Муниципальное общеобразовательное учреждение
Октябрьский сельский лицей
Учитель биологии и географии высшейквалификационной категории Еремеева Н.В.
Конспект урока по теме : Погружение в «Эффектлотоса»
Этапы |
Действие организатора |
Действие участников |
Название |
Эффект лотоса |
|
Цель |
Этап погружения в исследовательскую работу |
|
Оборудование |
проектор, экран, покровные стекла (из расчета – одно стекло на двух учащихся), пипетки (из расчета – «одна пипетка на пару учащихся» или «одна пипетка на группу»), маркер по стеклу, увеличительные стекла (лупы) (из расчета «одна лупа на пару учащихся»), жидкость, создающая защитное водоотталкивающее нанопокрытие |
|
Шаг 1. |
Давайте посмотрим два коротких видеоролика. На них будет представлен лист лотоса. Демострация видеоролика
Посмотрите и скажите, на что вы обратили внимание?
Презентация «Эффект лотоса» |
-Почему вода стекает с листа лотоса, а не впитывается? |
Шаг2. |
Организация работы в формате «исследовательского задания. У вас есть два предметных стекла, обозначенные буквами «А» и «В». Одно из этих стекол было покрыто жидкостью, действие которой приблизительно воспроизводит тот эффект на листьях лотоса в видеоролике. Чтобы не ухудшить результаты опытов, стекла нужно держать за боковые стороны и не прикасаться пальцами к поверхности стекол. Особенно тех, что не покрыты специальной жидкостью.
Предположите, что вы увидите, капнув на стекло?
Капните на каждое стекло одну-две капли подкрашенной воды.
Расскажите, на что вы обратили внимание, что вы смогли увидеть?
Воспользуйтесь при необходимости увеличительными стеклами
|
-Мы можем увидеть разные капли
-Капли на стеклах разные. -На стекле А капли растеклись -На стекле В капли круглые и не растеклись. |
Шаг 3. |
Вы обратили внимание на разную форму капель воды на стеклах. В науке такие поверхности с разными каплями обозначаются через термины «гидрофильность и гидрофобность»
Прочитайте небольшую информацию об этом и скажите, что можно сказать о каплях на стекле «А» и «В». (читают приложение 1.)
|
-Стекло А обладает свойством гидрофильности. — Стекло В обладает свойством гидрофобности. |
Шаг 4. |
Количественный показатель гидрофобности и гидрофильности- это «краевой угол смачивания». Если краевой угол смачивания выше 90 градусов -поверхность гидрофобная, если ниже 20-гидрофильная.
Скажите, какой угол контакта у капли с поверхностью вещества в первом случае, и какой угол контакта во втором?
Какие у вас есть предложения, чтобы максимально точно оценивать угол смачивания на той или иной поверхности?
Да. Можно воспользоваться транспортиром и линейкой, телефон для фото. Представленная информация была полезной? ДА 58.69% НЕТ 41.31% Проголосовало: 990
-На какой вопрос мы смогли получить ответ?
Какие выводы можно сделать?
Могу сказать, что гидрофобность листьям обеспечивает особое воскоподобное вещество, покрывающее листья лотоса – кутин. |
— В первом меньше 90, значит поверхность гидрофильна. — Во втором угол больше 90, значит поверхность гидрофобна.
-Приборы и инструменты.
-Почему капля воды скатывается с поверхности листа? —Вода скатывается с листьев лотоса по причине их гидрофобности. |
Шаг 5. |
Но у лотоса есть еще одна исключительная «способность». Дело в том, что листья и цветки лотоса не покрываются грязью даже в мутной воде с тиной. И выглядят всегда как «новые». Это всегда удивляло и радовало людей, а вот объяснить природу этого свойства удалось сравнительно недавно – несколько десятков лет назад. Способность оставаться постоянно сухим и чистым назвали «эффектом лотоса».
Как объяснить второй эффект –то что листья и цветки остаются чистыми, даже в грязной воде?
|
-Возможно, капля воды собирает грязь с листа и стекает с него. |
Шаг 6. |
Теперь познакомимся с научным объяснением «эффекта лотоса». Прочитайте материалы, сравните свои варианты предположений с тем, что обнаружили ученые. Отметься, в чем ваши интуитивные предположения совпали с исследовательскими данными, а чем – возникло расхождение Читают приложение 2. В чем сходство и в чем различие между вашими версиями объяснений и объяснением в тексте? |
организация обмена впечатлениями, вопросы. |
Шаг 7. |
А вот продемонстрируют ли это качество стекла, покрытые исследуемой нами жидкостью? Какие предположение вы можете высказать на этот счет? |
-Стекло с эффектом лотоса останется чистым. -Простое стекло будет грязным. |
Шаг 8. |
Выполните опыт на грязных стеклах. Что вы видите?
|
-Наши предположения были правильные. -Со стекла, покрытм жидкостью капли воды собрали грязь. -Со стекла обычного, грязь растеклась и оно осталось грязным.
|
Шаг 9. |
Сделаем вывод о проделанной работе.
Какие вопросы остались не раскрытыми? |
-Мы выяснили, что листья лотоса обладают свойством гидрофобности. -Листья покрыты холмиками вещества кутина, поэтому всегда чистые и сухие.
Как можно использовать данный «эффект лотоса»? |
Шаг 10. |
В завершении сегодняшнего погружения познакомьтесь с прикладным значением открытого «эффекта лотоса» (чтение текста ил и просмотр видеороликов, демонстрирующих свойства веществ, обладающих данным эффектом). |
|
![Анастасия](/wp-content/uploads/2023/11/expert.webp)