Конспектызанятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей5-6 лет с ОНР и ЗПР
Тема:«Имена существительные единственного и множественного числа
с уменьшительно-ласкательными суффиксами»
Цели:
1. Совершенствование навыка словоизменениясуществительных единственного и множественного числа при помощи суффиксовуменьшительно-ласкательного значения.
2. Формирование навыка дифференциации большихи маленьких предметов.
3. Закрепление словаря по темам «Части тела»,«Дом».
4. Развитие речевого слуха.
5. Развитие мышления, памяти, внимания.
6. Развитие общей моторики, координации речис движением.
Оборудование: изображенияГнома, домика Гнома, домов, цветов, деревьев, кошек, собак, заборов, детей,машин, кустов, картинки с изображением Маши и Машеньки, больших предметов(кукла, картина, собака, платок) и маленьких (заколочка, бусики, тортик,котенок).
Ходзанятия
I.Организационный момент.
Дефектолог (Логопед) сядет тот, кого я назову ласково:Маша, Катенька, Коленька, Паша …
Дефектолог (Логопед) постепенно называет всех детейласково.
II.Основнаячасть.
1. Игра «Части тела».
Дефектолог (Логопед) выставляет на доску картинку сизображением Гнома.
Дефектолог (Логопед). Сегодня мы отправимся в гости кэтому Гному. Гном совсем маленький! Посмотрите на него. У Гнома не руки, аручки, не ноги, а ножки.
Не нос, а…? не зубы, а … ?
Не рот, а…?
Не палец, а… ?
Дефектолог (Логопед). Маленькие предметы мы называемпо-другому, ласково!
2. Игра «В гостях уГнома».
Дефектолог (Логопед) вывешивает на доску картинку сизображением домика Гнома.
Дефектолог (Логопед). Вот мы и пришли в гости к Гному!Посмотрите, какое здесь все маленькое! Давайте назовем все эти маленькиепредметы.
Каждый ребенок называет по одному предмету (стульчик,столик, кроватка … ).
3. Игра «Отправляемся в полет!».
Дети выходят на ковер. Логопед разбрасывает по полу картинки:дома, деревья, кусты, цветы, машины, дети, заборы, собаки, кошки и др.
Дефектолог (Логопед). Давайте представим, что мы летимна самолете (руки как крылья самолета, дети проходят по кругу вокруг картинок).Нам с высоты всё кажется очень маленьким! Каждый из вас назовет, что он увиделмаленькое. Я вижу маленькие домики.
4.Физкультминутка.
Заводила,заводила Заводного крокодила |
Дети «заводят большим ключиком игрушку» |
Заводиться то и дело |
Наклоны вправо — влево |
Крокодилу надоело. |
Останавливаются, скрещивают руки |
Рассердился крокодил, |
Топают ногами |
Взял и ключик проглотил. (А. Ахундова) |
Хлопают руками |
5. Игра «Большой —маленький».
Дефектолог (Логопед). Если я назову большой предмет,вы встанете на мысочки и будете тянуться к потолку, а если маленький — сядетена корточки. Помните, маленькие предметы мы называем ласково.
Собака, личико, подушечка, иголка, коробка, куколка, кровать,стол, дверка, картина, медвежонок …
6. Игра «Подарки Маше иМашеньке».
Дефектолог (Логопед) раздает детям карточки сизображениями больших и маленьких предметов (кукла, бусики, тортик, котенок,картина, собака, заколочка, платок).
Дефектолог (Логопед). Мы пойдем на день рождения кдвум девочкам, к Маше и Машеньке. И подарим им подарки. Если у вас нарисованбольшой предмет, подарите его Маше, если маленький — Машеньке.
Дети прикрепляют картинки к доске рядом с Машей или
Машенькой, оречевляя свои действия «Бусики я подарюМашеньке. Куклу я подарю Маше».
III.Итог занятия.
Дефектолог (Логопед). О чем мы говорили сегодня назанятии? В какие игры играли?
Какие предметы мы называем ласково?