X-PDF

Конспект урока по русскому языку Тире в бессоюзном сложном предложении.

Поделиться статьей

Тема урока: Тире в бессоюзном сложномпредложении.

Тип урока: урок усвоенияновых знаний.

 Цель урока: усвоениеобучающимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении.

Задачи:

1.                Коррекционно-образовательные:

формированиеумений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложногопредложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этойоснове  правильно выбирать знаки препинания;

знакомство учащихся с правиломпостановки тире в БСП;

— повторение случаевпостановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении;

2.Коррекционно – развивающие:

—  формирование у детей положительноймотивации и готовности к восприятию нового материала;

—  развитие умений сопоставлять изученныйматериал с новым, обобщать, систематизировать;

— развитие творческих способностей,навыков сотрудничества.

-совершенствование умения точно и последовательно выражать мысли;

-совершенствование мыслительных навыков: активизации мышления,сообразительности, наблюдательности, формулирование мысли;

-уточнение и обогащение словарного запаса, активизация речи;

-развитие зрительного внимания и слуховой памяти, словесно-логического мышления;

-развитие критического, образного мышления, создание условия для развитиякоммуникативных навыков.

3.Коррекционно – воспитательные:

—  воспитаниенавыков самостоятельной деятельности, навыка коллективного труда, воспитаниеуважительного отношения к русскому языку.

Средства обучения: мультимедийныйкомпьютер

Ход урока

1. Организационный этап. Ян Амос Коменский говорил: Считай  несчастнымтот  день  или  тот час, в который  ты  неусвоил  ничего  нового и  ничего не  прибавил ксвоему  образованию».

 Мы сегодня сделаем важное для нас открытие. Для этого мы должнысмело размышлять, выдвигать предположения и ни в коем случае не бояться дажесамой трудной ситуации. У вас на столах рабочие листы, в них сегодня будемработать

2. Проверка домашнегозадания:

Учитель: Ребята, давайте вспомним тему, которую мыизучили на предыдущем уроке. (Постановка двоеточия в бессоюзном сложномпредложении).

Учитель:  Ребята, в каких случаях ставитсядвоеточие в бессоюзном сложном предложении? (Причина, пояснение, изъяснение)

(Дети отвечают).

Учитель:   Каждый из вас выполнял домашнюю работуна карточке, давайте проверим. (слайд 2)

Карточка с домашним заданием (знаки непроставлены):

1.    Я доверяюлюбящим: они великодушны. (причина)

2.    Предметыпотеряли свою форму: всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу.(пояснение)

3.    Я знаю: ввашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (изъяснение)

4.    Я смотрюна часы: мы точно выполняем расчёты штурмана. (изъяснение)

5.    Мир строит- война разрушает.

6.    Однакопора спать: уже без четверти шесть. (причина)

7.    Погодабыла ужасная: мокрый снег падал хлопьями. (пояснение)

Учитель:   Прочитайте предложения, где двоеточиеставится потому, что вторая часть имеет значение причины; затем предложения,где вторая часть имеет значение пояснения; и предложения, в которых втораячасть имеет значение изъяснения.

(Дети отвечают). (Слайд 3)

3.Постановка цели и задачурока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель:   Ребята, какое предложение вызвалозатруднения?

(Мир строит – война разрушает).

Учитель:   Верно, это предложение лишнее, в нёмнельзя поставить двоеточие. Оно относится к теме сегодняшнего урока. Открываемтетради, записываем число и тему урока.

Учитель:   Кто попробует сформулировать цельнашего урока?

(Ученики отвечают). (слайд 4)

Учитель:   Сегодня на уроке мы продолжим работу над бессоюзными  сложнымипредложениями. Наша задача – закрепить основные понятия по данной теме,работать над развитием умения определять значения  между  смысловымичастями бессоюзных сложных предложений, продолжить работу над развитием уменияпостановки знаков препинания. Сегодня мы познакомимся со случаями постановкитире в бессоюзном сложном предложении.

4. Актуализацияопорных знаний

Учитель:    Ребята, какую тему следует повторить,прежде чем перейти к новой? (Постановка тире в простом предложении).

Учитель:   Поможет вспомнить нам о постановке тирев простом предложении ученица нашего класса Катя: (Слайд № 5):

1. Тире между подлежащим и сказуемым

В простом предложении ставится тире междуподлежащим и именным сказуемым, если между ними отсутствует глагольная связка(есть, был, буду и пр.). В такой синтаксической ситуации подлежащее исказуемое обычно выражены:

—  существительными в форме именительногопадежа

Моя старшая сестра — опытный экономист.

— неопределенной формой глаголов

Курить — здоровью вредить.

— числительными

Дважды четыре — восемь.

— комбинациями указанных частей речи(существительное — числительное, существительное — неопределенная форма глаголаи пр.)

Площадь садового участка —шесть соток.

Семь — нечетное число в математике.

Не навредить — главная заповедь врача.

— При таких обозначениях главных членовпредложения тире ставится обязательно перед частицами «это», «вот», «значит».

Сделать ремонт — это совсем непростоедело.

Выиграть этот матч — вот ваша главнаязадача.

Любить стихи — значит учить их наизусть.

2. Тире в простом предложении

— В простом предложениитире ставится между однородными подлежащими и последующим обобщающим словом.

Лондон, Токио, Москва —крупнейшие города мира.

— Если однородные членынаходятся после обобщающего слова, то после их перечисления употребляется тире.

Повсюду: в поле, в лесу,у реки — раздаются птичьи трели.

— Тире выделяетнесогласованное определение, выраженное неопределённой формой глагола сзависимыми словами.

С детства у Ольги быласокровенная мечта — стать врачом.

С помощью тире выделяетсяприложение, которое чаще всего находится в конце предложения.

В сторожке жил лесник —одинокий старик.

Учитель: Итак, применяя правило постановки тире, впервую очередь определяем структуру предложения.

5. Первичное усвоение новых знаний.

Учитель: Как вы думаете, какой знак препинания ставится чаще междучастями БСП?

— Готовясь к уроку, япросмотрела  несколько газет, журналов с целью сравнить употреблениедвоеточия и тире. Как выяснилось, чаще отдаётся предпочтение тире, чемдвоеточию. Ту же картину я увидела, читая произведения художественнойлитературы, особенно стихотворения. Вероятно, это объясняется тем, что тиретребует длительной паузы, что помогает пишущему привлечь внимание читателя,сделать акцент на важных вопросах, противопоставить явления. В процентномсоотношении получилось приблизительно так: 70% — постановка тире, 30% -постановка двоеточия. Так что можно сделать вывод, что тире – модный знаксегодня. Тем не менее, мы должны в первую очередь ориентироваться на правила,которые изучили.

Мы помним, что бессоюзное сложноепредложение – это предложение, части которого связаны только при помощи смыслаи интонации (то есть без помощи союзов и союзных слов).

— Между частями бессоюзных предложениймогут возникать те же отношения, что и между частями сложносочиненных илисложноподчиненных предложений.

— Отношения в бессоюзном сложномпредложении выражаются при помощи интонации и знаков препинания.

— В бессоюзных сложных предложениях отношения,возникающие между частями, тесно связаны со знаками препинаниямежду частями.

— Мы помним, например, что при отношенияхперечисления между частями бессоюзного предложения ставится запятая. Или точкас запятой.

А при отношениях причины, пояснения,дополнения между частями ставится двоеточие.

— Наибольшее разнообразие отношенийнаблюдается при постановке тире.

Учитель: я вам раздам таблицы, которые вы будетезаполнять по ходу моего объяснения, которая будет вам подсказкой на последующиеуроки.

Тире ставится при отношенияхпротивопоставления, времени, условия, следствия, сравнения.

А еще тире ставится, если впредложении происходит резкая смена событий.

— В некоторых бессоюзных предложенияхпроисходит так называемое неожиданное присоединение. То есть, вовторой части происходит неожиданная, резкая смена событий. (Слайд 6)

По отношению к первой части события во второйявляются своеобразным сюрпризом.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/rus9k/32-tirie-v-biessoiuznom-slozhnom-priedlozhienii.files/image001.jpg

Перед вторым предложением в таком случаеможно вставить и вдруг, и неожиданно, и сразу, и внезапно. (Слайд7)

Прозвенел звонок – все подпрыгнули отнеожиданности.

Дунул ветер – стая уток снялась с болота иподнялась в небо.

Грохнул выстрел – кто-то схватился засердце и завопил.

Водитель посигналил – пешеход торопливо отпрыгнул с дороги.

 

Подставь союз

Значение

1

Перед 2 частью можно поставить слова

и вдруг, и неожиданно, и сразу, и внезапно.

Во 2 части – быстрая смена событий

2

 

 

3

 

 

4

 

 

5

 

 

6

 

 

 

Учитель: Тире ставится и в том случае, если междучастями возникают отношения противопоставления. То есть, если вторая часть резкопротивопоставляется первой.

В таком случае значение двух частей настолько противоречит другдругу, что их непременно нужно чем-то разделить. (Слайд 8)

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/rus9k/32-tirie-v-biessoiuznom-slozhnom-priedlozhienii.files/image002.jpg

Перед вторым предложением можновставить а или но. (Слайд 9)

Я учитель – ты ученик.

Летом мы активно путешествуем – зимойуделяем внимание чтению.

Он оптимист – его сестра смотрит на мирпессимистично.

Я и рад бы поехать – времени нет.

Подставь союз

Значение

1

Перед 2 частью можно поставить слова

и вдруг, и неожиданно, и сразу, и внезапно.

Во 2 части – быстрая смена событий

2

Между частями: А, НО

противопоставление

3

 

 

4

 

 

5

 

 

6

 

 

 

Учитель:  Поговорим теперь о бессоюзныхпредложениях, между частями которых возникают отношения времени.Время совершения действия в таком случае указывается в первой части.(Слайд 10)

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/rus9k/32-tirie-v-biessoiuznom-slozhnom-priedlozhienii.files/image003.jpg

Перед первой частью мы можемвставить когда.

Прозвенит звонок – пойдете в класс.

Тире между частями бессоюзного предложенияставится, если в первой части предложения содержится указание на время. (Слайд11)

Наступает декабрь – мы начинаем готовитьсяк Новому году.

Изучим синтаксис – поговорим о стилистике.

Сходишь в магазин – я приготовлю обед.

Подставь союз

Значение

1

Перед 2 частью можно поставить слова

и вдруг, и неожиданно, и сразу, и внезапно.

Во 2 части – быстрая смена событий

2

Между частями: А, НО

противопоставление

Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

3

Перед 1 частью — КОГДА

1 часть — время

4

 

 

5

 

 

6

 

 

 

Учитель:  Если между частями предложения возникаютотношения условия, мы тоже ставим тире. Условие, как и время,выражается в первой части предложения. (Слайд 12)

 

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/rus9k/32-tirie-v-biessoiuznom-slozhnom-priedlozhienii.files/image004.jpg

То есть, первая часть как бы ставитусловия второй. И поэтому перед первым предложением мы можем подставить если.(Слайд 13)

Будете внимательны – получите хорошиеотметки.

Не будете мыть руки – заболеете.

Пойдет дождь – отовсюду полезут грибы.

Не возьмешься за ум – потратишь жизньвпустую.

Подставь союз

Значение

1

Перед 2 частью можно поставить слова

и вдруг, и неожиданно, и сразу, и внезапно.

Во 2 части – быстрая смена событий

2

Между частями: А, НО

противопоставление

3

Перед 1 частью — КОГДА

1 часть — время

4

Перед 1 частью – ЕСЛИ

1 часть – условие

5

 

 

6

 

 

 

Учитель:  Тире также ставится, если в бессоюзномпредложении возникают отношения следствия.

В таком случае в первой частипредложения указывается причина, а во второй – следствие. (Слайд 14)

 

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/rus9k/32-tirie-v-biessoiuznom-slozhnom-priedlozhienii.files/image005.jpg

Между частями можно подставить поэтому,тогда, в результате. (Слайд 15)

Объявлен карантин – в школах прекращенызанятия.

Очередь была длинной – мы не стали стоять.

Прошел сильный град – вся трава на лугу полегла.

Ему очень понравилась эта книга – онрекомендовал ее всем знакомым.

В таких предложениях очень важна позициячастей. Если поменять части местами, то меняется и знак препинания.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/rus9k/32-tirie-v-biessoiuznom-slozhnom-priedlozhienii.files/image006.jpg

Подставь союз

Значение

1

Перед 2 частью можно поставить слова

и вдруг, и неожиданно, и сразу, и внезапно.

Во 2 части – быстрая смена событий

2

Между частями: А, НО

противопоставление

3

Перед 1 частью — КОГДА

1 часть — время

4

Перед 1 частью – ЕСЛИ

1 часть – условие

5

Между частями: ТАК ЧТО, ПОЭТОМУ, ТОГДА

2 часть- следствие

6

 

 

 

Учитель:  Наконец, поговорим о бессоюзныхпредложениях со значением сравнения. В таком случае действия впервой и второй частях сравниваются между собой. Тире выполняет роль весов,помогающих сравнению. (Слайд 16)

 

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/rus9k/32-tirie-v-biessoiuznom-slozhnom-priedlozhienii.files/image007.jpg

Между частями можно вставить будто,словно, как будто. (Слайд 17)

Песню он запоет – соловей разливается.

Посмотрит – рублём подарит.

Мимо пройдет – солнцем озарит.

Человек без друга – дом без стен.

Бессоюзные предложения с отношениями сравнения встречаютсянечасто. Обычно их можно увидеть в поэтических текстах.

Подставь союз

Значение

1

Перед 2 частью можно поставить слова

и вдруг, и неожиданно, и сразу, и внезапно.

Во 2 части – быстрая смена событий

2

Между частями: А, НО

противопоставление

3

Перед 1 частью — КОГДА

1 часть — время

4

Перед 1 частью – ЕСЛИ

1 часть – условие

5

Между частями: ТАК ЧТО, ПОЭТОМУ, ТОГДА

2 часть- следствие

6

Между частями: БУДТО, СЛОВНО, КАК БУДТО

сравнение

 

Учитель:  Что же нам требуется запомнить? (Слайд 18)

 

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/rus9k/32-tirie-v-biessoiuznom-slozhnom-priedlozhienii.files/image008.jpg

6. Первичная проверка понимания.

Учитель:  Русскую культуру невозможно представить без русскойлитературы.

Предлагаю вам для анализа предложения изпроизведения великого русского писателя и поэта. Определите условия постановки тире вследующих предложениях. (Слайд 19)

1.Я был готов любить весь мир — меня никтоне понял. (Противопоставление)

2.Выстрел раздался – дым наполнил комнату. (Время)

3.Я был скромен – меня обвинили влукавстве. (Следствие)

4.Туман рассеялся – вершины вновьзасверкали на солнце. (Время)

5.Попробовал идти пешком – ноги подкосились.(Противопоставление)

— Из какого произведения эти предложения?(М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»)

7. Первичное закрепление.

Цифровой диктант споследующей самопроверкой.

Учитель:   Народная мудрость стала  отражением русской культуры.Знак тире очень часто используется в БСП, представляющих собой пословицы ипоговорки.

Учитель: Сгруппируйте предложенияпо смысловым отношениям частей. (Слайд 20)

1) Источник утоляет жажду — доброе словооживляет сердце. (Противопоставление)

2) Наука даром не даётся — наука трудомберётся. (Противопоставление)

3) Азбуку учат – на всю избукричат.(Условие)

4) Есть терпение — будет и умение.(Время)

5) С глупым водиться – сам поглупеешь. (Условие)

6) Язык один, ушей пара – раз скажи, двапослушай.( Следствие)

7) Проходят и болезни, и беда – привычкиостаются навсегда. (Противопоставление)

8) Умная голова сто голов кормит – худая иодной не прокормит. (Противопоставление)

9) Будешь книги читать – будешь всё знать.(Условие)

10) Тьма свету не любит – злой доброго нетерпит. (Противопоставление)

 

Противопоставление

Условие

Время

Следствие

1,2,7,8,10

4,3,5,9

4

6

 

8.    Домашнее задание:

9.    Стадия рефлексии:

Учитель: Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что постановка знаковпрепинания в БСП – это сложная тема, поэтому вы продолжите её изучать наследующих уроках.

— Чтобы выяснить,интересен ли был вам сегодняшний урок, предлагаю заполнить небольшую анкету.

ПРИЁМ «Анкетирование»  (Слайд 21)

1.На уроке я работал                                     активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я                           доволен / не доволен
3.Урок для меня показался                           коротким / длинным
4.За урок я                                                        не устал / устал
5.Мое настроение                                           стало лучше / стало хуже

6.Материалурока мне был                           понятен / не понятен
                                                                         полезен / бесполезен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет