X-PDF

Конспект урока по изо Цвет. основы ветоведения

Поделиться статьей

Урок№ 5.

05.10.2022г.

6класс

Изобразительноеискусство.

Тема:Цвет. Основы цветоведения

Цель: познакомить учащихся с основами цветоведения ивыполнить творческую работу по этой теме.

Планируемые результаты:

Предметные:

—  ознакомление с понятием цветоведения —  как наукао  цвете;                      

— познакомятся с  понятием цветового круга, основных, составныхцветов,  дополни­тельного цвета, холодного и теплого цветов; светлоты,цветового контраста,   насыщенности цвета.    

— научатся развивать умение в получении новых цветов через смешиваниекрасок.

Метапредметные:

— развитие наблюдательности;    

— развитие умения выражать своитворческие замыслы;

— развитие умения находитьгармонические цветовые сочетания;  

развитие творческой фантазии.                                 

Личностные: воспитание художественноговкуса;

Тип урока: комбинированный

Технологии: игровые технологии, технология критического мышления.

Оборудованиедля учителя: интерактивноеоборудование (проектор, интерактивная доска), презентация,наглядный материал – таблица «Цветовой круг», картинки на диске.

Оборудованиедля учащихся:   альбом, краски, карандаши, ластик,кисти, палитра, учебник.

Словарь: цвет,основные цвета, цветоведение, составные цвета, дополнитель­ный цвет, холодныйи теплые цвета, цветовой контраст, светло­та, насыщенность цвета.

Ход урока:

1.                 Организационный момент.

      Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку(художественные принадлежности), объявлениетемы и цели урока. (Слайд 1)

2.                 Постановка целей и задач. Мотивацияучебной деятельности.

Скажи, скажи, художник,

Какого цвета дождик,

Какого цвета ветер,

Скажи, какого цвета вечер?

Скажи, какого цвета

Зима, весна и лето?

Ромашку сделай белой,

Гвоздику сделай красной,

Лилию- оранжевой,

Желтым одуванчик.

И мы увидим тоже:

Какого цвета дождик,

Какого цвета ветер,

Какого цвета вечер,

Поймем какого цвета

Огромная планета!

— Прослушав это стихотворениеподумайте и скажите о чем мы с вами будем сегодня на уроке говорить?

— О цвете. ( называют тему, ставятцели). Фронтальная работа.

3. Первичное усвоение новыхзнаний.

Рассказ учителя.

Чтотакое цвет, какова его природа? Что представляет собой окраска предметов?Почему одни предметы синие, другие красные, а третьи зеленые?

Оказывается, всему причиной является солнце, вернее, его световые лучи,которые озаряют все на своем пути.

В темноте мы не видимникаких цветов. Когда в глаз попадают лучи солнечного или электрического света- световые волны, у нас возникает ощущение цвета.

Цвет – одно из самых выразительных средств вискусстве. (Слайд 2)

Цвет одно из самыхвыразительных средств в искусстве. Он сильно влияет на чувства, состояние,настроение людей. Восприятие цвета человеком сложилось естественно, в ус­ловиях окружающей природы, и при всехиндивидуальных особен­ностях есть научно обоснованные общиезакономерности воспри­ятия цветов. Например, красный цвет — это символ Солнца,огня, крови, жизни. Он обычно связывается с радостью, красотой, доб­ром,теплом; но он же означает тревогу, опасность, тревогу для жизни. Белый цвет чащевсего символизирует свежесть, чистоту, молодость; но может означать покой,безжизненность и даже траур у некоторых народов. Черный цвет с точки зренияфизики — пусто­та, отсутствие света и цвета; его традиционный смысл — все «ноч­ное»,недоброе, враждебное человеку, горе и смерть.

Цветоведение – наука о цвете. (Слайд 3)

— Ребята, видим ли мы втемноте цвета?

— Нет.

— Нет. Только когда вглаза попадают лучи солнечного или электрического света – световые волны, у насвозникает ощущение цвета.

Свет- это частный случай электромагнитногоизлучения.

Свет распространяется волнами, которые отражаютсяили поглощаются поверхностью предметов. Световые волны не имеют цвета, цветвозникает только при восприятии этих волн человеческим глазом. Короткие волны даютощущение красных и желтых цветов, а более длинные – синих и фиолетовых. (Слайд4)

Все спектральные цвета (Слайд6) плюс недостающие в солнечном спек­трепурпурные (промежуточные между крайними красными и фио­летовым)составляют так называемую хроматическую («цветную») шкалу цветов. Белыепредметы отражают весь спектр, а черные, наоборот, весь спектр поглощают. Есливзять белую и черную краски и смешать их вразных пропорциях, получится большой ряд серых тонов, от чисто-белого дочерного. Это будет другая шкала цветов — ахроматическая («бесцветная»). (Слайд5)

Задание. Заполнитьтаблицу.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

Тип цвета

Характеристика

Пример

 

 

 

Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по одномупризнаку — по светлоте (светло-серый или тем­но-серый). Хроматические цвета, кроме отличия по светлоте, ха­рактеризуютсяеще двумя главными признаками — цветовым тоном и насыщенностью. (Слайд 17) Цветовойтон определяется  названием цвета и зависит  от его места в цветовомкруге. (Слайд 18) Насыщенностьэто изменениенасыщенности ахроматических цветов  при добавлении серой краски. (Слайд 19) Светлота– это более светлый цвет чем предыдущий. Светлота изменяется при добавлениибелого цвета. (Слайд 20)

Хроматическиецвета условно делят на теплые и холодные. (Слайд 9) Ктеплым относятся желто-красная частьспектра, а к холодным — си­не-голубая. Свое наименование теплых и холодных этигруппы цветов получили: одни — по ассоциации с цветом солнца и огня, другие — по ассоциации с цветом неба, воды ильда. Фиолетовый и зеленый цвета занимают промежуточное положение и вразличных конкретных случаях, в зависимости от сочетания, могут быть отне­сеныто к теплым, то к холодным. Примеры:Так, испанский художник П. Пикассо одно время работал с холодными цветами, а вдругой период – с тёплыми (так называемые розовый и голубой периоды в еготворчестве) Одни художники пишут красками тёплого оттенка (Рембрант, Рубенс, Д.Левицский, Тициан, В. Тропинин) другие отдают предпочтение холодным цветам (Эль Греко, В, Борисов-Мусатов)

Цветовая гармония.

Для простоты инаглядности был придуман цветовой круг. Из смешения трёх основных цветоврождается всё цветовое богатство мира.

В теории цвета цветовойкруг содержит в себе все цвета, видимые человеком, от фиолетового до красного.Цветовой круг показывает, как цвета связаны между собой, и позволяет определятьпо определённым правилам гармоничное сочетание этих цветов. (Слайд 7)Цветовой круг получается, если полосу спектра вообразить в виде гибкой пластиныи согнуть ее в окружность. (Слайд 8)

Рассмотрите цветовой кругна представленном рисунке. Ко всякомухроматическому цвету можно подобрать другой та­кой цвет, который в смеси спервым даст ахроматический цвет (практически близкий к черному). Такиепары цветов называются дополнительными. Так, к малиново-красному дополнительнымбу­дет зелено-голубой, к желто-зеленому — пурпурно-фиолетовый и т. д.Практически пары таких дополнительных цветов в цветовом круге лежатдиаметрально противоположно. (Слайд 10)

Цвета (желтый, красный,синий) которые невозможно получить смешиванием каких-либо красок называют основными. (Слайд 11)

Цвета которые можнополучить от смешивания основных красок, их называют составными. (Слайд 11)

Игра: Трицвета, три цвета, три цвета,

           Ребята, не мало ли это?

           А где зеленый, оранжевый взять?

           А если нам краски по парам смешать?

           Из синей и красной

           Получим мы цвет…

          А синий мы с желтой смешаем?

          Какой мы цвет получаем?

          А красный плюс желтый, для всех не секрет,

          Дадут нам конечно … цвет. (Слайд 12)

Что такое насыщенность и светлота.

Цвета расположенные вцветовом круге напротив друг друга, т.е. отстоящие на 180 градусов, являются контрастными.Они взаимно подчеркивают яркость друг друга, усиливают ее. Подобные парыцветов очень часто использовались в одежде скоморохов, эти сочетаниямаксимально броски и навязчивы. (Слайд 13)

 Понятие о цветовом контрасте.

 Контраст-сопоставление двух противоположных качеств,способствующее их усилению. (Слайд 14)

— Замечено, что если ахроматическое (серое) пятно окружитьхроматическим фоном (например, зеленым), то на сером возникнет очень заметныйхроматический оттенок, в данном слу­чае красный. В самом деле, проселочнаядорога, бегущая по зеле­ному лугу, всегда воспринимается каксиренево-розоватая. Такие пары цветов (цвет фона и цвет возникающегохроматического от­тенка на сером) называются контрастными. Вцветовом круге они помещаются почти друг против друга, немного не совпадая с до­полнительными.Их отличие от дополнительных мало ощутимо, и практически им можно пренебречь.

Контрастные цвета, помещенные в непосредственном соседст­ве,зрительно усиливают друг друга по насыщенности. Чтобы один цвет в окружении другогоне изменялся, надо к данному цвету до­бавить немного цвета окружающего. Этоотносится и к ахромати­ческому цвету. Например, чтобы серое пятно в окружениизеленого фона не казалось розоватым, а воспринималось как чисто-серое, надо всерый добавить немного зеленого. Резко снижает контраст­ное воздействие цветоввведение контура. Пятно, имеющее четкий контур, почти не испытывает влиянияцветового контраста.

При соседстве не контрастных, а близких цветов, например желтогоили желто-зеленого, зеленого и зелено-голубого, возника­ет, наоборот,впечатление уменьшения насыщенности обоих.

Понимание закона цветовых контрастов позволяет добиватьсявпечатления цвета там, где его фактически нет, то есть на ней­тральных серыхпятнах, и изменять оттенок любого хроматическо­го цвета, зрительно повышая илипонижая его насыщенность. Дляхудожников, работающих в области живописи и декоративно прикладного искусства,большое значение психофизиологического воздействия цвета на человека,обусловленного законами его восприятия. (Слайд 15) Цвет очень сильновлияет на чувства, состояние, настроение людей, например:

·                    Зеленый цвет — вызывает покой, доброту, умиротворение, приятное настроение;

·                    Желтый цвет — теплый,веселый, бодрящий, привлекательный;

·                    Оранжевый цвет -радостный, добрый, пламенный;

·                    Красный цвет – цветСолнца, огня, жизни, согревает, возбуждает , и одновременно устрашает, вызываеттревогу;

·                    Синий —  вызываетчувство холода, тоски ,серьезности, печали;

·                    Фиолетовый  –соединяет чувства синего и красного, полон жизни в то же время тоски;

·                    Белый – символизирует свежесть, чистоту,молодость ном ожжет означать покой, безжизненность,  и даже траур унекоторых народов;

·                    Черный  – отсутствиецвета и света, все «ночное», недоброе, враждебное человеку, горе  исмерть.

Сближенные (родственные) цвета — это те цвета, которые в спектре находятся рядом. (Слайд16)

3. Физкультминутка (Слайд 21)

4. Применение знаний в стандартных и нестандартных ситуациях. (Слайд22)

Задание:

I вариант

Нарисуйте цветок.

Раскрасьте  его красками теплой цветовойгаммы.

II вариант

Нарисуйте цветок.

Раскрасьте  его красками холодной цветовойгаммы.

 5. Рефлексия.(Слайд 23)

1.Выставка работ учащихся. Показать работы и обобщить полученныезнания.

При подведенииитогов урока подчеркиваем, как дети смогли передать красоту цветов, используятёплые и холодные хроматические цвета, как проявили свою наблюдательность играфические навыки, отмечаем разнообразие оттенков цветов, которое получаетсяот смешения красок.

Домашнеезадание: без задания. 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет