X-PDF

Курсовая работа Система работы учителя физики по подготовке учащихся 9 классов к итоговой аттестации

Поделиться статьей

Федеральноегосударственное бюджетное образовательное учреждение

высшегообразования

«АРМАВИРСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

Институтприкладной информатики, математики и физики

Кафедраматематики, физики и методики их преподавания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине«Общая и экспериментальная физика»

 

направлениеподготовки 44.03.05 Педагогическое образование,

направленность(профиль)  «Физика и информатика»

 

на тему:

«Система работыучителя физики по подготовке учащихся 9 классов к итоговой аттестации»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент группы ZВМ-ФизИ-4-1

института ПИМиФ

Кууск Т.А.

 

Руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент

Немых О.А.

 

 

 

 

 

 

Армавир – 2021

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………….

3

§ 1.

Структура ОГЭ по физике ………………………………………………

6

§ 2.

Теоретические основы методики работы учителя физики по подготовке учащихся к итоговой аттестации  ………………………………………………

 

10

§ 3.

Формирование практических умений при подготовке учащихся к ОГЭ ……………………………

15

 

 

 

Заключение ………………………………………………………………..

25

Список использованных источников ………………………………..

27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года «Об образовании вРоссийской Федерации» ФЗ-№273 итоговая аттестация, завершающая освоениеосновных образовательных программ основного общего и среднего общегообразования, является обязательной.

      В последние годы вопросы повышения эффективности подготовкиучащихся к Государственной итоговой аттестации по физике стали наиболееактуальными для учителей общеобразовательных организаций. Прежде всего, этосвязано с тем, что итоговая аттестация по образовательным программам основногообщего образования в форме ОГЭ согласно приказу Министерства образования инауки от 12.03.2014 393 «Об утверждении порядка организации индивидуальногоотбора при приеме учащихся в государственные и муниципальные образовательныеорганизации для получения основного и среднего общего образования с углубленнымизучением отдельных предметов и для профильного обучения» выступает одним изусловий поступления учащегося в классы с соответствующим выбору профилем.
      В отличие от ранее преобладавших форм проведения итоговой аттестации,включая письменную и устную форму или защиту учебного проекта, Государственнаяитоговая аттестация в форме ОГЭ в большей мере ориентирована на требованияследующего уровня образования и направлена на выявление сформированности техприемов и способов работы, которые в дальнейшем способны обеспечить успешноеосвоение соответствующих программ. По этой причине следует говорить о том, чтонеобходимо внесение корректив в методику преподавания физики на уровнеосновного общего образования с учетом тех характеристик, которыми обладаютновые формы аттестации.
        Одной из основных проблем качественной подготовки к государственной(итоговой) аттестации является неумение педагогов организовать индивидуальноеповторение пройденного материала. Разный уровень подготовки имеют учащиесяодного класса, в частности, он может зависеть от того, намерен ли ученикпродолжать обучение, и будет ли его обучение связано с физикой. Кроме того,готовность ученика к экзамену включает не только собственно умение выполнятьпредложенные задания, но и умение выбрать задания, которые решить под силу, иналичие навыков самоконтроля, и умение правильно распорядиться отведенным наэкзамен временем, и способность настроить себя психологически, сконцентрироватьвнимание, управлять своими эмоциями. Все эти аспекты требуют от учителя разнойметодики подготовки учащихся к экзамену.

      Исходя из всеговышесказанного, следует актуальность данной работы:

— Организация методики преподавания физики на уровне основногообщего образования с учетом тех характеристик, которыми обладают новые формыаттестации.

— Организация методов и способов подготовки к итоговой аттестациис учётом изменений, которые происходят в структуре КИМов.

    Объект исследования: Процесс обучения физике учащихся основной школы.

     Предмет исследования: подготовка учащихся к ОГЭ по физике.

     Цельмоей работы – рассмотреть систему подготовки учащихся к итоговой аттестации восновной школе, а также выявитьметодические особенности подготовки учащихся к ОГЭ при обучении физике.
        Для достижения цели ставятся следующие задачи:

1.    Изучитьметодические рекомендации по организации и проведению ОГЭ по физике.

2.    Изучитьструктуру ОГЭ.

3.    Выделитьпринципы составления задач ОГЭ.

4.    Разработатьсистему знаний, способствующих подготовке к ОГЭ.

     Этапы исследования: Изучение теоретического материала по данному вопросу. Работа надпрактической частью.

    Гипотеза: если в процессе обучения физике использовать разработаннуюсистему заданий, то процесс подготовки учащихся к ОГЭ будет более эффективным

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1Структура ОГЭ по физике

     Для того, чтобы понять, сложен ли экзамен по физике надо разобраться с егоструктурой. Экзамен по физике состоит из двух частей. В первой части есть 19заданий с кратким ответом: 1-16 и 18-20. Во вторую часть входят 6 заданий сразвернутым ответом: 21-25 и 17 (там необходимо провести лабораторную работу  исоставить отчёт по ней).

   Первая часть экзамена разделена на 4 блока, которые встретятся также и на ЕГЭ по физике — это механические, тепловые, электромагнитные и квантовыеявления.

   Стоит выделить первое задание экзамена. Оно посвящено физическим понятиям. Внем необходимо сопоставить физические величины с их единицами измерения илиприборами для их измерения. Это задание охватывает сразу все блоки иоценивается в 2 балла. Также в экзамене встречаются теоретические заданияповышенной сложности (2 балла), они бывают 2 типов: 

1.    Задания формата «2 из 5». Вэтом задании описывается модель или процесс. Нужно выбрать два верныхутверждения, описывающих ее. Если одно утверждение выбрано верно, а другое —нет, поставят 1 балл.

2.    Задания на характер изменениявеличин. В нем описывается модель, затем ее начальные параметры меняют.Необходимо определить, как изменятся (увеличатся, уменьшатся или не изменятся)две искомые величины. Один балл можно получить, если вы верно определилиизменение только одной величины.

     Еще в каждом блоке естьрасчетная задача повышенной сложности, за нее можно получить 1 балл.

     Вторая часть состоит из 6заданий с развернутым ответом. Решение каждого задания необходимо оформлять в бланкеответов №2. Их проверят вручную эксперты ФИПИ. 

·        Задание №17 — этоэкспериментальное задание (лабораторная работа), за которую вы можете получить3 балла. На курсе подготовки к ОГЭ мы с учениками работаем с каждым комплектомоборудования, который будет у них на экзамене, и отрабатываем все типылабораторных работ. 

·        Задание №21 — это задача наработу с текстом. Вам необходимо проанализировать информацию и применить ее напрактике.  

·        Задание №22 — качественнаязадача. Вам нужно с физической точки зрения объяснить явление или эксперимент,за это задание вы можете получить максимум 2 балла. 

·        Задания 23, 24 и 25 — эторасчетные задачи. Они проверяют, знает ли ученик формулы и умеет ли онкомбинировать их в решении. Максимум за эти задания можно получить 3 балла,обычно их решают всего 17% учеников.

·        В этих заданиях важно помнитьобо всех критериях, по которым оценивается решение экспертами ФИПИ.Распределение заданий по каждому блоку вы можете увидеть в таблице.

Раздел курса физики, включённый в работу

Количество заданий

Механические явления

9-14

Тепловые явления

4-10

Электромагнитные явления

7-14

Квантовые явления

1-4

Итого:

25

 

Таким образом, всего за экзамен можно набрать 43 балла. Послеэтого выставят оценка в соответствии с  шкалой

«5» — с 34 до 43 баллов

«4» — с 22 до 33 баллов

«3» — с 11 до 21 баллов

«2» — с 0 до 10 баллов

Экзамен длится 3 часа (180 минут).

 

         По опыту работы сучениками я вижу, что наиболее трудными являются вопросы, связанные смагнетизмом и электромагнитным полем, с явлениями индукции и самоиндукции. Этообъективно самые сложные темы для 9 класса — их более детально рассматривают в10-11 классе. Чтобы хорошо объяснить эти темы, нужно вводить сложные длядевятиклассников понятия — например, «поток магнитного поля». Задачи на этитемы всегда вызывают сложности у школьников, а одно-два задания по ним наэкзамене всегда присутствуют.

        Также вызываютзатруднения вопросы на геометрическую оптику (линзы, преломление света, глазкак оптический прибор), ядерную физику, строение атома. В обычной школе этитемы изучаются в конце 9 класса, и времени на них остается мало. По этимразделам на экзамене могут быть 4-6 вопросов.

       Самые простые темы ОГЭпо физике — скорость, движение, теплота, вопросы на размерность (например,в чем измеряется сила, давление). Или задания, где требуется определить что-топо графику. С ними успешно справляется большинство девятиклассников.

        Вовторой части ОГЭ по физике есть несколько стандартных приемов, которые нужнознать каждому. Они помогут набрать больше баллов за самые сложныеэкзаменационные задания.

       Задание № 17 Экспериментальное задание на механические и электромагнитныеявления. Оценивается в три балла. Надо собрать экспериментальную установку ивыполнить измерения. Здесь нужно продемонстрировать теоретические знания иумение работать с приборами, то есть показать знания в комплексе. Именнопоэтому за задачу можно получить высокий балл.

       Задание № 21 Вопрос на применение информации из текста физического содержания.В этом задании девятикласснику предлагается текст, нужно его прочитать,осмыслить и найти ответ на поставленный вопрос. Единственная сложность в том,что текст придется читать долго и внимательно.

        Задание № 22 Качественная задача на механические, тепловые или электромагнитныеявления. Здесь требуется анализ предлагаемого явления на качественном уровне супоминанием физических законов. В рамках одной задачи может встречаетсянесколько тем. Сами формулы, которые нужно применить, простые, но их необходимосоединить из разных тем.

    Задания23, 24,25 Расчетные задачи на механические, тепловые, электромагнитные явления,каждая из которых оценивается в три балла. Правильно записанное условие плюсзаконы, необходимые для решения, уже дают один балл. Поэтому, даже если незнаешь, как решать задачу, есть шанс получить балл за нее!

      Если в новом учебномгоду эпидемиологическая ситуация в стране не нормализуется, итоговая аттестация9-классников будет проведена в урезанном формате — вместо ОГЭ по физике (идругих дисциплин по выбору) выпускники будут сдавать письменную контрольнуюработу. Поскольку на данный момент не озвучены четкие требования к составлениюэтой контрольной и не исключено, что она будет максимально близка к форматуОГЭ, мы предлагаем будущим выпускникам уже сегодня узнать, какие изменениявозможны в КИМах по предмету.

      Задуматься наднеобходимостью сдавать физику в 9 классе стоит, если: вы уже определились сбудущей профессией, и точно будете сдавать физику на ЕГЭ; вы хотите продолжитьобучение в классе физико-математического профиля; вы планируете после 9 классапоступать в колледж соответствующего направления. Поскольку выпускники 2021года уже с 1-го класса обучались по новым стандартам ФГОС, для них былиразработаны новые КИМы. По сути, реформа были осуществлена еще в прошлом году,и ФИПИ представил на страницах официального сайта новые варианты КИМов для ОГЭпо физике, но их реальная апробация пройдет именно в 2021 году, так как впрошлом году экзамен был отменен из-за сложной эпидемиологической ситуации в стране.

      Выпускникам, которые в 2021 году заканчивают 9 класс, важно знать про ОГЭ по физике такие факты:испытание пройдет в стенах родной школы, но без присутствия в кабинете учителейфизики и математики; в КИМе всего 25 вопросов; все разрешенные справочныематериалы есть в индивидуальном комплекте у каждого экзаменуемого; навыполнение отводится 180 мин. (ровно 3 часа); разрешено использование черновика(содержимое черновика не подлежит проверке); с собой можно принести стандартнуюлинейку и непрограммируемый калькулятор. При выборе калькулятора обратитевнимание, что под запрет попадают модели, обладающие возможностью хранить впамяти устройства какие-либо данные, а также функционал которых позволяетосуществлять обмен данными. При этом разрешены устройства с возможностьювыполнения основных математических действий и вычисления тригонометрическихфункций.

 

 

§ 2Теоретические основы методики работы учителя физики поподготовке учащихся к итоговой аттестации

 

       В чём же заключается системаработы учителя физики по подготовке учащихся к государственной итоговойаттестации и как эффективнее её провести? Подготовка к итоговой аттестацииреализуется в рамках программы, которая предусматривает различныенаправления  деятельности: организационно-методическая работа, повышениепрофессиональной компетентности учителя, изучение нормативных документовразличного уровня, работа с учащимися и их родителями, аналитическая работа по  результативности проведения  итоговой аттестации.

      Готовность ученика кэкзамену включает и собственно умение выполнять предложенные задания, и выборзаданий, которые решить под силу, и способность к самоконтролю, и умениеправильно распорядиться отведенным време­нем, и психологический настрой иконцентрация.

     В первую очередьнеобходимо изучить формат и структуру контрольно-измерительных материалов,которые используются в ОГЭ по физике.

      Экзамен не должен статьдля выпускников испытанием на прочность нервной системы. Чем раньше начнетсяподготовка к экзамену, тем легче пройдет его сдача. Подготовка к экзамену – этоне «натаскивание» выпускника на задания, аналогичные заданиям прошлых лет.Подготовка означает изучение программного материала с включением заданий вформах, используемых при итоговой аттестации. Кроме того, необходимоликвидировать пробелы в знаниях и постараться решить общие проблемы, хорошоизвестные каждому учителю: отсутствие культуры вычислений величин в принятых единицах измерения и несформированность приемов самопроверки.

      Подготовка к итоговойаттестации должна носить системный характер. По каждой теме необходимо датькраткий справочник (основные определения, формулы, законы и пр.), примеры срешениями, тренировочные упражнения (на базовом и повышенном уровнях) и тесты.

      Анализируя работыучащихся прошлых лет, выявляются следующие проблемы:

— неумение выполнять операциис переводом единиц  измерения;

— низкий процент вернорешивших количественные и качественные задачи, а большинство вообще неприступали к решению этих задач;

— большое затруднение ввыполнении практических заданий (несоответствие приборов в школьныхлабораториях новому оборудованию, предложенному во время экзамена);

— проблемы оформления решенийв заданиях с развернутым ответом: многословность пояснения очевидных фактов,небрежность работы с формулами, ошибки при математических расчетах.

      Трудность в сдачеОГЭ  для многих девятиклассников связана,  прежде всего, снепониманием того, как к нему готовиться. И здесь во многих случаях подготовкасводится к разбору решений экзаменационных задач прошлых лет. Эффективностьтакой подготовки достаточно сомнительна.  

     Между тем уже в самойструктуре ОГЭ содержится указание на то, как можно выстроить подготовку:существующий кодификатор позволяет разбить материал на несколько крупныхтематических блоков, выстроив повторение по содержательным (механика,электричество, оптика, атомная физика и т.д.) линиям. Такой подход будетспособствовать формированию более прочных знаний и, как следствие, болееуверенному поведению ученика на экзамене вне зависимости от того, в какой формеэкзамен будет проводиться.

  Стержневой идеей курса физики средней школы является физическая теория.

     Основнаятрудность в подготовке к  ОГЭ состоит в том, что ученик должен владеть всемучебным материалом по предмету, начиная с 7 класса. А это значит, что учительдолжен найти в 9  классе время (на уроке или после него) для повторения исистематизации ранее изученного материала. Теоретический материал настольковелик, что приходится сокращать время на решение задач. Аконтрольно-измерительные материалы и 9-х классов состоят именно из задач. Науроке мы можем решить только стандартные одношаговые задачи. Это значит, чтосовершенствовать навык решения одношаговых задач и приобретать навык решенияболее сложных задач учащиеся могут только во внеурочное время.

Особенности  подготовки  учащихся:

    ОГЭ не рассчитан на выпускников, прошедших обучение на базовом уровне при 2часах в неделю (хотя минимальный балл соответствует стандарту базового уровня);

   В классах с базовой подготовкой можно добиться высоких результатов только присистематической дополнительной работе;

   Добиваться повышения уровня подготовки учащихся нужно не расширением кругаизучаемых вопросов, а углублением курса за счет решения большего количествазадач различной сложности, в том числе экспериментальных и  исследовательских.

   Обучающиеся,изучающие физику на базовом уровне, не могут продемонстрировать в рамках ОГЭ пофизике уровень подготовленности, необходимый для получения хороших и отличныхотметок. Начинать подготовку учащихся к ОГЭ необходимо как можно раньше — с 7класса и на протяжении последующих лет работы в данном классе.

    Такая подготовка заключается в применении тестовой технологии для проверкикачества знаний на различных этапах урока. Но это, скорее, настрой ученика наэкзамен  в рамках ОГЭ, а затем и ЕГЭ, так как у учащихся вырабатываются уменияработать с тестами: концентрировать внимание, актуализировать в нужный моментзнания и навыки, умело распределять время выполнения работы. Но однимприменением тестовой технологии добиться успеха в ОГЭ невозможно. Те знания,которые понадобятся учащимся 9-х классов на ОГЭ, закладываются в 7-8 классах,когда начинается изучение разделов физики. Поэтому к процессу подготовкиучащихся 9-х классов к Итоговой аттестации  по физике необходимо подходитьочень серьёзно. Ведь нужно решать одновременно две задачи: дать новое иповторить старое.

        Подготовка к итоговомуконтролю, как правило, предполагает повторение большого объема предметногоматериала. Это необходимо учитывать при планировании повторения, обобщенияучебного материала и подготовке учащихся к контрольной проверке. Такая работадолжна проводиться в несколько этапов.

I этап – выявлениедефицитов в знаниях школьников и составление своеобразной индивидуальнойпрограммы повторения.

        На этом этапеуточняются пробелы в знаниях и умениях по ранее изученным темам. Источникамиинформации для определения пробелов являются самооценка ученика, наблюденияучителя за действиями школьника в тех или иных учебных ситуациях, данныетекущих работ и по необходимости специальная диагностика (тестовые заданияразличных видов, результаты контрольных и проверочных работ и т.д.). Наосновании этой информации ставятся индивидуальные образовательные задачи,выбираются формы и приемы их решения.

     II этап – работа надошибками, закрепление пройденного материала.

      Занятие на данном этапеорганизуется индивидуально, в парах и группах. Школьники могут распределятьсяпо нескольким временным объединениям для выполнения конкретной учебной задачисогласно своим потребностям. Одновременно можно наблюдать работу несколькихсводных групп – разных по изучаемым темам, уровням сложности и способам работы:в одних сводных группах школьники работают в парах, в других – с учителем, втретьих – самостоятельно. После успешного выполнения поставленной задачи ученикпереходит в другое объединение для повторения очередной темы. Результатывыполнения заданий и все передвижения учащихся фиксируются в таблице учета.Повторение, закрепление пройденного материала в сводных группах может бытьорганизовано по методике взаимопроверки индивидуальных заданий. Сутьвзаимопроверки – учащийся самостоятельно выполняет какое-либо индивидуальноезадание, затем в парах проверяет правильность выполнения каждого задания. Дляорганизации взаимопроверки необходимо специально подготовить дидактическийматериал – индивидуальные задания. Каждое из них представляет отдельнуюкарточку, содержащую несколько вопросов и/или задач. Здесь могут быть и задачиразного уровня сложности, и теоретические вопросы. Одни задачи можно решитьустно, а другие – письменно. В карточку включаются вопросы и задачи из разныхтем вне какой-либо логической зависимости между ними. Кроме того,целесообразно, чтобы некоторые вопросы и задачи повторились в разных карточках.Число карточек не зависит от количества учащихся, оно определяется количествомтипов вопросов и задач, которые выносятся на итоговый контроль. Эти типывопросов и задач берутся из программы повторения.

 

 

§ 3 Формирование практических умений при подготовке

учащихся к ОГЭ

      Самоетрудное в подготовке к итоговой аттестации,— это как раз научиться решатьфизические задачи. В физике нет алгоритмов и готовых рецептов. Каждая задачауникальна и требует своего особенного подхода. Чтобы увидеть путь решения,нужны знания, навыки и развитая интуиция. Всё это приходит с опытом. А опытнарабатывается в результате решения десятков и сотен задач, тщательноподобранных преподавателем с учётом особенностей каждого конкретного ученика.

        Заданияэкзаменационной работы делятся по уровню сложности и содержанию физическогоматериала. Для заданий разного уровня сложности (базового, повышенного) можновыделить общие приемы выполнения, не зависящие от содержания знаний и умений,связанные с конкретным физическим материалом. Задания базового уровня требуютлибо воспроизведения формулировки какого-либо элемента знаний, либо егоприменение в известной учащемуся (стандартной) ситуации. Каждое такое заданиепроверяет известный набор элементов физического знания.

       Казалосьбы, что при подготовке к выполнению каждого из заданий базового уровнянеобходимо вспомнить формулировки соответствующих элементов знаний и решитьзадачи на каждый элемент, причем, чем больше, тем лучше. Однако это означало быповторное изучение курса физики. Разумно, приступая к решению задач базовогоуровня, выделить общий план поиска решения задач на применение отдельныхэлементов знаний. После этого решить по одной задачи на каждый элемент, и такимобразом установить, какие элементы знания усвоены недостаточно. И уже, исходяиз этой информации, подобрать задачи для индивидуальной тренировки.

    Задания первого блока  на установлениесоответствия между величинами, формулами, приборами, единицами измерения.

 

1) Установите соответствиемежду физическими величинами и единицами этих величин в системе СИ. Запишите втаблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 

ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА

 

ЕДИНИЦЫ ФИЗИЧЕСКИХ
ВЕЛИЧИН

А) электрическое напряжение

Б) электрическое сопротивление

В) электрический заряд

 

1) Ом (1 Ом)

2) Кулон (1 Кл)

3) Джоуль (1 Дж)

4) Паскаль (1 Па)

5) Вольт (1 В)

 А

Б

В

 

 

 

 

 

 

2) Установите соответствие междуфизическими величинами и размерностями этих величин. Запишите в таблицувыбранные цифры под соответствующими буквами.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

 

РАЗМЕРНОСТИ

А) кинетическая энергия тела

Б) сила

В) давление

 

1) кг

2) Дж

3) Н

4) Па

5) Н·м

 А

Б

В

 

 

 

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 965

3)Установитесоответствие между физическими величинами и размерностями этих величин.Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

 

РАЗМЕРНОСТИ

А) вес тела

Б) работа силы

В) масса тела

 

1) кг

2) Дж

3) Н

4) м

 А

Б

В

 

 

 

 

 

 

4)Установите соответствие между физическими величинами и единицами этих величин всистеме СИ. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ

А) импульс тела

 

Б) мощность

 

B) работа

1)  вольт (В)

2)  ньютон-секунда (Н · с)

3)  ватт (Вт)

4)  ньютон (Н)

5)  джоуль (Дж)

 

 

 

Пример расчётных задач для тренировки навыков для ОГЭ по физике:

Задача 1. Вагон массой 20 т, движущийсяпо горизонтальному пути со скоростью 2 м/с, сталкивается с другим вагоном такойже массы, движущимся ему навстречу со скоростью 1 м/с, и автоматически с нимсцепляется. Какой путь они пройдут до полной остановки, если буду двигатьсяпосле сцепки с ускорением 0,005 м/с2?

 

Дано:

СИ

Решение:

m1 = m2 = 20 т

υ1 = 2https://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/09/s_5e3ff7469a970/1346984_1.png

υ2 = 1https://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/09/s_5e3ff7469a970/1346984_2.png

υ = 0

a = 0,005 https://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/09/s_5e3ff7469a970/1346984_3.png

20000 кг

1. Находим начальную скорость вагонов, используя закон сохранения импульса:

m1 υ1 – m2 υ2 = (m1 + m2) υнx

υнx = https://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/09/s_5e3ff7469a970/1346984_4.png = 0,5 https://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/09/s_5e3ff7469a970/1346984_2.png

2. Находим перемещение вагонов до полной остановки. Это и будет путь, пройденный вагонами до полной остановки:

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/09/s_5e3ff7469a970/1346984_6.png = 25 м

S = ?

Ответ: 25 м

 

Задача 2. Пуля массой 9 г, движущаяся соскоростью 800 м/с, пробила доску толщиной 2,5 см и при выходе из доски имеласкорость 200 м/с. Определить среднюю силу сопротивления, воздействующую на пулюв доске.

Данную задачу можно решить двумя способами: 1) используя уравнениякинематики и 2) используя закон сохранения энергии.

1-й способ:

Дано:

СИ

Решение:

υ1 = 800 https://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/09/s_5e3ff7469a970/1346984_1.png

S = 2,5 см

υ2 = 200 https://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/09/s_5e3ff7469a970/1346984_2.png

m = 9 г

 

0,025 м

 

0,009 кг

1. Из формулы перемещения пули (толщина доски), можно найти ускорение:

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/09/s_5e3ff7469a970/1346984_9.png

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/09/s_5e3ff7469a970/1346984_10.png = –12000000 https://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/09/s_5e3ff7469a970/1346984_3.png (пуля тормозит)

2. Второй закон Ньютона позволяет найти силу сопротивления:

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/09/s_5e3ff7469a970/1346984_12.png 0,009×12000000 = 108000 Н

m = ?

Ответ: 108000 Н

 

2-й способ:

Дано:

СИ

Решение:

υ1 = 800 https://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/09/s_5e3ff7469a970/1346984_1.png

S = 2,5 см

υ2 = 200 https://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/09/s_5e3ff7469a970/1346984_2.png

m = 9 г

 

0,025 м

 

0,009 кг

1. Работа, совершенная силой сопротивления, согласно закону сохранения энергии

A = ∆Ehttps://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/09/s_5e3ff7469a970/1346984_15.png , с одной стороны.

2. С другой стороны, эта же работа:

A = – F×S

3. Приравниваем правые части этих уравнений и находим силу:

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/09/s_5e3ff7469a970/1346984_16.png 108000 Н

m = ?

Ответ: 108000 Н

 

Задача 3. В алюминиевый калориметрмассой 50 г налито 120 г воды и опущен электрический нагреватель мощностью 12,5Вт. За какое время калориметр с водой нагреется на 24ºC, если тепловые потери вокружающую среду составляют 20%?

Т.к. тепловые потери составляют 20%, то КПД нагревателя составляет80%. Для решения задачи можно использовать формулу КПД. Общее количествотеплоты, необходимое для нагревания калориметра и воды в нем, будет составлятьполезную работу, а затраченную работу можно вычислить через мощностьнагревателя.

 

Дано:

СИ

Решение:

cк = 920 https://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/09/s_5e3ff7469a970/1346984_17.png

cв = 4200 https://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/09/s_5e3ff7469a970/1346984_17.png

P = 12,5 Вт

mк = 50 г

mв = 120 г

η = 0,8

Δt = 24ºC

 

 

 

 

0,05 кг

0,12 кг

1. https://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/09/s_5e3ff7469a970/1346984_19.png

2. Aп = c mк Δt + cвmв Δt = Δt(cкmк + cвmв) = 13200 Дж

3. Aз = Pt

0,8×12,5t = 13200

= 1320 c

t = ?

Ответ: 1320 c

 

Задача 4. Две спиралиэлектроплитки сопротивлением по 10 Ом каждая соединены последовательно ивключены в сеть с напряжением 220 В. Через какое время на этой плитке закипитвода массой 1 кг, налитая в алюминиевую кастрюлю массой 300 г, если ихначальная температура составляет 20ºC? Потерями энергии на нагреваниеокружающего воздуха пренебречь.

Нагревание кастрюли и воды в ней происходит за счет работы,совершаемой электрическим током, протекающим по спиралям электроплитки.Потерями энергии пренебрегаем, значит вся работа пойдет на нагревание. Длянахождения этой работы будем использовать закон Джоуля-Ленца.

Дано:

СИ

Решение:

R1 = R2 = 10 Ом

U = 220 В

mв = 1 кг

mк = 300 г

cв = 4200 https://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/09/s_5e3ff7469a970/1346984_17.png

cк = 920 https://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/09/s_5e3ff7469a970/1346984_17.png

t1 = 200C

t2 = 1000C

 

 

 

0,3 кг

1. https://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/09/s_5e3ff7469a970/1346984_22.png = https://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/09/s_5e3ff7469a970/1346984_23.png

2. https://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/09/s_5e3ff7469a970/1346984_24.png

3. R = R1 + R2

A = (0,3×920 + 4200×1)×80 = 358080 Дж

A = https://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/09/s_5e3ff7469a970/1346984_25.png

 358080

t ≈ 148 c

t = ?

Ответ: 148 c

 

Задача 5. Электровоз движется спостоянной скоростью 46,8 км/ч. Сила тока, потребляемая электровозом из сетинапряжением 3000 В, равна 1200 А. КПД двигателя электровоза 78%. Какую силутяги развивает двигатель электровоза?

 

Дано:

СИ

Решение:

υ = 46,8 

U = 3000 В

I = 1200 A

η = 78% = 0,78

13 https://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/09/s_5e3ff7469a970/1346984_2.png

1. 

2. Aп = FS = Fυt, т.к. электровоз движется равномерно

3. Aз = Pt = IUt

 

0,78 = 

F = 216000 H = 216 кН

F = ?

Ответ: 216 кН

 

 

   Также большое внимание приходится уделять проведению опытов, экспериментов,лабораторных работ. В данном случае оправдана пословица «Лучше один разувидеть, чем сто раз услышать». При отсутствии необходимого оборудования вкабинете использую виртуальные лаборатории. Кроме этого для изучения новогоматериала, обобщения ранее изученного и контроля уровня обученности используюинформационные технологии. В кабинете имеется необходимое компьютерноеоборудование и доступ к сети Интернет .Каждый вариант экзаменационной работыОГЭ по физике содержит  экспериментальное задание, которое проверяет:

1) умениепроводить косвенные измерения физических величин: плотности вещества, силыАрхимеда, коэффициента трения скольжения, жесткости пружины, оптической силы собирающейлинзы, электрического сопротивления резистора, работы и мощности тока;

2) умениепредставлять экспериментальные результаты в виде таблиц или графиков и делатьвыводы на основании полученных экспериментальных данных: зависимость силыупругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины; зависимостьпериода колебаний математического маятника от длины нити; зависимость силытока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника; зависимостьсилы трения скольжения от силы нормального давления;

3) умениепроводить экспериментальную проверку физических законов и следствий: проверкаправила для электрического напряжения при последовательном соединениирезисторов, проверка правила для силы электрического тока при параллельномсоединении резисторов.

   Для выпускников основной школы экспериментальные задания оказываются сложными.Здесь следует отметить, что современные подходы к формированию методологическихумений претерпели существенные изменения по сравнению с традиционной практикой.В настоящее время от учащихся требуется не овладение частными практическимиумениями (например, пользоваться рычажными весами или динамометром), а освоениеобобщённых представлений о проведении целостного наблюдения, опыта или измерения(от постановки цели до формулировки выводов

Полноеправильное выполнение задания такого типа должно включать следующие элементы:

 1)схематичный рисунок экспериментальной установки;

2)правильно записанные результаты прямых измерений;

3)сформулированный правильный вывод.

2.1 Образецоформления экспериментальных заданий

1.Измерение плотности вещества

Комплект № 1

1) весы рычажные с набором гирь

2) измерительный цилиндр (мензурка) с пределом измерения 100 мл, с= 1мл

3) стакан с водой

4) цилиндр стальной на нити V = 20 см3,m = 156 г, обозначенный №1

5) цилиндр латунный на нити V = 20 см3,m = 170 г, обозначенный №2

Используя рычажные весы с разновесом, мензурку, стакан с водой,цилиндр №1 или №2, соберите экспериментальную установку для измерения плотностиматериала, из которого изготовлен цилиндр №1 (№2).

В бланке ответов:

1.    Сделайте рисунокэкспериментальной установки для определения объема тела;

2.    запишите формулу для расчетаплотности;

3.    укажите результаты измерениямассы цилиндра и его объема;

4.    запишите числовое значениеплотности материала цилиндра

http://doc4web.ru/uploads/files/95/95865/hello_html_3a2e21df.png

1. Схема экспериментальной установки:

2) http://doc4web.ru/uploads/files/95/95865/hello_html_46b799b9.png,

3)http://doc4web.ru/uploads/files/95/95865/hello_html_7d4c03ff.png

http://doc4web.ru/uploads/files/95/95865/hello_html_m762b3863.pngV2=90 cм3

V=90cм3-70см3=20 см3

m=156 г, ( m = 170 г)

4) ρ=http://doc4web.ru/uploads/files/95/95865/hello_html_m68ce52ec.gif=7,8http://doc4web.ru/uploads/files/95/95865/hello_html_m31b406f8.gif=7800http://doc4web.ru/uploads/files/95/95865/hello_html_4eac01fb.gif ρ=http://doc4web.ru/uploads/files/95/95865/hello_html_m7a685d89.gif=8,5http://doc4web.ru/uploads/files/95/95865/hello_html_m31b406f8.gif=8500http://doc4web.ru/uploads/files/95/95865/hello_html_4eac01fb.gif)

     При планировании практической части программы необходимо обращать внимание нестолько на тематическую принадлежность лабораторных работ, сколько на такиевиды деятельности, которые формируются в процессе их проведения. Желательно,чтобы у учащихся в процессе выполнения различных практических работ былавозможность освоить алгоритмы выполнения всех перечисленных выше типовэкспериментальных заданий.  

      Так, желательно переносить часть работ с проведения косвенных измерений наисследования по проверке зависимостей между величинами и построение графиковэмпирических зависимостей, поскольку это вид деятельности недостаточно отражёнв типовом наборе лабораторных работ.      Задача хорошоподготовиться к экзамену вполне выполнима. Отвести для собственных занятий часапо полтора два раза в неделю: прочитать тему по учебнику и решитьсоответствующие задачи в конце параграфа. Если не сошлось с ответом, еще разперечитать теорию. Если же остались не поддающиеся пониманию вопросы — надообратиться к учителю. При такой самостоятельной работе ученика, встречаясь сним в консультационном режиме, он сможет помочь гораздо больше и за меньшеевремя. Умение справляться с любой задачей по физике и понимание предметаприходят через формирование особого физического мышления.

        Тренировочные работы –важный элемент в подготовкеучащихся. Психологическая обстановка приближена к экзаменационной, типовыезадания, работа с бланками, объективность оценок – такие генеральные репетициимногому учат. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически небудет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировокформируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции исамоконтроля. Психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышаютэффективность подготовки к экзаменам, позволяет более успешно вести себя вовремя экзамена.

Советыучащимся:

·       Непытайтесь запомнить сложные формулы, пытайтесь понять их природу. Зная, каквыведена формула, вы без труда распишете ее в черновике, тогда как бездумноезапоминание чревато механическими ошибками. Решение задачи начинайте свыведения конечного выражения в буквенном виде и лишь потом ищите ответматематически.

·       «Набивайтеруку». Чем больше разнотипных задач по теме вы решите, тем легче будет справитьсяс заданиями  на экзамене.

·       Начинайтеготовиться к экзамену по физике как минимум за год до экзамена. Это не тотпредмет, который можно взять «нахрапом» и выучить за месяц другой, дажезанимаясь с лучшими репетиторами.

·       Незацикливайтесь на однотипных простых заданиях. Задачи на 1-2 формулы – этотолько 1 этап. К сожалению, многие учителя в школах просто не идут далее,спускаясь к уровню большинства учеников или рассчитывая на то, что учащиесягуманитарных классов не выберут не профильный для них предмет при сдаче ОГЭ.Решайте задачи, объединяющие в себе законы из разных разделов физики.

·       Еще разповторите физические величины и их преобразование. При решении задач будьтеособенно внимательны к тому, в каком формате представлены данные и принеобходимости не забывайте их приводить к нужному виду.

Заключение

      Таким образом, для обеспеченияповышения качества подготовки учащихся к ОГЭ сегодня необходимо осуществлятьвыбор содержания и способов обучения; повышение сложности учебного материала;поддержка индивидуального развития ребенка; сотрудничество учителя,ученика, родителей. Необходимо активизирующее воздействие на обучаемых,систематическое убеждение их в том, что лишь при наличии активной позиции приизучении предмета, при условии приобретения практических умений и навыков и ихреального использования можно рассчитывать на какой-то успех.Результативность сдачи ОГЭ во многом определяется тем, насколько эффектноорганизован процесс подготовки на всех ступенях обучения, со всеми категориямиобучающихся. Необходимо суметь сформировать у обучающихся самостоятельность,ответственность и готовность к продолжению обучения в течение всей последующейжизни.

      В моей работе были рассмотрены вопросы повышенияэффективности подготовки учащихся к Государственной итоговой аттестации пофизике. 

     Решены были следующие задачи:

Прежде всего была подробно рассмотрена и разобрана структура ОГЭпо физике, с тем, чтобы эффективно выстроить систему работы учителя поподготовке учащихся к итоговой аттестации. Задания были структурированы поразделам, блокам, различным форматам.

    Была изучена теоретическая база для подготовки к ОГЭ, дляэтого выявлены и сформированы приёмы и способы работы, которые в дальнейшемспособны обеспечить успешное освоение соответствующих программ. Были изученыметодические рекомендации по организации и проведению ОГЭ по физике.   По этойпричине следует говорить о том, что необходимо внесение корректив в методикупреподавания физики на уровне основного общего образования с учетом теххарактеристик, которыми обладают новые формы аттестации.

      Выделены принципы составления задач ОГЭ, и на их основеразработан практический материал для отработки навыков, ликвидации дефицита взнаниях, тренировки навыков решения физических задач.  

      Разработана система знаний, а также методы устраненияпробелов. К ним, в частности, относятся различные методы групповых ииндивидуальных занятий в зависимости от дифференциации уровня знанийшкольников. Также большой акцент делается на повторение материала, ранееизучаемого в 7-8 классах и методику проведения физических экспериментов. Вчастности подробно рассматриваются методы и способы проведения лабораторныхработ с оборудованием. Поскольку данные задания вызывают у учащихсязатруднения. Все эти аспекты требуют от учителя разной методики подготовкиучащихся к экзамену.

    Таким образом, цель моей работы –рассмотреть систему подготовки учащихся к итоговой аттестации в основной школе,а также выявить методическиеособенности подготовки учащихся к ОГЭ при обучении физике, достигнута. 

      Гипотеза о том, что если в процессе обучения использовать разработанную систему заданий и подготовки, то процесс подготовки учащихся к ОГЭбудет более эффективным, подтвердилась.

        Научныеперспективы данной работы заключаются в том, что в процессе изменений вструктуре ОГЭ по физике в разные годы, остаётся неизменной система подготовки,система усвоения знаний, повторения и закрепления изученного материала.

 

 

 

Списокиспользованных источников

1.     Ханнанов, Н.К, ЕГЭ 2017.Физика:сборник заданий/ Н.К Ханнанов, Г.Г. Никифоров, В.А Орлов-М: Эксмо,2017.

2.     Ханнанов, Н.К, ОГЭ  Физика:сборник заданий: 9 класс/ Н.К Ханнанов.-М: Эксмо,2017.

3.     Демидова, М.Ю. ЕГЭ. Физика:типовые экзаменационные варианты:30 вариантов/ Демидова, М.Ю., Гиголо А.И.,Грибов В.А. — Издательство «Национальное образование»,2018

4.     Демидова, М.Ю. ЕГЭ. Физика:типовые экзаменационные варианты: 20 вариантов/ Демидова, М.Ю., Камзеева Е.Е. -Издательство «Бином. Лаборатория Знаний»,2018.

5.     Громцева,О.И. Тесты по физике9 класс: к учебнику А.В. Пёрышкина, Гутник «Физика. 9 класс».ФГОС(к новомуучебнику)/О.И. Громцева.-7-е изд., перераб. и доп.-М: Издательство «Экзамен»,2015.

6.     Касаткина, И.Л. Задачи пофизике: подготовка к ЕГЭ и олимпиадам/ И.Л. Касаткина.- Изд. 2-е. -Ростов н/Д:Феникс, 2009.

7.     Касаткина, И.Л. Физика.Полный курс подготовки: Разбор реальных экзаменационных заданий// И.Л. Касаткина.-М.:АСТ:Астрель,2010.

8.     Лукашева, Е.В. Тематическиетестовые задания/ Е.В. Лукашева, Н.И. Чистякова.-М., Издательство«Экзамен»,2016.

9.     Никитина,А.В. Выполнениеэкспериментальных заданий ОГЭ по физике: методические рекомендации/ А. В.Никитина, Л. Д. Урванцева.-К., Изд-во КРИПКиПРО,2016.

Электронныересурсы:

Федеральныйинститут педагогических измерений. Физика.

[Электронныйресурc].М., 2017-2018.: http://www.fipi.ru/   

Образовательныйпортал «РЕШУ ОГЭ».Физика [Электронный ресурc].М., 2017-2018.: https://phys-oge.sdamgia.ru/


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 965

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет