвала

4. Почему Петя закричал?

Его схватили за ногу

Он ударился об Валю

Домик сломался

5. Петя предположил, что его испугал

серый волк

бурый медведь

рыжая лиса

6. Куда убежали дети?

На кухню

На улицу

В коридор

7. Кто на самом деле напугал Петю?

А.Мама    б.Папа      в) Валя

8. Кто сломал домик?

Валя     б)Петя       Мама

9. Кто сидел в домике детей?

Мама   Папа      в)Никто

10. После этого дети …

А)перестали играть

продолжили играть

пошли обедать

 

Б, А, А, А, А, В, В, Б, В, А.

Оцените себя на оценочном листе.

 

 

Читаю  стихотворение, держа в руках шляпу.

Шляпа — лучший друг на свете

Знают взрослые и дети.

При ярком солнце выручает

И быть модной помогает.

От дождя и снега спрячет,

Пожелает нам удачи!

-А кто из вас знает, что такое шляпа?

-А сейчас послушайте, как значение слова «шляпа» трактуется в толковом словаре.( слайд 4)

(ШЛЯПА- ГОЛОВНОЙ УБОР С ВЫСОКИМИ ПОЛЯМИ.

По Ожегову)

-Какие бывают шляпы?

 

-Давайте поиграем в игру «Чья шляпа?»

Я буду показывать вам шляпы, а вы будете отгадывать кому она принадлежит.

(показывает картинки шляп, после отгадки детьми, показывает хозяина головного убора).

Организую диалог с учащимися, подвожу их к формулированию цели урока

-Произведение, с которым мы сегодня познакомимся на уроке, написал один замечательный писатель. Имя его вам известно. Мы с ним знакомились на предыдущих уроках.

-Да, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ НОСОВ

(вывешивается портрет писателя)

-Но прежде вспомним основные моменты из биографии Н.Носова.

( Графический диктант.

Если согласны-+, не согл.-)

-Правда ли, что…

-Николай Носов родился в Одессе?

 

-Отец писателя тоже был писателем?

 

-Первый рассказ Николая Носова был написан для дочери?

 

-Герои произведений Н.Носова были взрослые?

 

-Писатель был участником Великой Отечественной войны?

-Информацию о любом писателе можно найти только в библиотеке?

— произведения этого писателя весёлые, юмористические смешные,?

Проверим: -,-,-,-,+,-,+.

Оцените себя на оценочном листе.

 

-Давайте поработаем над кластером. Вам необходимо соотнести названия к автору.

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/02/14/s_58a2e22339865/s561288_0_1.jpeg

«Сказка о рыбаке и рыбке»

-Почему «Сказка о рыбаке и рыбке» не соотнесли с автором?

 

-Осталось ещё одно название «Живая шляпа».

-Что же нам с ним делать?

 

-Давайте. А как вы думаете, почему так назван рассказ?

-А хотели бы вы об этом узнать?

 

— Вы верите в то, что шляпы бывают живые? Аргументируйте свои высказывания.

 

-Ребята, по вашему мнению, можно ли по названию данного произведения определить, о чём же пойдет речь?

-Какую же задачу мы перед собой поставим?

 

-Но прежде, чем мы начнём, знакомится с произведением Н.Носова «Живая шляпа», давайте вспомним значения некоторых слов.

-Что такое КОЧЕРГА?( слайд 12-14)

-Кто объяснит значение слова КОМОД?

-Каким словом можно заменить слово ТРЕСНУТЬ?

-А слово ПЛЮХНУТЬ?

Заранее делю текст на смысловые части.

-Ребята. Сейчас мы будем слушать аудиозапись.

Чтение 1 части – до слов «Что-то плюхнулось, упало»

— Что плюхнулось на пол?

 

Чтение 2 части — до слов «Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли»

-Что же так испугало ребят?

-Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми. Докажите словами из текста.

-Тогда что их так напугало?

-Предположите, смогут ли ребята побороть свой страх?

Чтение 3 части — до слов «сейчас я её как тресну клюшкой»

-Чей прогноз оправдался?

-А кто из мальчиков оказался посмелей: Володя или Вадик? Обоснуйте ответ.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

-Как поведут себя мальчики дальше?

Чтение 4 части-до слов «шляпа как подскочит кверху»

Ёлка

 

-Предположите, чем закончится произведение.

Чтение заключительной части.

-Какие чувства испытали мальчики, когда узнали секрет шляпы?

Так в чем же заключается главная мысль рассказа?

*Верно..учись справляться со своим страхом, и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации.

 

-Ребята, а сейчас мы проверим, насколько внимательны вы были при работе с произведением Н.Носова «Живая шляпа»

-А теперь поработаем.

-Каждая группа сейчас получит задание.

Будьте внимательны при выполнении работ.

КОНВЕРТЫ НА СТОЛАХ.

Задание №1( работа в группах)

-расположите данные картинки в соответствии с развитием сюжета рассказа Н.Носова «Живая шляпа»

— Закончили работу. А сейчас проверим правильность выполнения своих заданий.

Задание №2 (работа в парах)

Продолжи.

ВОЛКОВ БОЯТЬСЯ – ……В ЛЕС НЕ ХОДИТЬ.

СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ – ….ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ.

У СТРАХА …..ГЛАЗА ВЕЛИКИ.

-Какая из пословиц подойдёт к произведению. Объясните ответ.

 

-Давайте почитаем текст по цепочке.

-Теперь можем выполнить ещё одно задание.

 

Задание №3 (работа в парах)

Прочитав авторские слова, вы должны, используя слова для справок, вписать в таблицу, какое чувство испытывали герои.

-Давайте посмотрим, что у вас получилось.

-Вернемся к вашим высказываниям и посмотрим, есть ли совпадения в ваших ответах с замыслом автора.

 

 

-Как называется рассказ, который мы читали?

-Кто написал?

 

Приходилось ли вам испытывать страх?  Случались ли с вами такие необычные истории, кода было страшно, а затем смешно? (страх перерос в смех). Плохо смеяться над ошибками и неудачами товарищей. Важно научиться видеть по-настоящему  «смешное»  в жизни, уметь самому посмеяться над собой. В этом помогают нам рассказы Носова.

-Можете ли посоветовать друзьям прочитать это произведение?

 

-Знаете ли вы, ребята, что при помощи шляпы можно выражать и злость, и радость?

-Может, слышали выражение «ШАПКАМИ ЗАБРОСАТЬ»?

(В старину так действительно поступали с человеком, на которого сердились, высказывали своё презрение к его плохому поступку.) Но при помощи головных уборов выражали радость и восторг. Их бросали вверх. Чем больше радость, тем выше летели шапки и шляпки.

Сейчас мы проверим, «Внимательный ли ты читатель?»

1.Как звали котенка?

а).  Мурзик

б). Васька

в). Матроскин

2.Что делал котенок в начале рассказа?

а). сидел на полу возле комода

б). спал на диване

в). играл с мальчиками

3.Как звали мальчиков-героев рассказа?

а). Иван Иванович и Степан Степанович

б). Толя и Коля

в). Володя и Вадик

 

4.Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?

а). огурцы

б). картофель

в). помидор

 

5.Почему автор назвал рассказ «Живая шляпа?»

а). она была волшебная

б). под ней сидел котенок

в). шляпу дергали за веревочку

Взаимопроверка

проверьте и оцените себя.

Б А В ББ

Предлагаю вам дома:

-прочитать текст по ролям

-попробовать его пересказать

Нарисовать рисунок, каким вы представили себе котенка.

Ребята, я предлагаю вам выразить свое отношение к нашему уроку и разукрасить шляпы: я доволен, у меня всё получилось Хочу знать больше.-зеленым, у меня не всё получилось, но я постараюсь-желтым, ничего не понятно на уроке  – красным.

 

 

 

 

 

Слушают стихотворение.

 

 

 

Показывают смайлики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают своё мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т. д.)

 

 

 

Дети анализируют и доказывают, чей головной убор.

 

 

 

 

 

Анализ, синтез, поиск информации, доказательствовысказывание

предположений

НОСОВ

 

 

 

Отвечают на поставленные вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-нет, недалеко от Киева в Украине

-нет, отец был артистом

нет, для сына

нет, дети, попавшие в смешные ситуации

да

 

-нет, еще в интернете

-Да.

 

 

 

-Отвечают на поставленный вопрос.

 

 

Дети читают название и соотносят к автору.

 

 

 

 

-потому, что эту сказку написал А.С.Пушкин

 

— мы не знаем это произвед.

-давайте познаком. с произведением

-не знаем

-да

-нет, потому что…

-да

Формулируют задачи урока:

Подумать и объяснить, почему так назван рассказ

 

Отвечают на вопросы, объясняют значения слов.

 

 

 

 

 

-инструмент из железа или другого огнестойкого материала, используется для выгребания углей, перемещения дров в горящем камине или печи. Обычно это толстый железный прут, загнутый на конце под прямым углом (один из обучающихся ищет в словаре толкование слова).

-низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья и разных мелких домашних вещей.

 

-ударить

 

-упасть, тяжело сесть

 

Слушают, отвечают на вопросы, прогнозируют развитие событий

Дети выполняют задания

 

 

Учись справляться со своим страхом

 

 

Приступают к выполнению заданий

 

Дети выходят к доске по очереди и вывешивают картинки по порядку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У страха глаза велики

в состоянии страха, человек склонен к преувеличению опасности или видит её там, где её нет.

Пословица говорится, когда на самом деле опасность не так велика.

Пословица учит, бороться со своими страхами и управлять своими мыслями.

 

Дети читают по очереди.

 

 

Дети общаются и вписывают слова.

 

 

Дети читают свои записи.

 

 

Отвечают на поставленные вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://i.ytimg.com/vi/yiLgqirrlUM/maxresdefault.jpg

Личностные:

формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви;

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

Уметь обобщать, делать выводы,

 

 

Коммуникативные:

Уметь ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции

 

 

 

Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

— уметь ориентироваться в своей системе знаний.

 

 

 Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.

 

 

Коммуникативные:

— уметь оформлять свои мысли в устной форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

— уметь находить ответы на вопросы в тексте;

— уметь преобразовывать информацию           из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

 

Регулятивные:

— уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

 

Коммуникативные:

— уметь оформлять свои мысли в устной форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:

умение применять правила охраны своего здоровья.

Познавательные:

Уметь представить подготовленную информацию в виде письменных или устных ответов.

Уметь находить дополнительные сведения по теме урока

Коммуникативные:

Развитие умений работать в группах, распределять роли. Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение.

Регулятивные:

Уметь обобщать и делать выводы, высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

Уметь представить подготовленную информацию в виде письменных ответов.

Коммуникативные:

Развитие умений работать в парах. Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение.

Регулятивные:

Уметь обобщать и делать выводы, высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

 

Познавательные:

— уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

 

 

Регулятивные:

Уметь сделать выбор.

 

 

 

 

Регулятивные:

Осуществлять контроль, оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку.

Личностные:

Оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.

 

Коммуникативные:

Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме.

 

 

      Чувства       мальчиков

             

                   Авторские слова

Увлечение

А в комнате сидели Володя  и Вадик. Они раскрашивали картинки.

   Испуг

Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Вадик как закричит:
— Ай! — и прыг на диван.

Страх

-Я у-у-хо-хожу!- говорит Володя.
-Куда?
-Пойду к себе домой.
-Почему?
-Шляпы бо-боюсь. Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.

Радость

Вадик схватил Ваську и давай его обнимать:
-Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?

Словадля справок: увлечение, испуг, страх, радость.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет