X-PDF

Конспект урока по русскому языку Морфологический разбор имени существительного 4 класс

Поделиться статьей

Русскийязык  4 класс

Темаурока: «Морфологический разбор именисуществительного» (первый урок в теме)

Типурока: урок закрепления и систематизации знаний,  изцикла «Как устроен наш язык»

Технологияразвития критического мышления (создание кластера)

 

Планируемыерезультаты:

Предметные:закрепить  и систематизировать  знания и понятияморфологических признаков имени существительного,  совершенствовать уменияопределять у существительных постоянные и непостоянные морфологические признаки

Метапредметные:

Формированиеумений

-выделять главное;

-устанавливать причинно — следственные связи и строить умозаключение;

-переходить от частностей к общему;

-сравнивать и анализировать;

-систематизировать учебный материал;

-творчески перерабатывать учебную информацию;

-эффективно работать в группе, находить общее решение;

— полноценного владения устной и письменной речью

Продуктдеятельности: из кластера с названиями создать  кластерс картинками и записями признаков имен существительных

 

 

 

 

 

Этап урока

Содержание этапа урока

Приемы используемой технологии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

III этап

Обобщение и систематизация знаний

Цель этапа: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся о морфологических признаках имени существительного путем создания кластера в форме групповой работы для эффективного изучения темы: Морфологический разбор имени существительного

 

-Ребята, вспомните и назовите морфологические признаки имени существительного? (прикрепляю на доске серединку ромашки)

 

 

На доске собирается кластер в виде ромашки с надписями на каждом лепестке одного признака имени существительного.

 

 

 

 

Фронтальная устная работа

 

Учащиеся отвечают:

— Существительные бывают мужского, женского и среднего рода.

 

-Приведите примеры имен существительных среднего рода?

облако, небо (оно, моё)

-солнце, повидло (оно, моё)

-яблоко, веселье, пальто(оно, моё)

 

-Правильно, ребята!

Из данных слов выпишите существительный только женского рода:

Бег, мечта, пристань, море, трава, смелость, спутник, кенгуру, грусть, тополь, успех, зеркало?

Учащиеся выполняют  письменное задание.

 

-Проверяем выполнение задания.

— Я выписала существительные женского рода: мечта (она, моя), пристань (она, моя)

трава (она, моя)

смелость (она, моя)

грусть (она, моя)

 

-Почему вы не выписали слово кенгуру?

кенгуру (он, мой) – это существительное мужского рода

 

 

-Молодцы, ребята! Первый лепесток прикрепим к серединке нашего цветка. Он обозначит первый признак существительных -род

Ученик на чистом лепестке делает запись: РОД и прикрепляет лепесток на доску к серединке цветка

Прикрепляется лепесток с записью: РОД

 

 

-Определите следующий признак имени существительного.

Объясните различие в написании слова, которое произносится одинаково в данных предложениях?

Над горным ущельем гордо парил орел.

Мои родители уехали на экскурсию в Орел.

Устная работа

 

— В 1 предложении слово орел обозначает название птицы, а во 2-ом –Орел –это название города. А названия городов пишутся с заглавной буквы.

 

 

 

-Какие существительные еще пишутся с заглавной буквы? Приведите свои примеры. Запишите их в тетради.

— Названия сел, поселков, деревень, рек, морей, озер, улиц, стран. Например: село Маркова, море Лаптевых, река Сейма, деревня Старково

-озеро Светлое, улица космонавтов, страна Россия

(Учащиеся записывают примеры в тетрадь, подчеркивают заглавную букву в собственных существительных)

— Имена, отчества  и фамилии людей. Например: Жукова Мария Петровна.

-клички животных (собака Полкан)

 

 

-Как называются все существительные, которые пишутся с заглавной буквы?

Как называются все остальные существительные?

— Имена собственные

 

 

— Нарицательные

 

 

-Назовите признак существительных, который в этом задании вы определяли?

-Имена существительные бывают нарицательные или собственные.

 

 

-Совершенно верно, ребята! Это постоянный признак имен существительных

Ученица делает запись на лепестке и прикрепляет его на доску

Прикрепляется лепесток с записью на нем: Собственное или нарицательное

 

-Определите принцип распределения на группы имен существительных

береза

заяц

книга

девочка

здание

Юрий

календарь

шофер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— В 1 столбике все слова отвечают на вопрос что?

— Во втором столбике все слова отвечают на вопрос кто?

 

 

-Назовите еще один морфологический признак имени существительного?

 

— Существительные делятся на две группы: одушевленные и неодушевленные

 

 

-Какие существительные относятся к группе одушевленных? Какие к неодушевленным? Вспомните определение. Приведите свои примеры.

-Имена существительные, которые обозначают людей и животных – одушевленные.  Они отвечают на вопрос кто?  Например: кошка, дедушка, учитель. Все остальные существительные относятся к неодушевленным и отвечают на вопрос что? Например: лист, земля, школа, карандаш, мел.

 

 

-Это третий признак, который вы правильно определили.

Предлагаю прикрепить третий лепесток

Ученики делают надпись на чистом лепестке: ОДУШЕВЛЕННОЕ или НЕОДУШЕВЛЕННОЕ

Прикрепляется лепесток с записью на нем:

ОДУШЕВЛЕННОЕ или НЕОДУШЕВЛЕННОЕ

 

-Ребята, мы выделили три ПОСТОЯННЫХ признака имен существительных. Остался еще один постоянный признак – это СКЛОНЕНИЕ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Что такое склонение имен существительных?

Учащиеся вспоминают правило. Некоторые ребята  пользуются памяткой, которая на каждом уроке лежит на парте (в виде фотоальбома со страничками – памятками)

— Изменение окончаний имен существительных по вопросам называется склонением или изменением по падежам.

 

 

 

-Выделите окончания имен существительных, сравните их, сделайте вывод

 

1 скл

2 скл

3 скл

И.п.

мама

конь—

окно

степь—

Р.п.

мамы

коня,

окна

степи

Д.п.

маме

коню, окну

степи

В.п.

маму

коня, окно

степь—

Т.п.

мамой

конем, окном

степью

П.п.

 о маме

о коне, об окне

о степи

 Трое учащихся выделяют окончания существительных (таблица дана на доске).

Каждый называет выделенные  окончания по очереди.

 

Фронтальная работа

 

-Сделайте вывод?

— Окончания разные в каждой из трех групп.

— От изменения окончаний зависит, к какому склонению  относится существительное

 

 

-Вспомните, какие существительные относятся к 1 склонению? Запишите по три своих  примера слов каждого вида склонения

— К 1 склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончаниями – а, -я. Например: дядя, дедушка, девочка, папа, стена, волна.

 

 

-Ко 2 склонению?

— ко 2 склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием (конь, календарь, снегирь) и среднего рода с окончаниями – о, -е.

-Например: окно, солнце, волнение – среднего рода

 

 

 

-Какие существительные относятся к 3 склонению?

— Это существительные женского рода с нулевым окончанием

— Они пишутся с мягким знаком на конце

— рожь, печь, молодежь, тишь, прорубь

 

 

-Молодцы, ребята! Склонение – это четвертый ПОСТОЯННЫЙ признак имени существительного.

Ученики, которые работали у доски, делают запись и прикрепляют четвертый лепесток

Прикрепляется лепесток с записью на нем:

СКЛОНЕНИЕ

 

-А теперь переходим к НЕПОСТОЯННЫМ признакам.

Обращаю ваше внимание  на таблицу. В ней представлены варианты склонения существительных. Склонение – это изменение существительных  по падежам. В русском языке 6 падежей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Назовите их с вопросами 

— Именительный падеж (кто? что?)

— Родительный падеж (кого? чего?)

-Дательный падеж (кому? чему?)

-Винительный падеж (кого? что?)

-Творительный падеж (кем? чем?)

-Предложный падеж (о ком? о чем?)

 

 

-Выполните задание.

Вставьте подходящие по смыслу окончания существительных и определите падеж.

Ранним (утро) по (земля) рассыпались изумрудные (капля) (роса).

Проснулись в (болото) зеленые лягушки.

Соловей запел  красивую (песня).

 

Учащиеся выполняют задание самостоятельно в тетрадях, один ученик на доске.

 

Ранним утром (Т.п.) по земле (Д.п.) рассыпались изумрудные капли (И.п.) росы (Р.п.).

Проснулись в болоте (П.п.) зеленые лягушки.

Соловей запел красивую песню (В.п.).

 

 

-Задание проверяем. Объясните, почему вы поменяли окончания в словах из скобок?

 

-Правильно!

— Чтобы слова сочетались.

— Чтобы было понятно.

 

 

 

 

 

 

 

— Изменение существительных по падежам дает  возможность понимать и уточнять смысл, например:

на столе, под столом, около стола, по столу, возле стола.

 

 

 

-Итак, мы рассмотрели еще один признак существительных – изменение по падежам. Его нужно также написать на  новом лепестке и добавить в цветок.

Ученик делает запись на чистом лепестке – падеж и прикрепляет на доске

Прикрепляется лепесток с записью на нем:

ПАДЕЖ

 

-Следующий  морфологический признак существительных определите путем наблюдения за изменением  формы слов:

звезда – звезды

волна – волны

дерево — деревья

мальчик- мальчики

облако – облака

Подберите по аналогии  и запишите два своих примера пар слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Например: врач- врачи;

                   тетрадь- тетради

 

 

 

— Верно! Чем отличаются  слова в столбиках?

— В первом столбике слова обозначают один предмет, а во втором столбике – два или несколько предметов.

 

 

-Совершенно верно!

Это непостоянный признак существительных.

 

 

 

-Назовите этот признак?

— Существительные могут изменяться по числам.

 

 

-Это вы увидели на примере, который я вам привела в задании.

Но вы не должны забывать, что есть исключения. Некоторые существительные не имеют формы единственного числа. Например: каникулы, коньки, брюки, ножницы.

 

 

 

-Приведите примеры таких существительных? Запишем их.

-грабли

-ворота

-качели

-духи

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

-Есть существительные-исключения, которые не имеют формы множественного числа: солнце, небо, мед.

 

 

 

-Предлагаю вам привести свои примеры? Запишем такие слова.

—  щавель, молоко

-железо

— молодость, злоба

-синева

 

 

-Молодцы, ребята! Давайте к нашему цветку добавим еще лепесток

Ученица дописывает на чистом лепестке слово число и прикрепляет его на доску

Прикрепляется лепесток с записью на нем: ЧИСЛО

 

Получился кластер цветка  из названий постоянных и непостоянных признаков существительных

 

 

-Ребята, подумайте, какой еще признак у существительных можно определить, если существительное, как часть речи рассматривать в предложении?

— Можно определить каким членом предложения является это существительное.

 

 

 

— Давайте сейчас выясним это на примере задания, которое вы выполняли в тетрадях самостоятельно. Задание изменится.

 

 

 

-Определить каким членом предложения являются существительные, у которых вы определяли падеж?

Запись на доске и в тетрадях осталась:

Ранним утром (Т.п.) по земле (Д.п.) рассыпались изумрудные капли (И.п.) росы (Р.п.).

Проснулись в болоте (П.п.) зеленые лягушки.

Соловей запел красивую песню (В.п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Я предлагаю сначала выделить главные члены предложения. Затем определять роль в предложении остальных существительных.

— Главные члены капли рассыпались. Существительное капли является подлежащим. Оно в форме именительного падежа.

— Капли (чего?) росы. Существительное росы отвечает на падежный вопрос, значит, оно является дополнением.

— Задаем вопрос от сказуемого:

рассыпались (когда?) утром.

Это вопрос обстоятельства, поэтому существительное утром подчеркнем как обстоятельство.

 

 

-Замечательно! Сделайте вывод.

-Имена существительные в предложении могут выполнять роль главного члена предложения – подлежащего.

— Они могут быть в предложении дополнением, обстоятельством.

 

 

-Ребята, я открою вам секрет. Имена существительные могут выполнять роль определения. Вы познакомитесь с этим материалом позже.

-Но пример я вам приведу сейчас. (на обратной стороне доски записано предложение)

Спишите это предложение.

В деревню наведались жители леса.

Как вы понимаете наведались?

— Да, верно, появились, пришли нежданно.

 Найдите  подлежащее и сказуемое – это грамматическая основа предложения.

Найдем второстепенный член, который поясняет подлежащее.

Ребята, попробуем поставить другой вопрос:

Жители (какие?) леса

Сравните поставленные вопросы и скажите, какой вопрос более логичный?

Это вопрос,  на который отвечают определения. Поэтому имена существительные в предложении могут быть и определениями.

 

Предлагаю вам в виде домашнего задания (по желанию) поискать или придумать 2-3 предложения, где существительные выполняют роль определений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— пришли в гости

 

 

— Грамматическая основа предложения: жители наведались

 

 

— Жители (чего?) леса

 

 

 

 

 

-Конечно, жители (какие?) леса.

 

 

— Отразить роль существительных в предложении предлагаю на листочке нашего цветка.

 

Прикрепляется листок с записью на нем: член предложения

 

 

 

— Целью нашего урока, как мы определили раньше, является установка  последовательности морфологического разбора имени существительного. Но прежде я предлагаю вам выполнить интересную работу в группах по созданию памяток — картинок для каждого морфологического признака. Все признаки имен существительных вы  сейчас повторили, поэтому вы вероятно легко справитесь с заданием, тем более в группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся разделены на 7 групп

(это возможно так, как в классе 32 человека). Они готовятся к работе.

 

 

 

 

— На столах у вас лежат конверты с необходимыми материалами: листы бумаги для черновых работ, лист картона для памятки, фломастеры, карандаши, ножницы, клей, краски, картинки  с изображением предметов, клей.

Каждой группе ребят предстоит изготовить памятку-картинку одного признака существительных.

 

 

 

 

Учащиеся проверяют содержимое конвертов

 

 

 

 

— Как вы распределите работу для каждой группы?

 

Ответы детей.

— Я предлагаю разобрать цветок, перевернуть лепестки и выбрать, не заглядывая, лепесток —  кому какой достанется.

— Это  как бы по жребию?

— Не будет обидно.                              

— Да это будет справедливо!

 

 

 

 

Представитель из каждой группы выбирает  перевернутый лепесток. Их 6, а групп 7.

Ребятам 7 группы достался листок от цветка

 

 

— Вы получили задание. Но как его выполнять? (Фиксирую на доске кратко план работы. Даю инструкцию к выполнению)

Сначала вам необходимо всем вместе восстановить формулировку определения морфологического признака существительного. Затем

 нужно изобразить или  кратко записать на черновике это определение.

 

 

 

— Попробовать подобрать картинки из предложенных или нарисовать их.

Если картинки не нужны,  можно кратко записать часть определения. Проверить, верно ли вы зафиксировали на бумаге все, что содержится в определении.

 

 

 

-Сейчас вы начнете работать в группах. Всю работу  нужно согласовать в своей группе и распределить. Кто-то рисует, кто-то пишет по трафарету, кто – вырезает и приклеивает.

 Только потом перенести ваш план  с черновика на картонный лист. Обратите внимание, что листы небольшие – это поможет вам сделать ответы краткими, лаконичными.

 

 

 

— Я предлагаю коллективно для образца создать картинку-памятку по серединке цветка. Тем более она одна осталась на доске.

Существительное — как часть речи.

 — Вспомните  определение. Что такое имя существительное?

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают:

— имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?  или что?

 

 

 

 

— Это определение  вы должны кратко отразить на бумаге.

 

 

— В центре напишем:

ИМЯ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

 

— Ниже запишем вопросы:

КТО?              ЧТО?

— Существительные обозначают предмет. Можно под вопросами наклеить картинки.

— Например, кто? девочка

Что? Чайник, чашки

На доску прикрепляется лист картона. На нем создается  памятка-картинка. (Картинки есть в конвертах учащихся)

 

 

 

 

— Получилась первая памятка, которая отражает  определение имени  существительного, как части речи.

 

 

 

 

 

— Ребята, теперь вы начинайте работать в группах.

Учащиеся распределяют задание и работают

Идет процесс создания карточек-памяток для кластера с картинками и записями.

 

 

 

Учитель оказывает необходимую помощь каждой группе учащихся в форме советов, рекомендаций по изготовлению памяток.

 

 

 

 

После окончания работы:

— Ребята, предлагаю вам подготовить представителя – ДЕПУТАТА вашей группы для защиты своей памятки.

 

Учащиеся выбирают ДЕПУТАТА

 

 

 

 

— Пожалуйста, кто готов?

Представитель группы готовится, затем выходит,  вывешивает на доску изготовленную памятку, рассказывает определение морфологического признака  и доказывает его отражение в ней.

На доске появляются части кластера с картинками и записями

 

 

 

 

 

На доске собраны 8 частей кластера (одна часть – создана коллективно, и 7 созданы детьми в группах)

 

 

 

-Ребята, нам предстоит определить порядок морфологического разбора.

После определения части речи и начальной формы слова, определяются у этого существительного  ПОСТОЯННЫЕ признаки, а потом НЕПОСТОЯННЫЕ.

Выполнять морфологический разбор имен существительных в письменном виде вы будете учиться на последующих уроках. А сейчас давайте соберем наш кластер в нужном порядке, в зависимости от постоянных и непостоянных признаков.

 

 

 

 

Поставим слева от памятки «Существительное как часть речи» — постоянные признаки, а справа непостоянные.

Называйте сначала постоянные признаки?

Их мы будем ставить слева от первой памятки, а непостоянные признаки – внизу справа.                                                       

 

 

Морфологический разбор

имени существительного

— 1. Часть речи

-2.  ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ:

-Одушевленное или неодушевленное

— Собственное или нарицательное

— Род

— Склонение

— 3. НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ:

— Число

— Падеж

-Член предложения

 

На доске – конечный продукт: кластер с картинками и записями

 

— Это порядок морфологического разбора имени существительного!

 

 

 

— Мы создали два кластера. Один – в виде цветка, он состоит из одних названий морфологических признаков существительных.

Другой кластер содержит картинки и записи. Он также отразил все морфологические признаки существительных.

Ребята, давайте сравним информацию в кластере- «цветок», и картинном кластере

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся сравнивают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                

 

— Все ли признаки мы отразили в коллективном кластере с картинками?

— Да, мы показали все, что было в цветке.

 

 

 

— Какой кластер более удобен для выполнения морфологического разбора существительных?

— Конечно, кластер с картинками и записями.

 

 

-А почему?

— Он поможет вспомнить определение какого- либо признака, если мы его забудем.

— В кластере с картинками выстроен и сам порядок разбора.

-В нем разделены постоянные признаки (слева) и непостоянные (справа). И мы это запомним и уже не перепутаем.

— С ним легче работать.

— А мне удобно с кластером-«цветок» потому что я хорошо знаю все признаки.

 

 

Вы можете пользоваться любым кластером. Они добавятся в ваш альбом с памятками.

Молодцы, ребята! Спасибо вам за работу!

 

 

 

Теоретическоеобоснование выбора технологии

 

При изучении темы «Морфологический разбор именисуществительного» учащимся необходимо не только уметь распознавать часть речи,но и анализировать и систематизировать признаки существительных. Прием кластераразвивает системное мышление, учит детей систематизировать учебный материал,развивает навыки  одновременного рассмотрения нескольких позиций и способностик творческой переработке информации. А организация групповой работы для составления кластера  увеличила результативность приема.

На уроке были составлены два вида кластеров. Первыйсоставлялся быстро в ходе фронтальной работы и представляет собой пучокинформации написанной на лепестках цветка. Второй кластер с картинками изаписями – это конечный продукт деятельности. Он составлялся с цельюзакрепления и систематизации знаний учащихся о морфологических признаках именисуществительного. Наиболее понятенэтот кластер учащимся, так как в нем есть опора на  наглядность в видекартинок, что свойственно  учащимся младших классов.  Этот кластер можноиспользовать на этапах актуализациии фиксировании индивидуального затруднения в ходе изучения данной темы.Всегда будет возможность вспомнить не только  морфологические признаки этойчасти речи, но и порядок анализа слова.

 На данном уроке удалось: закрепить и систематизировать  знания и понятия морфологических признаков именисуществительного, совершенствовать умения определять у существительныхпостоянные и непостоянные морфологические признаки, выстроить порядокморфологического разбора.

Метапредметнымирезультами стало формирование умений: выделятьглавное, устанавливать причинно — следственные связи и строить умозаключение,сравнивать и анализировать, систематизировать учебный материал, пытатьсятворчески перерабатывать материал, работать в группе, находить общее решение.

Продуктом деятельности учащихся является кластер скартинками и записями признаков именсуществительных.  Он легко разбирается  и может использоваться как целиком, таки частями на всех уроках изучаемой темы, и на других уроках по подготовке кконтрольным работам и ВПР.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет