X-PDF

Конспект урока-мероприятия Пушкин и музыка

Поделиться статьей

Темаурока :       « ПУШКИН И МУЗЫКА ».

ЦЕЛИ:      -приобщить старшеклассников к духовной жизни поэта, показать , что один изважнейших её источников –близость поэта к духовному миру народа.

                                      ХОД  УРОКА :

                                           Эпиграфы  к  уроку :

                                                     « … у каждого из нас – свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашужизнь в самом начале и уже не покидает её до конца ».

                                                                            А.Твардовский

 

                                                       «Подобно всем великим поэтам он всегда на уровне своего читателя; он становитсявеличавым, мрачным, грозным, трагичным, стих его шумит, как море, как лес,раскачиваемый бурею, и в то же время ясен, прозрачен, сверкает, полон жаждойнаслаждения и душевных волнений».

                                                                                 А.И.Герцен

 

Оформлениеурока:

 надоске портреты Пушкина , Арины Родионовны, М.И.Глинки, Г.В.Свиридова.

 

                                                    Ход  урока :

 Звучитмузыка Свиридова Г.В.Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель»,«Тройка».

Словоучителя.

      «   Какое наслаждение проникнуть в мир Пушкина!» — воскликнул однажды Набоков. Этоудивительный мир, мир красок, звуков, света. Это удивительный мир, с которымчеловек соприкасается всю жизнь.

         Имя Пушкина неразрывно связано с  музыкой.  Многие его стихи положены на музыку,и мы можем слушать прекрасные романсы .

-Ребята, а вы знаете,  кто из композиторов обращался к пушкинским произведениям?

    (М.И.Глинка, А.С.Даргомыжский, М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков,П.И.Чайковский и многие другие).

-Ребята,как вы думаете, почему произведения  Пушкина привлекают музыкантов?  ( Онимузыкальные ).

    Вы правы. Стихи Пушкина необыкновенно музыкальны. Это , конечно, заметиликомпозиторы.

       Звучит  «Колыбельная песня»  М.И.Глинки.

Встихотворении «Зимний вечер» Пушкин обращается к няне :

                  Спой мне песню , как синица

                  Тихо за морем жила;

                  Спой мне песню, как девица

                  За водой поутру шла…

 

 Стихотворении«Зимняя дорога »  ( 1828) написано во время поездки в деревню.

                  По дороге зимней, скучной

                  Тройка борзая бежит,

                   Колокольчик однозвучный

                   Утомительно гремит…

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

Пушкиночень любил народные песни. Он неоднократно упоминает их в своих стихах. Русская народная песня входит в большинство поэм Пушкина, в его драматическиепроизведения.

Почемуже народные песни были так близки Пушкину? Что же он любил в них?  (Ответыучеников ).

Песня–это история человеческого сердца, если говорить точнее —  душа народа. А душа  откликается на радость и горе, на добро и красоту. Народная песня – этораздумья народа о жизни.

      Пушкин любил простого человека, понимал его душу. Понимал,  что слёзы , которыевыливаются в песне, облегчают сердце и утверждают жизнь.

-Ребята, а вы знаете народные песни?       ( Ответы учеников)

Ребята,давайте мы с вами тоже  приобщимся к высокому искусству и послушаем народнуюпесню  «Лучинушка»,  которую Пушкин  упоминает в своём стихотворении  «В чистомполе серебрится…».          

                           Звучитнародная песня «Лучинушка».

-Ребята,мы с вами на уроках литературы проходили тему « Любовная лирика Пушкина» ,говорили  об адресатах  его  любовной лирики. Вы, конечно, помните  этипрекрасные стихи.

 Напомнитемне их.

-Кто адресаты его любовной лирики?   ( А.Керн, Н.Гончарова, А.Олениной и др.).

-Ребята, один из шедевров любовной лирики   А.С.Пушкина — стихотворение  «Я помню чудноемгновенье..»  тоже положено на язык музыки великим композитором М.И.Глинкой. Давайте послушаем этот замечательный романс.

     Звучит  романс М.И.Глинки на стихи А.С.Пушкина  «Я помню чудное мгновенье…».

   — Что вы можете сказать о музыке, которую услышали ?

   — Какая она по настроению?

   — Какие чувства у вас вызывает этот романс?

 

-Ребята,Глинка написал девять пушкинских романсов. И слушать мы их можем,  бесконечно.А по тому, как вы слушали музыкальные произведения, которые сегодня звучали нанашем уроке, я думаю, что урок вам понравился.

Я ,надеюсь, что вы узнали что-то новое для себя. А томик стихов Пушкина долженстать вашей настольной книгой.

                  Рефлексия.  Синквейн по теме «Пушкин имузыка».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Ученики зачитывают свои работы.

Один из варинтов синквейна:

1.Звукопись.

2.Неповторимый, музыкальный.

3.Возвышает, удивляет, облагораживает.

4. Стихи Пушкина звучат как музыка.

5.Гений.

 

Итоги урока:                                                                           

Дом.задание:

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет