X-PDF

Конспект урока Лучший друг медуз

Поделиться статьей

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока политературному чтению

натему: Маша Вайсман «Лучший друг медуз»

УМК «Школа России»,3 класс

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Тема: МашаВайсман «Лучший другмедуз»

Перспективнаяцель: формирование ценностного отношения к совместнойучебной деятельности по осознанию мотивов поведения героя и пониманиюнравственного содержания произведения.

Актуальная цель: формирование умений инавыков осознанного и выразительного чтения через работу с произведением «Лучший другмедуз».

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научится рассказыватьо любимом литературном герое; выявлять авторское отношение к герою;характеризовать персонажей произведений; сравнивать характеры героев разныхпроизведений; получит возможность научиться читать вслухстихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественныхособенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработаннымикритериями выразительного чтения.

Метапредметные:

Регулятивные – принимать и сохранятьучебную задачу; 

познавательные – учиться основам смыслового чтения художественных текстов,выделять существенную информацию из текстов разных видов; проводить сравнение.

Познавательные: умение ориентироваться в собственной системезнаний.

Коммуникативные – учитывать разные мнения и стремитьсяк координации различных позиций в сотрудничестве.

 

Личностные: внимательно относиться к красоте окружающего мира,произведениям искусства; проявлять эстетическое чувство на основе знакомства сразными видами искусства

Тип урока: открытия нового знания

Вид урока:комбинированный

Принципы: деятельности, вариативности,целостного представления о мире, психологической комфортности.

Методы, приемы: объяснительно-иллюстративный,частично-поисковый, словесный (беседа, объяснение),наглядный (демонстрация, показ), практический (выполнение упражнений вучебнике).

Литература: учебниклитературного чтения, 3 класс УМК: «Школа России»: Л. Ф. Климанова, В. Г.Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Голованова, М. В. Бойкина.

 

 


 

Конструкт урока

Этапы урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

1.Организационно —  мотивационный

Задача: подготовка учащихся к работе на уроке

Создание положительной мотивации на урок

 

— Здравствуйте, ребята, настроимся на урок.

 

— Проверьте свою готовность, на парте у вас должен лежать учебник и тетрадь .

 

— Сегодня в гостях у нас солнышко! Ребята, оно вам улыбается. Улыбнитесь и вы друг другу. Улыбнитесь мне. Ведь улыбка располагает к приятному общению. А теперь настроимся на работу – откроем ладошки новым знаниям и произнесём волшебную фразу:

 

 — Я хочу много знать!

 — Я желаю вам успехов!

Доброжелательный настрой на урок

 

— Настраиваются на урок.

 

 

 — Проверяют готовность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 — Хором проговаривают слова

 

 

Коммуникативные: вступают во взаимодействие с учителем;

 

Регулятивные: переключаются с одного вида деятельности на другой;

 

Личностные: положительный настрой на урок.

 2. Целеполагание. Планирование деятельности.

Задача: определение направления работы  с текстом на уроке

Определяется целенаправленность работы с художественным произведением

 

-Вы слышите шум ? 
-Что это за звуки? 
-А вы купались в море? 
-Какие ощущения вы испытывали? 


-А кто живет в море?? 
-Посмотрите внимательно на доску (фото медуз)

— Как вы думаете с какими морскими жителями мы познакомимся?

Вы узнаете кто же является лучшим другом медуз.

-А расскажет нам об этом автор рассказа детской писательницы Марии Евгеньевны Вайсман «Лучший друг медуз».

-Откройте учебники на стр.148

 

 

В процессе беседы с учителем определяют направление работы с художественным произведением

-Да

-Это звуки моря

-Да

 

-Рассказывают о своих ощущениях

 

 

 

— Медузы…

— С медузами

 

 

-Нет

 

 

 

 

 

— Открывают учебники

Предметные: знать о морских животных

Познавательные: осуществляют поиск нужной информации, используя материал учебника.

 

Коммуникативные: умение вступать в диалог 

 

Личностные: взаимодействовать с учителем и одноклассниками

4. Подготовка к восприятию (актуализация знаний).

Первичное восприятие

Задача: создание условий для целостного, непосредственного и эмоционального восприятия обучающимися текста

Происходит целостное, непосредственное, эмоциональное восприятие

 

— Ребята, исходя из названия данного рассказа, как вы думаете кто будет её главным героем?

-Что вы знаете о медузах?

 

 

 

 

 

 

 

— Как вы думаете, о чем будет говориться в этом произведении?

А правы мы были в своих предположениях или нет, мы узнаем после прочтения рассказа.

 

— Ребята, теперь я предлагаю вам перейти к рассказу (попрошу прочитать первую часть рассказа)

-Прослушайте внимательно 1 часть текста

-Подумайте, что описывает автор в начале произведения?

 

Воспринимают произведение

 

 

— Медуза и ее лучшие друзья…

 

 

Медуза — беспозвоночное морское животное в виде зонта, с прозрачным студенистым те­лом, по краям снабженным щупальцами.

 

— О морских обитателях, медузах…

 

 

 

  У моря бывает разное настроение. Мы с Верой научились узнавать его по цвету. Это очень просто. Если море нежных оттенков — голубого, розового и зелёного, значит, оно сонное и играть с нами сегодня не будет. Если краски более яркие, значит, настроение у моря хорошее, игривое, скоро появятся волны и — верхом на них — барашки. А вот когда море действительно становится чёрным, значит, море рассердилось, штормит и купаться нельзя. 
      Должен заметить, я не большой любитель купаться. Первые две недели я вообще не залезал в воду. Нет, я был совершенно здоров. Причина была другая. Сначала камешки. Они, конечно, красивые, но заходить по ним в воду… Сами попробуйте… Потом в море нагнало тысячи крылатых муравьёв. Откуда они взялись? Я долго ломал голову и пришёл к выводу, что где-то размыло небольшой остров с огромным муравейником. 
      Но самой главной причиной моего некупания были медузы. Нет, они, конечно, мне нравились, эти прозрачные загадочные медузы, но только издалека. Встречаться с ними в воде мне совсем не хотелось. 
      — Филя, иди искупайся, — говорила Вера. 
      — Не хочу, медузы жгутся. 
      — Они не жгутся, они маленькие и милые, — говорила Вера, похлопывая ладошкой маленькую медузку. 
      — Они скользкие и противные, — говорил я и был сам себе противен, потому что считал себя другом всех зверей. 
      — И совсем они не противные, они гладенькие, — говорила Вера, поглаживая медузку на ладони.
      — Их просто очень много, — сказал я и решил, что никогда не буду купаться. 

 

Познавательные: учиться определять тему и главную мысль текста; умение самостоятельно читать текст, используя разные виды чтения, понимать смысл прочитанного, понимать особенности произведения.

 

 

 

 

Предметные: выразительно чтение текста

 

Регулятивные:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; по названию тем формулировать цель, принимать учебную задачу и сохранять ее на протяжении всего урок;

планировать деятельность

 

Коммуникативные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение ; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

5. Выявление первичного восприятия

Задача: создание условий для понимания уровня первичного восприятия текста

Организация работы по выявлению первичного восприятия

 

О чём говорится в начале текста? 

 

-Кто рассказал нам эту историю? 

 

-Кто из вас догадался, как его зовут?

 

-Кто главный герой рассказа? 

 

-О чем он нам рассказал?

 

— Назовите их имена?

 

-Можно ли брата и сестру назвать наблюдательными?

 

-Что вы о них узнали?


-Брат с сестрой дружны или нет?

 
-Вправе ли главный герой считать себя другом всех зверей?


-Почему ты так думаешь?

Отвечают на вопросы учителя, выявляющие уровень первичного восприятия произведения

— Каким бывает море

-Герой-рассказчик

 

-Филя

-брат и сестра

— О том, что он вместе с сестрой отдыхал на море.

-Вера и Филя

-Да

-Филя боится медуз, а Вера наоборот

— Дружны

— Нет, он боится медуз, неприязнь

 

 

 

 

 

Предметные:  

умение находить в тексте ответы на вопросы; анализ прочитанного текста

 

Коммуникативные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

 

 

8.Чтение и анализ текста

Задача: анализ произведения с учетом специфики жанра, темы, идеи, возраста обучающихся

Организует работу по восприятию и анализу произведения в единстве формы и содержания

Направляет работу над  произведением с целью формирования навыка чтения, литературного развития обучающихся

 

Почему Филя не купался? (найдите подтверждение в тексте)

 

— Как Филя называл медуз? (Найдите подтверждение в тексте.)

 

— Он согласился бы на то, чтобы медуз уничтожили, и он смог бы купаться? 

 

-А почему же он сам себе противен?

 

-Удалось ли вам узнать из этой части, кто лучший друг медуз?

 

Продолжим знакомство с произведением

Откройте страницу 149 (прошу читать вторую часть рассказа по абзацам)

 

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Назовите героев этой части.

 

-Почему автор-рассказчик использовал в речи мальчика сло­ва «что ты орешь», «сдохли», «гадкие»?

 

 

— Что означает слово «склизкие»?

 

 

— Как эти слова характеризуют мальчика? 

 

 

-Что заставило Филю изменить свое отношение к медузам

 

 

 

 

 

 

 

-Когда же он почувствовал, что начал любить их? 

 

-Найдите в тексте подтверждение, что Филя действительно начинает любить медуз.

 

-Как бы вы поступили на месте Фили?

 

— С кем из мальчиков вы стали бы дружить?

 

-Кому из вас приходилось сталкиваться в море с медузами?

 

-Как вы реагировали на это?

 

-Может ли теперь Филя считать себя «другом всех зверей»?

 

 

 

 -Что в душе у мальчика оказалось сильнее физической неприязни к медузам, сильнее страха перед ним? 

Самостоятельно читают текст по частям, отрабатывают навык чтения, производят анализ в единстве формы и содержания

 

 

Но самой главной причиной моего некупания были медузы. Нет, они, конечно, мне нравились, эти прозрачные загадочные медузы, но только издалека. Встречаться с ними в воде мне совсем не хотелось. 

 

— Нет

-Филе и самому непри­ятно, что он так относится к медузам, но перебороть свою неприязнь он не может.

— Нет

 

   Как-то раз я сидел на берегу, читал книгу о морских животных и мечтал встретиться с ними в море. Рядом копошился в воде какой-то мальчишка и громко орал. Я сначала никак не мог понять, чем он занят. Оказалось, он вылавливает медуз, подносит их ко рту и громко кричит. Я не выдержал и спросил: 
      — Что ты орёшь? 
      — Я медузам ору в самое ухо, чтобы они сдохли от страха, — сказал мальчишка. 
      Этого ему показалось мало. Он стал зарывать медуз в горячие камни. Тут уж я заорал: 
      — Ты что делаешь?! Прекрати сейчас же! 
      — А чего? — не поворачиваясь, буркнул мальчишка. 
      — А то! Они живые! Им больно! 
      — Они плохие, они склизкие.
      — Они гладкие, им так легче плавать, — сказал я и почувствовал, что начинаю любить медуз. 
      — Они не гладкие, а гадкие, — продолжал мальчишка. 
      — Сам ты гадкий, а медузы очень красивые, они — морские бабочки, — сказал я, пытаясь разгрести камни и выбросить медузу в море. 
      — Да ладно тебе, их там и так полно, они купаться мешают. И никакие они не бабочки. Бабочки вот так летают, а эти вот так: бэ-э-э, — и он, растопырив руки-ноги, показал, как плавают медузы. 
      — Вовсе не так. Они красиво плавают. И тебя не трогают. А ты вообще плавать не умеешь, — сказал я. 
      — Я-то умею плавать. А вот ты не умеешь, потому что сам медуз боишься, — сказал мальчишка, противно ухмыляясь. 
      Мне было ужасно неприятно это слышать. Слишком уж было похоже на правду.
      — Это я-то боюсь? Сейчас посмотрим, кто чего боится! — Я со всей силы толкнул его в воду. 
      Он быстро поднялся и стал злобно на меня надвигаться. Я не стал его ждать и с разбегу плюхнулся в море. Я стал грести руками, как краб, а ногами, как лягушка. И вдруг почувствовал, что плыву! Это оказалось так просто. И очень помогли мне медузы, тем, что совсем не мешали. Как будто чувствовали, что теперь я их лучший друг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Филя и мальчик

— Потому что мальчик ненавидел медуз и был злым

 

 

— Скользкие

-Злой, грубый, не любит животных и издевается над ними.

 

-Когда Филя увидел, как незнакомый мальчик мучает медуз, ему их стало жалко, он почувствовал, что медузы такие же живые существа, как и другие животные, они тоже могут испытывать боль, поэтому он стал их защищать.

Когда он пожалел медуз.

 

Они гладкие, им так легче плавать, — сказал я и почувствовал, что начинаю любить медуз. 
-Так же

 

-С Филей.

— Рассказывают, кому приходилось сталкиваться с медузами.

 

— Да, он будет стараться защитить любое живое существо и сам никогда не причинит ему вред.

 

-Его доброта и жалость к медузам

 

Предметные: умение принимать участие в коллективных беседах по прочитанному произведению, умение отвечать на вопросы по содержанию рассказа; умение находить в тексте ответы на вопросы.

 

Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме.

 

Личностные: развитие внимания.

 

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и одноклассниками.

9. Обобщение.

Итог урока

Задачи: обобщение и выводы по учебной проблеме, по уроку

Организация обобщения изученного материала по поставленной учебной задаче, проблеме

Подведение итогов урока с точки зрения развития личности обучающихся

 

— С каким произведением мы сегодня познакомились?

 

— Кто автор данного рассказа?

 

 

-Кто же является лучшим другом медуз

 

 

 

 

 

 

-Какова главная мысль произведения? 

 

 

— Итак, ребята, подведём итоги нашего сегодняшнего урока:

 

 

— Что вам больше всего понравилось?

 

 

Синтез. Помогают учителю подвести итоги.

Рефлексия.

 

 

 

— «Лучший друг медуз»

 

 

— Мария Евгеньевна Вайсман

 

 

Филя, который сначала относился к медузам с отвращением, но сочувствие, сопереживание помогли побороть страх, и он «подружился с медузами».

 

Любовь и понимание окружающего мира сильнее страха и неприязни.

 

 

 

 

 

 

— Понравилось то, что Филя сначала не любил медуз, а потом стал для них «лучшим другом»…

Предметные: сделать выводы о прочтении произведения

 

Коммуникативные: взаимодействие с учителем

 

 Регулятивные: умение сохранять учебную задачу на протяжении урока

 

Познавательные: развитие памяти

10. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания

Проведение инструктажа

 

— Откройте ваши дневники и запишите домашнее задание.

Выберите для себя любой вариант

1.Учебник .Стр.148-151прочитать первую часть текста и пересказать

2. Найти пословицы о море и записать в тетрадь

 

— Спасибо за урок!

Осмысление домашнего задания

 

— Записывают домашнее задание в дневники.

Регулятивные: умение записывать домашнее задание.

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет