X-PDF

Конспект урока географии 6 класс Атмосферное давление

Поделиться статьей

Модель технологической карты урока

Тема«Атмосферное давление»  6 класс

 

Данная работа представлена для учителей географии, работающихв 6 классах. Тема «Атмосферное давление» изучается в разделе «Атмосфера». Вовремя урока обучающиеся получают возможность с помощью простейших наглядныхопытов выявить закономерность изменения атмосферного давления, а также научатсярешать задачи на изменение атмосферного давления с высотой и наоборот –находить высоту с помощью данных об атмосферном давлении. Эти знания и уменияпригодятся ребятам при изучении других дисциплин, например, физики.

 

Тема урока – Атмосферное давление     Разработала и провела: Кириченко Светлана Владленовна МБОУСШ№ 44 г. Хабаровск

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Технология построения урока: проблемное обучение, развивающее обучение

Цель:  сформировать представление об атмосферном давлении и закономерностях его изменения

Задачи:

образовательные: знать о закономерностях изменения атмосферного давления.

развивающие:  анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; научиться высчитывать атмосферное давление с изменением высоты; уметь организовать совместную и индивидуальную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

воспитательные: воспитывать положительное отношение к совместному труду, к своему здоровью; воспитывать уважительное отношение к мнению своих одноклассников.

УМК: География. Землеведение. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / О.А. Климанова, В.П. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. — М. : Дрофа, 2019. — 272 с.

Формы работы: фронтальная блиц-опрос), в микрогруппах (парами)

Методы: частично-поисковый

Информационно-технологические ресурсы: учебник, тетрадь, раздаточный материал (задачи), мультимедийная система, презентация, прибор «барометр-анероид», для опытов: стакан с водой, лист бумаги, воздушный шар

Основные термины и понятия: ученый Э. Торричелли, ртутный барометр, барометр-анероид, атмосферное давление

 

Планируемые результаты учебного занятия

Предметные:

— знать о причинах изменения атмосферного давления;

— уметь определять атмосферное давление на разной высоте с помощью географических задач.

Метапредметные:

*регулятивные:

— определять цель урока;

— формулировать учебную проблему;

— выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

*коммуникативные

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

*познавательные:

-уметь применять полученные знания в практической деятельности при изучении других дисциплин;

— уметь работать с учебником, со схемами;

— объяснять значения новых слов.

Личностные:

-проявлять интерес к новому содержанию;

— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

— оценивать собственный вклад в работу класса.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  1. продолжить формирование умения работать  с учебником;
  2. продолжить формирование умения объяснять схему «Изменение атмосферного давления с высотой»,  работать с информационными текстами, объяснять значения новых понятий;
  3. продолжить формирование умения строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД

  1. самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии;
  2. выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат;
  3. в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
  4. продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

  1. создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию;
  2. проявлять интерес к новому содержанию;
  3. устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
  4. оценивать собственный вклад в работу класса.

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I этап.

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Мотивационный момент

1.География – наука,

Это каждый должен знать!

И читать её не скука

И легко запоминать.

 

 

 

 

3.Теперь каждый у нас знает,

Где равнина, где гора.

География – наука

У нас каждому нужна!

То, что география не скучная наука я постараюсь вам сейчас доказать.

А сейчас давайте повторим материал прошлого урока

 

 

 

 

 

2.Много знаем о природе,

Об озёрах и морях.

Много знаем о погоде,

Об осадках и ветрах.

 

II этап.

Актуализация опорных знаний и умений

II Блиц-опрос (кто заработает больше всех жетонов — получают самые активные.)

1. Как называется разница воздушная оболочка Земли?

 

2. Из каких газов состоит воздух?

3. Где на Земле жарче и где холоднее всего?

4. Какой материк самый жаркий, а какой самый холодный? Почему это так? (Африка, Антарктида)

5. Каким прибором измеряется температура? (термометр)

6. Разница между самыми высокими и низкими температурами?

7. Почему самые низкие и высокие температуры  наблюдаются  над материками, а не над океанами?

8. Почему высоко в горах холоднее, чем на равнине?

9. Как изменяется температура воздуха в нижнем слое атмосферы в зависимости от высоты?

10. Решить задачи – учитель дает жетоны тем, кто отвечал и кто проверял.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1.Атмосфера

2.Озон – 78%, кислород – 21%, другие газы – 1%

3. Жарче – в тропиках, холоднее — в полярных областях

4. Африка – самый большой угол падения солнечных лучей, Антарктида – самый маленький

5. Термометр

6. Амплитуда температур

7. Материки быстрее нагреваются и  быстрее охлаждаются

8. Сначала прогревается земная поверхность, а затем отдает тепло пространству

9. Растет каждый километр на 6 градусов

 

10. Решение задач

 

 

 

10.1) 16-(2х6)=40С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.2) 0-3х6= -180С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.3) (12+12):6=4км

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III этап

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии выявления места и причины затруднения.

А сейчас я покажу вам фокус.

опыт:  Нальём  в  стакан  воды  до  самых  краёв  прикроем

листом  бумаги  и  осторожно  перевернем  вниз.  Вода  из  стакана  не  выливается,  так

как на бумагу снизу давит воздух, а он как бы прижимает бумагу к стакану.

Опыт:  Нальём в стакан воды до самых краёв  прикроем листом бумаги и осторожно перевернем  вниз.

Как вы думаете, почему вода из стакана не выливается?

Ответ на этот вопрос получим в конце урока.

 

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

 

Строят свои предположения

IV этап.

Этап построения проекта выхода из затруднения.

Поднимите руки, кто считает, что воздух ничего не весит…

Попробуйте объяснить следующий факт (слайд с опытом, где надутый шарик стал весить больше)

Ученые установили, что на площадь в 1кв. см воздух давит с силой 1кг 33 гр, представьте, какой вес давит на нашу ладонь? На все наше тело?

 

Задача:

Рассчитайте, сколько будет весить воздух в классе, если его

·         длина 8 м

·         ширина 7 м

·         высота 3 м

Какой же тяжелый воздух! Он давит на нас с такой силой! Почему нас на расплющивает? (Воздух внутри на уравновешивает давление).

Как думаете, зачем нам знать об атмосферном давлении?

(опыт с шариком: повышенное давление может вызвать разрыв сосудов и кровотечение, а маленькое давление  — слабый кровоток и кислородное голодание)

Если давление так сильно влияет на нас, то какой возникает вопрос?

В 1643 Еванжелиста Торричелли совместно с В. Вивиани, провёл первый опыт по измерению атмосферного давления, изобретя трубку Торричелли (первый ртутный барометр), — стеклянную трубку, в которой нет воздуха. В такой трубке ртуть поднимается на высоту около 760 мм.

Торричелли обнаружил, что высота столба ртути в его опыте не зависит ни от формы трубки, ни от ее наклона. На уровне моря высота ртутного столба всегда была около 760мм.

Нормальное атмосферное давление при температуре 0° на уровне моря на широте 45° составляет 760 мм рт.ст.= 1310 гПа.

 

В  1847 году первый барометр анероид был сконструирован итальянцем Люсьеном Види. «Анероид» означает без жидкости (демонстрация барометра)

Сейчас появились электронные барометры разных размеров и точности. Одни из них работают по принципу обычного анероида, другие используют иной принцип, измеряя давление воздуха на чувствительный кристалл

Задача: Задача: соотнеси точку на поверхности Земли с давлением.

780 мм рт.ст.

740 мм рт.ст.

710 мм рт.ст.

760 мм рт.ст

 

 

Кто догадался, как распределиться давление? Почему? Какую закономерность в изменении атмосферного давления вы заметили?     

Прочитаем в учебнике вывод и запишем его кратко:

 

При  подъеме на 10,5 м атмосферное давление понижается на 1 мм рт. ст

 

Высота влияет на здоровье человека. Вы замечали, что когда мы поднимаемся на лифте у нас немного кружится голова. Чем это объяснить? (слайд влияние на человека)

Атмосферное давление может зависеть не только от высоты, но и от того, насколько хорошо прогревается воздух. Например, теплый воздух легкий, устремляется вверх и сталкиваясь с холодным воздухом верхних слоёв атмосферы, образует облака.  Холодный – тяжелый. Он опускается вниз, никаких облаков не образуется, поэтому стоит ясная погода.

Поднимают руки те, кто считает, что у воздуха нет веса. Обосновают.

Делают вывод, что воздух имеет вес

 

Записывают в тетрадь

 

 

 

 

Рассчитывают вес воздуха в классе

Решение: 7х8х3х1033=173кг 544гр

 

 

 

 

Делают вывод о том, что атмосферное давление оказывает влияние на здоровье человека

 

 

Какое давление нормальное?

 

 

 

 

 

 

Делают запись в тетради

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Чтение вывода в параграфе 49, формирование краткой записи

 

Запись правила в тетрадь

Объясняют влияние изменение давления на человека

V этап

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Решите задачи на карточках (две задач у доски по желанию решают и объясняют, три задачи в парах самостоятельно, карточки сдают на оценивание)

Задачи

1. Гора Берилл 2934 м, Хабаровский край, Охотский район. Каково атмосферное давление воздуха на этой высоте, если у поверхности земли оно равнялось 750 мм рт.ст.?

2.Высчитайте атмосферное давление в г. Хабаровске, если известно, что максимальная абсолютная высота города 223м, а атмосферное давление на высоте 0м составляет 760мм рт.ст.

3. Шахтер спустился в шахту на глубину 300 м. На поверхности атмосферное давлении составило 742 мм рт.ст. Определите атмосферное давление в шахте

4. Узнайте высоту дома, если известно, что атмосферное давление у подножья 760 мм рт.ст, а на самом верхнем этаже 740 мм рт ст.
5.У подножия горы на высоте 200 м над уровнем моря АД равно 756 мм рт. ст. На вершине оно составляет 720 мм рт. ст. Определите относительную и абсолютную высоту горы.

 

 

Ответы:

 

1. 2934_10=293 – величина изменения атм.давл. 750-293=457 мм рт.ст

 

2. 223_10=22,3 – величина изменения атм.давл.                            760-22,3=737,7 мм рт.ст

 

 

3. 300_10=30 – величина изменения атм.давл.                            742+30=772 мм рт.ст

 

4. 760-740=20 мм рт ст  20х10=200 м высота дома

 

5. 5.756-720=36 36х10=360 относ.выс                 360+200=560 абс.выс

VI I этап

Этап включения в систему знаний и повторения.

 

Ну а теперь, давайте подумаем над фокусом, почему вода не выливалась из стакана?

 

VIII  этап

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Рефлексия

Закончи предложение

Сформулируйте тему сегодняшнего урока…

На уроке я узнал …

У меня сегодня получилось …

На уроке мне было непонятно …

Мне очень понравилось…

Мне надо ещё потренироваться…

Теперь я могу…

Мне было интересно…

У меня получилось…

Я был(а) удивлен(а), когда узнала, что …

 

 

Домашнее задание

Рабочая тетрадь: задания к параграфу

 

 

Урок окончен! Спасибо за работу! До свидания! (подсчитываем жетоны)

 

Карточка для работы в паре

ФИ_______________________________________________________________

 

Задачи

Решение

1. Гора Берилл 2934 м, Хабаровский край, Охотский район. Каково атмосферное давление воздуха на этой высоте, если у поверхности земли оно равнялось 750 мм рт.ст.?

 

2.Высчитайте атмосферное давление в  г. Хабаровске, если известно, что максимальная абсолютная высота города 223м, а атмосферное давление на высоте 0м составляет 760мм рт.ст.

 

3. Шахтер спустился в шахту на глубину 300 м. На поверхности атмосферное давлении составило 742 мм рт.ст. Определите атмосферное давление в шахте

 

4. Узнайте высоту дома, если известно, что атмосферное давление у подножья 760 мм рт.ст, а на самом верхнем этаже 740 мм рт ст.

 

5.У подножия горы на высоте 200 м над уровнем моря АД равно 756 мм рт. ст. На вершине оно составляет 720 мм рт. ст. Определите относительную и абсолютную высоту горы.

 

 

 

 

 

 



 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет