- Основные этапы развития иудаизма. Комплекс священных книг Тора. Танах. Нормы Талмуда.
- Основные идеи учения иудаизма.
- Пророки и праведники в иудейской культуре.
- Храм в жизни иудеев. Обрядовая сторона иудаизма.
- Основные этапы развития иудаизма. Комплекс священных книг Тора. Танах. Нормы Талмуда.
Иудаизм – религия евреев. Иудаизм является самым ранним образцом монотеизма в мировой традиции (VII в. до н.э.). Некоторые положения национальной религии иудаизма стали фундаментом двух мировых религий — христианства и ислама. Оформление иудаизма в качестве монотеистической религии проходило в несколько этапов:
· политеизм (пантеонов ваалов) .
· выделение в рамках пантеона племенного божества (около XI в. до н.э.) .
· реформа культа в 622 г. до н.э., закрепившая статус Яхве в качестве единственного бога.
В иудаизме Бог (Яхве, Иегова) предстает как всемогущий мира и создатель закона, Торы. Он признается не только единым по своей природе, в противовес дуалистическим концепциям Бога, но и единственным. Главный символ веры евреев, Шема («Слушай»), гласит: «Слушай, Израиль, Господь Бог наш, Господь един есть» (Второзаконие 6:4). Деятельность Бога не ограничивается творением мира и Торы «в начале времен», декларируется его постоянное активное участие в делах мира (божественное провидение). Для обозначения его присутствия в истории еврейского народа возникает понятие Шехина (Присутствующий).
В рамках иудаизма находит оформление и концепция богоизбранного народа. Яхве заключает Завет (брит) с еврейским народом (Израилем), основанный на взаимных обязательствах: Израиль соблюдает послушание по отношению к Богу, в то время как Бог предоставляет покровительство своему народу. Цель этого Завета – создание народа святых и праведников, народа, который явился бы глашатаем для всего остального человечества, «светом для язычников», посредником между ними и Богом в деле установления божественного владычества на земле. Тесно связанным с данной концепцией оказывается и образ священной земли (Израиля, Палестины), которая выступает одновременно как условие и как символ выполнения завета.
Периодизация иудаизма:
1. Библейский (оформление системы верований и культовых практик, канонического текста Священного Писания).
2. Талмудический (разработка и оформление устного закона).
3. Раввинистический (формирование раввината в качестве религиозного института).
4. Реформационный (возникновение идеологии Гаскалы и движение за религиозную реформу).
Священное Писание иудаизма включает следующие части: Тора, Невиим (Пророки), Ктувим (Писания), в совокупности составляющие Танах (по первым буквам названий). В традиции иудаизма Танах оценивается как откровение . сама Тора была продиктована Моисею на горе Синай.
Танах | ||
Тора | Невиим | Ктувим |
Бытие Исход Левит Числа Второзаконие | Иисус Навин Судьи Израилевы Самуил Цари Исайя Иеремия Иезекииль 12 малых пророков | Псалтирь Притчи Соломоновы Иов Песнь Песней Руфь Плач Иеремии Екклесиаст Есфирь Даниил Ездра и Неемия Хроники |
Помимо писаного закона (Торы в более широком смысле слова) существует устный закон, нашедший выражение в текстах мидрашей и талмудической литературы. Под мидрашом понимается как особый метод интерпретации Священного Писания, так и текст, созданный на основе этого метода. В сфере права было осуществлено создание Мишны – собрания юридических норм, впоследствии дополненного трактатом «Тосефта» («Дополнение»). Однако толкования права, записанные в Мишне, не отражали интерпретаций и обоснований, исходя из которых они были созданы. В связи с этим были предприняты две попытки комментировать Мишну, в Вавилоне и в Палестине, получившие название Гемара. Мишна и Гемара в совокупности составляют Талмуд, регламентирующий жизнь верующего иудея с религиозной, юридической, этической и бытовой точек зрения.
Мишна состоит из 63 трактатов, объединенных в 6 разделов:
· Зераим (Посевы) – обряды, молитвы и законы, связанные с земледелием .
· Моэд (Праздники) – религиозные праздники .
· Нашим (Жены) – брак и семья .
· Незикин (Повреждения) – гражданское и уголовное право .
· Кодашим (Святыни) – жертвоприношения .
· Тогорот (Очищения) – обряды очищения.
- Основные идеи учения иудаизма.
Человек понимается в иудаизме прежде всего как этическое существо. Он наделен Богом свободой выбора между Добром и Злом, и в этом состоит его богоподобие: человек создан «по образу Божьему». Человек способен выбирать между повиновением и неповиновением Богу, благодаря чему и стал возможен Завет между ними (в соответствии с учением иудаизма, в отношениях Завета с Богом находятся все люди, а не только богоизбранный еврейский народ). Яхве как милосердный Бог всегда открыт для раскаявшегося грешника, готов простить его. Выделяются два аспекта отношения к Богу: любовь к Богу и страх Божий. В иудаизме формируется особая система ценностей, отличающаяся гуманистической и этической направленностью . в их числе – почитание родителей, милосердие, благотворительность, а также учение (понимаемое как изучение Торы). Создается сложный, тщательно разработанный этический кодекс, включающий 613 заповедей.
Вселенная в иудаизме трактуется исходя из концепции божественного творения. Между Богом и миром существуют отношения Завета, что проявляется во вселенском порядке (день сменяет ночь, за зимой следует весна). Природа становится пространством развертывания истории, местом встречи Бога и человека. Последний был создан в качестве господина земли, но потому он и является ответственным за нее и ее обитателей.
История представляет собой воплощение божественного замысла, путь к восстановлению божественного владычества в мире людей. Иудейская эсхатология находит выражение в учении о конце света, который будет предварен приходом Мессии («помазанника» из царского рода – «колена Давидова») и его правлением, а затем разрушением его царства. Грешники будут осуждены на гибель, тогда как праведники воскреснут. Концепция загробной жизни в иудаизме слабо разработана. Шеол (вопрошаемый) – это мир существования после смерти, однако это существование рассматривается лишь как тень жизни.
- Пророки и праведники в иудейской культуре.
Пророком в иудаизме зовётся человек, через которого Бог открывает свою волю остальным людям для того, чтобы те могли совершенствовать себя и тем самым улучшить своё будущее. Через пророков Всевышний обращается к миру. Кто будет пророком, определяет сам Бог, человек же не может избрать пророчество как профессию. При этом выбор может быть сделан вопреки желанию самого человека. Помимо нравственных поучений, пророки лечили, предсказывали будущее и давали советы от имени Бога. Некоторые пророки активно участвовали в политической жизни Израильского и Иудейского царств. Так, пророк Ахия вдохновил основателя Израильского царства Иеровоама, Елисей способствовал смене царской династии в этом царстве, а Даниил даже был провозглашён (хотя и на несколько часов) царём Вавилонским. Наиболее известными пророками являются Илья, Елисей, Исайя, Иеремия, Даниил.
Пророчества ранних пророков были включены в книги Танаха, повествующие об истории еврейского народа от прихода в Эрец Исраэль и до начала VIII в. до н. э. Пророчества более поздних пророков, начиная с Амоса и Исайи, записывались в виде отдельных книг либо самими пророками, либо приближёнными к ним писцами. Все эти произведения были объединены и получили в еврейской традиции общее название – «Книги Пророков». Пророчества этих книг могли служить примерами моральных поучений для будущих поколений.
Праведники. В иудаизме нет четкого и жесткого разделения на праведных и грешных. В иудаизме знают, понимают, утверждают, что любой самый что ни на есть праведник не может быть чист абсолютно, не иметь никаких грехов. Уж на что самый праведный и почитаемый еврейский лидер Моше-рабейну (Моисей или же Муса в нееврейских прочтениях) и тот за свои грехи был наказан свыше недопуском в мечту всей его жизни – в Эрец-Исраэль (в Святую Землю). Так о каком же посмертном разделении душ на ад и рай можно при этом говорить? Вообще, понятия ада и рая в иудаизме крайне приглушены, и очень невнятны. Иудаизм настраивает на нечто более существенное – НА БУДУЩУЮ ЖИЗНЬ, именно не на райское бесцельное «блаженство», а на вечную жизнь на Земле, полноценную и значимую жизнь.
- Храм в жизни иудеев. Обрядовая сторона иудаизма.
Центром религиозной жизни еврейского народа между X веком до н. э. и I веком н. э. Иерусалимский Храм («Дом Святости») – культовое сооружение, которое располагалось на Храмовой горе в Иерусалиме, на месте, где сегодня находится мусульманская святыня Куббат ас-Сахра («Купол над Скалой»). В Храме находились предметы, символизирующие присутствие Бога (Ковчег Завета со Скрижалями Завета и херувимы), а также утварь для священнослужения.
Создание центрального Храма в древнем Израиле олицетворяло объединение Израильского царства и могло произойти лишь во время упрочения этого единства. И действительно, согласно Библии, Храм был воздвигнут в период самого высшего проявления национального единства еврейского народа, в царствование Соломона. Соломону удалось осуществить план постройки грандиозного Храма, к которому устремлялись бы на поклонение евреи со всех концов Израиля. В 586 году до н.э. Иерусалим был захвачен вавилонским царем Навуходоносором, полностью разрушен, а Первый Иерусалимский Храм сожжен в день девятого ава (ав – пятый месяц еврейского календаря при отсчете от исхода из Египта и одиннадцатый при отсчете от сотворения мира . соответствует приблизительно июлю – началу августа). Часть жителей была уничтожена, а часть угнана в вавилонский плен. Первый Иерусалимский Храм просуществовал около 400 лет (950 – 586 до н. э.).
Второй Иерусалимский Храм (516 до н. э. – 70 н. э.) – Храм, начало восстановления которого было положено в правление Кира Великого, реконструированный Иродом Великим и разрушенный после штурма Иерусалима в ходе Первой Иудейской войны римской армией, во главе с Титом. В отличие от Первого храма (Храм Соломона), который просуществовал 364 года (950 – 586 до н. э.), Второй храм (Храм Зоровавеля, позже полностью реконструированный Иродом Великим) простоял 586 лет. Период между двумя храмами, когда он оставался разрушенным, составляет 70 лет (586 – 516 до н. э.).
Разрушение Иерусалима и сожжение Храма положило начало рассеянию евреев по всему миру. Талмудическая традиция говорит, что когда Храм был разрушен, все Небесные Врата, кроме одних, Ворот Слёз, закрылись, а Западная стена, оставшаяся от Второго Иерусалимского Храма, получила название «Стена Плача», так как слёзы всех евреев, оплакивающих свой Храм, проливаются здесь (девятое ава – национальный день траура еврейского народа – день, когда были разрушены Первый и Второй Иерусалимские храмы. В 2012 году Девятое ава выпало на 29 июля).
Город длительное время находился в руинах и запустении. После того, как Палестину захватили арабы в 638 г., на месте, разрушенного Храма, священном и для мусульман, были построены исламские культовые сооружения, величайшими из которых являются Аль Акса (мечеть, расположенная на Храмовой горе Иерусалима. Является третьей святыней ислама после мечети аль-Харам в Мекке и Мечети Пророка в Медине. В мечети одновременно могут молиться до 5000 верующих) и Куббат ас-Сахра (один из первых памятников исламской архитектуры). Эти сооружения нередко принимались захватившими Иерусалим крестоносцами за Иерусалимский храм, что нашло свое отражение в произведениях изобразительного искусства того времени.
От Храма Ирода до настоящего времени дошли всего две руины: южная часть от западной стены внешней ограды Храма (известная как «Стена Плача») и заложенные блоками и застроенные т. н. «Золотые ворота» – бывшие входные арки в восточной стене. Утверждается, что эти ворота сами собой откроются в момент прихода Мессии.
Согласно иудаизму, Храм будет восстановлен в будущем и станет духовным центром для еврейского народа и всего человечества.
Основной институт еврейской религии после разрушения Иерусалимского храма, помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины – синагога (от греч. «собрание», «дом собрания»). Синагога не только оказала решающее влияние на формирование иудаизма. Традиция придает синагоге огромное значение в еврейской жизни. Талмуд считает, что она уступает по святости только Храму, и называет её микдаш меат — «малое святилище».
Большинство историков полагают, что синагоги появились около двадцати пяти веков назад в Вавилоне, после разрушения Первого Храма и начала Вавилонского пленения. Евреи, изгнанные в Вавилон, стали собираться в домах друг друга, чтобы вместе молиться и учить Тору. Позднее были построены специальные здания для молитвы – первые синагоги.
В начале периода Второго Храма еврейские законоучители постановили, что молиться следует в общине. Каждая община должна построить «дом собрания» (бейт-кнессет или синагога по-гречески), где бы евреи собирались на молитву в Шаббат (седьмой день недели, в который Тора предписывает воздерживаться от работы), праздники и будни.
По правилам необходимо стремиться к тому, чтобы синагога располагалась на самом высоком месте в городе.
Местом проведения публичного богослужения является синагога (гр. synagoge – собрание). В основе богослужения – чтение Торы . предусмотрен годовой цикл чтения, день окончания которого отмечается как праздник . сразу же после него чтение возобновляется с начала. Элементами богослужения являются также молитвы, благословения, псалмы, Шема. Служба проводится в понедельник и среду (утром), в шабат (в субботу вечером и утром), в праздники и священные дни (в двух последних случаях избираются тексты, соответствующие тематике события). Для проведения коллективного богослужения необходим кворум (миньян) – присутствие десяти совершеннолетних евреев-мужчин.
Семейные, домашние ритуалы включают особые застольные благословения, проведение праздничного пасхального ужина, освящение субботы и праздников и др. В иудаизме существует множество ограничений и запретов в области питания. Так, запрещено употребление в пищу свинины, мяса животных, питающихся падалью, моллюсков . предписывается не смешивать мясные и молочные продукты . обязательно соблюдение требований пасхального стола. Пища, соответствующая религиозным установлениям, называется кошерной.
Индивидуальный цикл жизни еврея отмечен несколькими обрядами. На восьмой день после рождения мальчика проводится церемония обрезания, после которой младенец получает имя. Новорожденным девочкам имя, как правило, дается в синагоге, в первый шабат после рождения. В 13 лет у мальчиков и в 12 лет у девочек отмечают религиозное совершеннолетие. Церемония бракосочетания ранее проводилась в два этапа, с промежутком в один год, однако теперь наблюдается тенденция объединять их. Помолвка включает подписание договора и дарение кольца, собственно бракосочетание — произнесение семи брачных благословений, во время которого новобрачные стоят под особым навесом.
При погребении умершего облачают в простой саван (одежда для усопшего или покрывало, которым накрывают тело в гробу. Это одеяние обычно белого цвета. Как правило, в качестве савана используется костюм для мужчин, и нарядное длинное платье с длинными рукавами для женщин.) Близкие соблюдают тридцатидневный траур, на протяжении 11 месяцев читается особая молитва (кадит) . ее принято читать также в годовщину смерти.