X-PDF

Конспект урока по русскому языку Части речи

Поделиться статьей

 

Предмет: Русский язык Класс: 3. Учебник (УМК): «Школа России»

Темаурока: Части речи

Типурока:закрепление

Цельурока: Систематизировать знания учащихся о частях речи и их роль.

·       Задачи урока:

Образовательные:

·       Закрепить знания учащихся о частях речи;

·       Дать общее представление о том, на основекаких признаков слова объединяются в части речи;

·       Формировать умение осознанно распознаватьслова, относящиеся к различным частям речи.

Развивающие:

·       Развивать орфографическую зоркость,внимание, мышление, речь;

·       Способствовать формированию навыковграмотного каллиграфического письма.

Воспитательные:

·       Воспитывать интерес к изучению русскогоязыка.

·       Воспитывать любознательность,доброжелательное отношение друг к другу, организованность, усидчивость, ответственность.

 

Планируемыерезультаты:

Личностные:

  • Проявлять интерес к русскому языку;
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению.

Предметные:

  • Применение орфографических правил;
  • Умение писать без ошибок;
  • Осознание позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека.

Метапредметные:

ПознавательныеУУД:

  • Умение извлекать информацию из разных источников(кластера, словаря, при работе с текстом);
  • Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  •  Коммуникативные УУД:
  • Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

РегулятивныеУУД:

  • Умение ставить учебную цель и задачи;
  • Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

КоммуникативныеУУД:

  • Умение слушать и понимать других;
  • Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии.

Методы и приёмы:

·       Репродуктивный;

·       Частично -поисковый;

·       Проблемно – поисковый;

·       Проблемный диалог;

·       Словесный;

·       Наглядный;

·       Практико- ориентированный;

·       Приём рефлексивной деятельности;

·       Приём «Кластер»;

·       Метод конкретизации целей обучения.

Оборудование: Презентация в формате PowerPoint, наглядный материал: карточки сзаданием, снежинки.

                                                

                                                    Ход урока

1.Мотивация к учебной  деятельности

— Сегодня у нас  необычный урок русскогоязыка. У нас на уроке присутствуют гости. Давайте подарим  друг другу улыбки ив отличном настроении начнём наш урок. Надеюсь, он вас обогатить новымизнаниями, поможет раскрыть ваши способности.

— Догадайтесь, какому времени года посвященыэти строки?    Н. Гончаров.

Намело,

Навьюжило,

Все деревья в кружеве;

Снег на соснах, на кустах,

В белых шубках ели.

И запутались в ветвях

Буйные метели.

(Зима)

Видеоролик  «Зимний Бокситогорск»

Невидимкой осторожно

Он является ко мне

И рисует, как художник,

Он узоры на окне. ( Мороз)

2. Минутка чистописания

— Вот какие узоры нарисовал мороз на нашемокне. Рассмотрите и скажите, какую букву в узоре вы видите?

— Правильно, это буква М.

— Запишите заглавную и строчную букву Мм.Подружите их.

— Пропишите соединения 2 раза —  ом ми  ум  вм мн

— А теперь представим , что мы тожехудожники и украсим нашу букву Мм росчерком.

( показ на доске)

— Пропишите в тетради 2 раза.

— Оцените свою работу на минуткечистописания. Если у вас получились буквы точно такие, как в образце. То наполях самооценки нарисуйте снежинку в форме звезды.

Если у вас были небольшие затруднения, тоснежинку в форме пластинки.

А если вам трудно было писать как вобразце, то снежинку в форме ежа.

3.  Постановка учебной задачи. Словарно-орфографическаяработа.

— Ребята, Мороз прислал нампослание. Давайте посмотрим.
— Послание состоит из слов, которые помогут нам определить тему сегодняшнегоурока.
— Давайте попытаемся.

Слова: морозец, обморозить, морозно, заморозить,морозный, морозостойкий, заморозок морозильник, мороз. (Вывешивают на доску).

— Посмотрите на доску.  Есть там слово мороз?

Поработаем с этим словом. Кто готов?(Ученик объясняет  устно, учитель выделяет в слове буквы)

Мороз— ударение на 2 слог на гласную о. Безударная гласная о в 1 слоге.

Получится у тебя подобрать проверочноеслово? Нет.

Ученик:Гласную о  в первом слоге надо запомнить. В слове есть орфограммапарный согласный на конце слова. Подберу проверочное слово – морозы. Запишитеэто слово.

-Ребята у нас ещё остались слова на доске.Прочитайте их! (Читает вслух.)

— Что объединяет все эти слова? (это однокоренныеслова, т.к. они имеют одинаковый корень мороз и они близки по смыслу.)

— На какие группы делятся все словарусского языка? (Все слова русского языка делятся на части речи).

— Назовите тему урока.  (Части речи.)

-А цель нашего урока? ( Систематизировать наши знания очастях речи и их роль.)

 

4. Обобщение и систематизация знаний.    (кластер)

Составим с вами кластер по теме  «Частиречи»

—  На какие 2 большие группы мы можемразделить все части речи? ( Самостоятельные и служебные)

— Вспомним самостоятельные части речи.(им. сущ., им. прил., глагол)

— Вспомним  служебные части речи. (предлог,союз, частица)

— Что вы знаете об имени существительном?( им. сущ. – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопрос кто?или что? и обозначает предмет.)

— Что ещё знаем об именисуществительном?

Им сущ. имеет постоянныепризнаки:

·        собственное – Илья и нарицательное – мяч

·       Одушевлённое и неодушевлённое: кто?-учитель, что? – парта

·       Им. сущ. может быть м.р.- снег; ж.р.-зима, ср. р. – солнце.

 

Им сущ. имеет непостоянныепризнаки:

·       Им. сущ. изменяется по числам: ед. ч. –снежинка , мн. ч. – снежинки

— Что вы знаете об имениприлагательном?      ( Им прил.- это самостоятельная часть речи,которая отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие? и обозначает признак предмет.)

Им. прил. имеет непостоянныепризнаки: Им пр. стоит в том же роде, числе, что и им. сущ. , с которым оносвязано. Пушистый (снег) – пушистая ( шерсть) пушистое(облако) – мн. ч.-пушистые ( сугробы)

— Что вы знаете о глаголе? (Глагол — это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопрос чтоделать? что сделать? и обозначает действие  предмет.)

Непостоянные признаки глаголов:глаголы изменяются по числам

Сверкает – сверкают

 

— Вспомним служебныечасти речи.(союз, предлог, частица)

— Отвечают служебныечасти речи на вопросы? (нет)

— Они употребляются без самостоятельныхчастей речи? ( не употребляются)

— А какую роль они играютв русском языке? Для чего они нужны?(для связи слов в предложении)

 

5.Применение знаний и умений в новойситуации. Развитие умения распознавать части речи.

а) — Посмотрите на доску, где написаныслова и скажите: « Каким словом можно назвать небольшой мороз?»  Морозец.

— А помогать определять часть речи будеталгоритм.

1) Чтобы определить часть речи нам поможеталгоритм (ученик читает по пунктам, а учитель  на доске)

Алгоритм определения части речи:

1.Прочитать слово, задать к слову  вопрос.

2.Определить, что обозначает слово.

3.Определить часть речи.

-Давайте определим часть речи слова морозец

— Кто готов? ( Морозец -отвечает на вопрос что? и обозначает предмет (явление природы), значит это имясуществительное)

— Составим небольшую группу — им. сущ. изапишем в 1 группу слово морозец.

— Каким словом можно назвать холодныйдень? ( морозный)

— Определим часть речи. ( Морозный– отвечает на вопрос какой? и обозначает признак предмета)

— Отнесём во 2 группу — к именамприлагательным.

— Скажите, каким словом можно назвать, чтопредметы подвергли действию холода или мороза?

Овощи – что  можно сделать? (Заморозить)

— Определим часть речи. (Заморозить– отвечает на вопрос что сделать? и обозначает действие предмета – это глагол.)

 — Запишем в 3 группу- глагол

— У нас ещё остались слова. Давайте ихтоже распределим на части речи.

— Кто готов? ( дети выбирают слова иобъясняют — какая часть речи) Морозильник, морозостойкий, обморозить,заморозок.

— Последнее слово  морозно.  Как?–  морозно  – это слово не подходит ни к одной из данных частей  речи)

— С этой частью речи мы в дальнейшемпознакомимся.

— Мы не знаем, какая это часть речи, но мыможем составить предложение с этим словом.
(На улице сегодня морозно)

— Давайте оценим нашу работу на этомэтапе.

— Скажите, что мы сейчас с вами делали? (Вспоминали признаки частей речи и распределяли слова по частям речи)

— Если вам легко было определять, то наполях самооценки  нарисуйте снежинку в  форме звезды.

— Если у вас возникли небольшие трудности,то снежинку в форме пластинки.

— А если вам трудно было распределятьслова, то снежинку в форме ежа.

б) Работа в парах.

-А теперь предлагаю поработать в парах.

— Но сначала вспомним правила работы впарах. – Кто готов? (учащиеся цепочкой называют правила)

Задание:зачеркни лишнее слово в каждом ряду. Объясни свой выбор.( на выполнение задания- 2 мин.)

Проверка с помощью сигналов.  (зелёный – правильно, красный – ошибка)

 

1)    Бег,бегун, бежать (мы считаем,  лишнее слово бежать – это глагол, абег, бегун – им. сущ.)     Проверка

2)   Играть, игровой, игривый. ( мы считаемлишнее слово — играть что делать? – это глагол; какой? – игровой, какой ?игривый – это им. прил.)   Проверка

 

3)   Лес, лесник, лесной.(лишнее слово лесной,какой?- лесной – это им. прил., а лес, лесник – им. сущ.)    Проверка

 

4)   Больной, болеть, заболеть ( лишнее слово больнойотвечает на вопрос кто? это им сущ., а болеть, заболеть – это глаголы) словобольной отвечает на вопрос какой – это им прил.)   Проверка  с помощьюсигналов.  (зелёный – правильно, красный – ошибка)

 

 

Интересно,оказывается в русском языке есть слова , которые переходят из одной части речив другую. Мы сейчас в этом убедимся.

Прочитайтепредложение.

Мишеудалили больной зуб.

-Определим часть речи слова больной. (Зуб —  какой?- больной – это им прил.)

Больнойлежит в постели. ( Лежит — кто? – больной – это им. сущ.)

 

— Оценим себя на этом этапе урока.

Что мы сейчас делали? (Определяли частиречи и находили лишнее слово.)

— Если у вас всё правильно, точно такжекак в образце, оцените себя на полях самооценки снежинкой    в  форме звезды.

— Если у вас были небольшие ошибки, тоснежинку в форме пластинки.

— А если вам трудно  определять и у васбыли ошибки, то снежинку в форме ежа.

 

Физминутка

Снежинки порхают —  раз ( хлопок)

Снежинки порхают —  два ( хлопок)

Снежинки порхают — три  ( хлопок)

Ледяная фигура на месте замри.         2раза

— Какая фигура?

в) Самостоятельная работа.

— Ребята, а как я могу проверить вашизнания по этой теме? (Выполнить самостоятельную работу)

-Сейчас мы выполним самостоятельнуюработу.

1) Укажите часть речи, котораяобозначает предмет.

А – холодает

В – холодный

С – холодильник
Д – холодно

 

2) На какие вопросы отвечает им.прилагательное.

А — Кто? Что?

В – Какой? Какая? Какое?

С – Что делает? Что сделает?
D– Сколько? Который?

3) Найди глагол.

А – Дружный

В – Друг

С – Дружить


D– Дружба

4) Укажите им сущ.

А – Обедать

В – Обеденный

С – Обед


D– Пообедал

5) В, под, у, на – какая это часть речи?

А – Им. сущ.

В – Частица

С – Союз
D– Предлог

 

Проверим: ( на слайде)

         1

             2

               3

              4

              5

 

          С

В

               С

                С

               D

 

 

— Если всё правильно, то на полях самооценки нарисуйте снежинку в  форме звезды.

— Если у вас 1 – 2 ошибки, то снежинку вформе пластинки.

— А если у вас 3 и больше ошибок, тоснежинку в форме ежа.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

г) Работа в группах.

А теперь я предлагаю поработать в группах.Но для начала мы вспомним правила работы в группе.

 

— Итак, мы сейчас будем выполнять заданиев группах. Вы сформируете группы, распределите роли, выберете ответственного.На выполнение задания у вас будет 

5 мин.

— После выполнения задания проведемпроверку — отчитаетесь за то, что группа выполнила. Задание понятно?

— Расформируйтесь  в группы. Ответственный берёт конверт с заданием ( красный, зелёный  синий, жёлтый – навыбор)

Задание.  Вставьте подходящие по смыслуслова. Какое слово у вас получилось лишнее? Почему?

Красный конверт ( вставить им. сущ.)

Зимняя …  околдовала леса и поля . Спят под пушистым снегом…     .От крепкого …    потрескивают деревья. Их …      прогнулись под тяжестьюбелого    снега.  Однако …      в лесу продолжается.

Проверка 1 группы.

— Слова относятся к группе существительных.Лишнее слово зимняя – это имя прилагательное, т.к. отвечаетна вопрос какая? и обозначает признак предмета.

— Достаньте из конвертов красный круг.

 

Зелёный  конверт ( вставить им. прил.)

…       стужа околдовала леса и поля. Спят под …      снегомкусты. От …     мороза потрескивают деревья. Их ветви прогнулись под тяжестью…       снега. Однако жизнь в лесу продолжается.

Проверка 2 группы.

— Мы работали с именами прилагательными.

— Какие слова вы вставили?

-Лишнее слово – продолжается — это глагол, т.к. отвечает на вопрос что делает? и обозначает действие предмета.

— Каким  цветом обозначаем имя прилагательное?

— Достаньте из конвертов зелёный круг.

 

Жёлтый  конверт ( вставить глаголы.)

Зимняя стужа …    леса и поля. …     под пушистым снегом кусты. Открепкого мороза …     деревья. Их ветви …     под тяжестью белого снега. Однакожизнь в лесу..,.

Проверка 3 группы.

-Мы работали с глаголами.

-Какие глаголы вы вставили?

Лишнее слово от – этопредлог.

— Каким  цветом обозначаем глаголы?

— Достаньте из конвертов жёлтый круг.

 

Синий конверт ( вставить союз, частицу,предлог.)

Зимняя стужа околдовала леса …   поля. Спят … пушистым снегомкусты. …   крепкого мороза потрескивают деревья. Их ветви прогнулись …тяжестьюбелого снега. Однако жизнь …  лесу продолжается.

Проверка 4 группы

— Мы работали со служебными частями речи.

-Какие слова вы вставили? Мы вставилислова…

-Лишнее слово жизнь – этоимя существительное, т.к. отвечает на вопрос что? и обозначает предмет.

— Каким  цветом обозначаем служебныечасти речи?

— Достаньте из конвертов синий круг.

Вывод: — С какими группами слов мы сейчасработали? (с им. сущ., им. прил., глаг., со служ. частями речи.)

-А какой текст у нас получился? Прочитаем.(ученик читает вслух)

Зимняя стужа околдовала леса и поля. Спят под пушистым снегомкусты. От крепкого мороза потрескивают деревья. Их ветви прогнулись подтяжестью белого снега. Однако жизнь в лесу продолжается.

— А получился бы у нас текст, если бы мы невставили слова? ( Нет, мы бы не поняли, о чем идёт речь.)

— Какую роль играют имена существительные? (делают текст понятным)

— А имена прилагательные что делают?( именаприлагательные украшают нашу речь, делают её выразительной)

— А глаголы? (добавляют действия)

 — А служебные части речи?( для связи слов впредложении)

— А теперь покажите, как работают все части речис помощью цветных кругов.

 ( на доске и на партах)

— А в пересечении всех частей речи у насполучился красивый текст.

— Давайте озаглавим текст. ( Зимний лес)

— Оцените свою работу.

— Если у вас всё получилось, поставьте наполях самооценки снежинку  в  форме звезды.

 — Если у вас были трудности,  но вашагруппа всё равно справилась, то снежинку в форме пластинки.

— А если вам трудно было работать вгруппе, то снежинку в форме ежа.

6. Рефлексия деятельности.(Подведение итогов)

— Итак, давайте обобщим наши знания иоценим себя на всём уроке.

— Чем мы сегодня занимались? (Повторяличасти речи.)

— Посмотрите на поля самооценивания. Какихснежинок у вас больше всего и выберите снежинку той формы в вашем  конвертике.И украсим наше сказочное окно с помощью этих снежинок. (1 ряд, 2 ряд, 3 ряд) (Детивыходят и наклеивают снежинки на окно).

— Я хочу отметить на уроке работуследующих учеников…

Мы сегодня много говорили о русском языке:какой он богатый, красивый, выразительный.

Для вас ребята подготовили литературнуюминутку.

Язык нашпрекрасный –

Богатый извучный,

 То мощный истрастный,

 Тонежно-певучий.

 

 В нем есть иусмешка,

 И мягкость,и ласка.

Написаны им

И рассказы, исказки,

 

 

Страницыволшебных,

Волнующихкниг!

Люби и храни

Наш великийязык!

 

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

 

Урок наш окончен. Спасибо за работу!

 

 

 

                                                  

 

 

 

 

 

 

 

                                         Рабочийлист

Ф.И.________________________________________________Класс________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      им. сущ.        

 

    им. прил.

 

глагол

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание: зачеркни лишнее слово в каждом ряду. Объясни свой выбор.

 

1)    Бег, бегун, бежать.

 

2)    Играть, игровой, игривый

 

3)    Лес, лесник, лесной

 

4)    Больной, болеть, заболеть

 

 

 

         1

 

             2

               3

              4

              5

 

         

 

 

              

               

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алгоритм определения части речи:

1.Прочитать слово, задать к слову  вопрос.

2.Определить, что обозначает слово.

3.Определить часть речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет