Тема урока: Тире в бессоюзном сложномпредложении.
Тип урока: урок усвоенияновых знаний.
Цель урока: усвоениеобучающимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
— формированиеумений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложногопредложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этойоснове правильно выбирать знаки препинания;
— знакомство учащихся с правиломпостановки тире в БСП;
— повторение случаевпостановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении;
2.Коррекционно – развивающие:
— формирование у детей положительноймотивации и готовности к восприятию нового материала;
— развитие умений сопоставлять изученныйматериал с новым, обобщать, систематизировать;
— развитие творческих способностей,навыков сотрудничества.
-совершенствование умения точно и последовательно выражать мысли;
-совершенствование мыслительных навыков: активизации мышления,сообразительности, наблюдательности, формулирование мысли;
-уточнение и обогащение словарного запаса, активизация речи;
-развитие зрительного внимания и слуховой памяти, словесно-логического мышления;
-развитие критического, образного мышления, создание условия для развитиякоммуникативных навыков.
3.Коррекционно – воспитательные:
— воспитаниенавыков самостоятельной деятельности, навыка коллективного труда, воспитаниеуважительного отношения к русскому языку.
Средства обучения: мультимедийныйкомпьютер
Ход урока
1. Организационный этап. Ян Амос Коменский говорил: Считай несчастнымтот день или тот час, в который ты неусвоил ничего нового и ничего не прибавил ксвоему образованию».
Мы сегодня сделаем важное для нас открытие. Для этого мы должнысмело размышлять, выдвигать предположения и ни в коем случае не бояться дажесамой трудной ситуации. У вас на столах рабочие листы, в них сегодня будемработать
2. Проверка домашнегозадания:
Учитель: Ребята, давайте вспомним тему, которую мыизучили на предыдущем уроке. (Постановка двоеточия в бессоюзном сложномпредложении).
Учитель: Ребята, в каких случаях ставитсядвоеточие в бессоюзном сложном предложении? (Причина, пояснение, изъяснение)
(Дети отвечают).
Учитель: Каждый из вас выполнял домашнюю работуна карточке, давайте проверим. (слайд 2)
Карточка с домашним заданием (знаки непроставлены):
1. Я доверяюлюбящим: они великодушны. (причина)
2. Предметыпотеряли свою форму: всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу.(пояснение)
3. Я знаю: ввашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (изъяснение)
4. Я смотрюна часы: мы точно выполняем расчёты штурмана. (изъяснение)
5. Мир строит- война разрушает.
6. Однакопора спать: уже без четверти шесть. (причина)
7. Погодабыла ужасная: мокрый снег падал хлопьями. (пояснение)
Учитель: Прочитайте предложения, где двоеточиеставится потому, что вторая часть имеет значение причины; затем предложения,где вторая часть имеет значение пояснения; и предложения, в которых втораячасть имеет значение изъяснения.
(Дети отвечают). (Слайд 3)
3.Постановка цели и задачурока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель: Ребята, какое предложение вызвалозатруднения?
(Мир строит – война разрушает).
Учитель: Верно, это предложение лишнее, в нёмнельзя поставить двоеточие. Оно относится к теме сегодняшнего урока. Открываемтетради, записываем число и тему урока.
Учитель: Кто попробует сформулировать цельнашего урока?
(Ученики отвечают). (слайд 4)
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим работу над бессоюзными сложнымипредложениями. Наша задача – закрепить основные понятия по данной теме,работать над развитием умения определять значения между смысловымичастями бессоюзных сложных предложений, продолжить работу над развитием уменияпостановки знаков препинания. Сегодня мы познакомимся со случаями постановкитире в бессоюзном сложном предложении.
4. Актуализацияопорных знаний
Учитель: Ребята, какую тему следует повторить,прежде чем перейти к новой? (Постановка тире в простом предложении).
Учитель: Поможет вспомнить нам о постановке тирев простом предложении ученица нашего класса Катя: (Слайд № 5):
1. Тире между подлежащим и сказуемым
В простом предложении ставится тире междуподлежащим и именным сказуемым, если между ними отсутствует глагольная связка(есть, был, буду и пр.). В такой синтаксической ситуации подлежащее исказуемое обычно выражены:
— существительными в форме именительногопадежа
Моя старшая сестра — опытный экономист.
— неопределенной формой глаголов
Курить — здоровью вредить.
— числительными
Дважды четыре — восемь.
— комбинациями указанных частей речи(существительное — числительное, существительное — неопределенная форма глаголаи пр.)
Площадь садового участка —шесть соток.
Семь — нечетное число в математике.
Не навредить — главная заповедь врача.
— При таких обозначениях главных членовпредложения тире ставится обязательно перед частицами «это», «вот», «значит».
Сделать ремонт — это совсем непростоедело.
Выиграть этот матч — вот ваша главнаязадача.
Любить стихи — значит учить их наизусть.
2. Тире в простом предложении
— В простом предложениитире ставится между однородными подлежащими и последующим обобщающим словом.
Лондон, Токио, Москва —крупнейшие города мира.
— Если однородные членынаходятся после обобщающего слова, то после их перечисления употребляется тире.
Повсюду: в поле, в лесу,у реки — раздаются птичьи трели.
— Тире выделяетнесогласованное определение, выраженное неопределённой формой глагола сзависимыми словами.
С детства у Ольги быласокровенная мечта — стать врачом.
С помощью тире выделяетсяприложение, которое чаще всего находится в конце предложения.
В сторожке жил лесник —одинокий старик.
Учитель: Итак, применяя правило постановки тире, впервую очередь определяем структуру предложения.
5. Первичное усвоение новых знаний.
Учитель: Как вы думаете, какой знак препинания ставится чаще междучастями БСП?
— Готовясь к уроку, япросмотрела несколько газет, журналов с целью сравнить употреблениедвоеточия и тире. Как выяснилось, чаще отдаётся предпочтение тире, чемдвоеточию. Ту же картину я увидела, читая произведения художественнойлитературы, особенно стихотворения. Вероятно, это объясняется тем, что тиретребует длительной паузы, что помогает пишущему привлечь внимание читателя,сделать акцент на важных вопросах, противопоставить явления. В процентномсоотношении получилось приблизительно так: 70% — постановка тире, 30% -постановка двоеточия. Так что можно сделать вывод, что тире – модный знаксегодня. Тем не менее, мы должны в первую очередь ориентироваться на правила,которые изучили.
— Мы помним, что бессоюзное сложноепредложение – это предложение, части которого связаны только при помощи смыслаи интонации (то есть без помощи союзов и союзных слов).
— Между частями бессоюзных предложениймогут возникать те же отношения, что и между частями сложносочиненных илисложноподчиненных предложений.
— Отношения в бессоюзном сложномпредложении выражаются при помощи интонации и знаков препинания.
— В бессоюзных сложных предложениях отношения,возникающие между частями, тесно связаны со знаками препинаниямежду частями.
— Мы помним, например, что при отношенияхперечисления между частями бессоюзного предложения ставится запятая. Или точкас запятой.
А при отношениях причины, пояснения,дополнения между частями ставится двоеточие.
— Наибольшее разнообразие отношенийнаблюдается при постановке тире.
Учитель: я вам раздам таблицы, которые вы будетезаполнять по ходу моего объяснения, которая будет вам подсказкой на последующиеуроки.
Тире ставится при отношенияхпротивопоставления, времени, условия, следствия, сравнения.
А еще тире ставится, если впредложении происходит резкая смена событий.
— В некоторых бессоюзных предложенияхпроисходит так называемое неожиданное присоединение. То есть, вовторой части происходит неожиданная, резкая смена событий. (Слайд 6)
По отношению к первой части события во второйявляются своеобразным сюрпризом.
Перед вторым предложением в таком случаеможно вставить и вдруг, и неожиданно, и сразу, и внезапно. (Слайд7)
Прозвенел звонок – все подпрыгнули отнеожиданности.
Дунул ветер – стая уток снялась с болота иподнялась в небо.
Грохнул выстрел – кто-то схватился засердце и завопил.
Водитель посигналил – пешеход торопливо отпрыгнул с дороги.
№ |
Подставь союз |
Значение |
1 |
Перед 2 частью можно поставить слова и вдруг, и неожиданно, и сразу, и внезапно. |
Во 2 части – быстрая смена событий |
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
6 |
|
|
Учитель: Тире ставится и в том случае, если междучастями возникают отношения противопоставления. То есть, если вторая часть резкопротивопоставляется первой.
В таком случае значение двух частей настолько противоречит другдругу, что их непременно нужно чем-то разделить. (Слайд 8)
Перед вторым предложением можновставить а или но. (Слайд 9)
Я учитель – ты ученик.
Летом мы активно путешествуем – зимойуделяем внимание чтению.
Он оптимист – его сестра смотрит на мирпессимистично.
Я и рад бы поехать – времени нет.
№ |
Подставь союз |
Значение |
1 |
Перед 2 частью можно поставить слова и вдруг, и неожиданно, и сразу, и внезапно. |
Во 2 части – быстрая смена событий |
2 |
Между частями: А, НО |
противопоставление |
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
6 |
|
|
Учитель: Поговорим теперь о бессоюзныхпредложениях, между частями которых возникают отношения времени.Время совершения действия в таком случае указывается в первой части.(Слайд 10)
Перед первой частью мы можемвставить когда.
Прозвенит звонок – пойдете в класс.
Тире между частями бессоюзного предложенияставится, если в первой части предложения содержится указание на время. (Слайд11)
Наступает декабрь – мы начинаем готовитьсяк Новому году.
Изучим синтаксис – поговорим о стилистике.
Сходишь в магазин – я приготовлю обед.
№ |
Подставь союз |
Значение |
1 |
Перед 2 частью можно поставить слова и вдруг, и неожиданно, и сразу, и внезапно. |
Во 2 части – быстрая смена событий |
2 |
Между частями: А, НО |
противопоставление Представленная информация была полезной? ДА 58.72% НЕТ 41.28% Проголосовало: 1066 |
3 |
Перед 1 частью — КОГДА |
1 часть — время |
4 |
|
|
5 |
|
|
6 |
|
|
Учитель: Если между частями предложения возникаютотношения условия, мы тоже ставим тире. Условие, как и время,выражается в первой части предложения. (Слайд 12)
То есть, первая часть как бы ставитусловия второй. И поэтому перед первым предложением мы можем подставить если.(Слайд 13)
Будете внимательны – получите хорошиеотметки.
Не будете мыть руки – заболеете.
Пойдет дождь – отовсюду полезут грибы.
Не возьмешься за ум – потратишь жизньвпустую.
№ |
Подставь союз |
Значение |
1 |
Перед 2 частью можно поставить слова и вдруг, и неожиданно, и сразу, и внезапно. |
Во 2 части – быстрая смена событий |
2 |
Между частями: А, НО |
противопоставление |
3 |
Перед 1 частью — КОГДА |
1 часть — время |
4 |
Перед 1 частью – ЕСЛИ |
1 часть – условие |
5 |
|
|
6 |
|
|
Учитель: Тире также ставится, если в бессоюзномпредложении возникают отношения следствия.
В таком случае в первой частипредложения указывается причина, а во второй – следствие. (Слайд 14)
Между частями можно подставить поэтому,тогда, в результате. (Слайд 15)
Объявлен карантин – в школах прекращенызанятия.
Очередь была длинной – мы не стали стоять.
Прошел сильный град – вся трава на лугу полегла.
Ему очень понравилась эта книга – онрекомендовал ее всем знакомым.
В таких предложениях очень важна позициячастей. Если поменять части местами, то меняется и знак препинания.
№ |
Подставь союз |
Значение |
1 |
Перед 2 частью можно поставить слова и вдруг, и неожиданно, и сразу, и внезапно. |
Во 2 части – быстрая смена событий |
2 |
Между частями: А, НО |
противопоставление |
3 |
Перед 1 частью — КОГДА |
1 часть — время |
4 |
Перед 1 частью – ЕСЛИ |
1 часть – условие |
5 |
Между частями: ТАК ЧТО, ПОЭТОМУ, ТОГДА |
2 часть- следствие |
6 |
|
|
Учитель: Наконец, поговорим о бессоюзныхпредложениях со значением сравнения. В таком случае действия впервой и второй частях сравниваются между собой. Тире выполняет роль весов,помогающих сравнению. (Слайд 16)
Между частями можно вставить будто,словно, как будто. (Слайд 17)
Песню он запоет – соловей разливается.
Посмотрит – рублём подарит.
Мимо пройдет – солнцем озарит.
Человек без друга – дом без стен.
Бессоюзные предложения с отношениями сравнения встречаютсянечасто. Обычно их можно увидеть в поэтических текстах.
№ |
Подставь союз |
Значение |
1 |
Перед 2 частью можно поставить слова и вдруг, и неожиданно, и сразу, и внезапно. |
Во 2 части – быстрая смена событий |
2 |
Между частями: А, НО |
противопоставление |
3 |
Перед 1 частью — КОГДА |
1 часть — время |
4 |
Перед 1 частью – ЕСЛИ |
1 часть – условие |
5 |
Между частями: ТАК ЧТО, ПОЭТОМУ, ТОГДА |
2 часть- следствие |
6 |
Между частями: БУДТО, СЛОВНО, КАК БУДТО |
сравнение |
Учитель: Что же нам требуется запомнить? (Слайд 18)
6. Первичная проверка понимания.
Учитель: Русскую культуру невозможно представить без русскойлитературы.
Предлагаю вам для анализа предложения изпроизведения великого русского писателя и поэта. Определите условия постановки тире вследующих предложениях. (Слайд 19)
1.Я был готов любить весь мир — меня никтоне понял. (Противопоставление)
2.Выстрел раздался – дым наполнил комнату. (Время)
3.Я был скромен – меня обвинили влукавстве. (Следствие)
4.Туман рассеялся – вершины вновьзасверкали на солнце. (Время)
5.Попробовал идти пешком – ноги подкосились.(Противопоставление)
— Из какого произведения эти предложения?(М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»)
7. Первичное закрепление.
Цифровой диктант споследующей самопроверкой.
Учитель: Народная мудрость стала отражением русской культуры.Знак тире очень часто используется в БСП, представляющих собой пословицы ипоговорки.
Учитель: Сгруппируйте предложенияпо смысловым отношениям частей. (Слайд 20)
1) Источник утоляет жажду — доброе словооживляет сердце. (Противопоставление)
2) Наука даром не даётся — наука трудомберётся. (Противопоставление)
3) Азбуку учат – на всю избукричат.(Условие)
4) Есть терпение — будет и умение.(Время)
5) С глупым водиться – сам поглупеешь. (Условие)
6) Язык один, ушей пара – раз скажи, двапослушай.( Следствие)
7) Проходят и болезни, и беда – привычкиостаются навсегда. (Противопоставление)
8) Умная голова сто голов кормит – худая иодной не прокормит. (Противопоставление)
9) Будешь книги читать – будешь всё знать.(Условие)
10) Тьма свету не любит – злой доброго нетерпит. (Противопоставление)
Противопоставление |
Условие |
Время |
Следствие |
1,2,7,8,10 |
4,3,5,9 |
4 |
6 |
8. Домашнее задание:
9. Стадия рефлексии:
Учитель: Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что постановка знаковпрепинания в БСП – это сложная тема, поэтому вы продолжите её изучать наследующих уроках.
— Чтобы выяснить,интересен ли был вам сегодняшний урок, предлагаю заполнить небольшую анкету.
ПРИЁМ «Анкетирование» (Слайд 21)
1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
6.Материалурока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен