Русский язык
Тема: «Учимся писать приставку – с -».
Цель: организовыватьи направлять учебную деятельность учащихся на восприятие и осознание новыхзнаний.
Планируемые результаты.
Предметные.
— учащиеся должны уметь выделятьприставку с- в словах, составлять слова с приставками, применять правило впрактической и
самостоятельной работе, уметь работать по алгоритму;
— учащиеся имеют возможность научиться осознавать местовозможного возникновения орфографической ошибки, при работе
над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий,помогающих предотвратить её в
последующих письменных работах.
Метапредметные.
Познавательные УУД:
— анализировать,сравнивать, устанавливать причинно следственные связи.
Регулятивные УУД:
-осуществлять пошаговый и итоговый контроль,
-самоопределять задачи урока и способы их решения,
-высказывать своё предположение (версию), пытаться предлагать способ проверки.
Коммуникативные УУД:
-участвоватьв работе группы, пары, защищать свою точку зрения,
-осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе и паре,
-соблюдатьв повседневной жизни нормы речевого этикета.
Личностные УУД:
-осознаватьроль языка и речи в жизни людей.
Оборудование: презентация,условные обозначения на доске, карточки для работы в группах, алгоритмнаписания приставок без-, бес-, из-,
ис-, раз-, рас-, карточки слов и приставок, листы самооценки (см. приложение),словарные слова, алгоритм: «Как надо
работать в группе», фишки для оценивания групп.
№ п/п |
Этапы работы |
Содержание этапа |
Деятельность учащихся |
I. |
Организационный момент. Задача: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. |
Эмоциональный настрой: Я, ты, он, она, вместе дружная семья. Улыбнись соседу справа,…слева,…помашите мне рукой… Мотивация учащихся к учебной деятельности. Послушайте одну историю: (Слайд 2) У Мудреца, однажды, ученик спросил (он перед этим бабочку словил): – Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ? Жив мотылек в руках моих, иль нет? Ладони в этот миг легонько сжал… Плененный мотылек затрепетал. Блеснули искорки у мудреца в глазах: – Ты держишь все, сейчас, в своих руках! — Как вы это понимаете? — Вы верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам на уроке удачи. –Какие условные обозначения вы видите на доске? КАРТОЧКИ — Что вы можете сказать о содержании нашего урока? — А тему нашего урока вы сформулируете чуть позже. |
Результат нашей работы в наших руках.
Блок «Правописание», «Тайны языка», перо, работа в группах и парах. |
II. |
Актуализация опорных знаний. Задача: ввести ребят в тему урока. |
— Наш урок я бы хотела начать с загадки. Отгадайте: Посмотрите на меня — — Откройте тетради, запишите 14 ноября, классная работа. ( Слайд 3) Минутка чистописания. — Почему каждый урок мы начинаем с минутки чистописания?
Персидский литератор XVI века Кади Ахмад сказал: — Поэтому и мы получим наслаждение от нашего красивого письма. — Сегодня поработаем над буквой, которую вы сможете узнать, если найдёте одинаковый звук в словах: съехать, сварить, сшить. — Дайте характеристику этому звуку. Какой буквой на письме обозначается звук [с]? (слайд 4) Наклонив тетрадь слегка Держит левая рука. Правой ручку надо взять Приготовились писать. — Посмотрите на закономерность написания буквы «эс», продолжите ряд два раза — с сс ссс (слайд 4). — Спишите слова, обозначьте орфограммы. В какой части слова находится данная буква? Выделите приставку (слайд 5). (Самооценка).
— Какую букву вы прописывали? — В какой части слова находится буква, которую вы прописывали на минутке чистописания? — Сформулируйте тему нашего урока. (слайд 5)
— Какие задачи мы поставим перед собой? Давайте вместе составим план нашей работы. (слайд 6) Итак, что мы должны сделать в первую очередь? ü Узнать когда же пишется приставка с- ü Научиться писать слова с приставкой с- ü Составлять слова с приставкой с-. Начинаем с того, что мы знаем. |
тетрадка
Минутка чистописания настроит нас на красивое письмо.
Звук [с], буква «эс».
Согласный, глухой, парный [з], твёрдый, парный [с,]
Буква «эс» находится в приставке. съехать, сшить, сварить
Букву «эс». В приставке.
Учимся писать приставку с-.
|
III. |
Изучение учебного материала. Задача: знакомство с правилом написания приставки с-
|
— Сейчас мы будем в роли исследователей. Я вам предлагаю распределить слова по группам. Возьмите карточки на ваших столах .(Бесшумный, безжалостный, исправить, избежать, рассказ, раздать). — Вспомните, когда пишется в приставке буквы з- и с-? Кто забыл, откройте тетради для подсказок. (алгоритм). (слайд 7) Поработайте в парах. (одна у доски) Работа у доски и в тетрадях. бесшумный безжалостный исправить избежать рассказ раздать — А в какую группу вы распределите слова сделать, сжечь, сшить (на доске открываю карточки с этими словами). — Обратимся к алгоритму. Правило не подходит. Подходит ли то правило, которое мы знаем для приставки с-? Проблема или «Спотыкалочка».
— А какое правило вы сформулировали для себя? — А как себя проверить?
— Откройте учебник с. 92 и прочитаем рубрику «Обрати внимание»! — А теперь при помощи нашего ключика – откроем «Тайны языка».
|
Прочитать правило в учебнике.
|
IV. Представленная информация была полезной? ДА 59.38% НЕТ 40.62% Проголосовало: 1167 |
Закрепление учебного материала. Задача: систематизировать полученные знания по теме: «Учимся писать приставку – с -»; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве взаимную помощь (работа в группе, в паре).
|
— Мы сделали открытие, новое правило! — А теперь, что нам необходимо? — упр.1 с.92
— Следующее задание я предлагаю вам выполнить, работая в группе. — А почему вы хотите поработать в группах? (слайд 8) — Вспомните, как надо работать в группе. Работа по группам (см. приложение). — Допишите пословицу, заменяя звуковую запись буквенной из слов – подсказок. Объясните свой выбор и смысл пословицы. — При объяснения смысла пословицы в каждой группе необходимо выслушать поочереди каждого и выбрать чьё лучшее. 1 группа — _________ дело, гуляй смело. (Отдыхать можно тогда, когда закончил все дела). 2 группа – За всё браться, ничего не _________. (За все дела нельзя браться одновременно). 3 группа — За один раз дерево не _________. (Быстро ничего не делается. В любом деле нужны терпение и труд). 4 группа — Легко сказать, да тяжело _________. (На самом деле выполнимо ли это задание). 5 группа – Хорош отдых, когда работа _________. Слова – подсказки: [з]делана, [с]шить, [з]делал, [с]рубить, [з]делать. — Каждый участник группы поочереди выскажет своё мнение о смысле пословицы, лучшее мнение предоставьте на суд ребят. — А все остальные внимательно выслушайте выступление каждой группы. А потом выразите своё согласие или не согласие. (Капитан выступает с объяснением выбора слова и орфограммы. А лучшее объяснение в нашей группе было у Кати. Ей дадим слово). — Капитаны, оцените работу каждого участника группы, а потом дайте общую оценку всей группы. (Самооценка). (После выступления, капитан каждой группы даёт самооценку своей группе по критериям «Как надо работать в группе.» (см. памятку) — А как другие группы оценят? Физминутка (слайд 13) — О приставке С- разговор особый: не любит она проявлять себя при произношении. Поэтому надо запомнить следующее: если слышится З-, то надо писать эС-. Приставки З- вообще не бывает!!! — Коварная приставка с-! Осторожно! Эта приставка «ошибкоопасна»!!! Она, во — первых, такая маленькая, легко ускользает от внимания, а во-вторых, чаще всего оказывается перед звонким согласным звуком. — Но не забывай, что слово может быть без приставки и начинаться с корня! Здесь, здешний, здоровье, здание. (слайд 9)
Словарь: здесь, здешний, здание, здоровье — Какую орфограмму нужно запомнить в этих словах? — Запишите, выделите орфограмму (з). — Устно составьте предложения с этими словами на тему школа. — Чьё предложение вам понравилось больше?
— Какой следующий этап? Самостоятельная работа.
Работа в тетрадях «Пишем грамотно» (самостоятельно). — Прочитайте задание. — Вспомните, как называются противоположные по значению слова. — запрыгнуть – спрыгнуть Проверка по эталону (слайд 10) (Оцените свою работу) |
Потренироваться.
В группах. Задача группы объяснить ребятам, у кого были сложности по новой теме.
Дети повторяют алгоритм.
Дети показывают фишку.
Дети зачитывают задание.
Антонимы. |
V. |
Домашнее задание. |
За самостоятельную работу: — У кого красный или жёлтый цвет, то надо ещё потренироваться и для этого выполнить упр. 1 с.25 РТ, а у кого зелёный цвет, то вам упр. посложнее с. 25 упр. 2 (слайд 11) |
|
VI. |
Рефлексия. Задача: осознание учащимися своей УД.
|
— Какие задачи мы поставили перед собой в начале урока? (слайд 12) ü Узнать когда же пишется приставка с-( Узнали?) ü Научиться писать слова с приставкой с- (Научились?) ü Составлять слова с приставкой с- (Справились?)
— Вспомните притчу «Всё в твоих руках». (слайд 13)
Знаковая рефлексия «Все в твоих руках». (слайд 14-16) — Большой – у меня всё получилось!!! — Указательный – у меня есть сомнения и вопросы — Мизинец – для меня было недостаточно времени, чтобы усвоить эту тему. |
В русском языке есть только приставка с-
|