X-PDF

Конспект урока по русскому языку Церковнославянизмы в художественных текстах

Поделиться статьей

Урок 3

Класс: 4.

Тема урока:Церковнославянизмы в художественных текстах

Тип урока: урокоткрытия новых знаний.

Оборудование:учебник, раздаточный материал, презентация, экран

Литература:Учебник современного русского языка Е. И. Дибровой, часть первая.

План урока (суказанием времени на каждый этап):

1.Оргмомент.Мотивирование на учебную деятельность (2-3 мин.)

2.Выявление местаи причины затруднения. Постановка проблемы (6 мин.)

3.Построениепроекта решения проблемы. Открытие новых знаний. Работа по новой теме. (20мин.)

4.Первичноезакрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой (10 мин.)

5.Рефлексия.Информация о домашнем задании. (5мин.)

 

Технологическаякарта урока

Тема урока

 Церковнославянизмы в художественных текстах

Цель урока

Сформировать представление у учащихся о роли церковнославянизмов в художественном тексте

Новые термины и понятия

 

Информационно-образовательная среда

Учебно-методическое сопровождение

 

Отрывки из художественных текстов.

Дидактические материалы

 

 

 

ИКТ

 

 

Не используется.

 

Предметные

 

 

Развитие умения у учащихся работы определять церковнославянизм в тексте русской литературы, определять его значение и влияние на окраску тескта.

Метапредметные

Личностные

 

 

Воспитывать бережное отношение к родному языку, побуждать интерес к изучению русского языка.

Познавательные

 

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, правильное и грамотное употребление слова в письменной и устной форме.

 

 

 

 

 

Коммуникативные

 

Развитие владением монологической и диалогической формами речи в соответствии с  грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные

 

 

Способность понимать поставленные перед уроком цели и задачи и осуществлять их решение путем планирования своих действий.

Ученик научится:

Ученик научится/  получит возможность научиться

Ученик научится/  получит возможность научиться

Ученик научится/  получит возможность научиться

Ученик получит возможность формирования и (или) развития

Представлять влияние церковнославянизма на текст (Пр-1);

 Знать

историческое происхождение слов

(Пр-2)

 

1.Обращаться к различным словарям, справочникам, находить в них нужные сведения (По-1);

2.Выполнять логические действия с языковым материалом (По-2)

1.Строить простые рассуждения, излагать в форме понятных простых логических высказываний (К-1);

2. Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи (К-2)

 

 

1.Понимать и принимать учебную цель и поставленные к ней задачи (Р-1);

2.Действовать по плану и планировать свои действия (Р-2);

3.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы (Р-3)

Интерес к урокам русского языка, к самому языку, уважение к нему, понимание его богатства, осознание себя носителем этого языка (Л-1)

 

Ход урока

Этапы урока с указанием времени на каждый этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся, включая способы ее организации (фронтальный, индивидуальный, групповой, в парах)

Информационно-образовательная среда

Формируемые учебные действия

1.Оргмомент. Мотивация учебной деятельности. (2-3 мин.)

Здороваются, мотивируются

Здороваются, мотивируются

учитель

Л-1

2. Выявление места и причины затруднения. Постановка проблемы (6 мин.)

Даёт ученикам задание, задаёт вопросы

Выполняют задание, отвечают

учитель

Пр-2,П-1, Р-2, Р-3

3.Построение проекта решения проблемы. Открытие новых знаний. Работа по новой теме. (20 мин.)

Рассказывает ученикам о церковнославянизмах, даёт групповое задание

Слушают учителя, выполняют задание

Учитель, словарь.

Пр-1,П-2, П-3, П-4

4.Первичное закрепление (10 мин.)

Задает вопросы на понимание нового материала, даёт задания на закрепление темы

Отвечают на вопросы, выполняют задания

Раздаточный материал

К-1, К-2, К-3, К-4, Л-1, Л-2, Л-3

5.Рефлексия. Информация о домашнем задании. (5мин.)

Объясняет домашнее задание, подводит итог, задает вопросы

Записывают домашнее задание, отвечают на вопросы

учитель

Р-1

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент. Формулировка темы урока и мотивация к учебной деятельности учащихся (2-3 мин.)

Здравствуйте, ребята!

На предыдущих уроках мы с вами изучали понятия церковнославянизмов и способы, с помощью которых их можно понять. Как вы знаете, церковнославянизмы чаще всего употребляются в текстах, связанных с религией. А теперь прослушайте небольшой отрывок:

Остров на море лежит,

Град на острове стоит

С златоглавыми церквами,

С теремами да садами.

Пушкин А.С.

Как вы думаете, есть ли  в этом отрывке церковнославянизмы?

И сегодня мы будем разбирать тему «Церковнославянизмы в художественных текстах». Запишите ее.

Мы будем вместе разбирать тексты из произведений А.С. Пушкина и учиться анализировать их.

В ходе нашего урока мы разберем, как церковнославянизмы в этом отрывке и в других также влияют на оформление текста.

Учащиеся здороваются и садятся.

 

 

 

 

 

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1168

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают: да. Град, златоглавый.

 

Учащиеся записывают тему урока.

Актуализация знаний по теме урока и осуществление первого пробного действия

Мы уже умеем отличать церковнославянизмы от других слов русского языка.

Можете ли вы сказать, в чем конкретно состоит влияние этих церковнославянизмов на текст?

Учащиеся высказывают свои мнения: делают текст более возвышенным и т.д.

Выявление места и причины затруднения.

Но этот текст – сказка, что вы могли заметить. Поэтому здесь сочетаются разные причины употребления церковнославянизмов.

Почему мы не можем их выявить?

 

 

 

 

— Потому что нужно всесторонне обдумать содержание текста в контексте употребления церковнославянизмов.

Построение проекта выхода из затруднения

Следовательно, какова будет наша цель?

 

Как же мы можем ее достичь?

Правильно. Теперь давайте запишем цель и задачи нашего урока.

 

—  Научить выявлять причины употребления церковнославянизмов в текстах.

— Разобрать значения этих слов в тексте.

Учащиеся записывают цель и задачи урока.

 

Реализация разработанного проекта по разрешению затруднения, открытие нового знания

 

Церковнославянизмы, как мы знаем, пришли к нам из церковнославянского языка, который, в свою очередь, является наследием старославянского языка – языка, созданного святыми братьями Кириллом и Мефодием.

Как вы думаете, когда происходит действие, описанное в сказке?

Именно. Поэтому, чтобы создать впечатление давности происходящего, автор и использует церковнославянизмы.

Как вы думаете, какой еще может быть причина их использования?

В общем-то, верно. Смотрите, как пишет автор. Ведь он описывает реальность, в которой Церковь присутствует явно и живо, в сознании и совести каждого. Значит, какую причину использования церковнославянизмов в тексте мы выявили?

 

Правильно. Теперь разделимся на группы и поработаем с текстами.

В первой группе текст:

 Как ястреб, богатырь летит

С подъятой, грозною десницей

И в щеку тяжкой рукавицей

С размаха голову разит.

Вторая группа:

Уже мы знали нужды глас…

 Душа рвалась к лесам и воле,

Алкала воздуха полей…

Потом на прежнюю ловитву

Вышел один…

Третья группа:

Навис покров угрюмой нощи

На своде дремлющих небес;

 В безмолвной тишине почили дол и рощи,

В седом тумане дальний лес…

Найдите в текстах церковнославянизмы и определите их значения. Чтобы проверить себя, используйте словарь. И постарайтесь выяснить, чему способствуют церковнославянизмы в данных текстах.

Молодцы! Вы отлично справились.

Физминутка.

 

 

 

 

 

 

 

-Давным-давно.

 

 

 

 

 

 

 

— Может быть, автор использует их потому, что хочет показать свою связь с церковью.

 

 

 

 

 

 

— Показать связь того, что он пишет, с Церковью.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся работают над текстами.

 

Рассказывают о результатах работы. В первой группе отмечают торжественность момента, который описывает автор и роль в этом церковнославянизмов.

Во второй группе отмечают, что церковнославянизмы придают особую выразительность описываемому автором желанию.

В третьей группе отмечают, что использование церковнославянизмов придает поэтичность тексту.

 

 

 

 

Первичное закрепление нового знания

Теперь попробуйте самостоятельно записать все функции, которые церковнославянизмы выполняют в художественном тексте.

Итак, мы определили, что церковнославянизмы придают тексту торжественность, поэтичность, выразительность; из анализа нашего первого текста мы знаем, что они помогают описывать обстановку и дух старины и связь ее с религиозным мировоззрением.

Учащиеся записывают то, что запомнили, и зачитывают вслух.

Самостоятельная работа и самопроверка по эталону

Теперь попробуйте самостоятельно выявить церковнославянизмы в отрывке:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной троицы.

Определите их роль в тексте. Проверьте себя, сверив с функциями, которые вы записали в тетради.

При затруднениях обращайтесь к словарю (Краткий словарь

малопонятных слов и выражений церковнославянского языка).

Учащиеся выполняют задание и рассказывают о результатах.

Включение в систему знаний и умений

Ребята, как вы можете применить полученные сегодня знания и приобретенные навыки?

— При разборе художественного текста и при выявлении значений церковнославянизмов.

Оценивание деятельности обучающихся.

Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению

Ваша работа была сегодня очень продуктивной: вы активно разбирали тексты и верно выделяли церковнославянизмы.

Домашнее задание: разберите любой отрывок из стихотворений Пушкина с церковнославянизмами и выясните, какую роль они играют в тексте.

 

Рефлексия.

Таким образом, мы достигли цели нашего урока: поняли, какую роль церковнославянизмы выполняют в художественных текстах. Что для вас было самым интересным на сегодняшнем уроке?

А что было самым сложным?

 

 

 

 

 

 

— Особенно интересной была работа в группах с текстами.

— Работа с самым первым текстом – выяснение влияния церковнославянизмов на этот текст.

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1168

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет