Модель технологической карты урока
Тема«Атмосферное давление» 6 класс
Данная работа представлена для учителей географии, работающихв 6 классах. Тема «Атмосферное давление» изучается в разделе «Атмосфера». Вовремя урока обучающиеся получают возможность с помощью простейших наглядныхопытов выявить закономерность изменения атмосферного давления, а также научатсярешать задачи на изменение атмосферного давления с высотой и наоборот –находить высоту с помощью данных об атмосферном давлении. Эти знания и уменияпригодятся ребятам при изучении других дисциплин, например, физики.
Тема урока – Атмосферное давление Разработала и провела: Кириченко Светлана Владленовна МБОУСШ№ 44 г. Хабаровск |
|||||||||||||||||||||||||||
Тип урока: Урок открытия новых знаний |
|||||||||||||||||||||||||||
Технология построения урока: проблемное обучение, развивающее обучение |
|||||||||||||||||||||||||||
Цель: сформировать представление об атмосферном давлении и закономерностях его изменения |
|||||||||||||||||||||||||||
Задачи: — образовательные: знать о закономерностях изменения атмосферного давления. — развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; научиться высчитывать атмосферное давление с изменением высоты; уметь организовать совместную и индивидуальную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли. — воспитательные: воспитывать положительное отношение к совместному труду, к своему здоровью; воспитывать уважительное отношение к мнению своих одноклассников. |
|||||||||||||||||||||||||||
УМК: География. Землеведение. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / О.А. Климанова, В.П. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. — М. : Дрофа, 2019. — 272 с. |
|||||||||||||||||||||||||||
Формы работы: фронтальная блиц-опрос), в микрогруппах (парами) |
|||||||||||||||||||||||||||
Методы: частично-поисковый |
|||||||||||||||||||||||||||
Информационно-технологические ресурсы: учебник, тетрадь, раздаточный материал (задачи), мультимедийная система, презентация, прибор «барометр-анероид», для опытов: стакан с водой, лист бумаги, воздушный шар |
|||||||||||||||||||||||||||
Основные термины и понятия: ученый Э. Торричелли, ртутный барометр, барометр-анероид, атмосферное давление |
|||||||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты учебного занятия |
|||||||||||||||||||||||||||
Предметные: — знать о причинах изменения атмосферного давления; — уметь определять атмосферное давление на разной высоте с помощью географических задач. |
Метапредметные: *регулятивные: — определять цель урока; — формулировать учебную проблему; — выполнять задания в соответствии с поставленной целью. *коммуникативные -организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; *познавательные: -уметь применять полученные знания в практической деятельности при изучении других дисциплин; — уметь работать с учебником, со схемами; — объяснять значения новых слов. |
Личностные: -проявлять интерес к новому содержанию; — устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; — оценивать собственный вклад в работу класса. |
|||||||||||||||||||||||||
Формирование УУД: |
|||||||||||||||||||||||||||
Познавательные УУД |
|
||||||||||||||||||||||||||
Регулятивные УУД |
|
||||||||||||||||||||||||||
Личностные УУД |
|
||||||||||||||||||||||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
|||||||||||||||||||||||||||
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||||||||||||||||
I этап. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. |
Мотивационный момент 1.География – наука, Это каждый должен знать! И читать её не скука И легко запоминать.
3.Теперь каждый у нас знает, Где равнина, где гора. География – наука У нас каждому нужна! То, что география не скучная наука я постараюсь вам сейчас доказать. А сейчас давайте повторим материал прошлого урока |
2.Много знаем о природе, Об озёрах и морях. Много знаем о погоде, Об осадках и ветрах.
|
|||||||||||||||||||||||||
II этап. Актуализация опорных знаний и умений |
II Блиц-опрос (кто заработает больше всех жетонов — получают самые активные.) 1. Как называется разница воздушная оболочка Земли?
2. Из каких газов состоит воздух? 3. Где на Земле жарче и где холоднее всего? 4. Какой материк самый жаркий, а какой самый холодный? Почему это так? (Африка, Антарктида) 5. Каким прибором измеряется температура? (термометр) 6. Разница между самыми высокими и низкими температурами? 7. Почему самые низкие и высокие температуры наблюдаются над материками, а не над океанами? 8. Почему высоко в горах холоднее, чем на равнине? 9. Как изменяется температура воздуха в нижнем слое атмосферы в зависимости от высоты? 10. Решить задачи – учитель дает жетоны тем, кто отвечал и кто проверял.
|
1.Атмосфера 2.Озон – 78%, кислород – 21%, другие газы – 1% 3. Жарче – в тропиках, холоднее — в полярных областях 4. Африка – самый большой угол падения солнечных лучей, Антарктида – самый маленький 5. Термометр 6. Амплитуда температур 7. Материки быстрее нагреваются и быстрее охлаждаются 8. Сначала прогревается земная поверхность, а затем отдает тепло пространству 9. Растет каждый километр на 6 градусов
10. Решение задач
10.1) 16-(2х6)=40С
10.2) 0-3х6= -180С
10.3) (12+12):6=4км
|
|||||||||||||||||||||||||
III этап Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии выявления места и причины затруднения. |
А сейчас я покажу вам фокус. опыт: Нальём в стакан воды до самых краёв прикроем листом бумаги и осторожно перевернем вниз. Вода из стакана не выливается, так как на бумагу снизу давит воздух, а он как бы прижимает бумагу к стакану. Опыт: Нальём в стакан воды до самых краёв прикроем листом бумаги и осторожно перевернем вниз. Как вы думаете, почему вода из стакана не выливается? Ответ на этот вопрос получим в конце урока. |
Строят свои предположения |
|||||||||||||||||||||||||
IV этап. Этап построения проекта выхода из затруднения. |
Поднимите руки, кто считает, что воздух ничего не весит… Попробуйте объяснить следующий факт (слайд с опытом, где надутый шарик стал весить больше) Ученые установили, что на площадь в 1кв. см воздух давит с силой 1кг 33 гр, представьте, какой вес давит на нашу ладонь? На все наше тело?
Задача: Рассчитайте, сколько будет весить воздух в классе, если его · длина 8 м · ширина 7 м · высота 3 м Какой же тяжелый воздух! Он давит на нас с такой силой! Почему нас на расплющивает? (Воздух внутри на уравновешивает давление). Как думаете, зачем нам знать об атмосферном давлении? (опыт с шариком: повышенное давление может вызвать разрыв сосудов и кровотечение, а маленькое давление — слабый кровоток и кислородное голодание) Если давление так сильно влияет на нас, то какой возникает вопрос? В 1643 Еванжелиста Торричелли совместно с В. Вивиани, провёл первый опыт по измерению атмосферного давления, изобретя трубку Торричелли (первый ртутный барометр), — стеклянную трубку, в которой нет воздуха. В такой трубке ртуть поднимается на высоту около 760 мм. Торричелли обнаружил, что высота столба ртути в его опыте не зависит ни от формы трубки, ни от ее наклона. На уровне моря высота ртутного столба всегда была около 760мм. Нормальное атмосферное давление при температуре 0° на уровне моря на широте 45° составляет 760 мм рт.ст.= 1310 гПа.
В 1847 году первый барометр анероид был сконструирован итальянцем Люсьеном Види. «Анероид» означает без жидкости (демонстрация барометра) Сейчас появились электронные барометры разных размеров и точности. Одни из них работают по принципу обычного анероида, другие используют иной принцип, измеряя давление воздуха на чувствительный кристалл
780 мм рт.ст. 740 мм рт.ст. 710 мм рт.ст. 760 мм рт.ст
Кто догадался, как распределиться давление? Почему? Какую закономерность в изменении атмосферного давления вы заметили? Прочитаем в учебнике вывод и запишем его кратко:
При подъеме на 10,5 м атмосферное давление понижается на 1 мм рт. ст
Высота влияет на здоровье человека. Вы замечали, что когда мы поднимаемся на лифте у нас немного кружится голова. Чем это объяснить? (слайд влияние на человека) Атмосферное давление может зависеть не только от высоты, но и от того, насколько хорошо прогревается воздух. Например, теплый воздух легкий, устремляется вверх и сталкиваясь с холодным воздухом верхних слоёв атмосферы, образует облака. Холодный – тяжелый. Он опускается вниз, никаких облаков не образуется, поэтому стоит ясная погода. |
Поднимают руки те, кто считает, что у воздуха нет веса. Обосновают. Делают вывод, что воздух имеет вес
Записывают в тетрадь
Рассчитывают вес воздуха в классе Решение: 7х8х3х1033=173кг 544гр
Делают вывод о том, что атмосферное давление оказывает влияние на здоровье человека
Какое давление нормальное?
Делают запись в тетради
Решение:
Чтение вывода в параграфе 49, формирование краткой записи
Запись правила в тетрадь Объясняют влияние изменение давления на человека |
|||||||||||||||||||||||||
V этап Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
VI. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону |
Решите задачи на карточках (две задач у доски по желанию решают и объясняют, три задачи в парах самостоятельно, карточки сдают на оценивание) Задачи 1. Гора Берилл 2934 м, Хабаровский край, Охотский район. Каково атмосферное давление воздуха на этой высоте, если у поверхности земли оно равнялось 750 мм рт.ст.? 2.Высчитайте атмосферное давление в г. Хабаровске, если известно, что максимальная абсолютная высота города 223м, а атмосферное давление на высоте 0м составляет 760мм рт.ст. 3. Шахтер спустился в шахту на глубину 300 м. На поверхности атмосферное давлении составило 742 мм рт.ст. Определите атмосферное давление в шахте 4. Узнайте высоту дома, если известно, что атмосферное давление у подножья 760 мм рт.ст, а на самом верхнем этаже 740 мм рт ст. |
Ответы:
1. 2934_10=293 – величина изменения атм.давл. 750-293=457 мм рт.ст
2. 223_10=22,3 – величина изменения атм.давл. 760-22,3=737,7 мм рт.ст
3. 300_10=30 – величина изменения атм.давл. 742+30=772 мм рт.ст
4. 760-740=20 мм рт ст 20х10=200 м высота дома
5. 5.756-720=36 36х10=360 относ.выс 360+200=560 абс.выс |
|||||||||||||||||||||||||
VI I этап Этап включения в систему знаний и повторения.
|
Ну а теперь, давайте подумаем над фокусом, почему вода не выливалась из стакана? |
|
|||||||||||||||||||||||||
VIII этап Этап рефлексии учебной деятельности на уроке |
Рефлексия Закончи предложение Сформулируйте тему сегодняшнего урока… На уроке я узнал … У меня сегодня получилось … На уроке мне было непонятно … Мне очень понравилось… Мне надо ещё потренироваться… Теперь я могу… Мне было интересно… У меня получилось… Я был(а) удивлен(а), когда узнала, что …
|
|
|||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
Рабочая тетрадь: задания к параграфу
|
|
|||||||||||||||||||||||||
Урок окончен! Спасибо за работу! До свидания! (подсчитываем жетоны) |
|||||||||||||||||||||||||||
Карточка для работы в паре
ФИ_______________________________________________________________
Задачи |
Решение |
|||
1. Гора Берилл 2934 м, Хабаровский край, Охотский район. Каково атмосферное давление воздуха на этой высоте, если у поверхности земли оно равнялось 750 мм рт.ст.? |
|
|||
2.Высчитайте атмосферное давление в г. Хабаровске, если известно, что максимальная абсолютная высота города 223м, а атмосферное давление на высоте 0м составляет 760мм рт.ст. |
|
|||
3. Шахтер спустился в шахту на глубину 300 м. На поверхности атмосферное давлении составило 742 мм рт.ст. Определите атмосферное давление в шахте |
|
|||
4. Узнайте высоту дома, если известно, что атмосферное давление у подножья 760 мм рт.ст, а на самом верхнем этаже 740 мм рт ст. |
|
|||
5.У подножия горы на высоте 200 м над уровнем моря АД равно 756 мм рт. ст. На вершине оно составляет 720 мм рт. ст. Определите относительную и абсолютную высоту горы.
|
|