Консультация для родителей на тему:
«Обычаи,традиции и обряды русского народа»
«Во все времена у всех народов основной целью воспитанияявляется
забота о сохранении, укреплении и развитии добрыхнародных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениямжитейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующимипоколениями. Сила народных традиций, прежде всего, заключается в человечном,добром, гуманном подходе к личности ребѐнка, и требовании с его стороны взаимногочеловеколюбивого отношения к окружающим.
Одной из самых эффективных форм воздействия наличность были и есть народная сказка. В большинстве русских народных сказокглавный герой – богатырь, заботясь о своих близких, своѐм народе, сражается сразличными чудовищами и уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласиев мире. В сказках часто даѐтся образец отзывчивого отношения к окружающему: кживотным, к растениям, воде, предметам обихода.
Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимопомнить свои корни. Недаром в старину каждый ребѐнок знал свою родню, чуть лине до седьмого колена. Внимательное отношение к своим родственникам,составление своей родословной, укрепляли гуманистическую направленностьразвивающейся личности. Кратко и лаконично выражаются идеи гуманистическоговоспитания в народных пословицах, поговорках, колыбельных песен. Колыбельнаяпесня, прежде всего, отражает мир мыслей и чувств матери, поглощѐнной уходом заребѐнком. Ребѐнка, утомившего криком и беспокойством, в раздражении обещаютпоколотить, пугают старичком, хворостиной, волком, таинственной букой, живущемпод сараем, но чаще уговаривают обещанием пряника, калачей, обновы.
Такие нехитрые приѐмы имеют цельюовладеть вниманием ребѐнка, успокоить его. Воспитание у детей активности,сноровки, сообразительности в полной мере развѐрнуто в необозримо разнообразныхиграх. Игра формирует интеллектуальные и физические особенности, с которымиребѐнок будет жить долгие годы. И прав был А. В. Луначарский, сказавший: «Игра, в значительной степени является основой всей человеческой культуры». Игрыразвивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности ивниманию.
В играх используются « считалки» – одна из древнейшихтрадиций. С их помощью определяют кто « водит», и тех, кто попадает вблагоприятное для себя положение. Обыкновение пересчитываться идѐт из бытавзрослых. Традиция пересчитывания в считалках преображена: детям доставляетудовольствие сама возможность играть словами – возникают забавные в своейнелепости сочетание слогов и слов.
В скороговорках предлагалисьстихи с нарочитым скоплением труднопроизносимых слогов.
При повторении этих стиховвозникает уподобляющее воздействие одних слогов
на другие и в результатепроисходят ошибки, смещение звукового ряда, искажениесмысла.
От взрослых в детский быт перешли и разного рода приговорки–обращение к улитке – «лизовище», гадание по полѐту «божей коровке», разныеприговорки о корове, телѐнке, о птицах – журавлях, воробьях, воронах и т.д.Перед нырянием просили «куму, голубу» простить за неведомые прегрешения.Избавлялись от залившейся в уши воды, прыганием с приговором – «вылить воду надубовую кору». Бросали в подпечек выпавший молочный зуб с просьбой к мышке дать
костянойзуб. Но не толькосказки, пословицы,
поговорки, скороговорки, положительно влияют на развитие ивоспитание ребѐнка, но и многочисленные обычаи и традиции в народныхпраздниках. Народные праздники были и есть настоящим кодексом неписанных норм иобязанностей. Обряды отображают нравственные устои русского народа, закрепляютчувство верности к друзьям, развивают эстетические чувства. Это яркопредставлено в таких праздниках как Троица, масленица, Крещение. Основныеатрибуты празднования Святок – ряжение и колядование. Смысл всех святочныхдействий – попытка заглянуть в будущее, определить, что принесет наступающийгод. Люди обращались к природе с молениями о хорошем урожае, здоровья длячленов семьи, а девушки еще о замужестве. Как сбудется судьба, пытались узнатьчерез гадание. В крещенский сочельник пожилые люди не ели до первой звезды илидо святой воды. Вернувшись с молебствия со свечами, ставили кресты, либокопотью от свечи, либо мелом «чтобы черт не пролез». В этот день шли (и сейчасходим) за святой водой. Считается, что эта вода спасение от всех недуг.Приобщение детей к народным традициям в основном происходит в детских садах ипроисходит это в форме игр и детских праздников. При этом важно не только датьдетям новые знания, но и организовать непосредственное участие в исполненииобрядов, пении народных песен, инсценировках. Следует иметь в виду еще одинважный момент:
вся жизнь народа была тесносвязана с природой. Испокон веков природные явления служили народу средствомвоздействия на личность ребенка.
Масленица Шумный, веселый, яркийпраздник Масленица любим и взрослыми, и детьми. Гуляют его целую неделю сбольшим размахом. Очень важно, чтобы Масленица Для детей стала не простоочередным праздником, а еще и научила их чему то. Как отпраздновать Масленицу сдетьми? Масленица для детей: празднуем дома Прежде чем взять ребенка напраздничное гулянье в городской парк, расскажите ему историю Масленицы. Ведь, ксожалению, не только для детей, но и для многих взрослых Масленица — этопраздник, когда едят блины, на этом их осведомленность исчерпывается. А ведьМасленица — это еще и проводы зимы и подготовка к Великому посту, центральномупосту в православии. Поэтому кратко и доступно расскажите ребенку, откуда пошелэтот праздник и. что он означает,