X-PDF

Конспект урока по литературе на тему Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Жанровое своеобразие произведения. Истоки формирования личности Гринева (анализ I-II глав)»

Поделиться статьей

Конспектоткрытого урока литературы, проведённого в 8а классе

учителемрусского языка и литературы

МБОУ«Кингисеппская средняя общеобразовательная школа № 2»

ЧерепановойЕленой Васильевной

Темаурока: ПовестьА.С. Пушкина «Капитанская дочка». Жанровое своеобразие произведения. Истокиформирования личности Гринева (анализ III глав)

Типурока:урок изучения новых знаний.

Целиурока:

Образовательные:

  1. Показать жанровые своеобразия повести.
  2. Проследить истоки формирования личности Петра Гринева.
  3. Развивать навыки анализа текста
  4. Формировать умение самостоятельно применять алгоритм исследования при изучении литературного произведения.
  5. Формировать общеучебные умения и навыки: работа с текстом, работа в группах.

Развивающие:

  1. Развивать монологическую речь.
  2. Развивать логическое и образное мышление.
  3. Формировать навыки комментированного чтения.
  4. Развивать умение исследовательской работы с текстом.

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
  2. Воспитывать уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, добру, любви к людям, служению им.
  3. Воспитывать коммуникативные навыки.

ПознавательныеУУД:

  1. Делать выводы, обобщения.
  2. Осуществлять самоконтроль и самооценку.
  3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
  4. Устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД:

  1. Выказывать предположения на основе наблюдений;
  2. Самостоятельно делать выводы.

КоммуникативныеУУД:

  1. Формировать навыки речевой деятельности.
  2. Осваивать способы совместной деятельности.
  3. Строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

ЛичностныеУУД:

1.     Самоопределение,морально – этическая ориентация.

  1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
  2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

Методыорганизации учебной деятельности учащихся: рассказ учителя,выразительное чтение, сообщения учащихся, словарная работа, работа с художественнымтекстом: беседа по вопросам, комментированное чтение и элементыпоисково-исследовательской деятельности обучающихся.

Межпредметныесвязи: история.

Связьс другими видами искусства: диафильм «А.С. Пушкин».

Формыорганизации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная,групповая.

Технологии: технологиясотрудничества, технология критического мышления, информационно-коммуникативнаятехнология, здоровьесберегающая технология

Оборудование: компьютер,мультимедийный проектор, презентация, оформление стендов, учебник «Литература 8класс / под ред. В.Я. Коровиной, портрет А.С. Пушкина.

 

 

Ходурока

Проверкадомашнего задания

Беседапо статье В.А.Кожевникова Историческая эпоха, развитая в вымышленномповествовании.

-Расскажитеоб истории написания повести Капитанская дочка.

-КакПушкин работал над историческим трудом Истории Пугачева?

-Какуюроль сыграл царь в истории публикации исследования Пушкина?

-Каквласть и общество восприняли Историю Пугачевского бунта?

-Вчем значение исторического труда Пушкина?

-Вчем видел Пушкин причины бунта?

-Вчем вы видите связь Истории Пугачевского бунта и Капитанскойдочки?

2.Жанровоесвоеобразие Капитанской дочки

Вкритической литературе неоднократно взыскивались разные мнения о произведенииПушкина: одни видели в нем повествование о двух влюбленных, другие — лишьизображение Пугачева и пугачевского восстания, третьи — этапы духовногостановления молодого человека, на жизненном пути которого постоянно возникаетпроблема выбора чести: кто прав? Мы постараемся ответить на все эти проблемы -вопросы в ходе изучения произведения. Также до сих пор нет единства вопределении жанра произведения. Что это — повесть? роман? исторический роман?семейные записки? хроника? мемуары? (ученики приводят аргументы в пользукаждого из жанров).

Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

«Капитанскуюдочку» с полным правом можно назвать и романом, и повестью. Наверное, в строгомсмысле слова Капитанская дочка не является ни хроникой, нимемуарами, так как в произведении есть художественный вымысел. Но она написанав форме воспоминаний, семейных записок, показывает былые судьбы, жизнь частныхлюдей, вместе с тем даны изображения исторического события и исторических лиц(вроде Емельяна Пугачева и Екатерины II), а потому содержит в себе особенностивсех названных жанров.

Капитанскуюдочку принято считать повестью. Она невелика по объему и написана от лицанебогатого дворянина в форме мемуарных записок. Но судьба героев не просто данана фоне истории, она тесно переплетена с исторически значимыми для страны иобщества событиями. Это признаки романа. Действительно, по масштабуизображаемого, по глубине проникновения в суть описываемых исторических событийКапитанская дочка — роман.

3.Определение поурочного планирования по повести

Капитанскуюдочку можно условно разделить на три цикла глав: 1-5 рисуют формированиеличности рассказчика до неожиданных происшествий, имевших большоевлияние на всю его жизнь и приведших к серьезным изменениям и потрясениям; 6-12- картины, в которых появляется Пугачев и под влиянием которого изменяетсявнутренний мир рассказчика; 12-14 — роль развернутого эпилога. Каждому циклубудет посвящен отдельный урок.

4.Вводная беседа

-Почемуповесть названа Капитанская дочка?

-Исследователисчитают, что эпиграфы в Капитанской дочкеиграют роль своеобразныхконспектов каждой главы. Докажите правильность (или ошибочность) этого мнения,перечитав эпиграфы вместе с названием глав.

-Надчем и почему добродушно подсмеивается и шутит Гринев-рассказчик, вспоминая своидетские и отроческие годы и жизнь в Белогорской крепости ?

5.Беседа по содержанию повести

-Расскажитео родителях Петруши. В какой семье он рос?

АндрейПетрович Гринев — отставной майор, служивший при графе Минихе.

Справка:Миних Бурхард Кристофор (1683-1767) -граф, русский военный и государственныйдеятель, генерал-фельдмаршал, до 1721 перешел на русскую службу в должностиинженер-генерала. Руководил строительством шлюза на реке Тосна, Обводного иЛадожского каналов. С 1728 года — генерал-губернатор Ингерманландии, Карелии иФинляндии. С 1732 года Миних — президент Военной коллегии. В 1734 годуруководил осадой  и взятием Гданьска, где находился претендент на польскийпрестол Станислав Лещинский. Во время русско-турецкой войны 1735-1739 годовкомандовал русскими войсками в Крыму и Бессарабии. При помощи Миниха фаворитимператрицы Анны Ивановны герцог Бирон стал регентом. Однако в ноябре 1740Миних с согласия правительницыАнны Леопольдовны арестовал Бирона исослал с Пелым. В 1742 вступившая на престол императрица Елизавета Петровнаотправила Миниха в ссылку, где он пробыл 20 лет. По возвращении в 1762 изссылки Петром 3 Миних политическим влиянием не пользовался.

Такимобразом, получается, что отец Петра Гринева, вышел в отставку, попав в опалупосле ссылки графа Миниха.

АндреюПетровичу Гриневу присущи высокие представления о долге и чести дворянина,презрение к карьеристам и светским молодым повесам, искреннее радушие, котороеотмечало людей старого века. Он не любил ни переменять своинамерения, ни откладывать их исполнение. Отец считал, что дворянину непристало мотать ,да повесничать. Поэтому он послал Петрушу служитьв Петербург: Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхаетпороху, да будет солдат, а не шаматон.

МатьПетруши происходила из семьи бедного дворянина. У нее был добрый, мягкийхарактер, привычка во всем слушаться своего мужа, поддержать его. Она зналанаизусть все его свычаи и обычаи.

ПетрушаГринев рос в провинциальной небогатой дворянской семье, был единственным ребенком(Все мои братья и сестры умерли во младенчестве).

-Какоезначение имеет имя главного героя? (Сына Гринев назвал Петром в честь своегоотца. Это говорит об уважении к семейным традициям. Петр по-гречески значиткамень, предполагает твердость характера, силу духа у обладателяэтого имени.)

-Вкаких условиях воспитывался Петруша? В каком окружении он рос? (Честный,преданный, но недалекий дядька Савельич; добрый, но ветреный ибеспутный мосье Бопре; дворовые мальчишки — вот окружение Петруши в детскиегоды. Поэтому неудивительно, что о своих познаниях по окончании курса домашнеговоспитания повествователь иронически пишет, что они ограничивались знаниемрусской грамоты и умением судить о свойства борзого кобеля. Бопре,который в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссиисолдатом ничему научить мальчика не мог.)

-Можноли считать , что Петруша полностью усвоил взгляды отца на военную службу истрогие представления о сыновьем долге? (Нельзя сказать, что Петруша полностьюусвоил взгляды отца, хотя, конечно,многое и главное запало ему в душу. Выросшийна деревенском приволье, вдалеке от светского общества, Гринев научилсянепредвзято судить о людях. Он перенял от отца прямоту и честность.)

-Какиезаветы дал отец Петру Гриневу при отправлении на службу? (Служи верно,кому присягнешь, слушайся начальников, за их лаской не гоняйся, на службу ненапрашивайся, от службы не отговаривайся, и помни пословицу: береги платьеснову, а честь смолоду.)

-Смомента отъезда из родного дома начинается второй этап формирования личностиПетра Гринева. Как вы считаете, в чем изменился герой? (Первый удар иллюзиямнаносит отец, когда решает отправить сына в армию. Две стороны характерамолодого Гринева раскрываются в эпизодах встреч с Зуриным и бродягой -вожатым.В первом эпизоде Петруша вел себя как мальчишка, вырвавшийся наволю. Зурину легко удалось воспользоваться неопытностью Гринева, напоитьего и выиграть сто рублей в бильярд, что по тем временам были немалые деньги.Мечта о веселой беззаботной жизни быстро исчезает, сменяясь неспокойнойсовестью и безмолвным раскаянием. Встреча с вожатымпробуждает в душе Гринева то хорошее, светлое, что вынес герой из родительскогодома. Он испытывает благодарность к человеку, выручившему его во время бурана,и отдает ему свой заячий тулуп.)

-Каковоотношение Савельича к вожатому? Найдите слова, выражающие это отношение.(Он его пропьет, собака, в первом кабаке…, Бога ты небоишься, разбойник!, Ты видишь, что дитя еще не смыслит, а ты радего обобрать…, И добро бы кому, а то пьянице оголелеому!.Савельич боится незнакомца, видит в нем разбойника, пьяницу, хочет оградить отнего Гринева и спасти барское добро.)

-Какреагирует бродяга на Барский подарок? (Его благородие мнежалует шубу со своего плеча… Он кое-как умудрился и надел тулуп,распоров по швам. Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Онпровел меня до кибитки и сказал с низким поклоном: Спасибо вашеблагородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей.)

-Почемутакие теплые слова говорит вожатый за неподходящий ему тулуп? (Дело не втулупе, а в порыве Гринева ответить добром на добро. Автор показывает дваотношения к человеку: для одного собака, пьяницаоголелый, для другого — брат. Две правды: однапо-хамски тычет пальцем в греховную наготу другого, другая ,все видя, как быговорит : но ведь и он человек…).

-Чтотакое милосердие? (Желание прийти на помощь из чувства человеколюбия,сострадания; помощь, вызванная этими чувствами.)

-ПочемуГринева застал буран в степи? (Он в очередной раз проявил самонадеянность.упрямство, не послушался опытного ямщика и не переждал бурю, а поехал ейнавстречу.)

-Каковосимволическое значение бурана? (Буран предвещает бурные события не только всудьбе героя, но и в судьбе страны. Буран- метафорическое обозначение народногобунта.)

-Какоезначение имеет сон Гринева? (Сон тоже имеет символическое значение. Блужданиево сне по снежной пустыне предвещает блуждание героя по мукам,перипетии его судьбы. Мужик с черной бородой, которого мать представляетпосаженым отцом,- бродяга , спасший Гринева в буран, то естьПугачев, в самом деле благословит Петра и Машу. Топор, мертвые тела- все этовскоре предстоит увидеть Гриневу наяву.)

Домашнеезадание

1.Перечитатьглавы 3-5

2.Подготовитьрассказ о жизни Гринева до начала осады крепости Пугачевым.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет