Модель технологической карты урока
Тема«Атмосферное давление» 6 класс
Данная работа представлена для учителей географии, работающихв 6 классах. Тема «Атмосферное давление» изучается в разделе «Атмосфера». Вовремя урока обучающиеся получают возможность с помощью простейших наглядныхопытов выявить закономерность изменения атмосферного давления, а также научатсярешать задачи на изменение атмосферного давления с высотой и наоборот –находить высоту с помощью данных об атмосферном давлении. Эти знания и уменияпригодятся ребятам при изучении других дисциплин, например, физики.
Тема урока – Атмосферное давление Разработала и провела: Кириченко Светлана Владленовна МБОУСШ№ 44 г. Хабаровск |
|||||||||||||||||||||||||||
Тип урока: Урок открытия новых знаний |
|||||||||||||||||||||||||||
Технология построения урока: проблемное обучение, развивающее обучение |
|||||||||||||||||||||||||||
Цель: сформировать представление об атмосферном давлении и закономерностях его изменения |
|||||||||||||||||||||||||||
Задачи: — образовательные: знать о закономерностях изменения атмосферного давления. — развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; научиться высчитывать атмосферное давление с изменением высоты; уметь организовать совместную и индивидуальную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли. — воспитательные: воспитывать положительное отношение к совместному труду, к своему здоровью; воспитывать уважительное отношение к мнению своих одноклассников. |
|||||||||||||||||||||||||||
УМК: География. Землеведение. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / О.А. Климанова, В.П. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. — М. : Дрофа, 2019. — 272 с. |
|||||||||||||||||||||||||||
Формы работы: фронтальная блиц-опрос), в микрогруппах (парами) |
|||||||||||||||||||||||||||
Методы: частично-поисковый |
|||||||||||||||||||||||||||
Информационно-технологические ресурсы: учебник, тетрадь, раздаточный материал (задачи), мультимедийная система, презентация, прибор «барометр-анероид», для опытов: стакан с водой, лист бумаги, воздушный шар |
|||||||||||||||||||||||||||
Основные термины и понятия: ученый Э. Торричелли, ртутный барометр, барометр-анероид, атмосферное давление |
|||||||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты учебного занятия |
|||||||||||||||||||||||||||
Предметные: — знать о причинах изменения атмосферного давления; — уметь определять атмосферное давление на разной высоте с помощью географических задач. |
Метапредметные: *регулятивные: — определять цель урока; — формулировать учебную проблему; — выполнять задания в соответствии с поставленной целью. *коммуникативные -организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; *познавательные: -уметь применять полученные знания в практической деятельности при изучении других дисциплин; — уметь работать с учебником, со схемами; — объяснять значения новых слов. |
Личностные: -проявлять интерес к новому содержанию; — устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; — оценивать собственный вклад в работу класса. |
|||||||||||||||||||||||||
Формирование УУД: |
|||||||||||||||||||||||||||
Познавательные УУД |
|
||||||||||||||||||||||||||
Регулятивные УУД |
|
||||||||||||||||||||||||||
Личностные УУД |
|
||||||||||||||||||||||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
|||||||||||||||||||||||||||
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||||||||||||||||
I этап. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. |
Мотивационный момент 1.География – наука, Это каждый должен знать! И читать её не скука И легко запоминать.
3.Теперь каждый у нас знает, Где равнина, где гора. География – наука У нас каждому нужна! То, что география не скучная наука я постараюсь вам сейчас доказать. А сейчас давайте повторим материал прошлого урока |
2.Много знаем о природе, Об озёрах и морях. Много знаем о погоде, Об осадках и ветрах.
|
|||||||||||||||||||||||||
II этап. Актуализация опорных знаний и умений |
II Блиц-опрос (кто заработает больше всех жетонов — получают самые активные.) 1. Как называется разница воздушная оболочка Земли?
2. Из каких газов состоит воздух? 3. Где на Земле жарче и где холоднее всего? 4. Какой материк самый жаркий, а какой самый холодный? Почему это так? (Африка, Антарктида) 5. Каким прибором измеряется температура? (термометр) 6. Разница между самыми высокими и низкими температурами? 7. Почему самые низкие и высокие температуры наблюдаются над материками, а не над океанами? 8. Почему высоко в горах холоднее, чем на равнине? 9. Как изменяется температура воздуха в нижнем слое атмосферы в зависимости от высоты? 10. Решить задачи – учитель дает жетоны тем, кто отвечал и кто проверял.
|
1.Атмосфера 2.Озон – 78%, кислород – 21%, другие газы – 1% 3. Жарче – в тропиках, холоднее — в полярных областях 4. Африка – самый большой угол падения солнечных лучей, Антарктида – самый маленький 5. Термометр 6. Амплитуда температур 7. Материки быстрее нагреваются и быстрее охлаждаются 8. Сначала прогревается земная поверхность, а затем отдает тепло пространству 9. Растет каждый километр на 6 градусов
10. Решение задач
10.1) 16-(2х6)=40С
10.2) 0-3х6= -180С
10.3) (12+12):6=4км
|
|||||||||||||||||||||||||
III этап Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии выявления места и причины затруднения. |
А сейчас я покажу вам фокус. опыт: Нальём в стакан воды до самых краёв прикроем листом бумаги и осторожно перевернем вниз. Вода из стакана не выливается, так как на бумагу снизу давит воздух, а он как бы прижимает бумагу к стакану. Опыт: Нальём в стакан воды до самых краёв прикроем листом бумаги и осторожно перевернем вниз. Как вы думаете, почему вода из стакана не выливается? Ответ на этот вопрос получим в конце урока. |
Представленная информация была полезной? ДА 58.67% НЕТ 41.33% Проголосовало: 963
Строят свои предположения |
|||||||||||||||||||||||||
IV этап. Этап построения проекта выхода из затруднения. |
Поднимите руки, кто считает, что воздух ничего не весит… Попробуйте объяснить следующий факт (слайд с опытом, где надутый шарик стал весить больше) Ученые установили, что на площадь в 1кв. см воздух давит с силой 1кг 33 гр, представьте, какой вес давит на нашу ладонь? На все наше тело?
Задача: Рассчитайте, сколько будет весить воздух в классе, если его · длина 8 м · ширина 7 м · высота 3 м Какой же тяжелый воздух! Он давит на нас с такой силой! Почему нас на расплющивает? (Воздух внутри на уравновешивает давление). Как думаете, зачем нам знать об атмосферном давлении? (опыт с шариком: повышенное давление может вызвать разрыв сосудов и кровотечение, а маленькое давление — слабый кровоток и кислородное голодание) Если давление так сильно влияет на нас, то какой возникает вопрос? В 1643 Еванжелиста Торричелли совместно с В. Вивиани, провёл первый опыт по измерению атмосферного давления, изобретя трубку Торричелли (первый ртутный барометр), — стеклянную трубку, в которой нет воздуха. В такой трубке ртуть поднимается на высоту около 760 мм. Торричелли обнаружил, что высота столба ртути в его опыте не зависит ни от формы трубки, ни от ее наклона. На уровне моря высота ртутного столба всегда была около 760мм. Нормальное атмосферное давление при температуре 0° на уровне моря на широте 45° составляет 760 мм рт.ст.= 1310 гПа.
В 1847 году первый барометр анероид был сконструирован итальянцем Люсьеном Види. «Анероид» означает без жидкости (демонстрация барометра) Сейчас появились электронные барометры разных размеров и точности. Одни из них работают по принципу обычного анероида, другие используют иной принцип, измеряя давление воздуха на чувствительный кристалл Задача: Задача: соотнеси точку на поверхности Земли с давлением. 780 мм рт.ст. 740 мм рт.ст. 710 мм рт.ст. 760 мм рт.ст
Кто догадался, как распределиться давление? Почему? Какую закономерность в изменении атмосферного давления вы заметили? Прочитаем в учебнике вывод и запишем его кратко:
При подъеме на 10,5 м атмосферное давление понижается на 1 мм рт. ст
Высота влияет на здоровье человека. Вы замечали, что когда мы поднимаемся на лифте у нас немного кружится голова. Чем это объяснить? (слайд влияние на человека) Атмосферное давление может зависеть не только от высоты, но и от того, насколько хорошо прогревается воздух. Например, теплый воздух легкий, устремляется вверх и сталкиваясь с холодным воздухом верхних слоёв атмосферы, образует облака. Холодный – тяжелый. Он опускается вниз, никаких облаков не образуется, поэтому стоит ясная погода. |
Поднимают руки те, кто считает, что у воздуха нет веса. Обосновают. Делают вывод, что воздух имеет вес
Записывают в тетрадь
Рассчитывают вес воздуха в классе Решение: 7х8х3х1033=173кг 544гр
Делают вывод о том, что атмосферное давление оказывает влияние на здоровье человека
Какое давление нормальное?
Делают запись в тетради
Решение:
Чтение вывода в параграфе 49, формирование краткой записи
Запись правила в тетрадь Объясняют влияние изменение давления на человека |
|||||||||||||||||||||||||
V этап Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
VI. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону |
Решите задачи на карточках (две задач у доски по желанию решают и объясняют, три задачи в парах самостоятельно, карточки сдают на оценивание) Задачи 1. Гора Берилл 2934 м, Хабаровский край, Охотский район. Каково атмосферное давление воздуха на этой высоте, если у поверхности земли оно равнялось 750 мм рт.ст.? 2.Высчитайте атмосферное давление в г. Хабаровске, если известно, что максимальная абсолютная высота города 223м, а атмосферное давление на высоте 0м составляет 760мм рт.ст. 3. Шахтер спустился в шахту на глубину 300 м. На поверхности атмосферное давлении составило 742 мм рт.ст. Определите атмосферное давление в шахте 4. Узнайте высоту дома, если известно, что атмосферное давление у подножья 760 мм рт.ст, а на самом верхнем этаже 740 мм рт ст. |
Ответы:
1. 2934_10=293 – величина изменения атм.давл. 750-293=457 мм рт.ст
2. 223_10=22,3 – величина изменения атм.давл. 760-22,3=737,7 мм рт.ст
3. 300_10=30 – величина изменения атм.давл. 742+30=772 мм рт.ст
4. 760-740=20 мм рт ст 20х10=200 м высота дома
5. 5.756-720=36 36х10=360 относ.выс 360+200=560 абс.выс |
|||||||||||||||||||||||||
VI I этап Этап включения в систему знаний и повторения.
|
Ну а теперь, давайте подумаем над фокусом, почему вода не выливалась из стакана? |
|
|||||||||||||||||||||||||
VIII этап Этап рефлексии учебной деятельности на уроке |
Рефлексия Закончи предложение Сформулируйте тему сегодняшнего урока… На уроке я узнал … У меня сегодня получилось … На уроке мне было непонятно … Мне очень понравилось… Мне надо ещё потренироваться… Теперь я могу… Мне было интересно… У меня получилось… Я был(а) удивлен(а), когда узнала, что …
|
|
|||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
Рабочая тетрадь: задания к параграфу
|
|
|||||||||||||||||||||||||
Урок окончен! Спасибо за работу! До свидания! (подсчитываем жетоны) |
|||||||||||||||||||||||||||
Карточка для работы в паре
ФИ_______________________________________________________________
Задачи |
Решение |
|||
1. Гора Берилл 2934 м, Хабаровский край, Охотский район. Каково атмосферное давление воздуха на этой высоте, если у поверхности земли оно равнялось 750 мм рт.ст.? |
|
|||
2.Высчитайте атмосферное давление в г. Хабаровске, если известно, что максимальная абсолютная высота города 223м, а атмосферное давление на высоте 0м составляет 760мм рт.ст. |
|
|||
3. Шахтер спустился в шахту на глубину 300 м. На поверхности атмосферное давлении составило 742 мм рт.ст. Определите атмосферное давление в шахте |
|
|||
4. Узнайте высоту дома, если известно, что атмосферное давление у подножья 760 мм рт.ст, а на самом верхнем этаже 740 мм рт ст. |
|
|||
5.У подножия горы на высоте 200 м над уровнем моря АД равно 756 мм рт. ст. На вершине оно составляет 720 мм рт. ст. Определите относительную и абсолютную высоту горы.
|
|