Русскийязык 4 класс
Темаурока: «Морфологический разбор именисуществительного» (первый урок в теме)
Типурока: урок закрепления и систематизации знаний, изцикла «Как устроен наш язык»
Технологияразвития критического мышления (создание кластера)
Планируемыерезультаты:
Предметные:закрепить и систематизировать знания и понятияморфологических признаков имени существительного, совершенствовать уменияопределять у существительных постоянные и непостоянные морфологические признаки
Метапредметные:
Формированиеумений
-выделять главное;
-устанавливать причинно — следственные связи и строить умозаключение;
-переходить от частностей к общему;
-сравнивать и анализировать;
-систематизировать учебный материал;
-творчески перерабатывать учебную информацию;
-эффективно работать в группе, находить общее решение;
— полноценного владения устной и письменной речью
Продуктдеятельности: из кластера с названиями создать кластерс картинками и записями признаков имен существительных
Этап урока |
Содержание этапа урока |
Приемы используемой технологии |
|||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||||||||||||||||||
III этап Обобщение и систематизация знаний Цель этапа: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся о морфологических признаках имени существительного путем создания кластера в форме групповой работы для эффективного изучения темы: Морфологический разбор имени существительного
|
-Ребята, вспомните и назовите морфологические признаки имени существительного? (прикрепляю на доске серединку ромашки)
|
|
На доске собирается кластер в виде ромашки с надписями на каждом лепестке одного признака имени существительного.
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
Фронтальная устная работа
Учащиеся отвечают: — Существительные бывают мужского, женского и среднего рода. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
-Приведите примеры имен существительных среднего рода? |
—облако, небо (оно, моё) -солнце, повидло (оно, моё) -яблоко, веселье, пальто(оно, моё) |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
-Правильно, ребята! Из данных слов выпишите существительный только женского рода: Бег, мечта, пристань, море, трава, смелость, спутник, кенгуру, грусть, тополь, успех, зеркало? |
Учащиеся выполняют письменное задание. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
-Проверяем выполнение задания. |
— Я выписала существительные женского рода: мечта (она, моя), пристань (она, моя) — трава (она, моя) — смелость (она, моя) —грусть (она, моя) |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
-Почему вы не выписали слово кенгуру? |
— кенгуру (он, мой) – это существительное мужского рода |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
-Молодцы, ребята! Первый лепесток прикрепим к серединке нашего цветка. Он обозначит первый признак существительных -род |
Ученик на чистом лепестке делает запись: РОД и прикрепляет лепесток на доску к серединке цветка |
Прикрепляется лепесток с записью: РОД
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
-Определите следующий признак имени существительного. Объясните различие в написании слова, которое произносится одинаково в данных предложениях? Над горным ущельем гордо парил орел. Мои родители уехали на экскурсию в Орел. |
Устная работа
— В 1 предложении слово орел обозначает название птицы, а во 2-ом –Орел –это название города. А названия городов пишутся с заглавной буквы.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
-Какие существительные еще пишутся с заглавной буквы? Приведите свои примеры. Запишите их в тетради. |
— Названия сел, поселков, деревень, рек, морей, озер, улиц, стран. Например: село Маркова, море Лаптевых, река Сейма, деревня Старково -озеро Светлое, улица космонавтов, страна Россия (Учащиеся записывают примеры в тетрадь, подчеркивают заглавную букву в собственных существительных) — Имена, отчества и фамилии людей. Например: Жукова Мария Петровна. -клички животных (собака Полкан) |
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
-Как называются все существительные, которые пишутся с заглавной буквы? Как называются все остальные существительные? |
— Имена собственные
— Нарицательные |
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
-Назовите признак существительных, который в этом задании вы определяли? |
-Имена существительные бывают нарицательные или собственные. |
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
-Совершенно верно, ребята! Это постоянный признак имен существительных |
Ученица делает запись на лепестке и прикрепляет его на доску |
Прикрепляется лепесток с записью на нем: Собственное или нарицательное |
||||||||||||||||||||||||||||
|
-Определите принцип распределения на группы имен существительных
|
— В 1 столбике все слова отвечают на вопрос что? — Во втором столбике все слова отвечают на вопрос кто? |
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
-Назовите еще один морфологический признак имени существительного?
|
— Существительные делятся на две группы: одушевленные и неодушевленные |
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
-Какие существительные относятся к группе одушевленных? Какие к неодушевленным? Вспомните определение. Приведите свои примеры. |
-Имена существительные, которые обозначают людей и животных – одушевленные. Они отвечают на вопрос кто? Например: кошка, дедушка, учитель. Все остальные существительные относятся к неодушевленным и отвечают на вопрос что? Например: лист, земля, школа, карандаш, мел. |
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
-Это третий признак, который вы правильно определили. Предлагаю прикрепить третий лепесток |
Ученики делают надпись на чистом лепестке: ОДУШЕВЛЕННОЕ или НЕОДУШЕВЛЕННОЕ |
Прикрепляется лепесток с записью на нем: ОДУШЕВЛЕННОЕ или НЕОДУШЕВЛЕННОЕ |
||||||||||||||||||||||||||||
|
-Ребята, мы выделили три ПОСТОЯННЫХ признака имен существительных. Остался еще один постоянный признак – это СКЛОНЕНИЕ.
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
-Что такое склонение имен существительных? |
Учащиеся вспоминают правило. Некоторые ребята пользуются памяткой, которая на каждом уроке лежит на парте (в виде фотоальбома со страничками – памятками) — Изменение окончаний имен существительных по вопросам называется склонением или изменением по падежам. |
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
-Выделите окончания имен существительных, сравните их, сделайте вывод
|
Трое учащихся выделяют окончания существительных (таблица дана на доске). Каждый называет выделенные окончания по очереди.
|
Фронтальная работа |
||||||||||||||||||||||||||||
|
-Сделайте вывод? |
— Окончания разные в каждой из трех групп. — От изменения окончаний зависит, к какому склонению относится существительное |
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
-Вспомните, какие существительные относятся к 1 склонению? Запишите по три своих примера слов каждого вида склонения |
— К 1 склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончаниями – а, -я. Например: дядя, дедушка, девочка, папа, стена, волна. |
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
-Ко 2 склонению? |
— ко 2 склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием (конь, календарь, снегирь) и среднего рода с окончаниями – о, -е. -Например: окно, солнце, волнение – среднего рода
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
-Какие существительные относятся к 3 склонению? |
— Это существительные женского рода с нулевым окончанием — Они пишутся с мягким знаком на конце — рожь, печь, молодежь, тишь, прорубь |
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
-Молодцы, ребята! Склонение – это четвертый ПОСТОЯННЫЙ признак имени существительного. |
Ученики, которые работали у доски, делают запись и прикрепляют четвертый лепесток |
Прикрепляется лепесток с записью на нем: СКЛОНЕНИЕ |
||||||||||||||||||||||||||||
|
-А теперь переходим к НЕПОСТОЯННЫМ признакам. Обращаю ваше внимание на таблицу. В ней представлены варианты склонения существительных. Склонение – это изменение существительных по падежам. В русском языке 6 падежей.
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
-Назовите их с вопросами |
— Именительный падеж (кто? что?) — Родительный падеж (кого? чего?) -Дательный падеж (кому? чему?) -Винительный падеж (кого? что?) -Творительный падеж (кем? чем?) -Предложный падеж (о ком? о чем?) |
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
-Выполните задание. Вставьте подходящие по смыслу окончания существительных и определите падеж. Ранним (утро) по (земля) рассыпались изумрудные (капля) (роса). Проснулись в (болото) зеленые лягушки. Соловей запел красивую (песня).
|
Учащиеся выполняют задание самостоятельно в тетрадях, один ученик на доске.
Ранним утром (Т.п.) по земле (Д.п.) рассыпались изумрудные капли (И.п.) росы (Р.п.). Проснулись в болоте (П.п.) зеленые лягушки. Соловей запел красивую песню (В.п.). |
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
-Задание проверяем. Объясните, почему вы поменяли окончания в словах из скобок?
-Правильно! |
— Чтобы слова сочетались. — Чтобы было понятно. |
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
— Изменение существительных по падежам дает возможность понимать и уточнять смысл, например: на столе, под столом, около стола, по столу, возле стола. |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
-Итак, мы рассмотрели еще один признак существительных – изменение по падежам. Его нужно также написать на новом лепестке и добавить в цветок. |
Ученик делает запись на чистом лепестке – падеж и прикрепляет на доске |
Прикрепляется лепесток с записью на нем: ПАДЕЖ |
||||||||||||||||||||||||||||
|
-Следующий морфологический признак существительных определите путем наблюдения за изменением формы слов: звезда – звезды волна – волны дерево — деревья мальчик- мальчики облако – облака Подберите по аналогии и запишите два своих примера пар слов. |
Например: врач- врачи; тетрадь- тетради
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
— Верно! Чем отличаются слова в столбиках? |
— В первом столбике слова обозначают один предмет, а во втором столбике – два или несколько предметов. |
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
-Совершенно верно! Это непостоянный признак существительных. |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
-Назовите этот признак? |
— Существительные могут изменяться по числам. |
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
-Это вы увидели на примере, который я вам привела в задании. Но вы не должны забывать, что есть исключения. Некоторые существительные не имеют формы единственного числа. Например: каникулы, коньки, брюки, ножницы. |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
-Приведите примеры таких существительных? Запишем их. |
-грабли -ворота -качели -духи |
|
||||||||||||||||||||||||||||
Представленная информация была полезной? ДА 59.43% НЕТ 40.57% Проголосовало: 1166 |
-Есть существительные-исключения, которые не имеют формы множественного числа: солнце, небо, мед. |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
-Предлагаю вам привести свои примеры? Запишем такие слова. |
— щавель, молоко -железо — молодость, злоба -синева |
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
-Молодцы, ребята! Давайте к нашему цветку добавим еще лепесток |
Ученица дописывает на чистом лепестке слово число и прикрепляет его на доску |
Прикрепляется лепесток с записью на нем: ЧИСЛО
Получился кластер цветка из названий постоянных и непостоянных признаков существительных
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
-Ребята, подумайте, какой еще признак у существительных можно определить, если существительное, как часть речи рассматривать в предложении? |
— Можно определить каким членом предложения является это существительное.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
— Давайте сейчас выясним это на примере задания, которое вы выполняли в тетрадях самостоятельно. Задание изменится. |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
-Определить каким членом предложения являются существительные, у которых вы определяли падеж? Запись на доске и в тетрадях осталась: Ранним утром (Т.п.) по земле (Д.п.) рассыпались изумрудные капли (И.п.) росы (Р.п.). Проснулись в болоте (П.п.) зеленые лягушки. Соловей запел красивую песню (В.п.). |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
— Я предлагаю сначала выделить главные члены предложения. Затем определять роль в предложении остальных существительных. |
— Главные члены капли рассыпались. Существительное капли является подлежащим. Оно в форме именительного падежа. — Капли (чего?) росы. Существительное росы отвечает на падежный вопрос, значит, оно является дополнением. — Задаем вопрос от сказуемого: рассыпались (когда?) утром. Это вопрос обстоятельства, поэтому существительное утром подчеркнем как обстоятельство. |
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
-Замечательно! Сделайте вывод. |
-Имена существительные в предложении могут выполнять роль главного члена предложения – подлежащего. — Они могут быть в предложении дополнением, обстоятельством. |
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
-Ребята, я открою вам секрет. Имена существительные могут выполнять роль определения. Вы познакомитесь с этим материалом позже. -Но пример я вам приведу сейчас. (на обратной стороне доски записано предложение) Спишите это предложение. В деревню наведались жители леса. —Как вы понимаете наведались? — Да, верно, появились, пришли нежданно. Найдите подлежащее и сказуемое – это грамматическая основа предложения. Найдем второстепенный член, который поясняет подлежащее. Ребята, попробуем поставить другой вопрос: Жители (какие?) леса Сравните поставленные вопросы и скажите, какой вопрос более логичный? Это вопрос, на который отвечают определения. Поэтому имена существительные в предложении могут быть и определениями.
Предлагаю вам в виде домашнего задания (по желанию) поискать или придумать 2-3 предложения, где существительные выполняют роль определений.
|
— пришли в гости
— Грамматическая основа предложения: жители наведались
— Жители (чего?) леса
-Конечно, жители (какие?) леса. |
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
— Отразить роль существительных в предложении предлагаю на листочке нашего цветка. |
|
Прикрепляется листок с записью на нем: член предложения
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
— Целью нашего урока, как мы определили раньше, является установка последовательности морфологического разбора имени существительного. Но прежде я предлагаю вам выполнить интересную работу в группах по созданию памяток — картинок для каждого морфологического признака. Все признаки имен существительных вы сейчас повторили, поэтому вы вероятно легко справитесь с заданием, тем более в группе.
|
Учащиеся разделены на 7 групп (это возможно так, как в классе 32 человека). Они готовятся к работе.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
— На столах у вас лежат конверты с необходимыми материалами: листы бумаги для черновых работ, лист картона для памятки, фломастеры, карандаши, ножницы, клей, краски, картинки с изображением предметов, клей. Каждой группе ребят предстоит изготовить памятку-картинку одного признака существительных. |
Учащиеся проверяют содержимое конвертов
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
— Как вы распределите работу для каждой группы?
|
Ответы детей. — Я предлагаю разобрать цветок, перевернуть лепестки и выбрать, не заглядывая, лепесток — кому какой достанется. — Это как бы по жребию? — Не будет обидно. — Да это будет справедливо! |
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
Представитель из каждой группы выбирает перевернутый лепесток. Их 6, а групп 7. Ребятам 7 группы достался листок от цветка
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
— Вы получили задание. Но как его выполнять? (Фиксирую на доске кратко план работы. Даю инструкцию к выполнению) Сначала вам необходимо всем вместе восстановить формулировку определения морфологического признака существительного. Затем нужно изобразить или кратко записать на черновике это определение. |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
— Попробовать подобрать картинки из предложенных или нарисовать их. Если картинки не нужны, можно кратко записать часть определения. Проверить, верно ли вы зафиксировали на бумаге все, что содержится в определении. |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
-Сейчас вы начнете работать в группах. Всю работу нужно согласовать в своей группе и распределить. Кто-то рисует, кто-то пишет по трафарету, кто – вырезает и приклеивает. Только потом перенести ваш план с черновика на картонный лист. Обратите внимание, что листы небольшие – это поможет вам сделать ответы краткими, лаконичными. |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
— Я предлагаю коллективно для образца создать картинку-памятку по серединке цветка. Тем более она одна осталась на доске. Существительное — как часть речи. — Вспомните определение. Что такое имя существительное?
|
Учащиеся отвечают: — имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
— Это определение вы должны кратко отразить на бумаге.
|
— В центре напишем: ИМЯ
— Ниже запишем вопросы: КТО? ЧТО? — Существительные обозначают предмет. Можно под вопросами наклеить картинки. — Например, кто? девочка Что? Чайник, чашки |
На доску прикрепляется лист картона. На нем создается памятка-картинка. (Картинки есть в конвертах учащихся)
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
— Получилась первая памятка, которая отражает определение имени существительного, как части речи.
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
— Ребята, теперь вы начинайте работать в группах. |
Учащиеся распределяют задание и работают |
Идет процесс создания карточек-памяток для кластера с картинками и записями.
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
Учитель оказывает необходимую помощь каждой группе учащихся в форме советов, рекомендаций по изготовлению памяток.
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
После окончания работы: — Ребята, предлагаю вам подготовить представителя – ДЕПУТАТА вашей группы для защиты своей памятки.
|
Учащиеся выбирают ДЕПУТАТА
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
— Пожалуйста, кто готов? |
Представитель группы готовится, затем выходит, вывешивает на доску изготовленную памятку, рассказывает определение морфологического признака и доказывает его отражение в ней. |
На доске появляются части кластера с картинками и записями
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
На доске собраны 8 частей кластера (одна часть – создана коллективно, и 7 созданы детьми в группах)
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
-Ребята, нам предстоит определить порядок морфологического разбора. После определения части речи и начальной формы слова, определяются у этого существительного ПОСТОЯННЫЕ признаки, а потом НЕПОСТОЯННЫЕ. Выполнять морфологический разбор имен существительных в письменном виде вы будете учиться на последующих уроках. А сейчас давайте соберем наш кластер в нужном порядке, в зависимости от постоянных и непостоянных признаков.
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
Поставим слева от памятки «Существительное как часть речи» — постоянные признаки, а справа непостоянные. Называйте сначала постоянные признаки? Их мы будем ставить слева от первой памятки, а непостоянные признаки – внизу справа.
|
Морфологический разбор имени существительного — 1. Часть речи -2. ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ: -Одушевленное или неодушевленное — Собственное или нарицательное — Род — Склонение — 3. НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ: — Число — Падеж -Член предложения
|
На доске – конечный продукт: кластер с картинками и записями
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
— Это порядок морфологического разбора имени существительного! |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
— Мы создали два кластера. Один – в виде цветка, он состоит из одних названий морфологических признаков существительных. Другой кластер содержит картинки и записи. Он также отразил все морфологические признаки существительных. Ребята, давайте сравним информацию в кластере- «цветок», и картинном кластере |
Учащиеся сравнивают
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
— Все ли признаки мы отразили в коллективном кластере с картинками? |
— Да, мы показали все, что было в цветке.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
— Какой кластер более удобен для выполнения морфологического разбора существительных? |
— Конечно, кластер с картинками и записями. |
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
-А почему? |
— Он поможет вспомнить определение какого- либо признака, если мы его забудем. — В кластере с картинками выстроен и сам порядок разбора. -В нем разделены постоянные признаки (слева) и непостоянные (справа). И мы это запомним и уже не перепутаем. — С ним легче работать. — А мне удобно с кластером-«цветок» потому что я хорошо знаю все признаки. |
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
Вы можете пользоваться любым кластером. Они добавятся в ваш альбом с памятками. Молодцы, ребята! Спасибо вам за работу! |
|
|
Теоретическоеобоснование выбора технологии
При изучении темы «Морфологический разбор именисуществительного» учащимся необходимо не только уметь распознавать часть речи,но и анализировать и систематизировать признаки существительных. Прием кластераразвивает системное мышление, учит детей систематизировать учебный материал,развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций и способностик творческой переработке информации. А организация групповой работы для составления кластера увеличила результативность приема.
На уроке были составлены два вида кластеров. Первыйсоставлялся быстро в ходе фронтальной работы и представляет собой пучокинформации написанной на лепестках цветка. Второй кластер с картинками изаписями – это конечный продукт деятельности. Он составлялся с цельюзакрепления и систематизации знаний учащихся о морфологических признаках именисуществительного. Наиболее понятенэтот кластер учащимся, так как в нем есть опора на наглядность в видекартинок, что свойственно учащимся младших классов. Этот кластер можноиспользовать на этапах актуализациии фиксировании индивидуального затруднения в ходе изучения данной темы.Всегда будет возможность вспомнить не только морфологические признаки этойчасти речи, но и порядок анализа слова.
На данном уроке удалось: закрепить и систематизировать знания и понятия морфологических признаков именисуществительного, совершенствовать умения определять у существительныхпостоянные и непостоянные морфологические признаки, выстроить порядокморфологического разбора.
Метапредметнымирезультами стало формирование умений: выделятьглавное, устанавливать причинно — следственные связи и строить умозаключение,сравнивать и анализировать, систематизировать учебный материал, пытатьсятворчески перерабатывать материал, работать в группе, находить общее решение.
Продуктом деятельности учащихся является кластер скартинками и записями признаков именсуществительных. Он легко разбирается и может использоваться как целиком, таки частями на всех уроках изучаемой темы, и на других уроках по подготовке кконтрольным работам и ВПР.