X-PDF

Конспект урока музыки в 6 классе на тему: Вдали от Родины. Инструментальная баллада.

Поделиться статьей

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА-КОЛЛЕГИУМ»ГОРОДА АЛУШТЫ

                                                                    

 

 

                                                                                                

 

Конспект урока музыки

на тему: 

«Вдали от Родины. Инструментальная баллада

 

Учитель: ЦеликоваЛ.И.

Класс: 6

г. Алушта 2023 г

 

Конспектурока по музыке

Дата:24.01.2023г.

Урок№: 19                                                                                              

Класс:6

Темаучебного раздела: «Миробразов камерной и симфонической музыки»

Темаурока: «Вдали от Родины.Инструментальная баллада.»

Художественноеназвание урока: «Не молкнет сердце чуткое Шопена».

Цельурока: продолжить знакомство створчеством Ф. Шопена, с жанрами фортепианной музыки: этюдом и инструментальнойбалладой; показать контраст музыкальных образов в различных жанрах фортепианнойминиатюры

Ф. Шопена.

Тип урока: урок изучения и закрепления новыхзнаний, решение учебных задач.

Форма урока: урок-беседа с элементами игровойработы.        

                                                                                                                             

                                  Планируемый результат и УУД                          

Личностныерезультаты: иметь мотивацию к учебной деятельности; выражатьсвои эмоции в процессе познания произведений разных жанров;

выражать в музыкальномисполнительстве свои чувства и настроения, понимать настроения других людей;эмоционально отзываться на доступные и близкие по настроению музыкальныепроизведения.

Метапредметные результаты:

Универсальныеучебные действия (УУД)

Личностные:понимание значения музыки в жизни человека; проявление устойчивогоположительного отношения к урокам музыки.

Познавательные:осуществлять поиск информации (в разных источниках), расширяющей и дополняющейзнания о биографии и творчестве Шопена; сопоставлять и определять, музыкекакого композитора созвучны произведения Шопена; расширять свои представления омузыке.

Регулятивные: выбирать действия всоответствии с поставленными задачами; самостоятельно ставить новые учебныезадачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; решать ряд проблем (задач) для

достижения цели урока.    

Коммуникативные: ставить вопросы, формулироватьсвои затруднения, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятиямузыки;  

 

 

 

 

 

овладевать способностямисотрудничества с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы;умение работать коллективно, в группах во времяпения, игровой деятельности.

Предметные результаты: познакомятся с понятиями:этюд, инструментальная баллада; научатся проводить интонационно-образный анализмузыкальных произведений.

Ресурсы:учебник Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской,«Музыка» 6 класс, с.100-103; портрет Ф. Шопена; раздаточныйматериал на игру; схемы анализа музыкального произведения, словари эстетическихэмоций, ноутбук, флэшка.

Музыкальныйматериал: Прелюдия№ 24, Этюд № 12 «Революционный»,

Баллада№ 1(соль минор) Ф.Шопена; «Баллада о гитаре итрубе», муз.

Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского.

                           Эпиграф урока: «…Великий сын земли многострадальной,                                                                              

                                                         Мир покорили до окраин дальних

                                                         Навеки звуки музыки твоей»

                                                                                                        МамедФаик

 

 

Ходурока

 

I.Организационныймомент.

1.ЗвучитПрелюдия№ 24 Ф.Шопена — ученики входят вкласс.

2.Музыкальное приветствие с помощью ладових жестов.

Учитель:Прозвенел звонок, начался урок. Добрый день.

Учащиеся: Добрый день. 

Учитель:Ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Пустьсегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Скажите, пожалуйста, что запроизведение звучало, когда вы входили в класс?  Вам знакомо это прозведение?(Ответы учеников)

Учитель: Молодцы! Сэтим произведением мы знакомились на прошлом уроке. Это — «Прелюдия № 24», ре минор, Ф. Шопена.

 

II. Определение темы и цели урока.  

Учитель:  Ребята, а как звучала тема прошлогоурока? (Ответы учеников)

 Учитель: Сегодня мы продолжаем знакомство стемой учебного раздела: «Мир образов камерной и симфонической музыки».  Также мыпродолжаем    

знакомитьсяс творчеством великого польского композитора Фредерика Шопена.   Внимание надоску.

     

 

  

Итак тема нашего урока: «Вдали от Родины. Инструментальнаябаллада.»Записываем число и тему урока в тетрадь.

Художественноеназвание урока: «Не молкнет сердце чуткое Шопена».

Ребята,а давайте определим цель нашего урока. Что мы должны будем сделать? (Ответыучеников)  

Цельурока: продолжить знакомство створчеством Ф. Шопена, с жанрами фортепианной музыки: этюдом и инструментальнойбалладой; показать контраст музыкальных образов в различных жанрах фортепианнойминиатюры Ф. Шопена.

        Эпиграфом к нашему уроку послужат слова Мамед Фаика: «…Великий сын землимногострадальной, мир покорили до окраин дальних, навекизвуки музыки твоей».                                                                               

Учитель: Сегодня на урокемы познакомимся с такими произведениями

Ф.Шопена, как этюд № 12 «Революционный», Баллада № 1 (соль минор), продолжимработу над изучением песни «Балладао гитаре и трубе», а  также будем учиться любить ипонимать музыку.

III.Актуализация опорных знаний.

         Перед тем как нам приступить к новой теме, давайтевспомним, что мы уже должны знать. И сделаем мы это с помощью игры.

         Мы поиграем и закрепим свои знания об уже знакомых нам произведениях Ф. Шопена.

Исейчас небольшая музыкальная викторина вформе образовательной игры. Если мы справимся, то  тем самым решим одну из задач, преодолев одно из препятствий. Угадайтекакое   произведение Ф. Шопена звучит?

 (музыкальнаявикторина).

Цель:закрепление выученного материала по слушанию музики и  переход к новомуматериалу.

Игровойматериал: аудиозапись с фрагментами знакомых призведенийФ, Шопена; поле с ответами; портрет Ф, Шопена сприкреплённым к нему полем с ответами. 

Полес ответами:

«Прелюдия № 24», ре минор,

Ф. Шопена

«Собачий вальс»

Ф. Шопена

Вальс № 7 

Ф. Шопена

«Полонез ля мажор»

Ф. Шопена                          

 

Методикапроведения игры: учитель говорит: «Ребята! И так,внимание на доску. (На доске портрет с прикреплённым к нему полем сответами.) Вот

 

 

 

здесь,за этим полем с ответами, прячется композитор, который непосредственно связанас темой нашего урока. Ваша задача определить то или иное произведение».

Звучат фрагменты музыкальных произведений. Учащиесяопределяют прослушанное произведение и снимают правильный ответс картинки, тем самым картина постепеннораскрывается.

Снимать правильные ответы с картинки может и учительдля экономии времени.

Итогигры: И так, мы справились с одним из заданий,и перед нами портрет Ф. Шопена.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.55%
НЕТ
41.45%
Проголосовало: 982

Учитель:Ребята, давайте вспомним, что мы уже должны знать о Шопене и просмотрим  видеоролик.

https://www.youtube.com/watch?v=aHYTZICwJCI

Мысегодня продолжаем знакомиться с творчесивом Ф,Шопена.

 

IV.Новый материал.   

Учитель:Польский композитор Ф. Шопен был одним  из величайших пианистов мира, и имровизатором,сочиниявшим музыку в процессе игры. Шопен – создатель гениальных жанровфортепианной музыки.

Откройтеучебник на странице 100-101. Л. Озеровписал:                                                                                          «Шопенв любой из наших дней,  легко вальсирует над бездной и гордо властвует надней.»  Мы видим портрет молодого композитора.Судьба

Ф.Шопена тесно переплилась с судьбой Родины. Ф.Шопен был настоящим

патриотомсвоей Родины. Признанный лучшим пианистом Польши, композитор должен былотправиться  с концертами в Европу. Шопен долго не мог решиться на этот шаг.«…Нет у меня сил, — писал он,- назначить день отъезда; мне преждставляется,что я  уезжаю, чтобы умереть , — а как, должно быть, горько умирать начужбине,  не там, где жил».

             И все же двадцатилетний композитор покидает Польшу. На прощальном вечере,устроенном друзьями, Ф. Шопену преподнесли серебряный кубок с польской землёй,который он хранил в знак верности своей Родине.

             Когда из Польши пришла весть о начале народного восстания и его жестокомподавлении, Ф,Шопен решил прервать концертное путишествие и вернуться наРодину. Однако родные и друзья, боялись за его жизнь, отговорили композитора отэтого шага: пусть он служит Родине своим искусством.

             

 

 

 

 

«Я  проклинаю час своего отъезда…- пишет в письмах композитор.- Я не могупоступать, как мне хочется… В гостиных притворяюсь спокойным, а вернувшисьдомой, бушую на фортепиано».

             Свое горе, гнев, возмущение он излил в музыке. Как творческий отклик напроизходящие в Польше события ( в1831 г.) появились такие сочинения Шопена, как знаменитый Этюд №12, названный «Революционный», и Прелюдия № 24.

             «Глубокие думы о себе самом и о своём несуществующем более Отечестве, своирадости и отчаяние, свои восторги и мечты, минуты счастья и гнетущей горести, солнечныесцены любви, лишь изредка прерываемые тихими и спокойными картинами природы, -вот где область и могучее царство Шопена, вот где совершаются им великие тайныискусства под именем сонат, прелюдий, мазурок, полонезов, скерцо, этюдов…», -писал В.Стасов, выдающийся русский критик и общественный деятельXIXвека.

             Послушайте Этюд № 12 Ф.Шопена, написанный в 1831 г.

 Послепрослушивания дайте анализ произведению с помощью схемы анализа и словаря эстетическихэмоций.

              К вашему вниманию видеофрагмент, где на фоне звучания этюда №12 показано, чтотогда происходило в Польше, как власти поступали с его родными, с егоинструментом. Какой образ возникает у вас, когда вы слышите Этюд №12?

https://my.mail.ru//list/integral3/video/401/7742.

 (Анализпроизведения после прослушивания)

Учитель:Какое ещё произведение Шопена посвящено революционным событиям в Польше?(Ответы учеников: Прелюдия № 24)

Учитель:Ктоможет напеть эту мелодию? (изъявившие желание ученики напевают мелодию прелюдии№ 24).

Учитель:Что напоминает эта мелодия: эпическое повествование,взволнованный рассказ, драматическую декламацию?(Ответы учеников)

Учитель:Музыке какого композитора созвучны эти произведенияШопена: Чайковского? Бетховена? Рахманинова? Грига?(Ответы учеников)

Учитель:Какие тайны искусства и жизни открываются,когда звучат произведения Ф. Шопена? (Ответы учеников)

Учитель:Откройте учебник на странице102-103. Инструментальная

 баллада.Рождаются великие творения. Л.Озеров писал: «Шопен беседует с тобою в часы раздумья и унынья, в часы тревоги,немоты, растерянности и покоя». Если Шуберт возродил жанр вокальной баллады, тоШопен создал жанр инструментальной баллады. Им написаны четыре баллады, вкоторых композитор музыкально преломил черты поэтической баллады: особый строй

 

 

музыкальнойречи, взволнованный характер, переплетение фантастических и реальных образов,множество контрастных эпизодов…       

             В Балладе №1 (соль минор) переплетаются эпические, лирические,драматические образы. Переход от лирики к героике, от эпического повествованияк драматическому действию роднит эту балладу с театром. Начало Баллады № 1звучит как пролог, в котором возникает образ народного сказителя.

             Предлагаю послушать Балладу № 1(соль минор) Ф. Шопена. Как она построена?   Послепрослушивания дайте анализ произведению с помощью схемы анализа и словаряэстетических эмоций.

             Понаблюдайте за контрастным сопоставлением и развитием её основных тем. Какуюроль играет контраст в «рассказе» композитора о судьбах своего народа?

-Какую мысль композитор передаёт во вступлении к Балладе № 1?

-Из каких интонаций вступления вырастает главная тема Баллады? Что онанапоминает: неторопливую речь человека, ритм вальса?.. Какое название можнодать главной теме Баллады № 1?

-Как звучит вторая тема Баллады? Что отличает средний её раздел?

             И так, внимательно слушаем Балладу № 1 Ф. Шопена в исполнении известногороссийского пианиста Святослава Рихтера. https://my.mail.ru//mail/gorozhankina443/video/_myvideo/10.html

(Анализпроизведения после прослушивания)

Учитель:Сравни Балладу Шопена с его Этюдом № 12 и Прелюдией № 24. Что роднит этипроизведения? (Ответы учеников: Баллада №1 в отличии от Этюда №12 и Прелюдии№24 звучит изысканно, повествовательно, но эпически сурово.)

Учитель:В какой мере к Балладе Шопена можно отнести характеристику прелюдий (см.с.98)?(Ответы учеников)

Учитель:Посмотрите внимательно на фотографии, что на странице 103. Как вы думаете, накакой из фотографий пианистов «звучит» музыка, подобная началу Баллады № 1 Ф.Шопена?  (Ответы учеников)

 

V.Физкультминутка. https://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E

VI.Вокально-хоровая работа.

Учитель: Ребята,сегодня мы продолжаем изучать «Балладу о гитаре итрубе» на музыку Я. Френкель, слова Ю.Левитанского.

Носначала нам нужно подготовиться к пению и хорошо распеться.

Давайтевспомним, как правильно сидеть и стоять во время пения.

Подготовимголос для пения и выполним дыхательные упражнения.

 

 

1.Дыхательное упражнение: Выполняется стоя, руки опущенывниз.

1-вдох носом, руки поднять вверх.

2-выдох ртом, руки опустить вниз. Повторить 2-3 раза.

Приступаемк распевке.

2.Распевка

Упражнение1: поём до, до, ре, ми, ми, фа, соль, соль, ля, соль,фа, ми, ре, до по хроматической гамме. Помним, петь нужно округленням звуком,ничего не зажимать. Это упражнение  очень полезно для активизации работыартикуляционного апарата. Послушайте вначале в моём исполнении, как  нужно петьэто упражнение. (исполнение данной распевки учителем)

Асейчас внимание, поём.(исполнение учениками).

Давайтевспомним ладовые жесты.

Упражнение2:Пение за учителем, который демонстрирует данное

 упражнениес помощью ладових жестов: му, ве, ры, му, ве, на, зе, лё, лё на, му, ры, ве, му.

3. Работа над песней:«Балладао гитаре и трубе», музыка Я.Френкель, слова  Ю.Левитанского.

1)повторение и закрепление 1-го куплета песни;

2)выстукиваниеритмического рисунка с одновременных проговаривание текста 2-го,3-го и 4-го куплетов

3)подставления текста 2-го, 3-го и 4-го куплетов под выученную мелодию;

4)работа над вокально-хоровыми навыками.

Припении особо обращаю внимание на:

     — правильное взятие дыхания;

     — чистоту интонирования;

— дикцию (четкоепроизношение текста;

— характер произведения.

 

VII. Ритмический диктант. Учащиеся должны повторить ритмический рисунок с называниемритмических слогов после исполнения учителем и записать прослушанныйритмический рисунок в нотную тетрадь.

 

VIII.Подведение итога урока.

Учитель:И так, ребята, наш урок подходит к концу. Поэтому намнужно подвести итоги:

1.Какойбыла тема нашего урока? (Ответы учащихся)

2.Какиепроизведения вы прослушали? (Ответы учащихся)

3.Над какой песней работали на уроке? (Ответы учащихся)

4.Что нового узнали? Что было интересным? Что еще хотелось бы узнать по даннойтеме? (Ответы учащихся)

 

 

5.Ребята,как вы считаете, мы достигли поставленной нами цели урока? (Ответы учащихся)

6.Как оцениваете свою работу на уроке? Что помогло справиться с заданиями науроке? (Ответы учащихся)

Учитель:Прошу самостоятельно оценить свою работу на уроке.Отличные оценки также получают те, кто справился с написанием ритмическогодиктанта и были победителями игры.

Домашнеезадание:

Учитель:Выполнить на выбор одно из заданий:

-подготовить презентацию на тему «Могучее царство Шопена»;

-подготовить письменное сообщение на тему: «Жанровое многообразие фортепианноймузыки Шопена». Придумать вопросы для анализа одного из сочинений Шопена;

-найти в Интернете информацию из биографии Ф. Шопена и сопоставить их схарактером его музыкальных произведений;

-найди в Интернете информацию о международном конкурсе имени

Ф.Шопена и его лауреатах.

            На этом наш урок закончен. Всем спасибо за работу на уроке.

Учитель:До свидания! (Пение с помощью ладовых жестов от «му» к«лё»)

Ученики:До свидания! (Пение с помощью ладовых жестов от «лё»  к «му»)

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.55%
НЕТ
41.45%
Проголосовало: 982

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет