X-PDF

Конспект урока по обновлённым ФГОС Чередование букв Ё и О в корне слова. 5 класс

Поделиться статьей

Русский язык, 5класс

 

Темаурока: Правописание ё — о после шипящих в корнеслова.

Конспектурока по обновлённым ФГОС

Типурока: изучение нового материала

I. Цели и задачи занятия

Цель: совершенствованиемыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных уменийсравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации,установления определенных закономерностей и правил, конкретизации и т.п. впроцессе изучения русского языка.

Задачи:

1.Научиться выявлять, характеризовать и сравниватьорфограммы в корне слова

2.Научиться анализировать:орфограммы в корне слова, условия выбора нужной буквы

3.Научиться синтезировать и обобщать теоретическуюинформацию об основных признаках морфем , отрабатывать навыки морфемного разбора.

4.Научиться классифицироватьорфограммы в корне слова

II.Планируемые результаты урока

 

Личностные:

проявление интереса кпознанию русского языка; формирование ценностного отношения к природе.

 

Метапредметныерезультаты:

1.      Овладениеуниверсальными учебными познавательными действиями

 Базовые логические действия

— выявлять и характеризовать существенные признакиязыковых единиц, языковых явлений и процессов;

 -устанавливать существенный признак классификацииязыковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критериипроводимого анализа;

— классифицировать языковые единицы по существенномупризнаку.

— находить, преобразовывать и передавать информацию;

 Базовые исследовательские действия:

— использовать вопросы как исследовательскийинструмент познания в языковом образовании;

—  использовать современные телекоммуникационныетехнологии.

 

Предметныерезультаты

Морфемика..Орфография

Характеризовать морфему как минимальную значимуюединицу языка. Распознавать морфемы в слове (корень, приставку, суффикс,окончание), выделять основу слова. Находить чередование звуков в морфемах.

Правописание ё — о после шипящих в корне слова. знать правило написания букв Е-0 послешипящих в корне; слова-исключения; написаниями после шипящих в безударномположении; уметь находить и правильно писать слова с изученной орфограммой;графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь писать слова снепроверяемыми написаниями после шипящих в безударном положении.

 

Этапы урока.

1.     Мотивационно-целевой этап

Приветствие.В рабочей тетради записываем число, классная работа.

Какой гласный звук слышится в корне под ударением после шипящего?Какая буква пишется в этом случае?

Учитель: Ребята, посмотрите на эти слова,особенности их написания и произношения. Давайте сформулируем тему урока.

                 II. Целеполагание.

Учитель: Ребята, что такоеорфограмма?

Ученики: Место в слове, где можнодопустить ошибку.

Это правильный выбор буквы.

Учитель: Какие буквы сегодня будемвыбирать?

Ученики: О – Ё

Учитель: Посмотрите внимательно натему урока и скажите, каково место этих букв?

Ученики: 1.ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ (Ж, Щ, Ш,Ч) 2. В КОРНЕ

Учитель: А теперь, исходя из темы,сформулируйте задачи урока. Что вы хотите узнать? Чему научиться? Зачем выпришли на урок?

Ученики: 1.узнать, когда послешипящих в корне слова пишется О, а когда Ё, от чего это зависитнаучитьсявидеть орфограмму, объяснять её, правильно писать.

III.Актуализация знаний.

Наблюдение надлингвистическим материалом. Проблемнаяситуация.

Учитель: перед вами слова ЗАЙЧОНОК,ВРАЧОМ, СТЕРЕЖЁТ, МЕДВЕЖОНОК, БЕРЕЖЁТ, ПЛАЩОМ. Относятся ли они к сегодняшнейорфограмме? Сравните их со словами из учебника.

Ученики: Хотя в этих словах естьорфограмма О-Ё после шипящих (пункт1-место орфограммы), но она не в корне, а всуффиксе или окончании. Следовательно, эти слова относятся к другой орфограмме.

Учитель: Молодцы. С этим правилом мыпознакомимся позже, но, кому интересно, может поискать ответ, почему в словах Оили Ё, к следующему уроку.

Разминка.

Учитель: Объедините пары и найдитеобщее.

Ученики быстро находят пары, аргументируют, находя как можнобольше схожего. Задача: повторить грамматическое значение окончаний исловообразовательное значение суффиксов. Например:

  1. ЗАЙЧОНОК – МЕДВЕЖОНОК – общее: оба слова сущ., одушевленные, нарицательные, м.р., 2 скл.; суффикс «ОНОК» имеет словообразовательное значение «ДЕТЁНЫШИ ЖИВОТНЫХ»; нулевое окончание указывает на грамматическое значение « И.п., ед.ч.»
  2. ВРАЧОМ-ПЛАЩОМ – общее: оба слова сущ., нарицательные, м.р., 2 скл., окончание «ОМ» указывает на грамматическое значение « Т.п., ед.ч.».
  3. БЕРЕЖЁТ – СТЕРЕЖЁТ – общее: оба слова гл. наст. вр., по окончанию «ЁТ» сразу видно, что перед нами глагол 3 лица, ед. ч.,1 спр.

Проблемный вопрос.

Учитель: Хорошо, но, друзья, можетбыть, кто-то догадался , почему в окончаниях глаголов после шипящих Ё, а не О?

Ученики: Если вспомнить личныеокончания глаголов, то у глаголов нет окончания «ОТ», значит, выбора между О-Ёпросто нет – в таких случаях следует писать только Ё.

Учитель: Молодцы. Небольшаязаметка: во всех глаголах и отглагольных словах после шипящих О никогда непишется! Это заметка на будущее, а теперь обратимся непосредственно к нашейтеме.

IV.Изучение новой темы.

Работа с таблицей. Наблюдение над лингвистическим материалом.Исследование.

Учитель: Посмотрите на слова втаблице. Прочитаем вместе. Какой звук слышится на месте пропущенных букв?

Ученики: Звук О слышится во всехсловах таблицы.

Учитель: Почему же словараспределены на 2 колонки?

Ученики: То, что слышим, и то, чтопишем, очень часто не совпадает – в одном столбике пишется – Ё, в другом – О.

Учитель: Перепишите таблицу так же,как у меня, подумайте и ответьте на вопрос:

Проблемная ситуация.

Это нужные для сегодняшней орфограммы слова?

Ж…РДОЧКА
Ч…РНЫЙ
Ш…ПОТ
Щ…КИ

КРЫЖ…ВНИК
Ш…В
Ш…РОХ
ТРУЩ…БА

Ученики: Да, эти слова нам подходят,потому что орфограмма

  1. ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ (Ж, Щ, Ш, Ч)
  2. В КОРНЕ

Учитель: Докажите, прописывая рядомоднокоренные слова с буквой Е после шипящей, выделяя корень, подчёркивая местоорфограммы.

Ученики по желанию выходят к доске и заполняют таблицу, вставляяпропущенные буквы, при этом продолжают оформлять таблицу  тетради, котораятеперь выглядит таким образом:

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

Ж … РДОЧКА – ЖЕРДЬ
Ч … РН ЫЙ – ЧЕРНЕТЬ
ШПОТ – ШЕПЧЕТ
Щ …КИ – ЩЕКА

КРЫЖ … ВНИК
Ш … В
Ш … РОХ
ТРУЩ …БА

Учитель: Ребята, догадались, в какомстолбике – Ё после шипящих в корне, а в каком – О?

Ученики, наблюдая над записью, дают правильный ответ.

Ё

О

Ж Ё РДОЧКА – ЖЕРДЬ
Ч Ё РН ЫЙ – ЧЕРНЕТЬ
Ш ЁПОТ – ШЕПЧЕТ
Щ ЁКИ – ЩЕКА

КРЫЖ О ВНИК
Ш О В
Ш О РОХ
ТРУЩ О БА

Учитель: Хорошо. Так от чего жезависит О или Ё? Аргументируйте своё предположение.

Ученики: ГИПОТЕЗА:Судя по записи в таблице, слово с Ё можно проверить однокоренным словом сбуквой Е, а слово с О нельзя проверить однокоренным словом с буквой Е.

Учитель: Какое умение нужно иметьученику, чтобы правильно написать?

Ученики: Ученик должен уметьправильно подбирать однокоренные слова.

Учитель: Ваша гипотеза верна.Запишем вывод в 3-ю строку таблицы.

Ё

О

Ж Ё РДОЧКА – ЖЕРДЬ
Ч Ё РН ЫЙ – ЧЕРНЕТЬ
Ш ЁПОТ – ШЕПЧЕТ
Щ ЁКИ – ЩЕКА

КРЫЖ О ВНИК
Ш О В
Ш О РОХ
ТРУЩ О БА

Можно проверить однокоренным словом с буквой Е.

 Нельзя проверить однокоренным словом с буквой Е.

Учитель: Хорошо. А теперь обобщитеинформацию и сформулируйте правило, не забудьте указать место орфограммы.

Ученики сами выводят правило: после шипящих в корне словапишем Ё, если слово можно проверить однокоренным словом с буквой Е, послешипящих в корне слова пишем О, если слово нельзя проверить однокоренным словомс буквой Е.

Учитель: Хочу подарить вам считалку,в которой присутствуют слова только с О после шипящей.

Считалка: ШОРОХ, ЧОКАТЬСЯ, ТРУЩОБА, ШОВ, КРЫЖОВНИК и ОБЖОРА,ШОКОЛАД, ШОССЕ, ЖОНГЛЁР, ТРЕЩОТКА, ШОРНИК и ШОФЁР, МАЖОРНЫЙ, ШОРТЫ, КАПЮШОН.

Учитель: Какое слово вам незнакомо? (шорник,мажорный- ищем значение в словаре)

А какое слово для вас неприятное? (обжора).

Как вы понимаете значение этого слова?

Почему плохо быть обжорой?

 Как надо относиться к пище? (разумно, рачительно, экономно,уважительно).

Что такое  продукты питания?.(природный ресурс, растёт, зреет,выращивается.)

Как нужно относится к природе и её ресурсам? (бережно, экономно,уважительно, с любовью)

V. Закрепление. 

Распределительный диктант.

Учитель предлагает карточки со словами на данную орфограмму всоставе словосочетаний, дети выбирают нужные слова и распределяют по колонкам.За закрытой доской работают 2 ученика – один выписывает слова с Ё, другой с О,остальные – каждый индивидуально в рабочей тетради.

Карточка №1 с заданием: распределитеслова по столбикам, объясняя условия выбора орфограммы.

Ж…лтый капюш…н, ш…лковые ш…рты, деш…вая расч…ска, ч…рствыйш…колад, ж…сткая щ…тка, заш…л за реш…тку, ч…порный ж…кей.

Учитель: значение каких слов вам непонятно?

Индивидуальное задание №1.

Ученик рассказывает о лексическом значении слов «чопорный»,«жокей». Связаны ли по смыслу слова в данном словосочетании? Посмотрите ещё разна карточки. В каком словосочетании нарушена лексическая сочетаемость слов?

Ученики: в словосочетании «чёрствыйшоколад», потому что чёрствым может быть хлеб, булочка (мучное изделие) иличеловек. Здесь следовало употребить «твёрдый шоколад».

Проверка: ученики, работающие у доски,показывают свою работу, комментируют, остальные меняются тетрадями и проверяютработу соседа по парте.

Запись выглядит примерно так, причём условия выбора орфограммыобязательно объясняются не только устно, но и графически.

Ё

О

Жёлтый – желтеть
Шёлковые – шелковистый
Дешёвая – дешевле
Расчёска – чешет
Чёрствый – черстветь
Жёсткая – жесть
Щётка – щетина
Зашёл – шедший
Решётка – решето

Капюшон
Шорты
Шоколад
Чопорный
Жокей

Учитель: поиграем в «третий лишний». Выявите лишние в рядуслова. Объясните свой выбор.

1.     Ч…рточка, ш…к, щ,,тка.

  1. Ч…лка, пч…лы, ш…рты.
  2. Щ…ки, ж…лудь, постриж…шь.

Учитель: Сегодня мы работали с орфограммой в слове, всловосочетании, а сейчас поработаем с предложениями. Это загадки. Я предлагаюих отгадать. Дети устно объясняют буквы и дают свои ответы.

Карточка №2

  1. Ш…л долговяз, во сыру землю увяз. (дождь)
  2. Ч…рные, кривые, от рожденья все немые; встанут в ряд – сейчас заговорят. (буквы)
  3. Наведёт стеклянный глаз, щ…лкнет раз – и помним вас. (фотограф)

Самостоятельная работа.

Учитель: Перед вами текст. Докажите. Определите тип, стиль речи.Придумайте название.

Карточка №3. Вставьте пропущенныебуквы, запятые. Объясните. Продолжите текст 2-3 предложениями.

Щ…лкнул выключатель заж…гся свет и окно стало ч…рным. Исчезлиоч…ртания деревьев слышался только шум идущих по ш…ссе машин.
Но скоро и он стихнет. Опустится ночь с её осторожными ш…рохами и невнятнымш…потом. Всё вокруг постепенно засыпает. Птицы, деревья, облака. Хочется …

Учитель: Послушаем получившиеся тексты. О чём получились вашитектсы? (о наступающей ночи, об изменениях в природе.)

Каким должно быть отношение к природе? Свой ответаргументируйте. приведите примеры из своего опыта или прочитанного.

Каково ваше отношение к природе?

В чём оно проявляется?

Ребята давайте попробуем вместе пройти тест на нашу новуюорфограмму на сайте РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/lesson/416/

VI.Рефлексия.

Карточка №4

Ученики заполняют карточку, затем зачитывают предложения.Учитель опрашивает многих.

  • Сегодня на уроке я узнал новое о …
  • Мне было интересно узнать …
  • Мне захотелось …
  • Я не понял …
  • Я почувствовал …
  • Я впервые …
  • Я оцениваю свою работу на уроке на …

Учитель: оценивает работу учащихся на уроке.

VII.Домашнее задание.

все –  выучить изученную орфограмму;

по выбору – 1) составить игру «третий лишний» по изученнойорфограмме,

2) нарисовать рисунок с изображением новых для вас слов илисочинить текст, используя как можно больше слов с орфограммой «Буквы О – Ёпосле шипящих в корне».

Учитель: Спасибо за урок!


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет