X-PDF

Конспект по русскому языку на тему Какие быват тексты?

Поделиться статьей

Тема урока: «Какие бываюттексты?»

Класс: 3

Цель фрагмента урока: созданиеусловий для усвоения знаний об отличительных признаках типов речи и умениеопределять тот или иной тип текста по признакам

Задачи фрагмента урока:

1.     Определятьразличные типы текстов, их характерные признаки и научиться различать их междусобой.

2.     Развиватьпознавательную активность детей, умение выражать свои мысли, рассуждать.

3.     Воспитыватьинтерес к изучению родного языка.

Планируемые результаты:

Предметные: 1) узнать какиебывают типы текстов; 2) научиться определять характерные признаки текстов; 3)сравнивать данные типы текстов;

Личностные: 1) способность ксотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия привыполнении совместных заданий.

Метапредметные:

Познавательные: П1) пониматьсодержание текста, интерпретировать смысл; П2) устанавливать причинно-следственныесвязи между явлениями.

Регулятивные: Р1) понимать ипринимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем; Р2) выделятьиз темы урока известные и неизвестные знания и умения;

Коммуникативные: К1) понимать ипринимать задачу совместной работы (парной, групповой); К2) Осуществлятьконтроль, взаимоконтроль и самооценку;

Тип фрагмента урока: открытиеновых знаний.

Оборудование: УМК «Школа России»учебник «Русский язык» 3 (1) кл., авторы-составители В.П. Канакина, В.Б.Горецкий, интерактивная доска, интерактивная панель, документ-камера,раздаточный материал.

Межпредметная связь:окружающий мир «Явления природы» 2 (1) кл.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Мотивация к учебной деятельности

Приветствие

Здравствуйте, ребята, меня зовут Екатерина Михайловна и  сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Посмотрите на слайд. Перед вами высказывание известного писателя Константина Георгиевича Паустовского

 

«С русским языком можно творить чудеса»

 

Воспитательный момент

Как вы понимаете данное высказывание? (Верно, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком).  А какие чудеса человек может творить благодаря русскому языку? Подумайте. (Верно, человек может поддержать другого человека, признаться в любви, выразить свои чувства и эмоции, помочь другому человеку.  А какие волшебные слова вы знаете? (пожалуйста, спасибо, здравствуйте и т.д.)

Молодцы.

Ребята, сегодня на уроке вы будете исследователями, свои достижения и успехи вы будете отмечать у себя в листе исследователя.

Л1

Актуализация опорных знаний и фиксирование затруднений в учебном действии

Начнем урок с повторения ранее изученного материала. Посмотрите на слайд.

 

Вечером поднялась_______. Засвистал в соснах________. Сухой _____ закружился по земле. С неба повалили белые ______.

 

Прочитайте. Что затрудняет понимание смысла прочитанного? Какого члена предложения не хватает? Подумайте, о каком времени года идет речь? (зима) Верно, а какие признаки зимы вы знаете? (межпредметная связь: окружающий мир)

 

Предлагаются подлежащие: метель, ветер, хлопья, снег

 

Добавьте подходящие подлежащие. Давайте устно определим грамматическую основу данных предложений.

 

Можем ли назвать записанные нами предложения текстом? Докажите свою точку зрения.

 

Целеполагание

Определите, какой это тип текста. Можем ли мы это сделать? Возникло затруднение. Как вы думаете почему? (мы не знаем типы текстов).

 

На основе проблемы самостоятельно сформулируйте тему урока, отгадав анаграмму АККИЕ БЫВЮАТ ТЕКТСЫ

Верно, тема нашего урока: «Какие бывают тексты?»

 

На основе проблемы самостоятельно сформулируйте цель нашего урока (узнать, какие бывают типы текстов, их признаки и научиться их различать)

 

Для того, чтобы достичь цели сегодня на уроке, нам необходимо спланировать свою деятельность. Расставьте пункты плана в правильной последовательности.(один из волонтеров выходит к доске)

Планирование деятельности

1.      Узнать,какие бывают тексты и их признаки

2.      Закрепить изученное

3.      Проверить полученные знания

 

Не забывайте про технику безопасности: не работайте с панелью грязными и влажными руками, работайте стилусом; долго не смотрите на свет проектора. Будьте аккуратны с проводами.

Если вы согласны покажите класс. Поставьте «+» у себя в листе исследователя, если вы правильно сформулировали тему, цель и план урока.

Р1, П2

Открытие нового знания

Поработаем по первому пункту плана и узнаем какие бывают типы текстов. Для этого я предлагаю вам поработать в парах и провести мини-исследование. У каждого на партах лежат листы с текстами. Вам необходимо прочитать данные тексты и предположить к какому из типов он относятся.

Текст 1

Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям.

Текст 2

Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.

Текст 3

Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.

Закончили, какие бывают тексты? (повествование, описание, рассуждение)

Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

Итак, первая пара, какой из текстов вы отнесли к повествованию? (текст 1) Почему?  Какой бы вы вопрос задали данному тексту?Как вы думаете сколько снимков можно сделать, читая или рассказывая данный текст? (Можно сделать несколько снимков (Что произошло в начале, потом, в конце)).

Вторая пара, какой из текстов вы отнесли к описанию? (текст 3).  Почему? Какой бы вы вопрос задали данному тексту? Как вы думаете, сколько снимков можно сделать? (Признак предмета можно увидеть одновременно и изобразить в одном снимке.

Третья пара, какой из текстов вы отнесли к рассуждению (текст 2). Почему? Какой бы вы вопрос задали данному тексту? Сколько снимков можно сделать в данном тексте? (Снимки сделать нельзя, так как это рассуждения самого человека).

На основе вашего исследования и ваших наблюдений, сделайте вывод, какие бывают типы текстов (повествование, описание, рассуждение). На какие вопросы отвечает текст повествования? Описания? Рассуждение?

Микровывод: Существует три типа текста – повествование, описание, рассуждение. Текст-повествование сообщает о том, что произошло, случилось, как развивались события. Отвечает на вопросы (кто, что, где, когда). Текст-описания – изображает предмет, явление. Отвечает на вопросы (какой, какая, какие, какое). Текст- рассуждения — это размышление о том, почему предмет такой, почему к нему такое отношение. Отвечает на вопросы (почему предмет такой, почему к нему такое отношение).

Если мы провели исследование и узнали, какие бывают тексты и их признаки, поставьте «+» у себя в листе исследователя. Как закончите, покажите посадкой.

П1, К1, Р2, Р1, К2, П2, Л1

Закрепление изученного

Поработаем по второму пункту и закрепим полученные знания. Для этого я предлагаю вам поработать в парах. Саша, Лена, Света будут работать у интерактивной доски, а Сережа, Дима, Настя у интерактивной панели

Ребятам из первой группы необходимо будет прочитать текст, и написать, к какому типу он относится, на какой вопросы отвечает и сколько снимков можно сделать в данном тексте. (задание проводится с использование документ камеры. Карточка с заданием кладется под документ-камеру и учащиеся выполняют задание).

Ребятам из второй группы необходимо будет определить на какие вопросы отвечает каждый их предложенных текстов.

2 группа

Сегодня в школе у нас был классный час, который мы посвятили Дню Победы. Все подготовили рассказы о героических поступках наших ветеранов, приносили фото своих дедушек и бабушек. На праздник весь наш класс пойдет возлагать цветы к памятнику.

Лиса — осторожный и хитрый зверь. Мордочка у лисы красивая. Особенно хорош хвост. Он переливается на солнце рыжими искрами.

Что такое дружба? Для каждого дружба несет свое понятие, я считаю, что настоящие друзья должны быть всегда рядом. Только настоящий друг не покинет тебя в трудную минуту.

Не забывайте про технику безопасности.

Поменяйтесь местами. Осуществите взаимопроверку и взаимооценку. Если все верно, покажите 5.

Садитесь на свои места. Ребята, если вы верно выполнили данное задание, в листе исследователя поставьте «+».

Как закончите, покажите посадкой.

К2, П1, К1, Р2, Р1, К2, П2, Л1, ПР1,ПР2

 

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Поработаем по третьему пункту плана и проверим полученные знания. Выполните индивидуальную разноуровневую проверочную работу. Выберите карточку с заданием, которое вы точно сделаете. Зеленая карточка – легкая, вам необходимо будет определить тип текста. Красная карточка – задание повышенного уровня сложности. Самостоятельно составить кластер по теме «Какие бывают тексты?» и написать на какие вопросы отвечает каждый из типов.

 

Выполнить задание вам помогут знания, полученные на уроке.

 

 

Зеленая карточка

Задание. Определите тип текста

1.Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне ослика.

___________________________

2.Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка.

_______________________________

3.Я люблю своего ослика, потому что с ним весело играть. Я берегу его.

______________________________________

 

 

Красная карточка

 

Самостоятельно составьте кластер по теме «Какие бывают тексты». Напишите на какие вопросы отвечает каждый из типов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Осуществим самопроверку. Кто выполнил задание на зеленой карточке, поднимите правую руку. Давайте проверим под документ-камерой. Если все остальные выполнили задание также, то покажите класс.

Кто выполнил задание на красной карточке, поднимите левую руку. Давайте проверим под документ-камерой. Если вы выполнили задание также, то покажите солнышко.

Молодцы.

Если вы без ошибок выполнили самостоятельную работу, то поставьте себе «+» в лист исследователя. Как закончите, покажите посадкой.

П1, К1, Р2, ПР1,ПР2

Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.

Вспомним, какую цель мы поставили в начале урока. (узнать какие бывают типы текстов, их признаки и научиться их различать)
Если мы достигли поставленной цели и выполнили намеченный план, то покажите солнышко

Рефлексия

Итак, если на уроке у вас не было затруднений, вы поняли новую тему и справлялись со всеми заданиями, то покажите 5. (если возникали какие-то трудности, и вы совершили 1-2 ошибки при выполнении заданий, по покажите 4)

Я согласна с вашей самооценкой!

Девизом нашего урока, было высказывание Константина Паустовского «С русским языком можно творить чудеса». Ведь действительно, ребята, сегодня вы были настоящими волшебниками, которые обогатили себя новыми знаниями и умениями, которые пригодятся вам для дальнейшего изучения русского язык. Спасибо за урок.  Я закончила!

Р1, К2

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет