X-PDF

Конспект урока по теме Основания

Поделиться статьей

Темаурока «Основания»

    Цель урока:  общее знакомство с классомнеорганических соединений — основаниями.

    Задачи урока:

1) образовательная-познакомить учащихся с новым классом неорганических       соединений-основаниями;рассмотреть классификацию, состав и номенклатуру

оснований.

2) развивающая — развить у учащихся такие личностные качества как сосредоточенность, наблюдательность, умениесравнивать, анализировать, обобщать, работать с таблицей растворимости.

3) воспитательная -воспитать  у обучающихся умение высказывать свою точку     аргументировать её,умение и слушать  и уважать мнение других товарищей.

 

Тип урока: изучениенового материала

 

Методы обучения:объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, эксперимент

 

      Требованияк уровню подготовки учащихся, конечный результат: уметь определятьпринадлежность веществ к классу оснований, называть основания, составлятьформулы оснований, знать качественные реакции на щелочную среду.

     

     

     Оборудование:  1) образцы оснований: NaOH, Cu(OH)2,Fe(OH)3,KOH,пробирки;

                                   2) индикаторы-лакмус, фенолфталеин, метилоранж;

                                    3)инструкция по технике безопасности при работе со щелочами

                                    4)карточки с заданиями

                                   5) проектор, компьютер       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ходурока

СЛАЙД№1     

 

    1.    Организационный этап.

   Добрый день,ребята!

Меня зовут ОльгаПетровна и сегодня урок химии проведу у вас я.

На время нашегоурока вам понадобится внимание, зоркость, сосредоточенность, умение слушать ислышать других.

Я желаю вам всемярких впечатлений и удивительных открытий. Надеюсь, что нашаработа на уроке будет интересной и плодотворной.

   Мы продолжаемпогружаться в удивительный мир химии, а химия наука многолика, где происходятчудеса и превращения.

 

СЛАЙД№2-3

     2. Проверкадомашнего задания и усвоения основных понятий предыдущих уроков

А сейчас я  вампредлагаю немного повторить ранее полученные знания.

Задание 1 «Теория»

-Что такоебинарные соединения?

(Сложные вещества,состоящие из двух химических элементов.)

-Какие бинарныесоединения вы знаете?

(Оксиды, сульфиды,нитриды, силициды, фториды, хлориды и гидриды.)

-Какиеже вещества называются оксидами?

(Вещества,состоящие из двух элементов, и на втором месте кислород называются оксидами.)

 -Накакие группы делятся оксиды?

(оксидыметаллов и оксиды неметаллов)

-Чтотакое степень окисления и как она обозначается?

(Условныйзаряд атомов химического элемента в соединении, вычисленный на основепредположения, что все соединения состоят только из ионов)

-Какие типы химической связи вы знаете?

(Ионная,К/П, К/НП, металлическая)

-Что такое химическая формула?

(Условнаязапись состава вещества с помощью знаков и индексов)

СЛАЙД№4

Задание 2 «Найдимне место»

Работа с таблицей   

— А  теперь распределитевсе вещества по группам.   

Na,FeS, NaOH, CaO, KOH, Cu, Al2O3, CaCl2, Br2,Cu(OH)2, NaH, Fe, Fe(OH)3, О2, CaF2 

                                                                             (15б)

Простые вещества

Бинарные соединения

Незнакомые вещества

 

 

 

 

Слайд №5

Проверка сослайда. Оценивание на лист

 

3.Актуализациязнаний, постановка  познавательной задачи, определение темы.

-Почемуэтих формулы вы отнесли к незнакомым веществам?

(Потомучто, в состав этих веществ входит 3 элемента.)

-Правильно,ребята. Оставшиеся формулы веществ, пока вам не знакомы и сегодня нам на уроке предстоитзадача познакомиться с этими  веществами. Они относятся к классу, названиекоторого «Основание».

СЛАЙД №6

Откройтететради, запишите число и тему урока «Основания»

(Учащиесяоткрывают тетради, пишут число и тему урока)

Слайд№7

-Давайте подумаем, на какие вопросы мы должны будем ответить сегодня на уроке,чтобы сформировать для себя представление о новом классе веществ — основаниях.

Ответыдетей

 (-Что такое основания?

-Как классифицируют основания?

На какие группы делятся основания?

-Какими свойствами обладают основания?

-Где применяются основания?)

 

СЛАЙД №8

4.Изучение нового материала.

-Кромебинарных соединений, существуют сложные вещества, состоящие из 3-х элементов.Еще раз обратите внимание на экран.

(Ребятазрительно воспринимают формулы оснований.)

-Искажите, что общего вы видите, между записанными химическими формуламиоснований?

 (-Всостав химических формул основании входят атомы металла, кислорода и водорода.)

— Какойтип связи между атомом кислорода и водорода?

(Ковалентнаяполярная связь образует гидроксогруппу  (гидроксид  иона)  OH.)

   — Ребята, попробуйте определить  суммарный заряд гидроксид иона, записавстепень окисления атомов водорода  и кислорода- О-2Н+1.

(Суммарныйзаряд гидроксид- иона  «-1» (ОН)-1 )

-Значит,каким ионом является гидроксид ион? 

(Гидроксидион-это анион, потому что имеет отрицательный заряд.)

 

Слайд №9

-А всостав оснований входят катионы?

(-Да. Всостав оснований входят катионы металлов.)

-Давайте,ребята, зная состав оснований  выводим общую формулу

 (учительвместе с ребятами разбирают формулу на примере конкретного металла: калия,натрия, меди и железо.)

 Общая формула оснований:

Ме n+(ОН)n. Где n— зарядиона металла, численно равный его степени окисления. Запишите эту формулу втетрадь.

(Записываютобщую формулу оснований в тетрадь)

 

СЛАЙД №10

-Акто попробует сформулировать  определения оснований?

(Ответыдетей. Затем показывается  презентация)

-Запишите в тетрадь определение.

(Основания-это сложные вещества, состоящие из атомов металла и связанных с ними гидроксогруппами.)

 

СЛАЙД№11

Номенклатураоснований на слайде презентации

 -Адля того чтобы назвать основания, мы будем использовать алгоритм: (на листочкаху детей на парте)

1.       Сначалаговорим слово  «гидроксид»

2.       Затемв родительном падеже добавим названия металла.

    А если элемент имеет переменную степень окисления, то при его названии, сначалаговорим слово «гидроксид» + в род. падеже названия металла и в скобке указываемримской цифрой степень окисления  металла.

  Назвать вещества:

NaOH,KOH,Cu(OH)2,Fe(OH)(проверка со слайда)

СЛАЙД 12

5.Закрепление «Составь формулу по названию» (Работау доски по желанию или по цепочке)

  Попробуем составить формулы оснований по следующим названиям:

Гидроксидкальция, гидроксид алюминия, гидроксид бария, гидроксид железа(III),гидроксид магния, гидроксид калия, гидроксид лития.

 

СЛАЙД13

-Атеперь, ребята, посмотрите внимательно на формулы, которые мы с вами записали,и скажите, можно их разделить на группы? Если да, то на какие?  

(почислу гидроксильных групп).

 

СЛАЙД14

-Значит, основания можно классифицировать по признаку «Число гидроксильныхгрупп»

Схемав тетради:

Основания

1.      Одноосновные

2.      Двухосновные

3.      Трёхосновные

СЛАЙД 15-16

-Ребята,есть еще один признак классификации оснований. И это по растворимости в воде.И совсем необязательно постоянно испытывать его водой — существует специальнаятаблица растворимости (учитель знакомит с таблицей)

1)Растворимые и малорастворимые основания (щелочь)NaOH,KOH

2)Нерастворимые основания — Cu(OH)2,Fe(OH)3        

Демонстрация оснований.

 -Назовитесходные признаки — все растворы оснований — жидкие.

 -Отличительные признаки – разный цвет.

Ребята! А вдруг лаборант перепутал вещества, и приготовил другиерастворы? Как можно отличить их?

(ответыдетей)

— Для этого существуют специальные вещества 

СЛАЙД17

индикаторы, которые изменяют свой цвет под действием растворов щелочей. А  самиреакции называются качественными. К нимотносятся лакмус, фенолфталеин и метилоранж. Индикатор в переводе с латинскогозначит «указатель». Вот пусть они нам и укажут, щелочи перед нами, или нет. Амы с вами заполним таблицу.

СЛАЙД 18. Но прежде чем начать работу, вспомним ТБ.

(Учительнапоминает о правилах  техники безопасности  при работе со щелочами.

Техникабезопасности при работе со щелочами

  Попавшие на кожу капли раствора щелочи немедленносмыть сильной струей холодной  воды, а затем обработать поврежденнуюповерхность  1% раствором борной или уксусной кислоты.

СЛАЙД 19

Химический эксперимент «Изменение окраски индикаторов в щелочах».

(Учащиесявнимательно смотрят окраску индикаторов и записывают в таблицу. Таблица заранеераспечатана на листочках)

индикатор

         «до»

       «после»

лакмус

 

 

метилоранж

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 970

фенолфталеин

 

 

 

 

 

 

 

Сейчасмы сверимся с таблицей 4 в учебнике на с. 118 и на слайде.

(Обсуждениетаблицы на слайде).

Вывод:В растворах щелочей лакмус – синеет,

             фенолфталеин становится малиновым,

             а метиловый оранжевый – желтым.

СЛАЙД20

6.Закрепление материала.  Проверка  усвоения учебного материала

Тест«Пятерочка»  (5 б)

1.Выберите формулу оснований:

а)SO3                 б) Mg(OH)2             в) H2SO4        г) СаО

2.К каждому из ниже указанных веществ прибавили  фенолфталеин. С каким веществомпоявится малиновое окрашивание?   а) BaO          б) HNO3     в) КОН

3.Гидроксид-ион (OH) ⁻ входит всостав:

а)оксидов             б) оснований              в) углекислого газа

 4.Окраскаиндикаторов под действием раствора гидроксида калия меняется следующимобразом: 

а)лакмус синеет       б) Метилоранж краснеет  в) фенолфталеин  остаетсябесцветным

5.Выберите  формулу щелочи:  а) КОН     б) H2S      в)Сu(ОН)2

СЛАЙД 21

Взаимопроверка.Обменялись листочками. Ответы на слайде

 

СЛАЙД22           

7.Итоги урока.

Учительподводит итоги урока. Оценивает работу класса в целом и отдельных учащихся,комментирует полученные учащимися оценки.

«5»18 б — 20 б

«4»14 б — 17 б

«3»10 б -13 б

 

СЛАЙД23

8.Домашнеезадание

Изучитьп.20 с.119 №5, 6. Выучить определения.

СЛАЙД 24

9.Рефлексия. Продолжи предложение

 

Сегодняна уроке мы узнали ….

Сегодняна уроке мы научились ….

Сегодняна уроке нам понравилось ….

Сегодняна уроке мы испытали затруднения ….

СЛАЙД 25 Спасибо за урок!!!

Игра«Верите ли вы, что…»

1)      Всостав оснований входит металл и гидроксильная группа? (да)

2)      Гидроксидион — это сложный анион? (да)

3)      Основание-этопростое вещество? (нет)

4)      Гидроксидмеди(II)– растворимый гидроксид? (нет)

5)       Щёлочь– это растворимое основание? (да)

6)      Гидроксидбария имеет формулу- Ba(OH)(нет)

7)      Гидроксидалюминия является щелочью? (нет)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемаялитература

 

 

1.       ГабриелянО.С. Химия 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа,2006.-98-101 с;

 

2.       ДендеберС.В.; Ключникова О.В.   Современные технологии в процессе  преподавания химии:

Развивающиеобучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении,компьютерные технологии.- М.:за знания, 2007.-112с.

 

3.        ГорковенкоМ.Ю. Поурочные разработки по химии: 8 класс.-М.:  Вако, 2007.-368с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2«Найди мне место»                          Фамилия, имя__________________

 

Na, FeS, NaOH, CaO, KOH, Cu, Al2O3, CaCl2,Br2, Cu(OH)2, NaH, Fe, Fe(OH)3, О2, CaF2 

(закаждый правильный 1 балл)

Простые вещества

Бинарные соединения

Незнакомые вещества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество баллов________(max15б)

 

 

Химический эксперимент

«Изменение окраски индикаторов в щелочах».

индикатор

«до»

«после»

лакмус

 

 

метилоранж

 

 

фенолфталеин

 

 

 

 

 

 

Тест «Пятерочка»  Фамилия, имя______________________

1.Выберите формулу оснований:

а)SO3     б) Mg(OH)2             в) H2SO4           г) СаО

2.К каждому из ниже указанных веществ прибавили  фенолфталеин. С каким веществомпоявится малиновое окрашивание?   а) BaO            б) HNO3     в)КОН

3.Гидроксид-ион (OH) ⁻ входит всостав:

а)оксидов             б) оснований              в) углекислого газа

 4.Окраскаиндикаторов под действием раствора гидроксида калия меняется следующимобразом: 

а)лакмус синеет       б) Метилоранж краснеет  в) фенолфталеин  остаетсябесцветным

5.Выберите  формулу щелочи:  а) КОН     б) H2S    в)Сu(ОН)2

Количество баллов_________(max 5 б)

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 970

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет