Конспект занятия в старшей группе «Звуковая культура речи.Дифференциация звуков Ч и Щ»
Ходзанятия:
-Ребята, сегодня у нас необычный день, потому что к нам пришли гости! (1 слайд) Ктоэто? (Ответы детей)
-Это игрушки Чебурашка и Щенок. Они совсем не умеют различать звуки! Они даже незнают, с какого звука начинаются слова Чебурашка и Щенок. Ребята, с какогозвука начинается слово Чебурашка? Правильно со звука Ч. А с какого звуканачинается слово Щенок? Правильно, со звука Щ! И сегодня мы с вами будем игратьс этими звуками и учиться различать их. А Чебурашка и Щенок будут слушать изапоминать!
1-оезадание.
Нужнозакончить слово, подходящим слогом ЧА или ЩА, чтобы получились слова
Добы…Встре…
Ту… Ро…
Пи… Да…
Све…
Атеперь закончите слова со слогом ЧУ или ЩУ
Кру… Та…
Мол… И…
Сви… Ка…
Кри…Сту…
-Молодцы, ребята. А сейчас садитесь на свои места.
2задание.
-Внимание на экран. Ребята, нужно отгадать, какие слова здесь зашифрованы. Дляэтого выделяем первый звук в названии каждой картинке и соединяем в одно слово.
Щука(2 слайд), Роща (3 слайд), Почки (4 слайд).
3-езадание.
-Послушайте новую скороговорку:
Щеткойчищу я щенка
Щекочуему бока.
— Ребята,в каких словах встречался звук Ч?
— Вкаких словах вы услышали звук Щ?
— Ав каком слове встретились оба звука?
-Кто запомнил скороговорку и сможет ее повторить?
— Атеперь эту скороговорку повторят только девочки.
-Сейчас мы послушаем, как эту скороговорку проговорят мальчики.
— Атеперь мы все вместе проговорим ее в медленном темпе.
-Сейчас проговорим скороговорку в быстром темпе.
-Теперь громким голосом, (и шепотом).
-Молодцы!
4-езадание. Подойдите все ко мне и встаньте на любое свободное местона ковре. Сейчас мы будем определять, где стоят звуки Ч и Щ, в начале слова, всередине или в конце.
-Если вы услышите звук ч или щ в начале слова, нужно поднять руки вверх ипотянуться на носочках.
-Если эти звуки будут звучать в середине слова, то нужно поставить ноги вместе,а руки развести в стороны.
-Если вы услышите эти звуки в конце слова, то нужно присесть и положить руки наколенки.
Итак,слушаем слова: щетка, бабочка, бочка, щит, чайник, овощи, лещ, ящик, удочка,плащ.
Возвращаемсяна свои места.
5-езадание.
Исейчас мы с вами будем определять, человек, какой профессии изображен накартинке, звук Ч или Щ встречается в названии профессии, и будем составлятьпредложения с этими словами.
Вниманиена экран.
(Учитель,врач, часовщик, пчеловод, стекольщик, каменщик, экскаваторщик, крановщик,дрессировщик.) (Слайды с 5-13)
Физ.минутка
Раз -подняться, потянуться.
Два -согнуться, разогнуться.
Три -в ладоши три хлопка,
Головоютри кивка.
Начетыре -руки шире,
Пять- руками помахать,
Шесть- на место сесть опять.
-Ребята, Чебурашке и Щенку очень понравилось в нашей старшей группе, они многомунаучились и самое главное, они никогда не будут путать звуки Ч и Щ!
-Дети, какие звуки мы сегодня учились различать? Что вам сегодня понравилосьбольше всего? Что было самым трудным?