Внеклассное мероприятие политературе на тему: Слайд 1
«Красота человека»
В человеке всё должно быть прекрасно:
и мысли, и душа, и чувства, иодежда.
А.П. Чехов, русский писатель
Цель: формироватьу учащихся понятие подлинной красоты человека, формировать стремлениебыть красивым внешне и внутренне.
Задачи:
–раскрыть понятие «красота души человека»;
–развивать способность анализировать и давать нравственную оценку поступкамчеловека;
–воспитывать стремление быть отзывчивым и добрымчеловеком.
Оборудование: презентация,аудиозапись песни Ю. Антонова «Живет на свете красота», П. И. Чайковского«Апрель».
Ход мероприятия:
I. Мотивация.
-Добрыйдень, ребята. – Я очень рада вас видеть.Давайте поприветствуем друг друга улыбками.
Сегоднямы будем говорить о вечном и прекрасном качестве, которое повсюду есть на нашейземле.
Давайте прослушаем отрывок из песникомпозитора и исполнителя Ю. Антонова «Живет на свете красота».Внимательно вслушайтесь в слова песни и ответьте на вопрос: о чем она? Слайд2
Живет повсюду красота:
Живёт не где-нибудь, а рядом,
Всегда открыта нашимвзглядам,
Всегда доступна и чиста.
Живёт повсюду красота:
В любом цветке, в любойтравинке,
И даже в маленькой росинке,
Что дремлет в складочке листа.
II. Актуализация
— Окакой красоте говорится в песне? (О красоте природы)
— А что в природе вам кажется красивым?Составьте словосочетания: красивый …
(Животные, растения, реки и моря,весенний лес и золотая осень, лесные цветы и ягоды, закаты и восходы, зимнийлес и летний дождь…
— Важна ли для нас и нужна ли намкрасота природы?
Итак, красота окружающего мира намнеобходима: она радует наш взор, наши сердца, развивает и обогащает нашичувства, делает нас добрее, отзывчивее (… сердца нас радуя и грея, и всех насделая добрее…)
— А музыка может быть красивой?
Композитор подарил нам красоту в звуках.
Да, красота бывает разная. Каждый понимает ее по-своему. Давайтепопробуем разобраться в этом…
-Что такое «красота»? (ответы учащихся) Слайд3
А теперь послушайте, какое определениеэтому слову даёт автор толкового словаря Сергей Иванович Ожегов:
«Красота – всё красивое,прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение».
Уточнение темы мероприятия -А по отношению к человеку мы можем употреблять слово красота?
Красота человеческая, а именно внешняя ивнутренняя.
Слайд 4
Постановкацели и формулирование задач.
Какиевопросы, связанные с понятием красоты, вы хотели бы задать.
-Что является символом красоты?
-Какой человек можно считается красивым?
Слайд 5
Я хочу предложить вам слова великогорусского писателя А. П. Чехова
Эпиграф:
«В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа,и мысли»
А.П. Чехов
— Очьей красоте говорит Чехов?
Какого человека можно назвать красивым?Это и предстоит нам выяснить на сегодняшнем уроке.
Картинная галерея Слайд 6 — 9
Перед вами, ребята, репродукции картинразных художников, написанные в разное время. Мастера кисти считали эти лицакрасивыми. Мы можем согласиться с ними или нет, ведь и вкусы у нас, у людей,разные. Каждый из нас создал для себя определённые критерии красоты.
Авот ещё один пример красоты, послушайте. Слайд 10
Чтениерассказа А.М. Горького «Красавица»: «Жаркийлетний день. На палубе парохода стоят люди. Все смотрят в сторону однойженщины.
Чемже она обратила внимание? Женщина очень красива.
Людив очаровании наблюдают за ее движениями. Один юноша, поражённый красотойженщины, шепнул своему соседу: «Заговорите с нею. Мне хочется видеть, что дастречь! Это, наверное, будет музыка, роскошная музыка. Тогда она, эта женщина…будет вдвойне хороша. Но женщина заговорила сама. «Вот как жарко сёдни!Взопрела я». И все очарование сразу исчезло. Красота пропала!»
-Как вы думаете, ребята, действительно хороша эта женщина? Почему?
Задание1
-Предлагаю вам обратиться к народным пословицам и поговоркам, которые,помогут нам найти определение внутренней и внешней красоты человека.
Слайд 11
1.«Не красна изба углами, а красна пирогами».
-Причём здесь пироги, когда говорим о красоте?
–Пословица прославляет труд, утверждает: человек красив, если трудится.
-А к вам это можно отнести? Вы трудитесь? Какой ваш труд основной?
-АЛЕНЬ? Она вам знакома? Она красит человека? Можно ли человека с красивымлицом, с идеальной фигурой, но при этом бездельника назвать красивым человеком?
2.«Не тот красен, кто с лица ясен, а тот красен, кто душой прекрасен».
Аэто о чем?
— «Душой прекрасен» — это о внутренней красотечеловека. А что это значит – красив душою?
— Как вы думаете, что нужно делать, чтобы о вас сказали: у него красивая душа?
Какиепоступки необходимо совершать?
(Бытьдобрым, вежливым, внимательным, заботливым, трудолюбивым)
Аможет ли человек сочетать в себе все только хорошее?
-Да,наверное, сможет, но для этого необходимо работать над собой. Воспитыватьсебя, вы должны понимать, что это не может произойти сразу, а это огромнаяработа человека над собой.
3. Красна птица пером, а человек умом.
4.Хороша очами, да нехороша речами.
5.Снаружи красота, внутри пустота.
— Подберите наиболееподходящую по смыслу к рассказу.
Задание 2
Схема (красота внутренняя и внешняя)
Перед вами на листочках данысловосочетания о красоте в человеке.
Можно ли эти словосочетания разделить поразным группам? Слайд 12, 13
Красивый нос, красивые глаза, красивые губы, добрый взгляд,
красивые брови, милосердное отношение,красивый поступок, прекрасные
волосы, красивая причёска, нежнаякожа, красивая душа, трепетное отношение.
— На сколько групп разделили всепредложенные карточки?
/на две/
— Зачитайте словосочетания первой группы.О какой красоте человека говорится в них?
/О внешней красоте/
— От чего зависит внешняя красота? Или этотолько дар природы, то есть красота от рождения? Слайд 14
(Внешняя красота зависит от многого: отумения одеваться, содержать себя в чистоте, красиво причёсываться и т. д.)
-Зачитайте словосочетания второйгруппы.
— Окакой красоте идёт речь в них?
/О внутренней красоте./
Внутренняя красотачеловека проявляется через его поступки. Она способна творить чудеса.
— Молодцы! Вы всё сделали правильно.
— Атеперь вернемся к словам Антона Павловича Чехова: «В человеке всё должнобыть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
— Чтов этих словах говорит о внешней, т. е. сразу видимой красоте?
— А какие слова говорят о внутренней красоте?
4. Напишитена своих листочках-лепестках продолжение фразы «Красивый человек всегда…», «Красивый человек никогда…».
Пустьведущий зачитает, что у вас получилось, а затем прикрепит лепестки на доске ксередине цветка. (В центре цветка записано начало фразы. Например: «Хороший человеквсегда…») На доске получилась цветочная поляна. Мы с вами тоже творим красоту.
Слайд 15
5.Прослушайте отрывок из известной вам сказки Х.К. Андерсена «Гадкий утёнок»:«Все гнали бедного утенка, далее братья и сестры сердито говорили ему: «Хоть быкошка утащила тебя, несносный урод». А мать прибавляла: «Глаза бы на тебя неглядели». Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм,толкала ногой».
-О воспитании, какого человеческого качества идёт речь в этом отрывке? (Омилосердии.)
-Какое качество в человеке вы поставил бы на первое место?
Слайд 16
-Большинство из вас на первое место поставили доброту. Это замечательно, поэтому поводу Сергей Совин сказал, поэт. Сергей — инвалид I степени срождения. Несмотря на непростую судьбу, этот мужчина не утратил оптимизма, верыв жизнь, в светлое будущее и во все человечество. Хоть он не ходит и никогда неходил, старается принимать участие во встречах, в соревнованиях, кстати,является частым призером турниров по шашкам и дартсу, которые проводит обществоинвалидов. У Сергея очень много друзей, искренне любящих его, которые ходят кнему в гости, поздравляют с праздниками. Самый дорогой на свете человек — мама,посвятившая свою жизнь заботе о сыне. Самое же ценное в человеке -доброта, — считает Сергей.
Ядоброту считаю
Всехблаг земных дороже.
Ведьбез нее, я знаю,
Никтопрожить не может.
Она,как солнце, освещает
Путьчеловека непростой.
Ив миг суровый помогает
Емуне отступить перед бедой.
Какдерево, лишенное корней,
Бездоброты погибнет человек.
Таятсясилы жизни в ней,
Абез нее остановился б жизни бег.
Слайд 17
Вдуше каждого из нас есть маленький очаг, который греет нас и людей, чтоокружают нас, этот очаг, это тепло – доброта человеческая. Добрый человек — этотот, кто любит всё, что его окружает: людей, животных, лес, птиц,- это тот, ктоих бережёт и им помогает. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. Алюбовь, милосердие, доброта, великодушие согревают, как огонь. Возле доброгочеловека, как возле костра, отогреешься душой, мы чувствуем себя тепло икомфортно, с ним хочется встречаться снова и снова, таких людей мы обычноназываем душевными, их в стихах воспевают поэты, о них поют песни.
–Что вы поняли? Вывод: Внешняя красота и внутренняя могут не совпадать.
–Исследование помогло нам наглядноубедиться в том, что не всегда яркое, красочное бывает действительно ценным.Недаром русская народная пословица гласит: «Не все то золото, чтоблестит».
Так же бывает и с людьми. Красивыевнешне люди не представляют собой чего-либо ценного.
–Ребята, сегодня вы уже поняли, что некрасивое лицо и модная одежда делают человека красивым и интересным дляокружающих, а его поступки, мысли, дела.
-Иногда можно заметить, что красивый улыбающийся человек оказывается совсемнеприятным и даже плохим. А некрасивый, строгий и серьезный человек может иметькрасивую душу и доброе сердце. Внутри под внешней красотой может быть спрятанокак красивое, так и некрасивое…
Приведитепримеры из литературных произведений.
1. А.С. Пушкин «И.И. Пущину»
2. Виктор Петрович Астафьев Конь с розовой гривой
3. И.С. Тургенев «Бежин луг»
4. Н.С. Лесков «Левша»
5. А. П. Чехов «Толстый и тонкий»
6. А.И. Куприн «Чудесный доктор»
7. А.П. Платонов «Неизвестный цветок»
8. В. М. Шукшин «Критики»
Слайд 18
-Я вижу, что вы все правильно поняли,человек красив не словами, а красив человек делами.
Если мы хотим, чтобы наша личность сиялаособенной внутренней красотой, нам нужно постоянно работать над этим.
«Красивымбыть – не значит им родиться,
Ведь красоте мы можем научиться.
Когда красив душою Человек –
Какая внешность может с ней сравниться?»
Омар Хайям.
Развивать в себе положительные качества,такие как честность, доброту, уважение и любовь к людям и природе, сострадание,милосердие, готовность помогать другим.
6. Учитель(обобщает сказанное).
Действительно, быть добрым одновременнои легко, и совсем не просто. Вспомните, всегда ли вы добры с родными: мамой,бабушкой, сестренкой? К сожалению, нет. Вы полагаете, что все успеетенаверстать, когда вырастете. Но это не так. Да и в классе очень часто поотношению друг к другу вы проявляете жестокость, забывая, что вы все оченьразные, и у каждого есть свои достоинства и свои недостатки. Если кому-нибудь вдругом что-то не нравится, нельзя открыто проявлять к нему неприязнь, потомучто человек будет чувствовать себя одиноким, отверженным. Чтобы бытьпо-настоящему добрым и великодушным, надо помнить одно простое правило: неделай другому того, что будет неприятно тебе.
Слайд 19
Надо помнить всегда,
Как душа человека ранима,
И порой к ней беда
Руки тянет незримо.
Чтоб ее отвести,
Надо щедрым, как солнце, быть.
Радость людям нести,
Только так надо жить!
Давайте, ребята, попробуемсформулировать так называемый кодекс хорошего человека.
Итак, (ребята говорят о качествах, присущих хорошему человеку). Он можетполучиться таким.
Кодекс хорошегочеловека: Слайд 20
- Хороший человек добр по отношению к окружающим.
- Он умеет радоваться радостям других людей.
- Он радуется тему, что имеет.
- Он не завидует
- Он в меру щедр.
- Он уважителен по отношению к старшим.
- Он любит людей, мир, и все, что в нем.
- Он ценит дружбу
- Он видит красоту природы.
- Он сострадателен и милосерден, готов прийти на помощь.
- Он способен поставить себя на место другого, понимая его чувства
Список, конечно, можно продолжить.Но главное – мы знаем, какими качествами должен обладать хороший человек. Аколь сегодня мы говорим о том, что это человек с огнём в груди, как у героя М. ГорькогоДанко, значит, хороший человек, в нашем понимании, — это человек красивый.
В заключение нашего занятия я хочуобратиться к вам с просьбой, которую облёк в стихи поэт.
АлександрЯковлевич Яшин Слайд21
Спешите делатьдобрые дела
Мне с отчимом невесело жилось,
Все ж он меня растил —
И оттого
Порой жалею, что не довелось
Хоть чем-нибудь порадовать его.
Когда он слег и тихо умирал,
Рассказывает мать,
День ото дня
Все чаще вспоминал меня и ждал:
«Вот Шурку бы… Уж он бы спас меня!»
Бездомной бабушке в селе родном
Я говорил, мол, так ее люблю,
Что подрасту и сам срублю ей дом,
Дров наготовлю, Хлеба воз куплю.
Мечтал о многом,
Много обещал…
В блокаде ленинградской старика
От смерти б спас,
Да на день опоздал,
И дня того не возвратят века.
Теперь прошел я тысячи дорог —
Купить воз хлеба, дом срубить бы мог…
Нет отчима,
И бабка умерла…
Спешите делать добрые дела!