X-PDF

Консультация «Осуществление дифференцированного (разноуровненного) подхода к воспитанникам с ТНР в процессе обучения в условиях ФГОС»

Поделиться статьей

«Осуществлениедифференцированного (разноуровненного) подхода к воспитанникам с ТНР в процессеобучения в условиях ФГОС»

В последние годы, назанятия к логопеду, редко поступают дети с просто с речевыми нарушениями. Всечаще, дети, у которых, наряду с речевыми нарушениями, есть проблемы скоординацией, общей и мелкой моторикой, восприятием, вниманием, поведением.Процесс коррекции у таких детей идет длительно.

Эти дети испытываютзначительные трудности в усвоении образовательных программ, в адаптации к социальнымусловиям. Причем во многих случаях общая оценка интеллектуального развитияподобного контингента детей может и не выходить за пределы средненормативныхпоказателей.

 Обеспечениеравных возможностей для полноценного развития каждого ребенка независимо отпсихофизиологических и других особенностей – это одна из задач ФГОС ДО.

Дети с пониженнойобучаемостью требуют особой формы учебной деятельности. Ребенок, у которогонеустойчивое внимание, недостаточно развита память, не может выполнять многиеиз традиционных заданий, в этом случае требуется особая форма предъявленияматериала.

В связи с этим особуюзначимость приобретает использование технологии дифференцированного (разноуровневого) обучения.

Технологиядифференцированного (разноуровневого) обучения – этотехнология организации учебного процесса, в рамках которой предполагаетсяразный уровень усвоения материала, но не ниже базового, в зависимости отспособностей и индивидуальных особенностей личности каждого ребёнка.

По мнению Е.В.Бондаревской, дифференцированный подход в образовании – это образование,ориентированное на ребенка, ищущее пути, как наилучшим образом удовлетворитьпознавательные потребности растущего человека, как решить проблемы развития иподдержки ребёнка. С точки зрения А. А. Кирсанова, дифференцированный подход –это особый подход педагога к различным группам учеников или отдельным ученикам,заключающийся в организации учебной работы различной по содержанию, объемусложности, методам и приемам.

Дифференцированныйподход к коррекционно-логопедическому воздействию создает условия длямаксимального развития детей с разным уровнем способностей, обеспечиваетиндивидуализацию учебного процесса.

При осуществлениидифференцированного подхода на логопедических занятиях следует учитывать следующее.

·                    Каждое занятие строится как логическое продолжение предыдущего.Новое содержание связывается с ранее изученным материалом.

·                    Многократное повторение и закрепление нового материала.

·                    Следует изучать материал маленькими дозами. Работа строится отпростого к сложном.

·                    Оказывать индивидуальную помощь только при необходимости идозировано.

·                    Помощь необходимо оказывать с целью стимулирования, направления,обучения.

·                    Стимулировать познавательную активность игровыми, наглядными,творческими методами.

Психологическимиосновами дифференциации и индивидуализации обучения являются:

·                    уровень обучаемости;

·                    уровень общих умственных способностей;

·                    скорость усвоения;

·                    индивидуальный стиль умственной деятельности;

·                    психофизические особенности учащихся.

Цель технологии разноуровневогообучения: обеспечить усвоение учебного материала каждым воспитанником в зонеего ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.

Таким образом,технология дифференцированного (разноуровневого) обученияпозволяет разделить группу детей на подгруппы, в которых и содержание, и методыобучения, и организационные формы различаются, также состав подгрупп можетменяться в зависимости от поставленной учебной задачи. Дифференцированныйподход в традиционной системе обучения организационно состоит в сочетаниииндивидуальной, групповой и фронтальной работы. Данный подход необходим на всехэтапах обучения.

Традиционно,учитель-логопед после обследования делит детей на группы, обычно это сильная —слабая, и подбирает задания с разным уровнем сложности. Т.е дифференциация ииндивидуализация идёт от педагога. Учитель — логопед сам определяет степеньсложности задания для обучающегося.

Первая группа детей –неплохо справляются с заданиями, чаще могут работать самостоятельно, иногдатребуется помощь взрослого, понимание речи не снижено, речь детей понятнаокружающим.

Для них особенно важенпсихологический настрой: «Я хочу»«Я могу»«Яумею»«У меня всё получится!»

Для них педагоги (учитель-логопед,воспитатели), осуществляя индивидуальный подход:

·                    дают образцы правильного выполненного задания;

·                    задают наводящие вопросы, подводящие к определённому выводу;

·                    закрепляют материал через дидактические задания и игры;

·                    воспитывают уверенность, решительность, смелость при небольшойстимулирующей помощи со стороны взрослого.

Вторая группа –отставания от сверстников; снижено понимание речи, речь детей непонятнаокружающим, сниженная работоспособность, низкий уровень познавательнойактивности, им трудно сосредоточиться, они быстро утомляются, предпочитаютотмалчиваться; под влиянием неудач у детей складывается отрицательное отношениек занятиям.

Для них педагоги:

·                    создают условия для овладения ребёнком способами действий;

·                    готовят облегчённые варианты заданий;

·                    дают больше наглядного материала, схем – подсказок;

·                    обеспечивают возврат к предыдущему этапу обучения;

·                    уделяют больше внимания индивидуальной работе на занятиях и внеих;

Представленная информация была полезной?
ДА
59.31%
НЕТ
40.69%
Проголосовало: 1128

·                    используют одобрение, различные виды помощи;

·                    включают сюрпризность;

избегают таких словкак: «неправильно»«плохо»«не так».

В ходе занятийиспользуются различные варианты дифференцированного подхода:

·                    по уровню сложности – например, дидактические упражнения и игры,позволяющие индивидуализировать работу, то есть даются задания с учётомречевых, умственных и психофизических возможностей ребёнка, максимальноразвивая его способности;

·                    по уровню творческих способностей — задания подразумевают работу сгеометрическими фигурами, со счётными палочками, верёвочками, иллюстрациями.При этом используется коллективная работа с элементами индивидуализации.

Оправдали себяследующие способы дифференциации, когда:

·                    содержание задания одинаково для всех детей, но для более сильныхребят время на выполнение работы уменьшается;

·                    содержание задания одинаково для всех групп, но для сильных детейпредлагаются задания большего объема или более сложные;

·                    задание общее для всех групп детей, а для слабых ребят даетсявспомогательный материал, облегчающий выполнение задания.

·                    используются на одном этапе задания различного содержания и сложностидля средних и слабых детей;

·                    предоставляется самостоятельный выбор детьми одного из несколькихпредложенных вариантов заданий. Чаще всего используется на этапе закрепленияматериала.

Дифференцированный (разноуровневый) подходделает процесс обучения интересным, повышает познавательную активность иучебную мотивацию, исключают перегрузки, благотворно влияют на все стороныразвития личности дошкольника.

Результативность этойработы заметна лишь при условии систематического её проведения с детьми, сучётом их возрастных особенностей и при постоянной поддержке интереса кзанятиям.

Примеры реализациидифференцированного (разноуровневого) обучения:

·                    При заучивании стихотворений дети, имеющие достаточный уровеньразвития слухоречевой памяти запоминают со слов педагога, повторяя за ним. Длядетей, испытывающих трудности при запоминании словесной информации,используются в качестве помощи иллюстрации, разыгрывание сюжета,самостоятельное зарисовывание сюжета.

·                    Для детей со слабой мелкой моторикой применяется более крупныйраздаточный материал (фишки, геометрические фигуры и проч.).

·                    Для детей с высоким темпом деятельности заранее готовятсядополнительные индивидуальные задания. Для детей с низким темпом деятельностивозможно сокращение количества заданий в рамках одного занятия.

·                    Для детей с высоким уровнем двигательной активности использоватьна занятии задания, связанные с передвижением в пространстве или с каким – либодействием.

В дидактике нет готовыхрецептов на все случаи жизни по реализации данного подхода, поскольку самапроблема разноуровневого обучения носит творческий характер. Однако именноразноуровневое обучение позволяет педагогу помогать “слабому”, уделять внимание“сильному”, работать более эффективно с детьми, испытывающими трудности в обучении.

Разноуровневыетехнологии для детей делают процесс обучения интересным, повышаютпознавательную активность и учебную мотивацию, исключают перегрузки,благотворно влияют на все стороны развития личности дошкольника

Реализациядифференцированного (разноуровневого) подхода в развитии икоррекции речи дошкольников является одним из условий обеспечения равныхстартовых возможностей для детей дошкольного возраста к обучению в школе.

Список используемойлитературы:

1.                 Гордеева Н.Н. Индивидуализация обучения: опыт, реалии, перспективы// Педагогика. – 2002. № 2.

2.                 Давидчук А.П. Индивидуально-ориентированное обучение детей 3-5лет. – М., 2000.

3.                 Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребёнка. – М.,Просвещение, 1985.

4.                 Мартьянова С.В., Докукина Е.В. Особенности дифференцированногообучения. – М., 2000.

5.                 Маханёва М.Д. Индивидуальный подход к ребёнку в ДОУ.Организационно-методический аспект. – М., 2005.

6.                 Степанова О.А. Индивидуализация как принцип современногодошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. –2005. №7.

7.                 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1990.

8.                 Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М., 1990.

9.                 Цымбалова Е.Н. Индивидуально-дифференцированное обучение дошкольников.– Н., 1999.

10.             Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования.– М., 2000.

11.             Современные технологии обучения дошкольников. Е.В. Михеева. —Волгоград, издательство «Учитель», 2012.

12.             Хробостова Н. В., Лавренёва А. В. Разноуровневое обучение какусловие педагогической технологии Марии Монтессори // Научно-методическийэлектронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С.3276–3280. – URL: http: //e-koncept. ru/2013/53661. htm.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.31%
НЕТ
40.69%
Проголосовало: 1128

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет