Конспект урока ИЗО 4 класс.Тема: Деревня — деревянный мир
Программно-методическоеобеспечение: учебник по технологии 4 класс . Авторы: Н.И. Роговцева, Н.В.Богданова, Н.В. Шипилова, С.В. Анащенкова.
Темаурока: « Деревня – деревянный мир»
Цели:
- Приобщение к истокам родного искусства.
- Формирование эстетических представлений о русском деревянном зодчестве.
- Развитие творческих способностей в создании художественного образа.
Задачи:
- Познакомить с традиционным образом русской деревни, конструкцией дома.
- Научить изображать образ избы.
- Дать представление о традиционных украшениях избы и их значении.
Формированиеуниверсальных учебных действий (УУД).
ЛичностныеУУД:
· повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
· ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненнойработы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
· духовно-нравственное развитие детей посредством формированияотношения к культуре.
РегулятивныеУУД:
· развивать умение принимать и сохранять творческую задачу,планируя свои действия в соответствии с ней;
· вырабатывать способность различать способ и результат действия;
· в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебныезадачи.
ПознавательныеУУД:
· развивать способность смыслового восприятия художественноготекста;
· осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
КоммуникативныеУУД:
· адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства длярешения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формойкоммуникации;
· задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение.
Предполагаемыерезультаты:
Личностные:включают готовность к саморазвитию, высокую мотивацию к обучениюи познанию.
Метапредметные:освоение УУД.
Предметные:получение нового знания, его преобразование и применение.
Оборудование: презентации,иллюстрации, рисунки, художественные принадлежности.
Планурока:
I.Организационная часть:
Проверкаготовности к уроку.
II.Актуализация знаний:
Испоконвеков на Руси люди жили в гармонии с природой. Земля – не только красотаприроды, она сохраняет глубокие следы событий людской жизни.
Какна Руси строили поселения? Деревни строилисьвдоль рек, на холмах с белыми церквами на их вершинах, с горящими насолнце куполами и разносящимися далеко колокольным звоном. Избы строились изобтёсанных, некрашеных брёвен, которые в пасмурный день смотрелись каксеребряные, а на солнце – как тёплый, светящийся мёд. Всё это знакиобетованного мира. Эти поселения были близки природе, украшали её.
Но человек может портить природу, и этому много примеров. Пригородызастроены разными постройками с огородными участками, не соответствующимиэстетическим критериям. В старину деревни имели определённый строй, инесли опыт вековых традиций.
III.Введение в тему: «Образ традиционногорусского дома»
МастерПостройки помогает понять мудрость деревянных построек старой русскойархитектуры. Изба – строение лесного края. Мастера строили в основном безгвоздей, топором.
Просмотрпрезентации «Русские избы» о красоте русского зодчества
Деревня-«дерево»
Избырубили из дерева отсюда и слово «деревня».
ДревнейРуси считалось, что деревня без мельницы, самая бедная.
Извека в век, с утра и до утра звучала без конца и без начала речитативом песнятопора на всей Руси великой и крепчала.
Какмера и красота скажут…
Укаждого народа есть свой излюбленный строительный материал. Россия — страналеса. Из дерева мастерилось и строилось буквально всё: домашняя утварь, орудиятруда, избы и даже целые города. Всё это создавалось преимущественно топором.
Удивительнакрасота деревянного зодчества. Но искусство это не долговечно, хотя есть ещётакие уголки в России, где сохранились построенные из дерева дома, дворовыепостройки (амбары, сараи, бани и др.),культовые сооружения (церкви и часовни).Свидетели старины глубокой – памятники деревянного зодчества Каргополя, Кижей идругих мест на Руси поражают разнообразием форм, сплетением архитектурныхстилей и высоким мастерством отделки. Уцелевшие произведения деревяннойархитектуры относятся к ХVII вв.
Ая сколько по святой Руси не езживал, а таких хором вовек не видывал. (из былины)
«Фасад– лицо избы, окна – её глаза».
«Всякаяизбушка своей кровлей крыта».
Наиболееполно мастерство и талант русских зодчих проявился в строительстве и украшениижилищ. Веками складывались общие особенности архитектурной конструкции русскойизбы.
Фасадизбы.
Вовсе времена предметом особой заботы русских зодчих было художественноеоформление фасада избы.
Избачто терем.
Празднично– нарядный декор деревянных кружев русских изб и сегодня восхищает своей красотой.Узоры на наличниках и и ставнях, на причелинах, полотенце, балкончикахудивляют своей красотой. А сколько фантазии и выдумки вкладывает мастерсоздавая резные узоры.
Деревянныепостройки Невона.
Исследуяархитектуру современной деревни можно сделать вывод, что многие деревянныепостройки стилизованны под «русскую старину». Это видно в украшенных резьбойоконных наличниках, фризах, причеллинах, в которых нашли отражениехудожественная смелость и фантазия наших современных строителей.
IV.Практическая часть
Создаваяобраз деревни, нужно иметь ввиду богатство деревянного мира: избы, амбары,сараи, риги, бани, мельницы, колодцы, церкви, часовни, ограды, ворота.
Существовало много типов изб: амбары, изба на подклети с «поветью»(второй этаж), крыльцо, гульбище (функция, образ гостеприимства).
Задание: Работанад образом традиционного русского дома – избы.
Просмотрпрезентации «Деревня»
Показ приёмов работы (на доске) гуашевыми красками, широкие горизонтальныемазки с пробелами изображают бревенчатые стены. Необходимоподобрать характерный цвет дерева: серебристо-серый,золотисто-коричневый. Смежные стены решаются в контрасте. Нужно обратитьвнимание на то, что окна лучше изображать после того, как будут написаны стены.Резные доски украшений избы изображают контрастным цветом тонкой кистью. В ходе работы решаются задачи изображения пространства, колористическойцельности образа.
V.Итог
Рефлексия,вернисаж.
