X-PDF

Конспект урока по технологии в 8 классе Семейный бюджет

Поделиться статьей

Муниципальное бюджетное общеобразовательноеучреждение Закулейская средняя общеобразовательная школа

Технологическая карта урока.

 Учитель: Изыкенова Валентина Викторовна, учитель технологии, стаж37, высшая квалификационная категория 

Предмет: Технология     

Класс:8

Дата: 15.02.2023

Тема урока:  «Семейный бюджет».

Типурока: урок усвоения новых  знаний

Форма работы: групповая, впарах, индивидуальная

 

Цель

Сформировать понятия «бюджет семьи», рассмотреть правила составления кассовой книги семейного бюджета

Задачи

Образовательная:

·                     ознакомить учащихся с понятием “бюджет”,

·                     ознакомить со структурой семейного бюджета,

·                     ознакомить с принципами формирования доходной и расходной части бюджета (на примере бюджета конкретной     сем

Воспитательная:

·                     развивать умение работать в группе,

·                     воспитание рационального отношения к семейному бюджету,

·                     формирование социальной активности и самостоятельности,

·                     выработка навыков культурного общения.

Развивающая:

·                     развивать творческие способности ребят,

·                     развивать умение анализировать, синтезировать, сравнивать.

 

 

Планируемые результаты:

 

 

 

Личностные УУД:

1. обучающийся осознает значение семейного бюджета и более рационального его планирования, имеет возможность критически оценить свои действия и поступки, продемонстрирует  свою позицию по распределению семейного бюджета. Проявит  интерес к новому содержанию

Регулятивные УУД:

1.обучающиеся научатся определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;  Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

Познавательные УУД:

1. научатся анализировать представленный материал по теме «Семейный бюджет», познакомятся  с основными  статьями  доходов и расходов семьи; поупражняются в составлении бюджета семьи и определении вида бюджета (используя условный пример).

Коммуникативные УУД:

1.обучающиеся научатся слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме,   получат умения работать в команде.

Методы обучения: 

Рассказ, беседа, опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с карточками,

Ресурсы: 

Использованные учебники и учебные пособия: учебник: Технология за 8-ой класс — В.Д. Симоненко. Технология. 8-ой класс. Учебник. Издательский центр Вентана-Граф 2004г.

Оборудование

Проектор, экран, ноутбук

Наглядные пособия:

Карточки

Организация пространства

Групповая, индивидуальная, работа в парах

 

 

 

Содержание взаимодействия педагога и учащихся

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

Организую учащихся на  начало урока. Создаю условия для возникновения у учащихся внутренней  потребности включения в учебную деятельность.

Приветствие

— Добрый день! Давайте настроимся на урок, сейчас ребята я хочу узнать на сколько вы сообразительны

У меня в коробочке лежит, то что относиться к теме урока, оно является современным аналогом этого:

 

У шумеров в Месопотамии это заменяли серебрянные прутья —

В Китае это были раковины морского моллюска каури-

В Древнем Египте это была крупа-

В Эфиопии это был слиток соли-

В Западной Африке металлические кольца-

В Тибете и Монголии прессованный чай-

И так мы узнали первое понятие для нашего урока (Деньги)

Контроль посещаемости. Проверка готовности к уроку.

— Сегодня на уроке мы работаем с оценочным листом. Вы самостоятельно будете ставить себе баллы после каждого этапа нашего урока.

 

 

 

Приветствуют учителя. Контролируют готовность к уроку.

 

 

 

 

Личностные:

самоорганизация.

Регулятивные:

способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке

2.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

Дайте определение понятию:

! — социальный институт;  малая группа, характеризующаяся, в частности, следующими признаками: добровольностью вступления в отношения, связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Как устойчивое объединение возникает с разложением родового строя. (Семья)

Попробуем сформулировать тему урока — «Семейный бюджет»

Подвожу учащихся к осознанию целей и задач:

— Скажите, пожалуйста, что мы сегодня узнаем и чему научимся на уроке? Корректирую ответы учащихся.

— Сегодня на уроке мы узнаем — что такое «бюджет семьи», рассмотрим  правила составления кассовой книги семейного бюджета. Приготовим мини – проект «Кассовая книга семьи»

 

Учащиеся предлагают свои варианты темы урока.

Записывают тему в тетрадях.

 

Определяют цели урока

Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Регулятивные:

Научиться принимать и сохранять задачу.

Познавательные:

Умения структурировать знания. Умение осознанно строить речевое высказывание.

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Введение в новый материал

Повторение

 

 

     Повторение изученного материала. (Опрос учащихся).

1. Вы прошли темы «Потребности семьи», Что такое потребности семьи?

Какие потребности семьи вы знаете?

-Потребность- это осознанная необходимость иметь что либо материальное и духовное.

— Разумные  и неразумные (алкоголь, курение, наркотики, чрезмерное употребление сладкого и т.д — это приносит только вред). Материальные (еда, одежда, жильё и т.д) и духовные (потребность в культуре, общении, знаниях и т.д) потребности.

 

Слушают учителя.

 

Отвечают. За каждый правильный ответ ставят по 1 баллу в  оценочный лист

 

 

 

Личностные:

осознание своих возможностей.

Регулятивные:

умение регулировать свои возможности, работать в группе.

Познавательные:

умение анализировать, выделять и формулировать.

Освоение нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление новых знаний

Работа в парах

Новая тема:

—   От многого зависит счастье семьи, но и  не в последнюю очередь от экономического уклада семьи, экономической грамотности ее членов. На этом уроке мы должны с вами об этом поговорить и темой сегодняшнего урока будет…..ответы учащихся

Давайте сначала определимся с понятием “бюджет”. Слово бюджет имеет французское происхождение и в переводе обозначает “кошелек, сумка”.

Посмотрите, как в учебнике дано определение бюджета? Стр18

“Бюджет” — это структура всех доходов и расходов за определенный период времени: за неделю, месяц или год (записываем определение в тетрадь).

Понятие “бюджет” имеет отношение к различным видам деятельности человека. Существует бюджет государства, области, города, района, предприятия, семьи.

Под доходом понимают деньги или материальные ценности, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия, отдельного лица за выполненную работу, услугу или какую-либо другую деятельность. Все полученные средства составляют совокупный доход.

Расход — это затраты на питание, одежду, транспорт, на изготовление, содержание, ремонт, обслуживание каких-либо изделии или оплату услуг, накопление средств для покупки дорогостоящих товаров и т. д.

Бюджет можно представить в виде весов. На одну чашу мысленно помещаем доходы семьи, на другую постепенно ставим гирьки расходов так, чтобы чаши пришли в полное равновесие. Трудности в том, что набор гирек очень велик и важно выбрать наиболее подходящие по весу.

Если весы находятся в равновесии, то расходы равны доходам, — бюджет сбалансированный. Когда расходы превышают доходы, тогда говорят, что бюджет имеет дефицит. Если же складывается ситуация, при которой доходы больше расходов, то бюджет называется избыточным.

На рисунке 1 представлены возможные составляющие семейного бюджета — источники дохода и статьи расхода. И хотя схема не отражает реальной бюджетной ситуации конкретной семьи, вы можете воспользоваться ею при составлении собственного семейного бюджета.

Семейный бюджет

                            Рис.1.      Составляющие семейного бюджета

Доходы семьи

Расходы семьи

Заработная плата членов семьи.

Обязательные платёжные сборы (налоги, оплата жилья и др.).

Доходы от предпринимательской деятельности.

Расходы на питание

Пенсии, пособия, стипендии

Покупки непродовольственных товаров (одежда, обувь, мебель, предметы домашнего обихода).

Доход от приусадебного хозяйства.

Расходы на культурные потребности (кино, театр, музей).

Доходы из других источников (доходы от ценных бумаг, доходы от сдачи недвижимости  и других средств в аренду, выплаты и льготы от общественных организаций и др.)

Расходы на транспорт и связь

 

Накопления, сбережения

   Сбалансированный бюджет семьи позволяет рационально использовать её ресурсы и удовлетворять большую часть потребностей. Каждая семья должна уметь правильно распределять свой бюджет. Для этого необходимо знать основы домашней бухгалтерии. Чаще всего домашним бухгалтером является один из ваших родителей.

Планирование семейного бюджета — дело довольно сложное. Чтобы спланировать, сколько средств и на что будет израсходовано, надо располагать данными не только о своих доходах, но и расходах, о ценах на товары.

Посмотрите учебник стр. 18

Таблица 2

Источник дохода

% от общего дохода

Вид расхода

% от общего расхода

1

Заработная плата членов семьи

60

Обязательные платежные сборы

25

2

Пенсии, стипендии, пособия

20

Питание

40

3.

Доход от личного подсобного хозяйства

10

Непродовольственные товары: одежда, обувь, мебель и т.д

20

4

Доход из других источников

10

Культурные потребности: кино, театр и т.д

10

 

 

 

Сбережения, накопления

5

 

Существует а)постоянные расходы — это расходы, которые можно осуществить или запланировать на какой-либо период, в течение которого они не меняются. К ним относят покупку основных продуктов питания, плату за квартиру, оплату ЖКХ, оплату услуг страховых компаний, проездного билета и т. д.

б)Переменные расходы включают в себя периодические (циклические и сезонные) и непредвиденные расходы.

К циклическим расходам относится покупка предметов различного срока пользования (мебель, верхняя одежда, бытовая техника, материалы для ремонта квартиры и т. д.).

Сезонные расходы связаны с определёнными сезонными явлениями (заготовка впрок ягод и овощей, кормов для скота, заготовка дров, закупка семян и удобрений для  участка и т. п.).

Непредвиденные расходы включают в себя расходы, часто связанные с критическими ситуациями (покупка лекарств, ремонт бытовой техники и др.).

Можно выделить и единовременные расходы. Это приобретение произведений искусства, украшений и т, д.

Денежные расходы семьи принято делить на три основные группы: налоги и другие обязательные платежи; личное потребление; денежные накопления и сбережения.

Рассмотрим подробнее обязательные платежи. В них входят: налоги (в частности, подоходный); погашение банковских ссуд и кредитов; оплата услуг детского сада и коммунальных услуг (квартиры, отопления, газа, воды, электроэнергии, телефона, радио, Интернета и т. д.); транспортные расходы; плата за образование или за дополнительные услуги бесплатного образования (кружки, секции).

Подоходный налог берётся с физического лица и составляет 13 % от начисленной заработной платы. Эти деньги вычитаются из зарплаты.

Кредит — предоставление в долг товаров или денег. Когда в долг дают деньги, то такой кредит называют денежной ссудой. Ссуду может взять как предприятие, организация, так и любой совершеннолетний гражданин.

Страхование. По мере роста благосостояния семьи возрастают расходы на страхование имущества, здоровья и т. д. В настоящее время, когда многие семьи живут в собственных домах, купленных или приватизированных квартирах, для всех становится ясным, что нужно застраховать своё имущество от возможных случаев его повреждения или потери в результате пожара, стихийного бедствия или других непредвиденных обстоятельств.

Коммунальные платежи

К ним относятся: плата за отопление, газ, воду, радио, телефон, Интернет и др.

Перейдем к заданиям:

Задание 1:

На столах карточки с заданиями, прочитайте и выберите правильные ответы!

 

Ответы детей

 

5.

Физминутка

 

Разминка и тренировка  зрительного  восприятия;   

Устали? Давайте разомнёмся. Положите всё на стол. Поднимите плечи и опустите. Подвигайте плечами 10 раз, а теперь каждым плечом в отдельности, также 10 раз. А теперь повернитесь влево, вправо и так 10 раз. А теперь гимнастика для глаз. Сложите ладошки вместе и потрите их, так чтобы они разогрелись. Закройте  разогретыми ладошками  глазницы и согрейте их, а затем постарайтесь подвигать глазами влево — вправо и так 10 раз, а затем вверх вниз, а затем кругами. И так по 10 раз. Размялись? Работаем дальше.    

Учащиеся выполняют несложные движения туловищем, руками и ногами, чтобы размяться. А затем гимнастику для глаз.

 

6.

Закрепление новой темы.

Практическая работа

 (Работа в группах)

 

Задание 2:

— Вот теперь, девочки,  вы готовы к практической работе.

1.Организую  работу в группах

2.Даю   задания:

— Создайте  мини — проект «Кассовая книга семьи». Ваша задача приготовить такую книгу, в которой будут указаны доходы и расходы семьи. Каждая группа представляет собой семью. Защитить свою работу.

3.  Рассказываю, по каким критериям будет оцениваться работа:

4. Организую защиту мини — проекта

 

1.Распределяют роли для выполнения и защиты своего задания.

2. Обсуждают записи

3. Готовят проект (Работа в группах)

4. Проводят сравнение  и анализ результата

5. Обсуждение, проверка

6. Делают выводы, оценивают свою деятельность.

Личностные:

осознание своих возможностей.

 

Регулятивные:

умение регулировать свои возможности, работать в группе.

Познавательные:

умение анализировать, выделять и формулировать.

7.

Рефлексия

 

1. Какие новые знания вы получили сегодня?

Когда эти знания вам будут необходимы, где вы сможете их применить?

Оцените свою работу на уроке.

Подсчитайте количество баллов и сдайте мне свои листы для выставления оценок.

2. Предлагаю нескольким учащимся продолжить фразы. –

Сегодня     я  узнала…

                   я  повторила…

                   я научилась…

Ответы детей.

 

1. Выставляют баллы в оценочный лист.

2.подсчитывают количество баллов.

3. закончить фразу (отзыв об уроке).

 

Регулятивные:

— выработка критериев оценивания работы в группах

Личностные:

— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

— оценивать собственный вклад в работу группы

8.

Домашнее задание. Итог урока.

 

§ 7 читать,

Оценки за урок!

Мы завершили урок, выполнили проект –А сейчас, кто считает, что готов самостоятельно рассчитать бюджет своей семьи ,поднимите свои веселые смайлики !!!

Слушают  пояснение по домашнему заданию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1. 

ОТКРЫТЫЙБАНК ЗАДАНИЙ для формирования  финансовой грамотности

Комплексное задание «Доходы семьи» (4задания).

Прочитайте текст и выполните задания 1-4. Доходысемьи

Взволнованный Федяпришёл к маме и сказал:

– Мама,  у  меня сломались  лыжи,  а  скоро  соревнования,  в  которых  я хотел участвовать!

1. – Какие унас расходы на этот месяц? Давайте быстро составим список, – предложил Федя. –Мне надо знать, хватает ли денег на покупку лыж!

–  Погоди!  Быстроне  получится, –  ответила  мама. –  Придётся  сначала составить списокдоходов.

 

 

ДОХОДЫ СЕМЬИ В ЯНВАРЕ

Сумма

1.

зарплата папы  30000

30 000

2.

премия на работе, полученная папой

10 000

3.

пенсия бабушки 

14 000

4

зарплата мамы 

25 000

5

деньги, подаренные тётей Леной на день рождения мамы

3 000

6

гонорар, полученный мамой за статью в медицинском журнале

5 000

 

Посмотрите  на доходы  семьи  Феди.  Какие  из  этих  доходов  постоянные (повторяются вкаждом месяце), а какие – переменные (не постоянные, могут больше неповториться)?

Укажите номера,под которыми эти доходы записаны в списке.

Постоянные_________________

Переменные_________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. – Мама! Апочему ты не включила в список деньги, которые вы с папой взяли в долг у тётиЛены, а ещё – сдачу, которую я тебе вчера принёс из магазина? – спросил Федя.

Почему мама Федине включила в список сдачу и деньги, взятые в долг?

Запишите ответ навопрос.

Ответ:

 

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. – Я непонимаю, что мы сейчас делаем, – возмутился Федя. – Мне нужны лыжи, это жерасходы. Зачем мы составляем список доходов?

Почему нельзясоставлять список расходов без учёта доходов?

Запишите ответ навопрос.

Ответ:

 

 

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. – Я понял, – сказал  Федя  маме, – очень  важно  планировать  и  доходы,  и расходысемьи.

Какой  доход, вероятно,  будет у семьи Феди в этом году? Сделайте  вычисления на основетаблицы «Доходы семьи в январе».

 

 

ДОХОДЫ СЕМЬИ В ЯНВАРЕ

Сумма

1.

зарплата папы  30000

30 000

2.

премия на работе, полученная папой

10 000

3.

пенсия бабушки 

14 000

4

зарплата мамы 

25 000

5

деньги, подаренные тётей Леной на день рождения мамы

3 000

6

гонорар, полученный мамой за статью в медицинском журнале

5 000

 

Запишите свой ответ на вопрос в видечисла.

_______________ р.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет