X-PDF

Курсовая работа на тему: коммуникативные способности детей дошкольного возраста

Поделиться статьей

Министерствонауки и высшего образования Российской Федерации

ФГБОУ ВО«Тверской государственный университет»

Институтпедагогического образования и социальных технологий

Кафедрадошкольной педагогики и психологии

Направлениеподготовки: 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»

Профильподготовки: «Психология и педагогика дошкольного образования»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

КОММУНИКАТИВНЫЕСПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

                      

   Автор:

                                                                Гольцова Елизавета Михайловна

                                                                студентка 3 курса 34 группы ЗФО

                                            

                                                                  

                                                                   

                                                    Научный руководитель:

                                                                   Кандидатпсихологических наук,

                                        Т.И Выбиванцева

                                         

 

Тверь 2020


Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основыразвития коммуникативный способностей детей дошкольного возраста. 6

1.1 Понятие коммуникативныхспособностей в психолого-педагогической литературе  6

1.2 Коммуникативныеспособности как основа общения дошкольников со сверстниками  12

1.3 Развитие коммуникативныхспособностей детей в ДОО,основные направления работы педагога по их развитию. 21

Выводы.. 28

Заключение. 30

Список литературы. 32

Приложение ……………………………………………………………………..36

 


 

Введение

 

Актуальность темыисследования.

В настоящее время в нашейстране в результате биологических и социальных факторов возросло количестводетей имеющих коммуникативные трудности.

В обществе повышаетсяроль общения, стремительно развиваются новые информационные технологии, чтосоздает специфическую коммуникативную среду.

В дошкольном возрастекоммуникация со сверстниками и взрослыми является необходимым компонентомдетской деятельности, условием дальнейшего успешного обучения в школе,важнейшим направлением социально — личностного развития человека, поскольку спомощью коммуникации происходит активное формирование основных структурныхкомпонентов личности ребенка.

 В настоящее время, когдауже с младшего возраста дети пользуются гаджетами, многие дошкольникииспытывают трудности в общении, не могут построить продуктивное взаимодействие,установить контакт и поддержать его, адекватно выразить свои эмоции.

Поэтому проблемасоциально — коммуникативного развития – развития малыша во взаимодействии сокружающим его миром, становится особо актуальной. 

В Федеральномгосударственном образовательном стандарте дошкольного образования социально —коммуникативное развитие детей рассматривается как: «положительное отношение ксебе и другим детям, активное взаимодействие с взрослыми и сверстниками,участие в совместных играх, способность договариваться, учитывать интересы ичувства других, сопереживать неудачам других детей, радоваться их успехам,стараться разрешать конфликты, проявление инициативности и самостоятельности вразных видах деятельности, общение, конструирование, соблюдение социальных нормповедения и правил в разных видах деятельности» [31].

Коммуникативнымиспособностями являются умения и навыки человека, активизирующиеся при еговзаимодействии с другими людьми и оказывающие влияние на успешность этоговзаимодействия [18].

Любому человеку,вступающему в контакт с ребенком, необходимо помнить об особой ответственностипри выборе стратегии взаимодействия, так как именно посредством общения ребенокусваивает и формирует образец субъективного обмена информации.

Проблемой в межличностныхкоммуникациях является, интерпретирование сообщений от взрослого к ребенку иобратно. В-первую очередь, формулировка и содержание сообщения имеют прямуюзависимость от особенностей личности обоих субъектов. Во-вторых, переданноесообщение трансформируется посредством влияния индивидуальной типологии, личнымотношением и ситуацией. Необходимо заметить, что коммуникативные способности,представляют собой способности к эффективному общению с окружающими людьми.

Современнаяпсихологическая наука начала сравнительно недавнее изучение взаимодействиеобучения, воспитания и коммуникативных способностей (О. М. Казанцева, Т. А.Ладыженская, М. Р. Львов). Существенное влияние на развитие теорий инаправлений оказали смежные методики, в их числе теория речевого общения впсихологии (А. А. Бодалев, Б. Ф. Ломов) и теория коммуникации или речевойдеятельности в лингвистике и психолингвистике (А. А. Леонтьев, А. М.Шахнарович). Данные из указанных теорий позволили сформулировать важныеметодологические подходы, а именно: коммуникативный, деятельностный икомплексный.

Педагогическиеисследования в области содержания и методов коммуникативного развитиядошкольников выявили недостатки существующих методических рекомендаций поразвитию коммуникативных навыков дошкольников.

Поиск педагогическиэффективных путей разрешения данных противоречий, требующих выявления научнообоснованных подходов к формированию коммуникативных способностей детейдошкольного возраста, составляет проблему исследования, которая актуальна какдля теории, так и для практики дошкольного образования.

Педагогическиеисследования в области содержания и методов коммуникативного развитиядошкольников выявили недостатки существующих методических рекомендаций поразвитию коммуникативных навыков дошкольников.

Проблему исследования составляет поиск педагогически эффективных путей разрешенияданных противоречий, требующих выявления научно обоснованных подходов кформированию коммуникативных способностей детей дошкольного возраста, чтоактуально как для теории, так и для практики дошкольного образования.

         Исходя из проблемыисследования, мы сформулировали тему: «Коммуникативные способности детейдошкольного возраста».

Объект исследования: коммуникативные способности.

Предмет исследования: развитие коммуникативных способностей  детей дошкольного возраста,то и гипотеза должна быть об этом.

Цель исследования: теоретическое изучение проблемы развития коммуникативныхспособностей у детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования   развития коммуникативных способностей дошкольников будет проходитьболее успешно, если применить в деятельности педагога-психолога четыревзаимодополняемых и взаимокомпонуемых направления коррекционной психологическойработы по развитию коммуникативных способностей у дошкольников в работепедагога-психолога дошкольного образовательного учреждения: 1) недирективноеиндивидуальное по развитию игровой деятельности; 2) директивное индивидуальноепо коррекции когнитивной сферы; 3) смешанное индивидуальное по развитиюпознавательной и игровой деятельности и «позиции ученика»; 4) смешанноегрупповое по развитию взаимодействия и умения работать в группе.

Задачи исследования:

1.                Раскрыть понятие «коммуникативныеспособности» в психолого-педагогической литературе;

2.                дать характеристику развитиякоммуникативных способностей детей дошкольного возраста;

3.                Изучить развитие коммуникативныхспособностей детей в ДОО и основные направления работы педагога по их развитию.

4.                Сделать выводы по темеисследования и разработать рекомендации для педагогов ДОО.

Методыисследования: комплекс общенаучных методовпостроения теории (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование,конкретизация).

Структураисследования представлена введением, одной теоретической главой, включающей всебя 3 параграфа, заключением и списком литературы.

Глава1. Теоретические основы развития коммуникативных способностей детей дошкольноговозраста   

1.1Понятие «коммуникативные способности» в психолого-педагогической литературе

 

Согласно требованиям ФГОСв Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативнаянаправленность учебного процесса. Это важно, так как формирование личностиспособной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативныхзадач обеспечивает успешную её адаптацию в современном социокультурномпространстве [31].

Исследованиямив области коммуникативных способностей в разное время занимались отечественныепсихологи С.Л. Рубинштейн, A.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, Г.С.Васильев, А.А. Кидрон, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, Э.А. Голубева, М.К.Кабардов, B.В. Бурлаков, НИ. Карасева, Е.А. Кукуев, Т.П. Абакирова, Н.А.Воробьева и другие. «Для обозначения психологических явлений, связанных с успешностьюили не успешностью в общении и коммуникациях, ученые используют различныетермины: коммуникативные способности, коммуникативная компетентность,социально-психологическая компетентность, коммуникативный потенциал, общительностьи другие» [6, с. 4].

Существуют различныеподходы к раскрытию понятия «коммуникативные способности». Рассмотрим некоторыеиз них.

Коммуникативныеспособности – это навыки и качества человека, которые помогают ему налаживатьэффективное взаимодействие с людьми [7].

Коммуникативнымиспособностями обладает каждый человек, просто кто-то использует их болееэффективно, а кто-то менее эффективно.

Эффективное использованиекоммуникаций зависит от множества факторов: характер человека, его воспитание,опыт родителей, социальный статус и т.д [7].

В энциклопедическомсловаре «Психология общения» дается следующее определение «Коммуникативныеспособности – индивидуально-психологические особенности личности,обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание междулюдьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности» [23, с. 564].

Гаврилушкина О. даетследующее определение: «Коммуникативные способности – это комплексноемногоуровневое личностное образование, совокупность коммуникативныххарактеристик личности, а также ее социально-перцептивные иоперационно-технические знания и умения, обеспечивающие регуляцию и протекание деятельностиобщения [5, с. 120].

По мнению Г.С. Васильева,коммуникативными  способностями можно считать ту часть структуры личности,которая отвечает требованиям коммуникативной  деятельности и обеспечивает  ееуспешное осуществление  [2 с. 21].

В соответствии сличностно-деятельностным подходом в рассмотрении способностей комплекснымизучением коммуникативных способностей занимались Э.А. Голубева, В.В. Печенков,Е.П. Гусева, С.А. Изюмова, И.В. Тихомирова, М.К. Кабардов и другиеисследователи. Согласно данному подходу, «коммуникативные способности — этоиндивидуально-психологические и психофизиологические особенности людей,обеспечивающие успешное взаимодействие партнеров и успешное решение коммуникативныхзадач» [1, c. 9].

Р. Адлер и Н. Тоунописывают коммуникацию как «процесс, по меньшей мере, между двумя людьми,который начинается, когда один человек хочет общаться с другим. Коммуникациявозникает в качестве мысленных образов внутри человека, который желает передатьэти изображения другому человеку. Мысленные образы могут включать в себя идеи,мысли, фотографии и эмоции» [2].

Таким образом, дефиниции«общение» и «коммуникация» имеют не только общие, но и отличительные признаки.Данные понятия содержат в себе обмен мыслями и информацией в форме сигналов.Отличительные признаки будут исходить из содержания этих понятий, так как онииспользуются в разных науках. Коммуникативные способности развиваются вобщении, в освоении культуры человеческих отношений.

Остановимся на определении,предложенным С.Л. Рубинштейном, который называет коммуникативные способностииндивидуально — психологическими особенностями личности, которые обеспечиваютвыработку на творческой основе умений установления и поддержания взаимодействияна партнерской основе, а также обеспечивают динамику и эффективность успешностиприобретения знаний и формирования навыков. [4, с. 98]

В данном определениисделан акцент именно на проявлении способностей в процессе обучения. Во-первых,первоначальный репродуктивный уровень развития способностей будет определятьдинамику и эффективность приобретения знаний и формирования навыков. Во -вторых, умения формируются на основе уже имеющихся знаний и навыков.

На наш взгляд, значениепроцесса обучения возрастает еще и на том основании, что от обучения зависит нетолько развитие способностей, но и напрямую, сам процесс развития. С.Л.Рубинштейн отмечает, «…ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь» [4, с.151]. Особенно ярко соотношение обучения и развития отмечено Л.С. Выготским.

При выделении уровнейразвития ребенка и определении «зоны ближайшего развития», Л.С. Выготскийпредлагает по-новому рассмотреть способности. Так, введенный им термин «зонаближайшего развития» рассматривается автором как способность человека, которая«поможет нам определить завтрашний день ребенка». [4, с. 416]. В этой связинеобходимо отметить существование связи между подходом к определениюспособностей Б. М. Тепловым и пониманием «зоны ближайшего развития» Л.С.Выготским. По Б.М. Теплову «способность не сводится к тем знаниям, навыкам илиумениям, которые уже выработаны у данного человека». У Л.С. Выготского этообозначается как «уровень актуального развития». Следовательно, способностьчеловека как раз и будет определяться «зоной ближайшего развития». Последнееположение Л.С. Выготский поясняет на примере сравнения двух детей, говоря отом, что, на первый взгляд одинаково умственно развитые дети, могут резкоотличаться с точки зрения ближайших возможностей их развития. [4, с. 413].

Коммуникативныеспособности  в целом проявляются  в  способности осваивать разные социальныероли, способности достигать  взаимопонимания, в способности устанавливатьсоциальные контакты с близкими по возрасту с окружающими людьми и т. д.

Структуры коммуникативныхспособностей изучают, как целостную совокупность некоторых характеристикличности.

Попыткой  рассмотренияструктуры  коммуникативных способностей, учитывающей личностный и поведенческийуровень,  являются исследования  Ю.М. Жукова,  Н.М. Мельниковой,  Л.А.Петровской и др. В качестве  теоретической основы  анализа коммуникативныхспособностей авторы используют утвердившееся в отечественной психологии представление о структуре предметной деятельности. Анализ коммуникативныхспособностей с предметной деятельности открывает возможность для системногоизучения коммуникативных способностей [19, c. 29]. 

В основе структурыкоммуникативных способностей лежат личностные особенности, обуславливающиеэффективность общения человека.

Структура коммуникативныхспособностей отражается в трех взаимосвязанных сторонах:  интеракционныеспособности; экспрессивные способности; гностические способности.   

Структура коммуникативныхспособностей включает в себя следующие виды:

информационно-коммуникативные: способность начать, поддержать и завершитьбеседу, а также привлечь внимание собеседника, использовать вербальные иневербальные средства общения;

аффективно-коммуникативные: способность заметить эмоциональное состояние партнераи правильно на него отреагировать, проявлять уважение и отзывчивость ксобеседнику;

регуляционно — коммуникативные: способность помогать партнеру в беседе ипринимать помощь от других, уметь решать конфликты, используя адекватныеметоды.

В структурукоммуникативных способностей входят компоненты:

— социальная перцепция (восприятие, понимание и оценка другихлюдей, самих себя, групп и т. п.);

 гностические  рефлексия,связанная с осознанием, систематизацией и переносом информации; волевые качества;познавательные, связанные с особенностями внимания, мышления и памяти;

— интеракционные («подавать себя»,  ориентироваться насобеседника);

— восприятие и адекватное понимание различного рода знаковыхсистем: вербальной и невербальной, пара- и экстралингвистической (интонации,паузы), оптико-кинетической (жесты, мимика, пантомимика);

— понимать контекст и подтекст; использовать знаковые системы вцелях решения определенных коммуникативных задач [25].

М.А. Никифорова включаетв структуру коммуникативных способностей следующие компоненты: эмпатийность,доброжелательность, непосредственность, аутентичность, искренность, открытостьв общении, конфронтация, инициативность.

Под коммуникативнымиспособностями, Г.С Васильева  понимает, часть структуры личности, котораяобеспечивает  коммуникативную деятельность и ее успешное проявление[2, с. 25]. 

Выделяют следующие уровникоммуникативных способностей: когнитивный (знание норм и правил, которымнеобходимо следовать при общении с окружающими); мотивационно-потребностный (желаниевступать в контакт); деятельностный и оценочный (умение организовать общение,включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умениерешать конфликтные ситуации).

Проведя анализ литературыпо вопросу исследования коммуникативных способностей, мы выявили, чтокоммуникативные способности – это умение легко вступать в контакт с  людьми, ив дальнейшем поддерживать с ними оптимальные отношения.

Из всего вышесказанного,вытекает, что любые способности, в том числе и коммуникативные, получаютпервичное развитие именно в процессе обучения, т. е. освоения данного видадеятельности. Одним из видов деятельности дошкольника является общение икоммуникация. Поэтому, можно говорить о том, что и коммуникативные способностиразвиваются именно в процессе обучения. Причем, в этом процессе можно проводитьи первоначальную диагностику данных способностей, и отслеживать динамику ихразвития (в приложении мы представили методики диагностики коммуникативныхспособностей).

Таким образом, можносделать вывод, что коммуникативные способности — это индивидуально -психологические особенности личности, которые обеспечивают выработку натворческой основе умений установления и поддержания взаимодействия напартнерской основе, а также обеспечивают динамику и эффективность успешностиприобретения знаний и формирования навыков.

 

1.2 Коммуникативные способностикак основа общения дошкольников со сверстниками

 

В настоящее время в обществе повышаетсяроль общения, стремительно развиваются новые информационные технологии, чтосоздает специфическую коммуникативную среду. Количество контактов со взрослымии сверстниками у ребенка в современном мире постоянно увеличивается.

В дошкольном возрастеидет расширение границ социального пространство, прежде всего за счет того, чтос 4 лет в жизни ребенка кроме значимых взрослых появляется и увеличиваетсязначимость сверстника, так как именно с этого возраста сверстник являетсянеотъемлемой частью формирования самосознания ребенка. [8]

Важно отметить, чтосуществует целый ряд предпосылок формирования коммуникативных  способностей дошкольника в общении со сверстниками. [8]

В основе коммуникативныхспособностей лежат предпосылки, основными из которых являются возрастныеособенности развития (особенности психического развития и особенности общения свзрослыми и со сверстниками) и индивидуальные особенности самого ребенка(индивидуальность ребенка и индивидуальный опыт ребенка).

Отметим наиболее важные иисследованные предпосылки формирования коммуникативных способностей детейдошкольного возраста в общении со сверстниками.

Предпосылки формированиякоммуникативных способностей дошкольника в пространстве взаимодействия сосверстниками.

Потребность в общенииоформляется одновременно с самой коммуникативной деятельностью, потому чторешающим моментом для обоих процессов является выделение объекта общения –другого человека как личности, как субъекта, как потенциального партнера пообщению.

Потребность ребенка вобщении с другими детьми возникает в раннем детстве и отчетливо выявляется на3–м году жизни. Она строится на основе потребности детей в новых впечатлениях,в активном функционировании и в общении со взрослым.

Под средствами общенияЛисина М.И. понимает те операции, с помощью которых каждый участник строит своидействия общения и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком [14,с. 73].

Лисина М.И. выделила триосновные категории средств общения, с помощью которых дети взаимодействуют сосверстниками: экспрессивно–мимические, предметно–действенные и речевыеоперации.[14, с. 27]

Все они формируются уребенка в процессе реальных контактов детей с окружающими людьми. Каждаякатегория средств общения имеет свои специфические возможности, определяющие ихфункцию и роль во взаимодействии ребенка со сверстниками.

         Экспрессивно–мимические средства возникают в онтогенезепервыми. Их своеобразие состоит в том, что они одновременно служат ипроявлением эмоциональных состояний ребенка, и активными жестами, адресованнымиокружающим людям. Несмотря на индивидуализированность, выражение эмоций у ребенкастановится знаком, понятным другим людям, благодаря усвоению детьмисоответствующих эталонов, принятых в данном обществе.

         Экспрессивно–мимические средства общения являютсявыразительными. Они выражают содержание общения, не передаваемое с такой четкостьюи полнотой другими категориями общения (внимание, интерес, доброжелательность)и составляющее обязательный компонент потребности в общении на любом уровнеразвития. Это и определяет непреходящее значение экспрессивно–мимическихсредств общения на протяжении всей жизни человека.

Предметно–действенныесредства общения возникают в онтогенезе позднее. Они тоже имеют знаковуюфункцию, без которой невозможно взаимопонимание между разными людьми. Этисредства отличаются высокой степенью произвольности и позволяют детямдостаточно быстро и точно добиться от взрослого желательного взаимодействия.

Наиболее эффективны,речевые средства общения, позволяющие ребенку выйти за пределы частной ситуациии наладить с взрослым более широкое взаимодействие [14, с. 74].  

В общении со сверстникамидети используют средства общения всех категорий, которыми уже  овладели, всовокупности, выдвигая на передний план те или деятельностью иные из них взависимости от решаемой деятельностью в данный момент деятельностью задачи исвоих деятельностью индивидуальных особенностей деятельностью [14, с. 81].

Для понимания, являетсяли тот или иной вид взаимодействия общением, можно деятельностью опираться наследующие четыре критерия, предложенные М.И. деятельностью Лисиной [15].

Первый критерий: общениепредполагает внимание и интерес к другому, без которых взаимодействиеневозможно. Взгляд в глаза, внимание к словам и действиям другогосвидетельствуют о том, что субъект воспринимает другого человека, что оннаправлен на него. 

Второй критерий –эмоциональное отношение  к другому. Общение – это не просто безразличноевосприятие другого человека, это всегда эмоциональное отношение к нему.Эмоциональная окраска восприятия воздействий партнера является вторым критериемобщения.

Третьим критерием общенияявляются инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера ксебе. Поскольку общение – процесс взаимный, человек должен быть уверен, что егопартнер воспринимает его и относится к его воздействиям. Стремление вызватьинтерес другого, обратить внимание – наиболее характерный момент общения.

Четвертым критериемобщения является чувствительность человека к тому отношению, которое проявляетк нему партнер. Изменение своей активности (настроения, слов, действий) под влияниемотношения партнера явно свидетельствует о такой чувствительности. Всовокупности перечисленные критерии могут свидетельствовать о том, что данноевзаимодействие есть общение[18].

В результате исследованияГ.Р. Хузеевой  и Т.П. Авдулова особенностей  общения детей  старшегодошкольного возраста, было доказано, что результат социализации,  успешностьобщения  в группе сверстников  определяется не внутренними деятельностью и внешнимиособенностями  напрямую, а опосредован самим процессом протекания реального  общенияи взаимодействия. То есть, успешность ребенка в общении со сверстниками зависитот процесса конструирования социальной реальности: активности, чувствительностик партнеру [31, с. 21].

Коммуникативные способности  в процессе реального общения проявляются в способностиориентироваться и учитывать особенности другого (желания, эмоции, поведение,особенности деятельности и другие), в направленности на другого,чувствительности к сверстнику.

Данное свойство можетпроявляться в активности, инициативности, желании помочь, поделиться,возможности учитывать и понимать точку зрения другого, способности оценитьдеятельность сверстника в процессе общения.

При этом, как показалирезультаты исследования,  ребенок может учитывать интересы и особенности сверстникаи использовать их «в свою пользу» (эгоистическая направленность,конкурентность), а может использовать данную способность в «пользу другого»(гуманистическая направленность, просоциальные формы поведения, бескорыстнаяпомощь) [31, с. 22].  Но в том и другом случае ребенок может обладать высокимуровнем коммуникативных способностей. 

Способностьориентироваться и учитывать особенности другого в процессе общения формируетсяв деятельности.

В основе коммуникативных способностей, с точки зрения Хузеевой  Г.Р. и  Авдуловой Т.П.[31, с. 23], лежитсформированность адекватного образа сверстника, который включает в себяпознавательный, эмоциональный и поведенческий аспекты.

Условно, можно выделитьтри составляющие образа сверстника.

Познавательный аспектобраза сверстника включает в себя: 

1) знание норм и правил общения и взаимодействия со сверстниками;

2) дифференцированный образ сверстника (знание внешнихособенностей, желаний, потребностей, мотивов поведения, особенностейдеятельности и поведения другого);

3) знание и понимание эмоций другого человека;

4) знание способов конструктивного выхода из конфликтной ситуации.

Эмоциональный аспектобраза сверстника включает:

1) положительное отношение к сверстнику; 

2) сформированность личностного типа отношения к сверстнику (тоесть преобладание чувства «общности», «сопричастности» [31, с. 81] надобособленным, конкурентным отношением к сверстнику).

Поведенческий аспект образасверстника включает: умение  

1) регулировать процесс общения и взаимодействия с помощью правили норм поведения; 

2)  выражать и достигать собственных целей общения с учетом интересов сверстника; 

3) способность конструктивного сотрудничества; 

4) способность к просоциальным действиям в процессе общения сосверстниками;

5) разрешать  конфликтные ситуации конструктивными способами.

Безусловно, чтовыделенные компоненты коммуникативных  способностей  неразрывно связаны междусобой и в реальном процессе общения их трудно, разделить:

Познавательный, эмоциональный, поведенческий компонент адекватного образа сверстника образуютцентральное качество, определяющее коммуникативные  способности  –чувствительность к воздействиям сверстника.

Чувствительность ксверстнику – способность ориентироваться и учитывать особенности другого(желания, эмоции, поведение, особенности деятельности и другие), проявлятьвнимание к сверстнику, готовность ответить на его предложения, способностиуслышать и понять другого.

Проявление всех этихкачеств можно увидеть у дошкольника, имеющего статус «популярный», т.е.пользующийся  авторитетом среди сверстников, следовательно, можно сказать отом, что у популярного ребенка  на высоком уровне развиты коммуникативныеспособности.  В дошкольном возрасте детям доступны три варианта проявлениякоммуникативных способностей.

Коммуникативные способности  проявляются:

— в ситуации достижения собственных целей общения, взаимодействияс учетом особенностей партнера по общению (что-то попросить, договориться опринятии в игру, что-то узнать, уточнить и т. д., при этом не вызываяотрицательного отношения со стороны партнера по общению);

— в ситуации достижения цели совместными усилиями (организация ипроведение игр, совместные задания, упражнения, подвижные игры, выполнениепоручений и т. д.);

— в ситуации оказания просоциальных форм поведения (содействие,сочувствие, бескорыстная помощь, взаимовыручка) [23, c. 82].

В конце дошкольноговозраста у многих  (но не у всех) детей складывается новая форма общения,которая была названа внеситуативно — деловой.

Примерно половина речевыхобращений к сверстнику приобретает внеситуативный характер. Дети рассказываютдруг другу о том,  где они были и что видели, делятся своими планами илипредпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. В этом возрасте опятьстановится возможным «чистое общение», не опосредованное предметами идействиями с ними.

К шести годам значительновозрастает способность дошкольников к сопереживанию сверстнику, стремлениепомочь другому ребенку или поделиться с ним. Характерно, что все эти действия,направленные на поддержку сверстников, как правило, сопровождаются положительнымиэмоциями — улыбкой, взглядом в глаза, жестами, выражающими симпатию и близость.Часто вопреки правилам игры дети пытаются помочь своим партнерам, оправдать ихдействия перед взрослыми, защитить их от наказания. Все это можетсвидетельствовать о том, что поведение, направленное на сверстника, побуждаетсяне только стремлением соблюсти моральную норму, но прежде всегонепосредственным отношением к другому ребенку.  

Бескорыстное желаниепомочь сверстнику, что-то подарить или уступить ему, безоценочная эмоциональнаявовлеченность в его действия могут свидетельствовать о том, что к старшемудошкольному возрасту формируется особое отношение к другому ребенку, котороеможно назвать личностным. Суть этого отношения заключается в том, что сверстникстановится не только предпочитаемым партнером по совместной деятельности, нетолько предметом сравнения с собой и средством. Самоутверждения, но исамоценной целостной личностью. Сравнение себя со сверстником и противопоставлениеему превращаются во внутреннюю общность, которая делает возможными болееглубокие межличностные отношения.

Лисиной М.И. и А.Г.Рузкой   были определены особенности общения дошкольников со сверстниками,существенно отличающиеся от общения со взрослыми [24, с.85].

Первая и наиболее важнаяотличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий ичрезвычайно широком их диапазоне. Ребенок спорит со сверстником, навязывает емусвою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает,  жалеет и т.д.

Именно в общении сдругими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, какпритворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование[15, с. 87].

Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

Вторая яркая чертаобщения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональнойнасыщенности. В общении со сверстниками у ребенка наблюдается в 9-10 раз большеэкспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональныесостояния — от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствиядо гнева.

Значимость общения,которая выражает степень напряженности потребности в общении и меруустремленности к партнеру, значительно выше в сфере взаимодействия со сверстником,чем со взрослым [14, с. 56].

Третья специфическаяособенность контактов детей заключается в их нестандартности инерегламентированности, где выражены: особая раскованность, ненормированность, незаданностьникакими образцами. Если взрослый несет для ребенка культурно нормированныеобразцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных,ненормированных, свободных проявлений. Естественно, что с возрастом контактыдетей все более подчиняются общепринятым правилам.

Еще одна особенностьобщения сверстников — преобладание инициативных действий над ответными. Особенноярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, которыйраспадается из-за отсутствия ответной активности партнера, что порождаетконфликты, протесты, обиды среди детей [14, с. 29].

Таким образом, существует целый ряд предпосылок формированиякоммуникативных  способностей  дошкольника в общении со сверстниками.

В основе коммуникативныхспособностей лежат предпосылки, основными из которых являются возрастныеособенности развития (особенности психического развития и особенности общениясо взрослыми и со сверстниками) и индивидуальные особенности самого ребенка(индивидуальность ребенка и индивидуальный опыт ребенка).

Наиболее важными иисследованными предпосылками формирования коммуникативных способностей детейдошкольного возраста в общении со сверстниками являются: предпосылкиформирования коммуникативных способностей дошкольника в пространствевзаимодействия со сверстниками.

Под средствами общенияпонимаются операции, с помощью которых каждый участник строит свои действияобщения и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком.

Лисина М.И. выделила триосновные категории средств общения, с помощью которых дети взаимодействуют сосверстниками: экспрессивно–мимические, предметно–действенные и речевыеоперации.

В общении со сверстникамидети используют средства общения всех категорий, которыми уже  овладели, всовокупности, выдвигая на передний план те или деятельностью иные из них взависимости от решаемой деятельностью в данный момент деятельностью задачи исвоих деятельностью индивидуальных особенностей деятельностью.

Для понимания, являетсяли тот или иной вид взаимодействия общением, можно деятельностью опираться наследующие четыре критерия, предложенные: общение предполагает внимание иинтерес к другому, эмоциональное отношение  к другому,  инициативные акты,направленные на привлечение внимания партнера к себе, чувствительность человекак тому отношению, которое проявляет к нему партнер.

Результат социализации, успешность общения  в группе сверстников  определяется не внутреннимидеятельностью и внешними особенностями  напрямую, а опосредован самим процессомпротекания реального  общения и взаимодействия.

Коммуникативные способности в процессе реального общения проявляются в способности ориентироваться иучитывать особенности другого (желания, эмоции, поведение, особенностидеятельности и другие), в направленности на другого, чувствительности ксверстнику.

В основе коммуникативных способностей лежит сформированность адекватного образа сверстника, которыйвключает в себя познавательный, эмоциональный и поведенческий аспекты.

Особенности общениядошкольников со сверстниками, существенно отличающиеся от общения со взрослыми.Первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразиикоммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. Вторая яркая чертаобщения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональнойнасыщенности. Третья специфическая особенность контактов детей заключается в ихнестандартности и нерегламентированности, где выражены: особая раскованность,ненормированность, незаданность никакими образцами.

 

1.3. Развитие коммуникативныхспособностей детей в ДОО, основные направления работы педагога по их развитию

 

Гуманизация современногообразования предполагает переход к личностно ориентированным формам и методамобучения и воспитания, цель которых — общечеловеческие ценности, свободноеформирование личности.

Реализация данногоподхода приобрела существенное значение для формирования личности ребенка, егопсихического становления, которое включает в себя как развитие егодеятельностной, мотивационной и психической сфер, так и коммуникативной сферы.

В то же время, социально- экономические изменения, происходящие в российском обществе, привели квозникновению таких явлений в коммуникативной сфере подрастающего поколения,как социальная дезадаптация, дефицит общения и некомпетентность, что всегдаприводит к нарушениям и отклонениям не только в коммуникативной сфере, но и в психическоми личностном развитии в целом [4].

Развитие коммуникативныхумений и навыков начинается еще в детском возрасте и на это влияет множествофакторов, таких как особенности воспитания, микроклимат в семье, образ жизни идругие немаловажные вещи. В случае когда человек не получает определенногокоммуникативного опыта, во взрослом возрасте он может быть замкнутым инеуверенным.

Но даже для людей спроблемами в общении всегда есть выход из ситуации, ведь развитиесоциально-коммуникативных навыков доступно в любом возрасте. И здесь самоевремя поговорить о том, какие же есть средства развития коммуникативныхнавыков.

Любой вид практическойдеятельности ребенка переплетается друг с другом, что фактически отрицает ееотдельное существование. Например, от результата организованности общенияребенка зависит его результат обучаемости, при этом процесс обучения оказываетвоздействие на коммуникативную активность.

Очевидно, что обучениеречи невозможно без учета воспитательных возможностей общения. Важное условиепри формировании коммуникативных способностей, заключается в способностиребенка сопереживать, сочувствовать и умении находить общий язык [2,11,12].

Необходимо заметить, чтоне всякое общение с ребенком способно привести к положительному развитию еголичности, это соотносимо только к общению с учетом нравственных принципов иобщепринятых норм. Одна сторона такого общения должна быть нацелена навоспитание внимания к окружающим, а другая сообщать ребенку необходимые знанияпо культуре коммуникативного взаимодействия [29].

Состояние коммуникативнойсферы дошкольников характеризуется значительным снижением их психологическойактивности (эмоциональной, двигательной, коммуникативной, познавательной).

Развитие коммуникативныхнавыков и знаний является важнейшей составляющей личностной сферы иобеспечивает необходимую социально — психологическую адаптацию ребенка вокружающем его мире.

Умение вступать в контактс другими людьми, устанавливать с ними взаимные отношения, регулировать ихповедение оказывают большое влияние не только на позитивную совместнуюдеятельность, но и на будущий социальный статус ребенка в современном обществе.Одним из важных аспектов общения в дошкольном возрасте является общение сосверстниками.

Очевидно, что общение сосверстниками занимает важное место в жизни ребенка: от того, насколько хорошосформировано это общение, зависят темпы развития ребенка, его самовосприятие исамооценка, а также отношение к другим людям не имеет разностороннего опытаобщения со сверстниками, выпадает из сложившейся у детей культурной среды. Онне умеет «говорить» со своими сверстниками на их языке и, конечно же, отвергаетсяими [2].

Развитие навыков общенияу детей – одна из важнейших задач, стоящих перед родителями. Общение являетсяглавным условием и способом жизни человека в обществе, и с помощью него человекможет понять самого себя, отыскать свое место в мире. Детское коммуникативноеразвитие требует пристального внимания, а сегодня, когда дети стали намногоменьше взаимодействовать как со взрослыми, так и друг с другом, эта темастановится еще актуальнее.

Если ребенок будет малообщаться с окружающими людьми, он попросту не научится организовыватькоммуникацию в будущем. А это может стать причиной ощущения уязвленности иотвергнутости, привести к агрессивности, тревожности, замкнутости, сниженнойсамооценке и другим проявлениям эмоционального неблагополучия. Чтобы избежатьтаких проблем, родители должны оказывать всяческую помощь своим детям всоциальной адаптации.

Развитие навыков общенияу детей, как мы и сказали, лучше всего выстраивать в игровой форме.

Игры на развитиекоммуникативных навыков отличаются тем, что предлагают ребенку возможностьразвития и взаимодействия с другими людьми и окружающим миром вообще.

При этом в них нетсоревновательного начала, благодаря чему создается атмосфера близости иединства со сверстниками, а это как нельзя лучше влияет на формирование уменияобщаться и выстраивать межличностные отношения.

Предлагаем рассмотретьчетыре взаимодополняемых и взаимокомпонуемых направления коррекционнойпсихологической работы по развитию коммуникативных способностей у дошкольниковв работе педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения:

1) недирективноеиндивидуальное по развитию игровой деятельности;

2) директивноеиндивидуальное по коррекции когнитивной сферы;

3) смешанноеиндивидуальное по развитию познавательной и игровой деятельности и «позицииученика»; 4) смешанное групповое по развитию взаимодействия и умения работать вгруппе.

1. Недирективноеиндивидуальное направление по развитию игровой деятельности. Занятия данногонаправления должны быть построены   на основе развития разных видов и уровнейигры и игровой деятельности от сенсорной моторной игры до социальной иигры-воображения. Позиция психолога как значимого взрослого, с одной стороны, иинтересного партнера по игре – с другой, является наиболее адекватной в этомслучае.

Содержанием игры можетвыступать как собственно игровая деятельность и ее насыщение дополнительнымиэлементами, чувствами, партнерско-диалогическим взаимодействием, так и игра-взаимодействие, игра-эмоция, в которой ребенок получает удовольствие от самого фактавзаимодействия через телесный и визуальный контакт, совместную сенсорнуюдеятельность (вода, песок, краска, крупа, свеча и т. д.).

Психолог по возможностинасыщает смыслом и эмоциями игровую деятельность детей. Предполагаемыйрезультат: развитие у ребенка удовольствия от общения и совместнойдеятельности, умение инициировать приятное для него взаимодействие социальножелательными способами.

2. Директивноеиндивидуальное направление по развитию когнитивной деятельности. Занятияданного направления должны быть основаны  на основе предложения детямразвивающих заданий, на материале которых станет возможна отработка способовповедения в ситуациях, где необходимо попросить о помощи, умение работать впаре, ориентируясь на партнера, заканчивать начатое дело, не пугаясь трудностизадания или его объема, развитие диалогической и монологической речи.

Психолог должен занятьдирективную позицию организатора деятельности, требующего ее реализации иоценивающего итоги.

Предполагаемый результат:повышение психического тонуса, повышение уровня интеллектуального развития,способность к самоконтролю поведения в соответствии с предъявляемыми требованиями,учет позиции партнера по общению.

3.                    Директивное индивидуальноенаправление по развитию  познавательной и игровой деятельности и «позицииученика».

Занятия данного направлениядолжны быть построены на основе развития разных видов игры и материале развивающихзаданий. Психолог в данном случае занимает директивную позицию организаторадеятельности.

 В работе должны бытьмаксимально использованы аутостимуляции ребенка, параллельно с которыми могутвводится моторные и сенсорные игры.

Работа над развитием игровойдеятельности должна проводится через расширение стереотипов, должны бытьпоказаны новые способов действия с игровым материалом и настойчивом требованиииспользовать их. Кроме того, ребенку должны предлагаться  выполнения простейшихинтеллектуальных заданий, требующих произвольной организации своего поведения.

Предполагаемый результат:развитие у ребенка удовольствия от общения и совместной деятельности, повышениепсихического тонуса, умение инициировать приятное для него взаимодействиесоциально желательными способами, повышение уровня интеллектуального развития,способность подчиняться ситуативным требованиям взрослого

4. Групповое направлениеработы.

Занятия данногонаправления должны быть построены на основе развития умения взаимодействовать сдругими людьми, в том числе и детьми, гармонизации эмоционального состояния впроцессе общения и развитии подражания.

Групповые занятия должныбыть более структурированы и директивны, чем индивидуальные, и требовали отребенка большей включенности и собранности.

Дети будут обучатьсяумению подражать, соблюдать очередность в деятельности, принимать на себяразличные игровые роли в подвижных играх.

Содержанием работы такогорода групп должны стать совместные выполнения упражнений – драматизаций текстовстихов, песен о различных явлениях природы, жизни людей и животных, выполнениепростейших интеллектуальных и творческих заданий по той же теме и свободнаяигровая деятельность членов группы.

Позиция психолога наданных занятиях директивная в процессе организации деятельности и недирективнаяв ходе свободной игры.

Предполагаемый результат:умение взаимодействовать в коллективе, способность ориентироваться нафронтальные инструкции, подражать и вступать в совместную деятельность сдругими детьми, умение ждать и уступать.

Кроме того, присутствиеродителей, с одной стороны, позволит снять тревогу у ребенка и научитьродителей корректному общению со своими детьми – с другой.

Каждое из этихнаправлений на практике должно реализовываться  как самостоятельная единица, атакже в сочетании с другими.

Таким образом, развитиекоммуникативных навыков и знаний является важнейшей составляющей личностнойсферы и обеспечивает необходимую социально — психологическую адаптацию ребенкав окружающем его мире.

Умение вступать в контактс другими людьми, устанавливать с ними взаимные отношения, регулировать ихповедение оказывают большое влияние не только на позитивную совместнуюдеятельность, но и на будущий социальный статус ребенка в современном обществе.

Одним из важных аспектовобщения в дошкольном возрасте является общение со сверстниками.

Развитие навыков общенияу детей – одна из важнейших задач, стоящих перед родителями и педагогами.

Таким образом, …. О чемпункт, о том и пишите.

С целью развития коммуникативных способностей дошкольников в деятельностипедагога-психолога выделяют четыре взаимодополняемых и взаимокомпонуемых направлениякоррекционной психологической работы по развитию коммуникативных способностей удошкольников в работе педагога-психолога дошкольного образовательногоучреждения:  1) недирективное индивидуальное по развитию игровой деятельности; 2) директивное индивидуальное по коррекции когнитивной сферы;  3) смешанноеиндивидуальное по развитию познавательной и игровой деятельности и «позицииученика»; 4) смешанное групповое по развитию взаимодействия и умения работать вгруппе.

Каждое из этихнаправлений на практике должно реализовываться  как самостоятельная единица, атакже в сочетании с другими.

Выводы

1. Коммуникативныеспособности — это индивидуально — психологические особенности личности, которыеобеспечивают выработку на творческой основе умений установления и поддержаниявзаимодействия на партнерской основе, а также обеспечивают динамику иэффективность успешности приобретения знаний и формирования навыков.

2. Были выделеныследующие основные отличительные особенности общения дошкольников со  сверстниками:общение сверстников отличается повышенной эмоциональностью и раскованностьюконтактов; особенность контактов детей заключается в их нестандартности инерегламентированности. Для общения детей дошкольного возраста характерныситуативность, разнообразие коммуникативных действий,  насыщеннаяэмоциональность, нестандартность и преобладание инициативных действий  над ответными.К основным  мотивами общения относят познавательные, деловые личностные.

3. Развитиекоммуникативных навыков и знаний является важнейшей составляющей личностнойсферы и обеспечивает необходимую социально — психологическую адаптацию ребенкав окружающем его мире.

4. Умение вступать вконтакт с другими людьми, устанавливать с ними взаимные отношения, регулироватьих поведение оказывают большое влияние не только на позитивную совместнуюдеятельность, но и на будущий социальный статус ребенка в современном обществе.

5. Одним из важныхаспектов общения в дошкольном возрасте является общение со сверстниками.

6. Развитие навыковобщения у детей – одна из важнейших задач, стоящих перед родителями ипедагогами.

7.  Считаемцелесообразным с целью развития коммуникативных способностей дошкольниковприменить в деятельности педагога-психолога четыре взаимодополняемых ивзаимокомпонуемых направления коррекционной психологической работы по развитиюкоммуникативных способностей у дошкольников в работе педагога-психологадошкольного образовательного учреждения:  1) недирективное индивидуальное по развитиюигровой деятельности;  2) директивное индивидуальное по коррекции когнитивнойсферы;  3) смешанное индивидуальное по развитию познавательной и игровойдеятельности и «позиции ученика»; 4) смешанное групповое по развитиювзаимодействия и умения работать в группе.

Каждое из этихнаправлений на практике должно реализовываться  как самостоятельная единица, атакже в сочетании с другими.


 

Заключение

 

Курсовая работа посвящена изучению особенностейразвития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста.Исследование было проведено на теоретическом уровне.

Первый параграф был посвящен понятию «коммуникативныеспособности», где были изучены научные труды таких авторов, как
С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов и др., на основе которых былоопределено общее понятие: «коммуникативные способности — это индивидуально -психологические особенности личности, которые обеспечивают выработку натворческой основе умений установления и поддержания взаимодействия напартнерской основе, а также обеспечивают динамику и эффективность успешностиприобретения знаний и формирования навыков».

Второй параграф был посвящен коммуникативнымспособностям как основам общения со сверстниками дошкольников, где были изученынаучные труды таких авторов, как Р.М. Хаертдиновой., А.Г. Самохваловой, А.Г.Рузской, Е.О. Смирновой, В.В. Ткачевой, Е.В. Цукановой и других авторов. Послечего сделан вывод, общение сверстников отличается повышенной эмоциональностью ираскованностью контактов; особенность контактов детей заключается в ихнестандартности и нерегламентированности. Для общения детей дошкольноговозраста характерны ситуативность, разнообразие коммуникативных действий, насыщенная эмоциональность, нестандартность и преобладание инициативныхдействий  над ответными. К основным  мотивами общения относят познавательные,деловые личностные.

В третьем параграфе курсовой работы были изученынаучный труды Д.Б. Эльконина, П. П. Предвечного, Ю. А. Шерковина, А. С. Дарманяна,Ю.Т. Васильковой, Т.А. Васильковой.

Мы пришли к выводу о том,что развитие коммуникативных навыков и знаний является важнейшей составляющейличностной сферы и обеспечивает необходимую социально — психологическуюадаптацию ребенка в окружающем его мире.

Умение вступать в контактс другими людьми, устанавливать с ними взаимные отношения, регулировать ихповедение оказывают большое влияние не только на позитивную совместнуюдеятельность, но и на будущий социальный статус ребенка в современном обществе.

Одним из важных аспектовобщения в дошкольном возрасте является общение со сверстниками.

Развитие навыков общенияу детей – одна из важнейших задач, стоящих перед родителями и педагогами.

 Считаем целесообразным сцелью развития коммуникативных способностей дошкольников применить вдеятельности педагога-психолога четыре взаимодополняемых и взаимокомпонуемыхнаправления коррекционной психологической работы по развитию коммуникативныхспособностей у дошкольников в работе педагога-психолога дошкольногообразовательного учреждения:  1) недирективное индивидуальное по развитию игровойдеятельности;  2) директивное индивидуальное по коррекции когнитивной сферы; 3) смешанное индивидуальное по развитию познавательной и игровой деятельности и«позиции ученика»; 4) смешанное групповое по развитию взаимодействия и уменияработать в группе.

Каждое из этихнаправлений на практике должно реализовываться  как самостоятельная единица, атакже в сочетании с другими.

В связи с чем, стоит заключить, что цельисследования достигнута, задачи разрешены в полном объеме, наше предположение отом, что коммуникативные способности детей дошкольного возраста обладаютопределённой спецификой — подтвердилось.

 


 

Списоклитературы

1.       Брудный А. А. Понимание и общение. — М.: Просвещение, 2016.-214с.

2.       Васильев Г.С. Проблема коммуникативных способностей членовпервичных учебно-воспитательных коллективов: дис. . канд. психол. наук. — М.,1977

3.       Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика. — М.:Академия, 2014.-290 с.

4.       Выготский Л.С. Избранные психологические труды. с/с 6т.–М:Педагогика. – 2014.  — 425 с.

5.       Гаврилушкина, О. Развитие коммуникативного поведения дошкольниковв условиях детского сада [Текст]  / О. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду.– 2013 – № 2 –  121 с.

6.       Дарманян А. С. Понятие коммуникативных способностей в психологии /А. С. Дарманян. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. —2019. — № 33 (271). — С. 105-107.

7.       Зотова И.В. Особенности развития коммуникативных и речевых навыковдетей старшего дошкольного возраста / И.В. Васильева, Д.В. Могилка // Проблемысовременной науки и образования. 2017. №17(99). С. 78-81.

8.       Казаков И.С. Профессиографическая структура информационнойкомпетентности будущего педагога // EuropeanSocialScienceJournal. – 2014. – №5-1 (44). – С. 160-163.

9.       Карпова С.Н. Дидактическая игра как средство формированиякоммуникативных навыков детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольнойпедагогики. – 2017. – №3. – С. 92-95.

10.   Конченко С.В. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитиекоммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. –2017. – №9. – С. 334-337.

11.   Кулько И.Ю. Развитие коммуникативных способностей детей старшегодошкольного возраста в процессе коллективного труда / И.Ю. Кулько, Ю.В. Пистун,К.В. Ильинова, Г.П. Ковачева // Молодой ученый. – 2015. – №6. – С. 644-647.

12.   Клюева, Н.В. Общение. Дети 5-7 лет / Н.В. Клюева, Ю.В. Филиппова.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. – 160 с.

13.   Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностноепознание. — Ростов н/Д.: Феникс, 2018.-608с.

14.   Лето Я. В. Понятия «общение» и «коммуникация» в психологии //Молодой ученый, 2016. № 12. С. 770-772.

15.   Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения // Теоретическая иэксперементальная психология. 2015. №2. С. 101-110.

16.   Лисина М.И. Общение ребенка с взрослым как деятельность. Общение иего влияние на развитие психики дошкольника. — М.:Просвещение,1974. — 76 с.

17.   Лыткина И.Ю. Роль взрослых в формировании коммуникативных уменийдошкольников // Научная педагогическая дискуссия: интеграция теории и практики,2017. с. 221-223.

18.   Майборода Т.А., Мовсесян Л.С. Изучение коммуникативныхспособностей личности в рамках личностно-деятельностного подхода // МатериалыXХХIХ научно-технической конференции по итогам работыпрофессорско-преподавательского состава севкавгту за 2009 год. Том третий.Общественные науки. Ставрополь: 2010. 131 с.

19.   Мельникова, Н.А. Социальная психология: Конспект лекций. — М.:Эксмо, 2016. — 160 с.

20.   Мухина В.С. Возрастная психология. — М.: Академия,2011.-276с.

21.   Общение и его влияние на развитие психики дошкольников /Под ред.М.И. Лисиной. М., 1974. – 187с.

22.   Привалова С.Е. Формирование коммуникативной компетентности впериод дошкольного детства / С.Е. Привалова // Педагогическое образование вРоссии. – 2015. – №7. – С. 284.

23.   Психология общения. Энциклопедический словарь[ Текст] / Под общ.ред. А.А. Бодалева. — М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г.-600с.

24.   Развитие общения дошкольников со сверстниками: монография / под ред.А.Г. Рузской. М.: Педагогика, 2016. — 215 с.

25.   Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста:психологические исследования / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. М.,2015. — 260 с.

26.   Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С.Выготского и М.И. Лисиной. // Вопросы психологии.-2011 — № 6. — 81с

27.   Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика,проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. М.: Гуманит. изд. центрВЛАДОС, 2014. 160 с.

28.   Соловьева А.И. Взаимодействие ДОО и семьи в процессекоммуникативного развития старших дошкольников / А.И. Соловьева, М.К. Мойся //Молодой ученый. – 2016. – №9.3. – С. 29-30.

29.   Социальная психология. / Под ред. П. П. Предвечного, Ю. А.Шерковина. М.: Высш. шк., 2014.-320 с.

30.   Стрелкова Н.С. Формы общения детей раннего возраста сосверстниками // Проблемы теории и практики психологии развития. Тверь:материалы III региональной научно-практической конференции, 2016. С. 17-18.

31.   Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольногообразования: утвержден приказом Министерства образования и науки РоссийскойФедерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и наукиРоссийской Федерации. – Москва,  2013.

32.   Хузеева  Г.Р., Авдулова Т.П. Личностная и коммуникативнаякомпетентность современного дошкольника. Учебное пособие /Прометей;Москва,2013,-65с

33.   Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей удошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольныхобразовательных учреждений. Ростов н/Д: Феникс, 2015. — 256 с.

34.   Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка  школеМ., 2002 — 288 с.

35.   Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка:Учебно-методическое пособие. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого,2000.  — 88с.

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Методикидиагностики коммуникативных способностей

Методика «Рукавички»,разработанная Г.Л. Цукерман, позволяетизучить коммуникативные способности детей. Коммуникативные действия посогласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества(кооперация). Умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать исогласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действиядруг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать своимысли. Умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а такжепередать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи.

Для определения уровняразвития коммуникативных способностей детей, как правило,  используют четыредиагностические методики Н. Е. Веракса.

Предлагаемые методикипозволяют определить:

Методика №1 различает лиребенок ситуации взаимодействия;

Методика № 2 понимает лидошкольник состояние сверстников;

Методика №3 владеет лиспособами выражения своего отношения ко взрослому;

Методика №4 владеет лиспособами выражения своего отношения к сверстнику.

Данные методикипозволяют  определить возрастную динамику развития коммуникативных способностейребенка и его индивидуальные особенности.

Методика №1.

Цель: определение уровняразвития коммуникативных способностей (понимание ребенком задач, предъявляемыхвзрослым в различных ситуациях взаимодействия).

Методика№ 2

Цель: выявление уровняразвития коммуникативных способностей (понимание ребенком состояниясверстника).

Стимульный материал:

Демонстрационныйматериал, и индивидуальные картинки (для каждого ребенка), передающие различноеэмоциональное состояние детей: встреча веселого мальчика и грустной девочки,игра детей, ссора детей. Рядом с каждой картинкой представлены два вариантаэмоционального состояния детей — веселое и грустное.

Методика№ 3

Цель: выявление уровняразвития коммуникативных способностей (представление ребенка о способахвыражения своего отношения ко взрослому).

Методика№ 4

Цель: выявление уровняразвития коммуникативных способностей (представление ребенка о способахвыражения своего отношения к сверстнику).

Карта наблюдений запроявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А.М. Щетинина, М.А.Никифорова) [35]

Данная методиканаправлена для исследования развития коммуникативности и способности к партнерскомудиалогу, особенностей общения.

Методика – опрос(интервьюирование), психодиагностика отношения ребенка к сверстникам (Н.В.Нижегородцева и В.Д. Шадриков) [34].

Методика направлена наоценку общения ребенка со сверстниками.

Опыт общения со сверстникамиоказывает весьма существенное влияние на формирование детского самосознания. Вобщении, в совместной деятельности с другими детьми ребенок познает такие своииндивидуальные особенности, которые не проявляются в общении со взрослыми(умение устанавливать контакты со сверстниками, придумать интересную игру,выполнять те или иные роли и т.д.), начинает осознавать отношение к себе состороны других детей.

 Методика коммуникативнойкомпетентности в общении со сверстниками «Картинки» (Е.О. Смирнова, Е.А.Калягина) [26].

Методика направлена навыявление уровня развития коммуникативных способностей (понимание ребенкомсостояния сверстника), выявление представления ребенка о способах выражениясвоего отношения к сверстнику). 

В качестве ситуацийнаблюдения можно выбрать:

Сюжетно-ролевую игру«День рождения у Куклы Маши». Эта игра не имеет четко заданной ситуации ипозволяет включить в сюжет различные роли. Для более полного представления обуровне развития коммуникативных способностей детей игру организовываетвзрослый, который осуществляет наблюдение. Таким образом, мы выявимкоммуникативные способности в общении и со сверстниками, и с взрослыми.

Задания и поручения,которые позволят нам выявить умения детей выполнять коллективную работуслажено, не вступая в конфликт.

Целевую прогулку с цельювыявления умений выполнять знакомые правила общения с взрослыми (здороваться,прощаться, обращаться на «вы»)

Совместные игры детей напрогулке.

Однако метод наблюдениядает представление большей частью о поведении детей, поэтому так же можноиспользовать метод беседы, для получения более точных данных о знаниях иумениях детей, необходимых для коммуникативной деятельности.

В теоретических исследованиях и на практике педагоги используютразличные методы изучения и констатации коммуникативных способностей детей:наблюдение, беседа, эксперимент.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет