КЛАССНЫЙЧАС
ТЕМА:«МЫ ТАКИЕ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ»
ЦЕЛЬ:формирование у молодого поколения позитивного восприятия современной России,поддержка патриотических настроений и демонстрация достижений гражданмногонациональной России.
ЗАДАЧИ:
-формировать умение жить в обществе вместе с людьми других
национальностей,прививать интерес к многонациональной культуре нашей страны;
-воспитывать систему нравственных ценностей;
-донестидо учащихся понятия: многонациональная Россия, народность, национальный характер,нравственные ценности;
-рассказатьо том, что непреходящие человеческие ценности: добро, счастье, добрососедство,сострадание, помощь, — эти понятия у всех национальностей будут оставатьсяистинными.
ЭПИГРАФ:«Пусть говорим мы на разных языках, своя земля, свой милый край у всякого, но олюбви, о Родине, друзьях, как и всегда, поётся одинаково».
ОБОРУДОВАНИЕ:мультимедийное оборудование, презентация, аудиозапись песни «Журавли».
ХОДКЛАССНОГО ЧАСА
1.ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА
2.СЛОВО УЧИТЕЛЯ
(СЛАЙД1)
-Ребята, я рада видеть вас на нашем мероприятии и надеюсь, что
онобудет вам полезно и интересно. Послушайте стихотворение и подумайте, о чёмпойдет речь на нашем мероприятии.
Живутв России разные
Народыс давних пор.
Одним– тайга по нраву,
Другим– степной простор.
Укаждого народа
Языксвой и наряд.
Одинчеркеску носит,
Другой– надел халат.
Один- рыбак с рожденья.
Другой– оленевод.
Один– кумыс готовит,
Другой– готовит мёд.
Одним– милее осень,
Другим– милей весна.
АРодина – Россия –
Унас у всех одна!
(СЛАЙД2) На территории России проживают более 100 народов. Поэтому нашу странуназывают многонациональной. Самыми многочисленными народами в России являютсярусские, татары, чуваши, башкиры, украинцы, мордва.
Каждыйнарод самобытен, имеет свою культуру, традиции, вносит свой вклад в общее делоразвития России. Поэтому очень важно крепить дружбу и сотрудничество народовРоссии, уважая в то же время национальные чувства каждого из них.
Жителилюбой страны гордятся своей Родиной. Уж так устроен человек: ему дорога земля,на которой он родился. Он любит место, с которым связано его детство. Здесьвпервые человек ощутил тепло и любовь самых родных людей: мамы, папы, бабушек,дедушек, братьев и сестёр…
Нооткуда берётся это чувство? Вряд ли кто-нибудь сумеет точно сформулироватьответ на вопрос: за что же мы любим Россию? За что уважаем её законы итрадиции, почитаем культуру? Что в ней есть такого особенного? В чём еёуникальность?
Какмногонациональное государство Россия формировалась на протяжении веков. Великаяистория страны и ее культурное богатство — плод огромных усилий и трудов многихнародов. Каждый большой и малый народ хранит имена тех, кто оставил свойзаметный след в российской государственности и русской культуре.
3.БЕСЕДА
(СЛАЙД3)
Чтотакое традиции?
-Чтотакое культура?
-Какаябывает культура?
-Чтотакое материальная культура?
-Чтотакое духовная культура?
4.СЛОВО УЧИТЕЛЯ
Многонациональнаясоветская литература является невиданным феноменом в эстетическом развитиичеловечества. Каждая из национальных литератур – явление яркое, уникальное,уходящее своими корнями вглубь веков, впитавшее многовековые фольклорныетрадиции своего прекрасного народа.
Предлагаювам познакомиться поближе с поэтами, которые прославили свою малую родину инашу великую Россию.
5.ВЫСТУПЛЕНИЕ 1 УЧЕНИКА
(СЛАЙД4) РАСУЛ ГАМЗАТОВ
Расул Гамзатов, аварский и советский поэт, появился на свет в дагестанскомселении Цада 8 сентября 1923 года. Талант передался ему по наследству: отецРасула был народным поэтом Дагестана. Уже в девять лет Расул начал сочинятьсам, а когда учился в седьмом классе, газета «Большевик гор» опубликовала егостихотворение.
Окончив в 1940 году педагогическое училище в Буйнакске, Расул Гамзатов сталучителем в собственной школе. На фронт Расул не попал, но потерял во времявойны двух старших братьев. В 1943 году вышел его первый стихотворный сборник.Летом 1945 года Расул приехал в Москву поступать в Литературный институт. Встуденчестве Расул влюбился в русскую поэзию, открыв для себя Блока,Маяковского, Есенина, Пастернака. Но выше всех он ставил Пушкина, Лермонтова иНекрасова, считая их непревзойденными гениями поэтического искусства.
Перваякнига Гамзатова на русском языке появилась еще в 1947 году – сборник «Песнигор». В 1950 году Расул получил диплом Литературного института и с тех порвсегда говорил, что если его стихи хороши, то, прежде всего это заслуга русскойлитературы, друзей и преподавателей.
Засвои литературные достижения поэт получил множество наград и почетных званий. Оего творчестве писали многие литературоведы, о его жизни снимали документальноекино, по его пьесам ставились спектакли.
ЧТЕНИЕСТИХОТВОРЕНИЯ «БЕРЕГИТЕ ДРУЗЕЙ»
Знай,мой друг, вражде и дружбе цену
Исудом поспешным не греши.
Гневна друга, может быть, мгновенный,
Изливатьпокуда не спеши.
Может,друг твой сам поторопился
Итебя обидел невзначай.
Провинилсядруг и повинился —
Тыему греха не поминай.
Люди,мы стареем и ветшаем,
Ис теченьем наших лет и дней
Легчемы своих друзей теряем,
Обретаемих куда трудней.
Люди,я прошу вас, ради бога,
Нестесняйтесь доброты своей.
Наземле друзей не так уж много:
Опасайтесьпотерять друзей.
(СЛАЙД 5) А эта история случилась в 1945 году, когда на японский городХиросима была сброшена первая в истории человечества атомная бомба. Вместе сполумиллионом других его жителей, эту беду пришлось пережить и семье японскойдевочки Садако Сасаки. Город сгорел и был разрушен до основания. Садаконаходилась тогда чуть ближе двух километров от места, где случился ядерныйвзрыв. Черезнесколько недель оставшиеся в живых жители города начали умирать от страшной,непонятной болезни. Признаки лучевой болезни у неё появились в ноябре 1954года. 21 февраля 1955 года её госпитализировали с диагнозом-приговором«лейкемия». Она лежала в больнице, когда пришла лучшая подруга Чизуко ипринесла с собой особую бумагу, из которой сделала журавлика, и рассказалаСадако одну легенду: журавль, который в Японии считается счастливой птицей,живет тысячу лет; если больной человек сделает из бумаги тысячу журавликов, онпоправится. Садако поверила в легенду и решила сделать тысячу журавликов. Ноона умерла так и не успев сделать тысячу журавлей. Маленькая мужественнаядевочка Садако Сасаки стала символом неприятия ядерной войны, символом протестапротив войны.
Вавгусте 1965 года советская делегация деятелей культуры приехала в японскийгород Хиросима. Прошло ровно двадцать лет после страшной трагедии, унесшейжизни сотен тысяч людей. В составе делегации был дагестанский поэт РасулГамзатов. Один из памятников, установленных в центре Хиросимы — девочка сжуравлем в руках.
(СЛАЙД6) Расула Гамзатова поразила эта история и он написал стихотворение «Журавли»на родном аварском языке сразу после возвращения из Японии. История японскойдевочки осталась за кадром. Расул Гамзатов писал о своих земляках и друзьях, невернувшихся с кровавых полей. Через три года друг Расула Гамзатова поэтНаум Гребнев перевел это стихотворение на русский язык и опубликовал его вжурнале «Новый мир». Именно в этом журнале стихотворение и увидел Марк Бернес,который услышал в нем что-то свое. Бернес в то время уже был безнадежно болен ион почувствовал, что эта песня может стать его прощанием, его личным реквиемом.Убедив Гребнева и Гамзатова изменить несколько слов в русском тексте, МаркБернес обратился к своему другу Яну Френкелю с просьбой написать музыку.
За прошедшие годы песню «Журавли» исполняли многие артисты, но все желучшим исполнением остается исполнение Марка Бернеса.
Расул Гамзатов в 1986 году предложил в память о погибших защитникахРодины отмечать День белых журавлей. С тех пор 22октября в России отмечают праздник «Белых Журавлей». Этот необычный праздник споэтическим названием был учрежден Расулом Гамзатовым как праздник духовности икак светлая память о павших на полях сражений во всех войнах и террористическихактах. Такой литературныйпраздник способствует укреплению культурных и дружественных связей между всеминародами многонациональной России.
Сегодня слово Гамзатова востребовано в нашей многонациональной России,поскольку в своих произведениях Гамзатов воспевал ценности, на которых держитсянормальная человеческая жизнь, без которых жизнь людей была бы невозможна, этолюбовь к женщине, матери, Отечеству, уважение к старикам, бережное отношение кмолодежи. И поскольку динамично изменяющийся мир не дает быть нам спокойными,нам сегодня особенно важно сохранять бдительность, хранить традиции,приумножать ценности, завещанные нам поэтами нашей великой российскоймногонациональной литературы.
6.ВЫСТУПЛЕНИЕ 2 УЧЕНИКА
(СЛАЙД7) МУСА ДЖАЛИЛЬ
Родился Муса Джалиль 15 февраля 1906 года внебольшой татарской деревне Мустафино. Родители были крестьянами. Муса сначала учился в деревне, а послепереезда семьи в город начал посещать мусульманскую духовную школу. МусаДжалиль был участником Гражданской войны. Только в 1927 году он сумел поступитьв МГУ на этнологический факультет. Муса окончил литературное отделение в1931году.
В 1931-1932 годах был редактором детских журналовна татарском языке. С 1933 года работал завотделом искусства и литературы втатарской газете «Коммунист», которая тоже выходила в Москве. Два первыхсборника стихов Джалиля – «Орденоносные миллионы» и «Стихи и поэмы» – вышли в1934 году. Джалиль в 1939-1941 годах занимал должность ответственного секретаряСоюза писателей Татарской АССР, был заведующим литчастью Татарского оперноготеатра.
В июне 1941 года Джалиль ушёл на фронт. Вскоре онстал на Волховском фронте сотрудником фронтовой газеты «Отвага». 26 июня 1942г. с группой офицеров и солдат, пробиваясь из немецкого окружения, попал взасаду. В завязавшемся неравном бою Муса получил ранение в грудь и попал в пленв бессознательном состоянии. Начались его скитания по фашистским тюрьмам. ВСоветском Союзе его считали «пропавшим без вести».
Чтобы продолжать борьбу с врагом,Муса Джалиль вступил в легион «Идель-Урал», который создавали немцы. Натерритории оккупированной немцами Польши, Муса организовал группу подпольщиковсреди легионеров и устраивал неоднократно побеги военнопленных.
Джалиль, пользуясь тем, что немцы поручили емупроводить культурно-просветительскую работу, разъезжал по лагерям длявоеннопленных, устанавливая конспиративные связи и вербуя новых членоворганизации подпольщиков под видом набора самодеятельных артистов в хоровуюкапеллу, созданную в легионе. В августе 1943 года Джалиля арестовало гестапо занесколько дней до тщательно подготовленного восстания военнопленных. МусаДжалиль за участие в подпольной деятельности в берлинской тюрьме в 1944 году 25августа был казнён на гильотине.
Судьба Мусы Джалиля долгое время оставаласьсовершенно неизвестной. Только благодаря напряжённым многолетним усилиямследопытов его истинная судьба и трагическая гибель были установлены. Через 12лет после его гибели 2 февраля 1956 г. Мусе Джалилю было присвоено звание иорден Героя Советского Союза посмертно за исключительное мужество и стойкость,которые он проявил в ходе борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. Было такжеприсуждено поэту за цикл стихотворений, написанных в фашистской тюрьме,«Моабитская тетрадь» – звание лауреата Ленинской премии – посмертно. (СЛАЙД 8)
7.ВЫСТУПЛЕНИЕ 3 УЧЕНИКА
(СЛАЙД9) ГАБДУЛЛА ТУКАЙ
Замечательный классик татарской поэзии,знаменитый далеко за пределами своей родины. Тукая называют основателемлитературного татарского языка, поэтом-революционером, чья биография буквальноиссечена шрамами от страданий целого народа. По сей день творческое наследиепоэта восхищает современников, по сей день его исторический вклад вдохновляет новыххудожников на познание истины.
Родился в деревне Кушлавыч Казанской губернии.Будучи сыном религиозного учителя, он, увы, так и не успел познать родительскуюлюбовь: уже в четыре года мальчик остался круглым сиротой. Детство Габдуллыпрошло в скитаниях от одних родственников к другим, но ни дома, ни семьи он таки не обрел. Зато дух странствий и поисков сопровождал его на протяжении всейжизни. Первые стихи Габдуллы Тукая были написаны в городе Уральск, гдепроходила юность поэта. Там он посещал мусульманскую школу и, в частности,русский ее класс. Одаренность Тукая была очевидной, что неоднократноподчеркивали все учителя. И вот уже восемнадцатилетний Тукай держит в рукахжурнал «Новый век». Именно в этом рукописном издании были запечатлены его первыепоэтические строки, первые переводы на татарский. Литературные кумиры юногоГабдуллы — Лермонтов и Пушкин. Но поэт еще не знает, что за будущий вклад влитературу своего народа его вознесут на один пьедестал с величайшими корифеямиискусства.
(СЛАЙД10) Умер поэт 15 апреля 1913 года.Татарские газеты запестрили заголовками, что из жизни ушел их величайшийнациональный поэт, а на похоронах Тукая собрались тысячные толпы неравнодушных.Похоронен в Казани. Ныне на могиле Тукая установлен красивый памятник срельефным портретом.
ЧТЕНИЕСТИХОТВОРЕНИЯ
10.РЕФЛЕКСИЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КЛАССНОГО ЧАСА
(СЛАЙД13) Люди разных национальностей говорят на разных языках, у них могут бытьразные религии и традиции, но у всех людей есть общее – это нравственные (духовные) ценности: совесть, добро, любовь, милосердие, вежливость, честь, справедливость, дружба.
Надоуважать и ценить не только свой, но и другие народы, людей других
национальностей.
(СЛАЙД14)
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
arscity.ru/istoriya-sadako-sasaki-ili-1000-bum
cbs-fryazino.org/publ/vystavki_obzory_rekomendatel…kh_poehtov/5-1-0-103
ossetians.com/rus/news.php?newsid=380
![Анастасия](/wp-content/uploads/2023/11/expert.webp)