МБДОУдетский сад №5 «Колокольчик»
Консультациядля воспитателей
«Подвижные хороводные игры
на раннем возрасте.
Атрибуты хороводных игр»
Подготовила:воспитатель Юнакова О.Н.
г.Саров 2023г
(1слайд) Консультация «Подвижные хороводные игры
на раннем возрасте. Атрибуты хороводных игр»
Подготовила: Юнакова О.Н.
Выходи,честной народ,
Навесёлый хоровод!»
(закличка)
(2 слайд) Хороводы — этоценнейшие поэтические приобретения наших предков и важнейшее средство обучения.Участники хороводной игры поют, движутся, приплясывают и разыгрывают действия.В народе говорят: «Песня, пляска и игра в хороводенеразлучны, как крылья у птицы». Подвижная хороводная играобъединяет и собирает большое количество участников. Именно на раннем возрасте,мы учим этим играм каждого малыша, привлекаем их родителей, это сплачивает нашновый коллектив, поднимает настроение каждому участнику, создаёт спокойныймикроклимат, успешную адаптацию.
В национальных хороводных играх нашималыши знакомится с привычками и обычаями, народными традициями, семейнымиотношениями окружающей их среды. (3 слайд)Подвижные хороводныеигры – верный помощник в организации детей. Игра сплачивает, сближает, позволяет проявить своилучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование радидругих.
Идеально, если организация подвижныххороводных игр на раннем возрасте, сопровождается музыкой, что формирует удетей выразительность движений, чувство ритма, воображение и фантазию. В то жевремя способствует формированию двигательных навыков: прыжков, пружинного идробного шага, топающего шага, переменного шага, бега. (4 слайд) Проведениеданных игр удовлетворяет много важных потребностей: в физическом контакте, вобщении, в потребности выражения эмоций, дети учатся согласованным и слаженнымдействиям. Очень важно для подвижных хороводных игр- это заучивание текста,который довольно быстро и легко запоминается в процессе самой игры. Для нашеговозраста – это большая возможность речевого развития детей.
(5 слайд) Подвижныехороводные игры — это интегрированные формы обучения: сочетаются художественнаядеятельность, физическая активность и познавательный элемент. Мы предлагаем ихнашим детям именно как подвижные забавы.
Если в старшем возрасте, игрыпроводятся без повторения, водящими в хороводах назначаются разныевоспитанники, то как с малышами? Мотивация, доступное объяснение, показ, многократноеповторение. Необходимо учестьэмоциональное и физическое состояние каждого малыша. Помочь найти илиподготовить необходимые атрибуты.
Для девочек: сарафанчики, платки,венки, кокошники.
Длямальчиков: атласные пояса, картузы с цветком.
(6 слайд)Очень любят малыши подвижные хороводные игры по мотивам народных сказоки потешек. Уже на третьем году жизни они охотно используют маски, маски-шапочки, шейные медальки с изображениемживотных.
Если хоровод заинтересовал ребят, егомелодия и движения обогащают игровой опыт участников, и наши воспитанникиобязательно начнут использовать подвижны е хороводные игры в самостоятельнойдеятельности.
1
(7 слайд)Способывовлечения детей в игру:
· Игра-хоровод предлагается в качестве смены вида деятельности. Формызанятия, требующие умственного напряжения, следует чередовать с подвижнымииграми. Тема хороводной игры в идеале согласуется с основным содержаниемзанятия НООД.
На занятиях по изучению домашних и диких животных, птиц проводятся хороводныеигры, герои которых — соответственно звери или птицы («Заинька, попляши», «Мышиводят хоровод»).
Хоровод-игра проводится с малышами на занятии-знакомстве с народным бытом
· На праздниках, утренниках и досугах организовать хороводную игрупомогает сказочный персонаж. При этомгерой может быть наблюдателем или танцевать и петь вместе с ребятами. Напраздничных гуляниях в детском саду такие персонажи привлекают к участию вхороводе и детей, и их родителей.
Петрушка, Скоморохи, Барышни — на народных гуляниях.
Красавица Осень — на празднике урожая.
· Во время прогулок хороводные игры проводят по природному календарю. Мотивируетк хороводной игре на улице изучение какого-либо природного явления илирастения:
осенью — «Осенние листочки», «Дождик,дождик, поливай»;
зимой— «Мороз», «Идём дорогой зимнею», «Каблучок»;
веснойи летом — «Берёзка», «Весна-красна» (сиспользованием аудиозаписи)
Можнопредложить водить хоровод вокруг деревьев, как делали в старину
Приёмы,применяемые нами на раннем возрасте разные, но всё в игровой форме:
Звуковойсигнал (колокольчик, мелодия, бубен)
Световойсигнал (фонарик, солнечный зайчик, мерцание гирлянды)
Появлениесказочного героя (наши помощники воспитателя)
«Наградагерою» (как поощрение любого малыша за его успех)
Важно, чтобы все необходимыеатрибуты находились в зоне доступа детей.
Этап подвижной хороводной игры |
Длительность |
Мотивирующее начало |
1 минута |
Вводный этап: |
3 минуты |
Основной этап: игра в 5–7 повторений. |
10–12 минут |
Рефлексия |
1–2 минуты |
2
Подвижные хороводные игры, атрибутык ним
1. «Каравай» — самая любимая нашими воспитанниками, т.к.ассоциируется с днём рождения, подаркоами и угощениями. (стульчик с наряднойнакидкой)
2. Карусели» : 2 варианта: а) Дети берутся заруки и идут по кругу друг за другом.
Еле, еле, еле, еле ( «Карусель»движется вправо)
А потом, потом, потом (темппостепенно ускоряется)
Тише, тише не спешите (движениепостепенно замедляется)
Карусель остановите. («Карусель останавливается,дети кланяются)
Выпал беленький снежок, Собираемся в кружок.
Мы топаем, мы топаем Будемвесело плясать,
Будем руки согревать. Мыхлопаем, мы хлопаем
Будем прыгать веселей, Чтобы сталовсем теплей.
Мы ручки поднимаем, (поднимают)
Мы ручки подаём (берутся заруки)
И бегаем кругом1 (бегут по кругудруг за другом)
(Предлагаем используем маркерыигрового пространства)
Ш-ш-ш (или ф-ф-ф) и развалился.
(Провести предварительноигру-развлечение с мыльными пузырями)
6. « Большие и маленькие ножки» Дети держатся за руки и идут покругу;
то тихо, то громко топая ногами,то ускоряя ход и часто перебирая ногами.
Топ – топ – топ, топ –топ –топ.
Топ –топ – топ, топ –топ – топ.
Топ –топ –топ- топ, топ –топ–топ- топ.
7. « По ровненькой дорожке» Дети ведут хоровод со словами:
По пням, по кочкам, по камушкам,
По камушкам, в ямку – бух! (напоследней строчке приседают)
(Безопасно использовать мягкиетряпочные кубики)
8. « Зайка шёл» Дети идут по кругу со словами.На каждое слово-«сел»- приседают.
( В центр хоровода разместитьмуляжи овощей)
10. «Колпачок» Дети идут по кругу держась за руки,в середине круга сидит
РЕК