X-PDF

Конспект урока в 4 классе «Сочинение по репродукции картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»..docx

Поделиться статьей

Конспектурока.

Класс: 4                                                                                                                                                  

Предмет: русскийязык.

Тема урока:«Сочинение по репродукции картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

 Место и рольурока в изучаемой теме: первый урок.

Цель: создатьусловия для формирования у учащихся умения воспринимать картину иопределятьтему, описывать ее; раскрывать замысел художника.

Задачи:

·        образовательные:формироватьумениевоспринимать картину иопределять тему, описывать ее; раскрывать замыселхудожника; расширять словарный запас учащихся; повышать культуру речи;

·        развивающие: развиватьписьменную литературную речь; развивать творческое воображение; развиватьинтерес к рассматриванию пейзажной живописи;

·        воспитательные: воспитыватьинтерес к творчеству художника; воспитывать уважительное отношение к себе какносителю русского языка; воспитывать интерес к жизни Грабаря.

Формируемые УУД:

Личностные:формированиеотношения к родному языку как духовной и культурно-исторической ценности;формирование уважительного отношения к иному мнению;

Предметные:сформированностьпозитивного отношения к правильной устной и письменной речи;

Метапредметные:

·        коммуникативные: владетьмонологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими исинтаксическими нормами родного языка;

·        регулятивные: слушатьучителя и одноклассников, ставить цели, планировать и прогнозировать;

·        познавательные:проявлятьзаинтересованностьв приобретении и расширении знаний;

Оборудование:учебник по русскому языку 4 класс 2 часть Климанова Л.Ф.

Эскиз доски:

 

дата

Сочинение по репродукции картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.         Оргмомент

-Здравствуйте, ребята.

-Присаживайтесь.

 

 

2.          Ознакомление учащихся с темой и целью работы.

 

-Сегодня вам предстоит написать сочинение по картине Игоря Эммануиловича Грабаря.

(Портрет художника. 1слайд).

-Какие цели мы с вами можем поставить на сегодняшний урок? (Описать содержание картины и передать то, что хотел показать художник зрителю. Показать свой запас слов, показать культуру своей речи)

 

 

 

Ответы детей

 

Рег.

3.         Рассматривание картины.

 

-А сейчас откроем в наших учебниках картинную галерею. (с. 114)

-Сегодня мы особое внимание уделим картине Игоря Грабаря «Февральская лазурь».

-Внимательно рассмотрите, пожалуйста, данную репродукцию.

-Автор писал: Когда я однажды взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба”.

-Именно это видение изобразил художник на картине Февральская лазурь”.

-Объясните значение слова лазурь. (Это светло-синий цвет, голубая или светло-зелёная краска с сиреневатым оттенком).

Рассматривают репродукцию и слушают учителя.

 

 

 

 

4.       Рассказ об авторе.

-Грабарь вошел в историю русского искусства как поэт русской зимы, весны, осени, но самой популярной его картиной считается «Февральская лазурь». Эту картину он написал в 1904 году.

-Ребята, а вы хотите узнать, как родился замысел написать картину?

-Я сейчас прочитаю вам воспоминания художника.

«Я стоял, — повествует Грабарь, — около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба…Если бы хоть десятую долю этой красоты передать…»

-Почему взгляд художника был направлен снизу вверх? (Он наклонился)

-Всякому ли человеку, который поднимает свой взор на верхушки придет мысль написать об этом или изобразить на холсте?(нет)

 

Позн.

Предм.

5.          Беседа по поводу картины с одновременным анализом ответов учащихся.

 

-Ребята, у вас на партах лежать листочки. Сейчас мы с вами устно попробуем описать картину именно в том порядке, в каком вы будете писать свое сочинение

-Давайте обратим внимание на краски данной картины, какие цвета вы увидели? (голубой, белый, коричневый, фиолетовый, синий…)

-Ребята, прочитайте на сайде слова, которыми описывал тот день художник:

Лазоревый, жемчужный, коралловый, сапфировый.

-Кто знает, какие это цвета?

-Давайте определим значение этих слов.

Лазоревый — бирюзовыйголубоватыйголубойлазуревыйлазурныйнебесно-голубойнебесныйсветло-голубой.

Жемчужный – серебристый, белый.

Коралловый – розовый, красный, рубиновый, огненно-рыжий, фиолетовый.

Сапфировый – ярко синий, темно синий.

-Давайте определим, с каким существительными на этой картине будут сочетаться наши слова?

Лазоревое небо, жемчужные березы, коралловые ветки, сапфировые тени.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

-Ребята, все это мы назвали особенности мастерства художника Грабаря, так он описывал увиденное.

.

-Эта картина особенная, нам нужно выбрать путь и описать картину.

-Начнем мы с того, о чем говорили. Слова, которые мы разбирали, что это? (Краски)

-Ребята, давайте назовем первый пункт нашего плана Краски картины.

-Что на самом переднем плане? (береза)

-Можно ли назвать березу главной героиней? (да)

-Возьмем слова художника: «редкостная по красоте и ритмичным строением ветвей».

-Какими словами можно заменить слово редкостная? (удивительная, сказочная)

-Какими словами можно заменить слово ритмичное? (правильное, гармоничное)

-Какой ствол у березы? (коричневый внизу, белый с коричневыми пятнами вверху, толстый и мощный)

-А теперь взглянем на ветви? Какие они? Какими словами их описал автор? (коралловые ветви с ритмичным строением)

-Ребята, а вы заметили что-нибудь необычное на верхушке березы? (художник ее не нарисовал)

-Мы лишь можем предположить, почему ее нет. Возможно береза просто очень давняя и старая.

-Рассмотрим небо, какое оно? Какие цвета изображены на картине? В верхней части небо сиреневое, примерно в середине синее, вдали становится лазоревым, светло-голубым.

-Вдали мы можем наблюдать березовую рощу.

-Посмотрите на снег. Какой он? (синий, на нем тени от молодых и старых берез)

-Ребята, а что мы можем сказать по длинным теням? Какой день? (солнечный)

-И в заключение нашего сочинения нужно высказать свое отношение. Какие чувства у вас вызвала картина? Понравилась ли?

-У меня картина вызвала чувство радости и удовольствия.

Работают с учителем, отвечают на вопросы.

Комм.

Предм.

Личн.

Рег.

Позн.

6.         Составление плана.

 

-Ребята, а какой тип будет у нашего текста? (Описание)

-А теперь давайте попробуем составить план, вы записывали, в каком порядке мы рассуждали, какие планы получились у вас?

-У меня получился вот такой план:

1.Краски картины.

2. Красавица – береза.

3. Небо.

4. Снег.

5. Мое отношение к картине.

-А теперь, ребята, я прочитаю вам свое собственное сочинение, внимательно его послушайте

Картина поражает меня буйством красок. На ней мы видим и коралловый, и лазоревый и сапфировый и жемчужный цвета.

На переднем плане мы видим красавицу-березу. Ствол ее толстый и массивный.  Верхушка березы находится на фоне фиолетового неба, чуть ниже небо становится синим и голубым.

На ровном снегу располагаются длинные тени от берез.

Мне хочется долго смотреть на эту картину, так как она поднимает настроение.

Составляют план. Слушают сочинение учителя.

Комм.

Рег.

 

7.         Написание на черновик.

 

                                                                                                                                               

-Ребята, а теперь вы должны будете написать свое сочинение на черновик. Поэтому возьмите листочки и приступайте.

 

Пишут сочинение на черновик.

 

8.         Редактирование текста.

-Отлично, а теперь вам нужно побыть редакторами. Сейчас вы прочитайте в полголоса свое сочинение и проверьте, нет ли у вас повторений или предложений, которые звучат неправильно. Исправьте их.

 

Редактируют свои тексты.

 

9.         Самостоятельная письменная работа учащихся над сочинением по картине.

-Ребята, а теперь вам предстоит написать сочинение на чистовик, поэтому подвиньте свои тетрадочки, сядьте поудобнее и приступайте к работе.

Работают самостоятельно над написанием

Комм.

10.   Итог урока

-Расскажите ваше впечатление от картины.

-Достигли ли мы наших целей, которые ставили вначале урока?

-Что вам показалось трудным?

 

Личн.

Комм.

 

 

 

 

Карточка- помощник  № 1. 

 1.  Что изобразил художник на картине«Февральская лазурь»?

 2.    а) На что похожа береза? Какая она?

        б) Какими цветами пользовалсяхудожник, изображая картину?

        в) Какое настроение вызываеткартина?

3.  Понравилась ли тебе картина?

 

 

Карточка-помощник № 2.

На картине И. Грабаря изображено голубоенебо и …

На переднем плане мы видим…

Береза могучая, развесистая…

Небо…

Картина вызывает … настроение.

Я люблю зиму. И поэтому мне понравиласькартина.

(или: Мне нравится картина И. Грабаряпотому, что он изобразил нашу русскую красавицу березу)


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет