Конспектурока.
Класс: 4
Предмет: русскийязык.
Тема урока:«Сочинение по репродукции картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».
Место и рольурока в изучаемой теме: первый урок.
Цель: создатьусловия для формирования у учащихся умения воспринимать картину иопределятьтему, описывать ее; раскрывать замысел художника.
Задачи:
· образовательные:формироватьумениевоспринимать картину иопределять тему, описывать ее; раскрывать замыселхудожника; расширять словарный запас учащихся; повышать культуру речи;
· развивающие: развиватьписьменную литературную речь; развивать творческое воображение; развиватьинтерес к рассматриванию пейзажной живописи;
· воспитательные: воспитыватьинтерес к творчеству художника; воспитывать уважительное отношение к себе какносителю русского языка; воспитывать интерес к жизни Грабаря.
Формируемые УУД:
Личностные:формированиеотношения к родному языку как духовной и культурно-исторической ценности;формирование уважительного отношения к иному мнению;
Предметные:сформированностьпозитивного отношения к правильной устной и письменной речи;
Метапредметные:
· коммуникативные: владетьмонологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими исинтаксическими нормами родного языка;
· регулятивные: слушатьучителя и одноклассников, ставить цели, планировать и прогнозировать;
· познавательные:проявлятьзаинтересованностьв приобретении и расширении знаний;
Оборудование:учебник по русскому языку 4 класс 2 часть Климанова Л.Ф.
Эскиз доски:
|
дата Сочинение по репродукции картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».
|
|
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1. Оргмомент |
-Здравствуйте, ребята. -Присаживайтесь. |
|
|
2. Ознакомление учащихся с темой и целью работы.
|
-Сегодня вам предстоит написать сочинение по картине Игоря Эммануиловича Грабаря. (Портрет художника. 1слайд). -Какие цели мы с вами можем поставить на сегодняшний урок? (Описать содержание картины и передать то, что хотел показать художник зрителю. Показать свой запас слов, показать культуру своей речи) |
Ответы детей |
Рег. |
3. Рассматривание картины.
|
-А сейчас откроем в наших учебниках картинную галерею. (с. 114) -Сегодня мы особое внимание уделим картине Игоря Грабаря «Февральская лазурь». -Внимательно рассмотрите, пожалуйста, данную репродукцию. -Автор писал: Когда я однажды взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба”. -Именно это видение изобразил художник на картине Февральская лазурь”. -Объясните значение слова лазурь. (Это светло-синий цвет, голубая или светло-зелёная краска с сиреневатым оттенком). |
Рассматривают репродукцию и слушают учителя.
|
|
4. Рассказ об авторе. |
-Грабарь вошел в историю русского искусства как поэт русской зимы, весны, осени, но самой популярной его картиной считается «Февральская лазурь». Эту картину он написал в 1904 году. -Ребята, а вы хотите узнать, как родился замысел написать картину? -Я сейчас прочитаю вам воспоминания художника. «Я стоял, — повествует Грабарь, — около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба…Если бы хоть десятую долю этой красоты передать…» -Почему взгляд художника был направлен снизу вверх? (Он наклонился) -Всякому ли человеку, который поднимает свой взор на верхушки придет мысль написать об этом или изобразить на холсте?(нет) |
|
Позн. Предм. |
5. Беседа по поводу картины с одновременным анализом ответов учащихся.
|
-Ребята, у вас на партах лежать листочки. Сейчас мы с вами устно попробуем описать картину именно в том порядке, в каком вы будете писать свое сочинение -Давайте обратим внимание на краски данной картины, какие цвета вы увидели? (голубой, белый, коричневый, фиолетовый, синий…) -Ребята, прочитайте на сайде слова, которыми описывал тот день художник: Лазоревый, жемчужный, коралловый, сапфировый. -Кто знает, какие это цвета? -Давайте определим значение этих слов. Лазоревый — бирюзовый, голубоватый, голубой, лазуревый, лазурный, небесно-голубой, небесный, светло-голубой. Жемчужный – серебристый, белый. Коралловый – розовый, красный, рубиновый, огненно-рыжий, фиолетовый. Сапфировый – ярко синий, темно синий. -Давайте определим, с каким существительными на этой картине будут сочетаться наши слова? Лазоревое небо, жемчужные березы, коралловые ветки, сапфировые тени. Представленная информация была полезной? ДА 58.72% НЕТ 41.28% Проголосовало: 1066 -Ребята, все это мы назвали особенности мастерства художника Грабаря, так он описывал увиденное. . -Эта картина особенная, нам нужно выбрать путь и описать картину. -Начнем мы с того, о чем говорили. Слова, которые мы разбирали, что это? (Краски) -Ребята, давайте назовем первый пункт нашего плана Краски картины. -Что на самом переднем плане? (береза) -Можно ли назвать березу главной героиней? (да) -Возьмем слова художника: «редкостная по красоте и ритмичным строением ветвей». -Какими словами можно заменить слово редкостная? (удивительная, сказочная) -Какими словами можно заменить слово ритмичное? (правильное, гармоничное) -Какой ствол у березы? (коричневый внизу, белый с коричневыми пятнами вверху, толстый и мощный) -А теперь взглянем на ветви? Какие они? Какими словами их описал автор? (коралловые ветви с ритмичным строением) -Ребята, а вы заметили что-нибудь необычное на верхушке березы? (художник ее не нарисовал) -Мы лишь можем предположить, почему ее нет. Возможно береза просто очень давняя и старая. -Рассмотрим небо, какое оно? Какие цвета изображены на картине? В верхней части небо сиреневое, примерно в середине синее, вдали становится лазоревым, светло-голубым. -Вдали мы можем наблюдать березовую рощу. -Посмотрите на снег. Какой он? (синий, на нем тени от молодых и старых берез) -Ребята, а что мы можем сказать по длинным теням? Какой день? (солнечный) -И в заключение нашего сочинения нужно высказать свое отношение. Какие чувства у вас вызвала картина? Понравилась ли? -У меня картина вызвала чувство радости и удовольствия. |
Работают с учителем, отвечают на вопросы. |
Комм. Предм. Личн. Рег. Позн. |
6. Составление плана.
|
-Ребята, а какой тип будет у нашего текста? (Описание) -А теперь давайте попробуем составить план, вы записывали, в каком порядке мы рассуждали, какие планы получились у вас? -У меня получился вот такой план: 1.Краски картины. 2. Красавица – береза. 3. Небо. 4. Снег. 5. Мое отношение к картине. -А теперь, ребята, я прочитаю вам свое собственное сочинение, внимательно его послушайте Картина поражает меня буйством красок. На ней мы видим и коралловый, и лазоревый и сапфировый и жемчужный цвета. На переднем плане мы видим красавицу-березу. Ствол ее толстый и массивный. Верхушка березы находится на фоне фиолетового неба, чуть ниже небо становится синим и голубым. На ровном снегу располагаются длинные тени от берез. Мне хочется долго смотреть на эту картину, так как она поднимает настроение. |
Составляют план. Слушают сочинение учителя. |
Комм. Рег.
|
7. Написание на черновик.
|
-Ребята, а теперь вы должны будете написать свое сочинение на черновик. Поэтому возьмите листочки и приступайте.
|
Пишут сочинение на черновик. |
|
8. Редактирование текста. |
-Отлично, а теперь вам нужно побыть редакторами. Сейчас вы прочитайте в полголоса свое сочинение и проверьте, нет ли у вас повторений или предложений, которые звучат неправильно. Исправьте их.
|
Редактируют свои тексты. |
|
9. Самостоятельная письменная работа учащихся над сочинением по картине. |
-Ребята, а теперь вам предстоит написать сочинение на чистовик, поэтому подвиньте свои тетрадочки, сядьте поудобнее и приступайте к работе. |
Работают самостоятельно над написанием |
Комм. |
10. Итог урока |
-Расскажите ваше впечатление от картины. -Достигли ли мы наших целей, которые ставили вначале урока? -Что вам показалось трудным? |
|
Личн. Комм. |
Карточка- помощник № 1.
1. Что изобразил художник на картине«Февральская лазурь»?
2. а) На что похожа береза? Какая она?
б) Какими цветами пользовалсяхудожник, изображая картину?
в) Какое настроение вызываеткартина?
3. Понравилась ли тебе картина?
Карточка-помощник № 2.
На картине И. Грабаря изображено голубоенебо и …
На переднем плане мы видим…
Береза могучая, развесистая…
Небо…
Картина вызывает … настроение.
Я люблю зиму. И поэтому мне понравиласькартина.
(или: Мне нравится картина И. Грабаряпотому, что он изобразил нашу русскую красавицу березу)