X-PDF

Культурное строительство в 20-30-е годы в СССР.

Поделиться статьей

Сразу после октябрьского переворота для управления духовной жизнью общества был создан наркомат просвещения во главе с Анатолием Васильевичем Луначарским. Это ведомство осуществляло контроль над образованием, политическим просвещением, театрами, библиотеками, искусством, и т.д. Через эту централизацию большевики пытались «воспитать» нового человека в духе марксизма. С другой стороны, беднейшие слои населения получили доступ к культурным ценностям. Русская интеллигенция раскололась на три ветви: одни активно не принимали большевизм, другие были его сторонниками, третьи заняли нейтральную позицию. С 1918 года большевики начали активно привлекать старую интеллигенцию к работе на новую власть.

С 1922 года большевизм начал борьбу со всеми небольшевистскими течениями. Были закрыты газеты других партий, ограничен доступ к образованию выходцев из непролетарских сословий, начались гонения на религию. С 1922 года все печатные издания стали подвергаться цензуре. В августе 1922 года около 160 ведущих профессоров были высланы из СССР.

В 1919 году был принят декрет о ликвидации безграмотности. С этой целью создавались ликбезы, где учили читать и писать. В школах большое значение придавалось изучению марксизма. Преподавание истории до конца 20-х годов было запрещено.

Литературно-художественная жизнь начала 20-х годов отличалась большим количеством творческих течений. К концу 20-х годов все писатели, художники и музыканты были объединены в профессиональные союзы. Через эти союзы они получали зарплату и должны были прославлять советскую власть. Исключение из союза означало голодную смерть. Неугодных деятелей травили через газеты, запрещали издавать свои произведения, устраивать выставки.

Несмотря на идеологическое давление, в 20-е годы был снят фильм «Броненосец Потемкин» (реж. С. Эйзенштейн), началось творчество М. Булгакова.

В 30-е годы началось коренное искоренение старой интеллигенции, которые слабо критиковали большевизм за его экономическую и идеологическую деятельность. Их увольняли с рабочих мест и ссылали в лагеря. Из библиотек изымались книги дореволюционных изданий, разрушались храмы. Официальным историком стал М. Покровский.

С 1930 года было введено всеобщее обязательное начальное образование. К 1939 году 89% населения страны умело читать и писать.

Большими тиражами публиковались произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Л. Толстого, А. Горького. Появились первые звуковые фильмы: «Чапаев» (реж. Братья Васильевы). В театре работали режиссеры К. Станиславский и В. Немирович-Данченко. Ведущими композиторами были Шестакович и Прокофьев, скульпторами – В. Мухина.

Заметные успехи были достигнуты в области ядерной физики, реактивного движения, математики, биологии.

Форсированная индустриализация страны, ее цена.

1925- XIV съезд ВКПб (принято решение об индустриализации)

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

Индустриализация была необходима для страны:1)главным образом это было необходимо, чтобы обеспечить обороноспособность СССР во «враждебном капиталистическом окружении» .2)необходимо было обеспечить экономическую независимость СССР, развивать тяжелую и оборонную промышленность, преодолеть отставание от стран Запада.

Особенности экономической политики:1)Сверхцентрализация всей экономической жизни страны.2)ликвидация трестов, частного сектора экономики, иных атрибутов НЭПа.3)создание мощной и разветвленной администрантивно-крмандной системы.4)прекращение госплана.5)превращение партии ВКПб в административный орган управления экономикой,в главную несущую конструкцию всей административно-командной системы.

1. Первая пятилетка 1928-1932

  • построено более 1500 пром. предприятий
  • ​строительство электростанций, жд, каналов (Днепрогэс, Беломоробалтийский канал) и иные объекты инфраструктуры

1929 – введение карточной системы на продукты питания

1930 – создание ГУЛАГа

2.Вторая пятилетка 1933-1937

Главная задача – достижение максимально эффективного труда на вновь построенных предприятих (путем применения не экономических методов стимулирования)

1933 – ведение уголовной ответственности за выпуск недоброкачественной продукции, за опоздание на работу

1935 – возникновение Стахановского движения (массовое движение новаторов социалистического производства в СССР — передовых рабочих, колхозников, инженерно-технических работников за повышение производительности труда на базе освоения новой техники)

3.Третья пятилетка 1938-1941

  • строительство военных предприятий самого различного профиля
  • налажен выпуск военных самолетов, танков и иных видов вооружений

Итоги индустриализации: 1)СССР вышел на второе место в мире по объему промышленного производства .2)сократился разрыв между СССР и западными странами по показателю промышленного производства на душу населения .3)были построены десятки крупных промышленных предприятий, такие как: Днепрогэс, Кузнецкий металлургический комбинат, Сталинградский, Челябинский, тракторные заводы и др. .4)появились новые отрасли промышленности .5)исчезла безработица .6)СССР стал одной из немногихстран, которые способны были производить все виды современной промышленной продукции.

За индустриализацию страны пришлось заплатить большую цену: 1)намеченные темпы роста достигнуты не были, более того, сложилась тенденция к их постоянному падению .2)была разорена деревня .3)значительно упал жизненный уровень населения .4)в возрастающих масштабах начал использоваться бесплатный труд заключенных.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет