X-PDF

Контрольная работа по Астрономии за 1 полугодие

Поделиться статьей

10класс

Пояснительнаязаписка

Контрольная работа предназначена для оценки уровня общеобразовательнойподготовки по курсу Астрономия обучающихся10 классов общеобразовательных учреждений. Онапозволяет проверить уровень подготовки учащихся в рамках обязательного минимумасодержания образования, установить качество подготовки обучающихся.

Основнаяцель -оценка качества  подготовки деcятиклассниковпо курсуАстрономия. Объектами проверки выступают элементы содержания, а такжеумения, способы познавательной деятельности, определенные требованиямиФедерального компонента государственного образовательного стандарта.

1. Назначение контрольно-измерительныхматериалов

Определениеуровня образовательных достижений обучающихся  10  класса в усвоениипредметного содержания курса Астрономия.

2. Документы, определяющие содержаниеработы

Содержание работы определяется на основе следующихдокументов:

·        примернымиучебными планами основного среднего общего образования по астрономии;

·        Федеральногозакона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

·        Программыкурса астрономии для 10—11 классов общеобразовательных учреждений (автор В.М.Чаругин). Методическое пособие. 10 класс «Просвещение» 2017г.

 

        3. Подходы к отборусодержания, разработке структуры работы

Кодификаторэлементов содержания и структура контрольной работы:

Элемент содержания

Тип вопроса

Часть 1:

1. Астрометрия

задание с выбором ответа

2. Движение Луны и Солнца. Конфигурации планет.

задание с выбором ответа

3. Строение Солнечной системы

задание с выбором ответа

4. Строение Солнечной системы

задание с выбором ответа

       Часть 2:

5. Система Земля-Луна

установление соответствия

6. Единицы измерения астрономических величин.

упорядочивание последовательности

7. Физические характеристики небесных тел.

задание с множественным выбором

8. Законы небесной механики.

задача с открытым ответом

Часть 3:

9-10. Движение планет. Законы Кеплера.

задачи с развернутым ответом

 

Переченьтребований к уровню подготовки, проверяемому на контрольной работе поастрономии.

                    Получитьпредставления о структуре и масштабах Вселенной и месте человека в ней. Узнатьо средствах, которые используют астрономы, чтобы заглянуть в самые удалённыеуголки Вселенной и не только увидеть небесные тела в недоступных с Землидиапазонах длин волн электромагнитного излучения, но и узнать о новых каналахполучения информации о небесных телах с помощью нейтринных игравитационно-волновых телескопов.

                    Узнатьо наблюдаемом сложном движении планет, Луны и Солнца, их интерпретации. Какуюроль играли наблюдения затмений Луны и Солнца в жизни общества и история ихнаучного объяснения. Как на основе астрономических явлений люди научилисьизмерять время и вести календарь.

                    Узнать,как благодаря развитию астрономии люди перешли от представления геоцентрическойсистемы мира к революционным представлениям гелиоцентрической системы мира. Какна основе последней были открыты законы, управляющие движением планет, ипозднее, закон всемирного тяготения.

                    Напримере использования закона всемирного тяготения получить представления окосмических скоростях, на основе которых рассчитываются траектории полётовкосмических аппаратов к планетам. Узнать, как проявляет себя всемирноетяготение на явлениях в системе Земля—Луна, и эволюцию этой системы в будущем.

                    Узнатьо современном представлении, о строении Солнечной системы, о строении Земли какпланеты и природе парникового эффекта, о свойствах планет земной группы ипланет-гигантов и об исследованиях астероидов, комет, метеоритов и новогокласса небесных тел карликовых планет.

                    Получитьпредставление о методах астрофизических исследований и законах физики, которыеиспользуются для изучения физически свойств небесных тел.

 

4.Структура контрольной работы и

система оценивания результатов выполненияработы.

Работасостоит из 3-х частей и включает 10 заданий.

Часть1 содержит 4 задания (1–4). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, изкоторых только 1 верный. При выполнении задания «Часть 1», проставьте номеразаданий по порядку и запишите номер выбранного ответа. Максимально количествобаллов за  часть А: 4 баллов

Часть2 включает 4 задания с кратким ответом (5–8). При этом делается запись: «Часть2», проставляются номера заданий по порядку и записывается последовательностьцифр или заданияс самостоятельной записью ответа в виде числа. Максимальноколичество баллов за  часть В: 8 баллов.

Часть 3 содержит 2 задания (9–10),на которые следует дать развёрнутый ответ. Полное правильное решение каждой иззадач части С должно содержать законы и формулы, применение которых необходимои достаточно для решения задачи, а также математические преобразования, расчётыс численным ответом и при необходимости рисунок, поясняющий решение. Задания части С:

-приведено полное правильноерешение, запись физических формул, отражающих физические законы, применениекоторых необходимо для решения задачи выбранным способом, проведеныматематические преобразования и расчеты, представлен ответ – 3 балла,

— при правильном ходе решения задачи допущены ошибки вматематических расчетах – 2 балла,

— при правильной идее решения допущена ошибка (неболее одной) в записи физических законов или использованы не все исходныеформулы, необходимые для решения – 1 балл;

— отсутствие решения, более одной ошибки в записяхфизических формул, использование неприменимого в данных условиях закона и т.п.– 0 баллов.

Максимально количество баллов за часть С: 6 баллов.

Максимальноеколичество баллов 18.

Отметка5 ставится за более 88% выполненной работы (16–18 баллов).

Отметка4 ставится за более 70% выполненной работы (13–15 баллов).

Отметка3 ставится за более 55% выполненной работы (10–12 баллов).

Таблицаперевода баллов работы в пятибалльную шкалу оценивания

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»

Балл

0-9

10- 12

13-15

16-18

5.Время выполнения работы

Навыполнение работы отводится 45 минут.

Нижеприведены справочные данные, которые могут понадобиться вам при выполненииработы.

Наиболее важные величины, встречающиеся в астрономии

Видимый угловой диаметр Солнца и Луны

0,50

Продолжительность звездного года (период обращения Земли вокруг Солнца)

365 сут. 5 ч 49 мин

Продолжительность синодического месяца (период изменения фаз Луны)

29,5 сут.

Продолжительность звездного месяца (период обращения Луны вокруг Земли)

27,3 сут.

Средний радиус Земли

6 370 км

Среднее расстояние от Земли до Луны

384 000 км

Среднее расстояние от Земли до Солнца

150 млн. км

1 парсек

206265 а.е. = 3, 26 св. года = 3*1013 км

Вариант 1

Часть1

Ккаждому из заданий 1-4 даны 4 варианта ответа, из которых только 1 правильный.

       1.Самаявысокая точка небесной сферы называется …

А) точка севера.

Б) зенит.

В) надир.

Г) точка востока.

        2.Как называется фаза Луны, изображенная на рисунке? В какое время суток Лунавидна в этой фазе?

А)Первая четверть. Видна вечером.

Б)Последняя четверть. Видна утром.    

В)Полулуние. Видна вечером.           

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 974

Г)Полнолуние. Видна всю ночь.

3. Метеоры — это…

А)   …твёрдые тела измежпланетного пространства, упавшие на поверхность Земли.

Б)    …вспыхивающие в земнойатмосфере мельчайшие твердые частицы, которые вторгаются в неё извне с огромнойскоростью.

В)   …небольшие космическиетела, вращающиеся вокруг Солнца.

Г)    …рой образованныйраспавшейся кометой, обращающийся вокруг Солнца с постоянным периодом.

4. Укажитепланеты земной группы.

А)   Меркурий, Венера, Земля,Марс.

Б)    Юпитер, Сатурн, Уран,Нептун.

В)   Венера, Земля, Юпитер,Сатурн.

Г)    Земля, Марс, Юпитер,Сатурн.

Часть2

Привыполнении заданий с кратким ответом (задания 5-8) необходимо записать

номер вопроса ипоследовательность цифр – номера выбранных ответов.

5. Что собойпредставляют лунные моря, цирки и кратеры? К каждой позиции первого столбцаподберите позицию из второго столбца.

 

1.      Синодический месяц – это…

2.      Лунные сутки – это…

А) …период обращения Луны вокруг Солнца.

Б)…период обращения Луны вокруг своей оси.

В)…промежуток времени между двумя последовательными новолуниями.

Г)…период обращения Луны вокруг Земли.

 

       

    6. Расположите астрономическиевеличины в порядке их возрастания. Запишите в получившуюся последовательностьцифр ответа.

1) 200а.е.

2)12пк

3) 500 000 000 км

4) 5 св. лет

7. Названиекакого небесного тела переводится с греческого как … К каждой позиции первогостолбца подберите позицию из второго столбца.

 

1.      Метеор

2.      Астероид

А)     Волосатая

Б)     Парящий в воздухе

В)    Звездоподобный

Г)     Летящий

   

     8.Скаким периодом обращалась бы вокруг Солнца Земля, если бы масса Солнца былавдвое больше? Ответ выразите в годах и округлите до десятых.

Ответ:______________г

Часть3

Для ответа назадания части 3 (задания 9-10) запишите сначала номер задания, а затемразвернутый ответ на него: (необходимо записать полное решение,которое включает запись каткого условия задачи: дано; рисунок; запись формул,применение которых необходимо и достаточно для решения задачи; а такжематематические преобразования и расчеты, приводящие к числовому ответу).

  9.Вычислить массу Юпитера, зная, что его спутник Европа совершает оборот вокругпланеты за 3,55 суток, а большая полуось его орбиты 6,71∙105 км.

10. За какоевремя Юпитер, находящийся от  Солнца примерно в пять раз дальше, чем Земля,совершает полный оборот вокруг Солнца? Экзаменационная работа

Вариант 2

Часть1

Ккаждому из заданий 1-4 даны 4 варианта ответа, из которых только 1 правильный.

       1. Линия пересечения плоскости небесного горизонта и меридиана называется …

      А) полуденная линия.

     Б) истинный горизонт.

     В) прямое восхождение.

     Г) отвесная линия

          2. Укажите, какой изследующих фактов опровергает гипотезу о неподвижности Земли и движении Солнцавокруг нее.

        А)Ежедневная кульминация Солнца.

        Б)Движение звезд, наблюдаемое в течение ночи.

        В)Движение Солнца на фоне звезд, происходящее в течение года.

        Г) Ни один из этих фактов.

3. Метеориты- это…

А)   …твёрдые тела измежпланетного пространства, упавшие на поверхность Земли.

Б)    …вспыхивающие в земнойатмосфере мельчайшие твердые частицы, которые вторгаются в неё извне с огромнойскоростью.

В)   …небольшие космическиетела, вращающиеся вокруг Солнца.

Г)    …рой образованныйраспавшейся кометой, обращающийся вокруг Солнца с постоянным периодом.

4. Какая изперечисленных планет вращается с востока на запад?

А)   Венера.

Б)    Земля.

В)   Меркурий.

Г)    Марс.

Часть2

Привыполнении заданий с кратким ответом (задания 5-8) необходимо записать

номер вопроса ипоследовательность цифр – номера выбранных ответов.

5. Чтособой представляют лунные моря и кратеры? К каждой позиции первого столбцаподберите позицию из второго столбца.

 

1.      Лунное море – это…

2.      Лунный кратер – это…

А) …кольцевые валы, окружающие большие круглые впадины.

Б)…низменные области на поверхности Луны, простирающиеся на многие километры.

В)…световые лучи.

Г)…низменности, заполненные водой.

 

    

    6.Расположитеастрономические величины в порядке их убывания. Запишите вполучившуюся последовательность цифр ответа.

1)200 а.е.

2)12пк

3) 500 000 000 км

4) 5 св. лет

 

7. Названиекакого небесного тела переводится с греческого как … К каждой позиции первогостолбца подберите позицию из второго столбца.

 

1.      Комета

2.      Астероид

А)     Волосатая

Б)     Парящий в воздухе

В)    Звездоподобный

Г)     Летящий

 

      8.С какимпериодом обращалась бы вокруг Солнца Земля, если бы масса Солнца была вдвоебольше? Ответ выразите в годах и округлите до десятых.

Ответ:______________г

Часть3

Для ответа назадания части 3 (задания 9-10) запишите сначала номер задания, а затемразвернутый ответ на него:(необходимо записать полное решение,которое включает запись каткого условия задачи: дано; рисунок; запись формул,применение которых необходимо и достаточно для решения задачи; а такжематематические преобразования и расчеты, приводящие к числовому ответу).

9.Вычислить массу Юпитера, зная, что его спутник Европа совершает оборот вокругпланеты за 3,55 суток, а большая полуось его орбиты 6,71∙105 км.

 10.За какое время Юпитер, находящийся от  Солнца примерно в пять раз дальше, чемЗемля, совершает полный оборот вокруг Солнца?


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 974

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет