X-PDF

Критерии оценки и отбора проектов

Поделиться статьей

Актуальность любого проекта развития – это соответствие его задачам научно-инновационного и социально-экономического развития страны, региона, хозяйствующего субъекта. Задачи определяются исходя из установленных субъ­ектом управления (федерального, регионального уровней) или хозяйствующим субъектом научно-инновационных, экономических» социальных и экологичес­ких приоритетов. Приоритеты могут отражать общемировые тенденции раз­вития, необходимость решения проблем обеспечения технологической и эко­логической безопасности государства, экономического роста, повышения каче­ства жизни людей. Они устанавливаются на основе стратегии (концепции, док­трины) научно-инновационного развития страны, региона, хозяйствующего субъекта. Наиболее общими её направлениями являются:

• установление приоритетных направлений развития науки и техники .

• обеспечение преимущества в технологическом развитии, создание новшеств на новых принципах переработки ресурсов .

• осуществление конверсии в направлении выпуска изделий народного потребления, обладающих более высокой конкурентоспособностью, чем импортируемые аналоги .

• техническое обновление объектов жизнеобеспечения населения, повышение конкурентоспособности экономики региона при ее структурной перестройке с максимальным использованием имеющихся научно-инноваци­онного и производственного потенциалов .

• постоянное повышение конкурентоспособности и производство экс­портно-ориентированной и импортозамещающей продукции хозяйствующих субъектов.

Общая значимость проекта может быть оценена с пози­ций федерального, регионального, отраслевого уровней управления хозяйст­вующего субъекта. Проект соответственно может иметь федеральную, регио­нальную, отраслевую значимость или значимость для хозяйствующего субъек­та. Эти оценки могут находиться в различных сочетаниях по отношению к конкретному проекту.

Федеральная значимость связана с решением проблем государственного масштаба во всех сферах жизнедеятельности населения в соответствии с феде­ральными целями научно-инновационного и социально-экономического раз­вития. Региональная значимость отражает цели реализации потенциала терри­тории, степень решения свойственных данному региону социальных и эко­логических проблем. Отраслевая значимость фиксирует влияние проекта на решение общеотраслевых проблем, важных для многих хозяйствующих субъ­ектов в данной отрасли. Значимость проекта для хозяйствующего субъекта оценивается с позиции усиления его роли на рынке в связи с решением техно­логических, экономических, социальных и экологических проблем. Общая значимость проекта условно может иметь три уровня оценок: первый (выс­ший) – решение первоочередных проблем . второй – решение приоритетных проблем . третий – решение рядовых проблем.

Для проекта федеральной значимости первоочередными могут рассматри­ваться острые социальные, бюджетные, инфляционные и иные проблемы . приоритетными – проблемы в русле установленных правительством приори­тетов в науке, технике, социально-экономическом развитии . рядовыми – про­блемы пополнения федерального бюджета, стратегического импортозамещения. Аналогичный подход может быть распространен на оценку региональной и отраслевой значимости проекта. Для хозяйствующего субъекта уровни зна­чимости могут быть более гибкими, индивидуальными в зависимости от его положения на внутреннем и внешнем рынках, включая оценку влияния проекта на повышение качества продукции, услуг . расширение и стабильность рыноч­ной продажи . снижение издержек, решение социальных и экологических про­блем . создание технологического задела, рассчитанного на будущий прорыв на рынке. Общая значимость проекта оценивается путем экспертизы специалис­тами на основе анализа данных проекта, других материалов.

По сферам воздействия проекта различаются научно-тех­нические, экономические, социальные, экологические оценки.

Научно-технические оценки должны ответить на следующие вопросы. Во-первых, насколько принятые технические решения соответствуют современ­ным технологическим требованиям в индустриально развитых странах, спо­собствуют движению к новому технологическому укладу производства. Во-вторых, каковы уровень и масштаб новизны проекта, его составных частей, наличие интеллектуального продукта или защищенной патентами интеллекту­альной собственности. В-третьих, насколько перспективны заложенные в про­ект принципы технологии и технического оснащения, на какой рынок, внут­ренний или внешний (развитых, развивающихся стран), ориентируется вы­пуск новой продукции. Для научно-технической оценки проекта могут быть отобраны один–четыре существенных параметра, интересующих пользовате­лей продукции, услуги, технологии, способов выполнения работ. Все другие параметры должны укладываться в рамки некоторых стандартов или обще­принятого уровня, т.е. участвовать в оценке в качестве ограничений.

Экономические оценки проекта представляют систему показателей, отража­ющих соотношение затрат и результатов каждого его участника. Рыночные критерии – максимизация прибыли и конкуренция – предопределяют в со­ставе экономической оценки проекта:

• оценку рыночной потребности и объема продаж во временном аспекте .

• оценку реальных потоков продукции, инвестиций, текущих затрат, фи­нансовой деятельности .

• оценку прогнозной цены, сопряженной с величиной издержек, размерами валовой и чистой прибыли, изменением ссудного процента, темпов инфляции .

• оценку интегрального показателя народнохозяйственной эффективности.

Наряду с основными могут быть определены дополнительные экономи­ческие оценки проекта – оценки улучшения использования ресурсов: трудо­вых, материальных, финансовых, потенциала территории . оценки выручки от продажи интеллектуальной собственности, создаваемой в ходе осуществления проекта, и другие с точки зрения федеральных, региональных, отраслевых ин­тересов и интересов хозяйствующих субъектов.

Социальные оценки отражают вклад проекта в улучшение социальной среды и в конечном счете – повышение качества жизни людей, характеризуе­мое оценками:

• уровня жизни – доходы населения (средняя заработная плата и другие выплаты) . обеспеченность населения товарами и услугами потребительского назначения . цены и тарифы на товары и услуги . потребление населением про­дуктов питания, непродовольственных товаров и услуг . обеспечение жильем и коммунальными услугами .

• образа жизни – занятость населения (количество новых рабочих мест) . подготовка кадров (численность работников, которые пройдут переподготовку, повысят квалификацию, получат новую профессию) . обеспечение населения объектами образования, культуры, искусства, спорта, сети дошкольных учреж­дений, доступность и степень их использования . социальная безопасность (снижение правонарушений и преступности) .

• здоровья и продолжительности жизни – улучшение условий труда (со­кращение числа рабочих мест с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда, профессиональных заболеваний и производственного травматизма) . развитие сферы здравоохранения, обеспеченность объектами здравоохране­ния, уровень обслуживания в них.

Социальные оценки проекта могут быть двух видов: оценки социально-целевой направленности проекта и оценки социальных пос­ледствий проекта. В первом случае социальные оценки входят в состав его целей, во втором – как вторичные, латентные, возникающие в результате реа­лизации проекта как его последствия.

Экологические оценки проекта могут состоять из оценок:

• выбросов и отходов в окружающую среду (водный, воздушный бассей­ны, земельные ресурсы, лесные ресурсы, животный мир). Оценка производит­ся в сравнении с ПДК (предельно допустимой концентрацией) вредных ве­ществ и ПДУ (предельно допустимым уровнем) воздействий на окружающую среду, а также с помощью показателей и характеристик, по которым не уста­новлены предельные нормативные значения. Затем может оцениваться влия­ние объекта на экологическую емкость территории, уровень которой не дол­жен снижаться при введении в эксплуатацию новшества, а также экологичес­кий риск: вероятность и тяжесть возможных катастроф, связанных с иннова­циями .

• безотходности производства за счет замкнутого технологического цикла переработки ресурсов или благодаря переработке образующихся отходов. Оценки фиксируют полностью или частично безотходные технологии, а также степень утилизации отходов производства, организации оборотного водоснаб­жения, малоотходных и бессточных производств .

• приближения к биосферосовместимому типу технологии – оценки тех­нологии с позиции степени перехода с природоперерабатывающего типа про­изводства на процессы, близкие к естественным, с замкнутым вещественно-энергетическим циклом, или сокращения объема переработки природных ре­сурсов. Оценки могут состоять в констатации традиционности принятого в проекте типа природопользования или в регистрации технологических изме­нений, являющихся перспективными по созданию в будущем нового типа природопользования и заданной среды обитания.

Особую значимость в экологической оценке проектов приобретают аспекты экологической безопасности. Создание сложных техноло­гических систем приводит к резкому возрастанию техногенных нагрузок, угро­зе экологической безопасности и экологическому риску. Масштаб негативных последствий в таких случаях несопоставим с неблагоприятными последствия­ми эксплуатации машинной техники и технологии. Поэтому все более повы­шаются требования к качеству проектирования, изготовления, эксплуатации сложных технических систем, их надежности, создания технических средств, автоматически блокирующих последствия недостатков в уровне организации труда, техники и технологии предотвращения аварий и ликвидации их послед­ствий.

Особенность анализа проектов заключается, прежде всего, в том, что расширяется круг проблем по их организации, оценке, отбору и финансированию. Это усложняет задачу экспертов. В анализе проектов возникают крупные проблемы. Во-первых, увеличивается число объектов, подлежащих анализу. Это связано с принципиальной новизной продукта, неизвестностью рынка, осо­бенностью целевого подбора технологического и производствен­ного аппарата, специальной подготовкой и обучением персонала и, наконец, со значительными техническими, технологическими и коммерческими рисками.

Кроме того, особое внимание при разработке проектов необ­ходимо уделять правовым, институциональным, экологическим и социальным проблемам. Во-вторых, для оценки проектов прихо­дится применять качественные и прогностические методы, что ус­ложняет процедуру и снижает точность прогноза. Для необходимой качественной оценки новшества используют как стандартные под­ходы регрессионного, корреляционного, финансового и инвести­ционного анализов, так и ситуационные, вероятностные и итера­тивные методы моделирования.

В-третьих, при оценке проектов существуют два «узких мес­та»: это экспертиза и прогнозирование результатов НИОКР и оценка жизнеспособности проекта. Методы синектики, морфологического анализа не дают гарантий успеха, а часто используемый метод ана­логий не всегда применим. Процедура оценки жизнеспособности проекта требует от инвестиционного менеджера не только высокой квалификации и профессионализма, но и развитой интуиции. По­этому проекты требуют сочета­ния качественных и количественных методов и проведения сравни­тельного анализа факторных моделей в разных совокупностях. Вариант обобщенной схемы анализа проекта пред­ставлен на рис. 1.9.

Как следует из обобщенной схемы анализа проекта, часть процедур анализа была уже рассмотрена нами при исследовании внутренней и внешней среды предприятия.

Анализ проекта как объекта деятельности пред­приятия заключается в исследовании показателей качества новше­ства и экономическом анализе и формировании стоимостных оце­нок новшества, а также в определении прибыльности и окупаемо­сти проекта с учетом рисков.

Рис. 1.9. Обобщенная схема анализа проекта

Для прогноза стоимостной оценки новшества необходимо при­менять не один метод, а последовательно-параллельное вариантное системное моделирование. Экономическая часть этого моделирова­ния основана на применении метода анализа «затраты – эффек­тивность». Показатели качества новшества и его инвестиционная привлекательность рассчитываются на основе экспертных оценок, создания агрегированного мнения, метода проб и ошибок и специ­ального прогнозного графа – дерева целей. Здесь выявляется рей­тинг показателей, проводится ранжирование и осуществляется ус­ловный перевод в количественную форму.

Процесс квантификации показателей технического и эксплуа­тационного уровня новшества особенно сложен и, в конечном счете, является основой прогнозирования конкурентоспособно­сти новшества. При усовершенствовании и модернизации произ­водства на основе покупки патентов, лицензий, ноу-хау затраты на технологию, обучение и наладку оборудования составляют до 20 % и более инвестиционных затрат.

При интенсивном типе экономического роста, где обновление всего производственного аппарата осуществляется в 5–7 лет, зат­раты на технологию, обучение персонала, НИОКР увеличиваются в 2–3 раза.

При экспертизе проектов должно быть учтено потенциальное воз­действие результатов исследований или разработок на социальную, экономическую и экологическую среду. Экспертиза содержит не только количественную, но и качественную оценку проектов. При принятии ре­шений учитываются оценки, высказанные каждым членом экспертной группы. Эксперты имеют право требовать любую информацию, касаю­щуюся разрабатываемого проекта. К каждой экспертной группе может быть подключен высококвалифицированный представитель заказчика экспертизы.

Перечисленные принципы экспертизы проектов, ре­комендованных ОЭСР, необходимо дополнить следующими:

1) экспертная группа должна быть численностью не менее чем из 7 специалистов в данной области, работающих на контрактной основе .

2) работа экспертной группы должна быть организована на принци­пах независимости, объективности, профессионализма, комплекс­ности, системности, мотивации конечных результатов труда .

3) основной задачей экспертной группы должна быть проверка со­блюдения инновационной организацией при проектировании объекта совокупности научных подходов, принципов и методов инновационного менеджмента.

Важнейшим условием достижения высокого качества проекта, организованности и результативности работы экспертной группы является обеспечение высокого качества нормативно-методи­ческих документов по инновационному менеджменту и функциониро­ванию любой структуры.

Документы можно классифицировать по следующим основным при­знакам:

а) уровень иерархии нормативно-методического обеспечения – меж­дународное сообщество, страна, регион, город, село, фирма .

б) правовой статус документа – обязательные к исполнению (зако­ны, стандарты, указы, постановления, положения, программы, планы, формальные распоряжения) и рекомендательные (инст­рукции, методики, рекомендации и т. п.) .

в) содержание документа – технические (инвестиционные проек­ты, конструкторско-технологическая документация, методики и т. п.), экономические (технико-экономические обоснования, финансовые, бухгалтерские, налоговые документы, бизнес-пла­ны и т. п.), организационные (организационные проекты, устав, организационные структуры, протокол, инструкции и т. п.).

Обязательные атрибуты документов фирмы – цель документа, основание для разработки, место данной цели (задачи, функции и т. п. подсистемы системы менеджмента), ссылки на научные подходы и принципы, которые должны соблюдаться при решении цели (задачи), потребитель информации, нормы и правила их использования, воз­можный круг исполнителей, требования к качеству работ, экономии ресурсов, срокам, санкции, источники информации. В методических документах, кроме этих данных, должны быть приведены конкретные методы.

Документы предлагается оценивать по следующим критериям ка­чества:

1) комплексность документа, т. е. рассмотрение в нем технических, экологических, эргономических, экономических, правовых, организационных и других вопросов в их взаимосвязи, целенаправ­ленность документа .

2) степень соответствия документа (объекта) международным тре­бованиям по экологичности, безопасности, взаимозаменяемости, патентной чистоте, правовой защите и др. вопросам .

3) степень использования мировых достижений и гармонизации, интегрированности документа с мировыми системами .

4) количество примененных при разработке документа научных подходов (системный, маркетинговый, воспроизводственный, функциональный и др.) .

5) количество примененных при разработке документа современных методов (функционально-стоимостный анализ, моделирование, прогнозирование, оптимизация и др.). Если эти методы рекомен­дуется применять при разработке объекта, то это требование долж­но быть зафиксировано четко в документе .

6) экономическая обоснованность управленческих решений .

7) повторяемость документа, его перспективность, масштаб приме­нения .

8) степень апробированности документа в научных кругах, феде­ральных и региональных органах управления, на практике .

9) имидж организаций – разработчиков документа и квалифика­ция его разработчиков .

10) органы, согласовавшие и утвердившие документ .

11) степень соблюдения стандартов на оформление документа, одно­значность понятий, четкость, доступность изложения, нагляд­ность.

Документы, отвечающие перечисленным критериям (требованиям) качества, будут конкурентоспособными на внутреннем и внешнем рынках. Качество документа является основным условием обеспече­ния конкурентоспособности товаров, фирм, страны.

Методика проведения экспертизы проектов осно­вывается на методах и приемах анализа, прогнозирования, разработки управленческого решения. Наиболее распространенными методами экспертизы являются:

а) методы сравнения показателей, заложенных в про­ект или полученных в результате экспертных (сертификационных) испытаний, с международными и национальными требованиями по экологичности, эргономичности, безопасности применения объекта, экспертизы его совместимости и взаимозаменяемости, другим параметрам с мировыми достижениями .

б) экспертный .

в) индексный .

г) балансовый .

д) графический и другие методы и приемы.

Эти методы не являются альтернативными, они дополняют друг друга. Для одного компонента (раздела, проблемы) применяется один метод, для другого – другой.

В России для реализации федеральных научно-технических про­грамм государственными заказчиками заключаются государственные контракты с исполнителями программ, отбираемых на конкурсной основе.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

Экспертизу проектов в области гуманитарных и общественных наук проводят Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) и Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ).

В РГНФ экспертная оценка формализуется в виде ответов на во­просы экспертной анкеты и предусматривает следующие варианты итогового заключения эксперта:

5 – проект заслуживает безусловной поддержки .

4 – проект заслуживает поддержки .

3 – проект может быть поддержан .

2 – проект не заслуживает поддержки .

1 – проект не заслуживает рассмотрения экспертным советом.

В экспертной оценке учитываются обстоятельства, затрудняющие объективную экспертизу. Это может быть связано с «конфликтом ин­тересов»: не совпадают научные интересы эксперта и содержания про­екта . эксперт состоял или состоит в партнерских, финансовых, род­ственных отношениях с руководителем или исполнителями проекта, в отношениях научного руководства с руководителем или исполните­лями проекта, в отношениях научного руководства с руководителем (или с одним из основных исполнителей проекта).

Экспертная оценка дается на основе анализа научного содержания проекта и научного потенциала автора (или авторского коллектива). При анализе научного содержания проекта учитываются:

1) четкость изложения замысла проекта (четкое, нечеткое) .

2) четкость определения цели и методов исследования (четко, не­четко) .

3) качественные характеристики проекта (проект имеет: фунда­ментальный характер . междисциплинарный или системный ха­рактер . прикладной характер) .

4) научный задел (имеются: существенный научный и методологи­ческий задел в решении сформулированной в проекте проблемы . публикации по заданной теме . научно-методическая проработка решения проблемы отсутствует) .

5) новизна постановки проблемы (автором впервые сформулирова­на и научно обоснована проблема исследования . автором предло­жены оригинальные подходы к решению проблемы . сформули­рованная в проекте проблема исследования известна науке, и автором не предложены оригинальные подходы к решению про­блемы).

Научный потенциал авторского коллектива оценивается с учетом анализа научного содержания проекта (автор/участники в состоянии выполнить заявленную работу . эксперт сомневается в возможности выполнения работы).

Таким образом, эксперт должен не только дать описание проекта, но и оценить: его актуальность для данной отрасли знаний . относится ли проект к приоритетным направлениям исследований . новизну по­ставленной проблемы . перспективы развития проекта . качественный состав участников, а также обосновать по приведенной выше системе оценку проекта.

Для экспериментально-лабораторных исследований экспертиза предусматривает ответы на следующие вопросы:

– Подготовлены ли программы исследований?

– Подготовлены ли анкеты для опроса?

– Проведено ли пилотажное исследование?

РФФИ проводит экспертизу на основе сравнительного анализа не­скольких проектов. Предусматриваются три уровня экспертизы.

Первый уровень – предварительное рассмотрение проекта и реше­ние следующих задач:

· отбор проектов для участия в экспертизе второго уровня .

· составление мотивированных заключений по отклоненным про­ектам .

· определение экспертов по каждому проекту, прошедшему на ин­дивидуальный уровень экспертизы.

Формализация результатов экспертизы осуществляется на рейтин­говой основе. Рейтинг индивидуального проекта устанавливается на втором уровне.

На третьем уровне дается заключение по проекту (могут быть вне­сены коррективы в общий рейтинг проекта, принимается решение о финансировании).

Индивидуальный рейтинг проекта рассчитывается по формуле

R = r 1 + r 2 + r 3,

где R – общий рейтинг проекта . r 1 – коэффициент, учитывающий научную ценность проекта . r 2 – коэффициент, учитывающий реальность выполнения проекта в срок . r 3 – коэффициент коррекции суммарной оценки r 1 и r 2. R может принимать значения от 2 до 13.

Коэффициент r1 учитывает: научный уровень руководителя и по­тенциал возглавляемого им коллектива . научный задел и публикации по теме . информационное, лабораторное материальное обеспечение проекта . корректность распределения задачи по этапам, результатам и срокам работы. Эксперт оформляет анкету, в которой обосновывают­ся соответствующие оценки.

Коэффициент r2 оценивает вероятность того, что выполнение про­екта может: привести к новым принципиальным результатам . обеспе­чить существенное продвижение в рамках данного направления . ока­зать влияние на прогресс в данной или смежной научной области. Например, при r 2 = 2 – достаточная полезность проекта, 5 – заявка на выдающийся результат.

Конкурсы экономических исследований в России проводятся Кон­сорциумом экономических исследований и образования, созданным в 1995 г. Фондом «Евразия», Фондом Форда, Институтом «Открытое об­щество» Фонда Сороса, Благотворительными трастами «Пью» и Все­мирным банком.

Целью Консорциума является объединение усилий организаций-учредителей по развитию исследовательского потенциала в сфере эко­номики путем создания инфраструктуры для проведения НИОКР, а также содействие реформе экономического образования на террито­рии СНГ.

Фонд «Евразия» – американская некоммерческая организация, предоставляющая гранты на поддержку инновационных и других проек­тов в области экономической и демократической реформы в СНГ.

Фонд Форда – частная благотворительная организация, основан­ная Генри Фордом и его сыном Эдселом, которая содействует процес­сам демократизации и экономических преобразований в Восточной Европе.

Всемирный банк – международная организация, предоставляющая займы, гранты и кредиты на поддержку экономических реформ и про­цесса стабилизации по всему миру.

Институт «Открытое общество» Фонда Сороса работает на пра­вах благотворительного фонда, поддерживает проекты в различных областях и является инициатором многих проектов.

Благотворительные трасты «Пью» – американская благотвори­тельная организация, предоставляющая финансовую поддержку в форме грантов.

В 1995–1996 гг. программами Консорциума управлял Фонд «Евра­зия».

Российская программа экономических исследований ориентирована на поддержку исследований, направленных на решение проблем рос­сийской экономики переходного периода. Финансирование проектов осуществляется в форме индивидуальных грантов российским эконо­мистам в целях:

· поддержки и распространения новых научных методов и идей .

· поощрения прикладных исследований, связанных с решением проблем экономики переходного периода .

· развития исследовательского потенциала путем создания усло­вий для научной работы молодых специалистов .

· содействия укреплению связей внутри научного экономического сообщества на территории России.

К критериям успеха относятся:

Баллы

Заинтересованность пользователя (инвестора, владельца) 19

Поддержка со стороны высшего руководства 16

Четкое формулирование требований 15

Правильное планирование 11

Реалистичность ожиданий 10

Разбивка проекта по этапам 9

Квалифицированный персонал 8

Материальная заинтересованность проектной команды 6

Четкое понимание задач и целей 3

Трудолюбивый, ориентированный на выполнение работы персонал 3

Всего 100

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятия проект.

2. Приведите классификацию проектов.

3. Сформулируйте цели проектного управления, цели инвесторов проекта.

4. Дайте характеристику областей знаний (подсистем) проектного управления.

5. Назовите этапы жизненного цикла проекта.

6. Дайте оценку объёма затрат (в %) по этапам жизненного цикла проекта.

7. Какие ожидаемые результаты должны быть получены по итогам процесса инициации?

8. Назовите ключевые функции в проектном управлении.

9. Приведите примеры типовых проектов.

Тема 2. МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ
ПРОЕКТАМИ

Цель: изучение основных подходов разработки проектных решений на стадиях жизненного цикла развития бизнеса.

План

2.1. Творческая деятельность в проектировании.

2.2. Разработка концепции проекта.

2.3. Методы активизации творческой деятельности на этапе инициации.

2.4. Методы планирования проектов.

2.5. Методы управления реализацией проекта.

Основные понятия: творчество впроектировании, эвристические методы проектирования, метод мозгового штурма, методы сетевого планирования и управления, ФСА.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет