Lesson Study — способсовершенствования преподавания и обучения.
Работа с ВШЭ помогла нам по-другому посмотреть на работуобразовательного учреждения. Не скроем, что было сложно, но коллектив все-такисумел подняться на новую ступень. Сейчас мы можем сказать, что LessonStudy — это способ совершенствования преподавания и обучения, способразвития профессионализма учителей. Используя Lesson Study, учителя могутна демократической основе проводить исследование и изучение урока,влиять на качество обучения и преподавания. Этот подход наиболее эффективендля сплочения учителей, совместного определения проблем, создания творческойсреды для совместного обучения, обмена опытом и коллективной ответственностьюза результативность исследования. В Lesson Study принимают участие группыучителей, совместно осуществляющие планирование, преподавание, наблюдение,анализ обучения и преподавания, документируя свои выводы. Этот методпомогает совершенствоваться как опытным, так и начинающим учителям.Поскольку, в результате совместного планирования, совместного наблюдения,совместного анализа учителя формируют и «совместное представление»об обучении.
В работе по внедрению Lesson Study в образовательноепространство школы нашей стартовой площадкой стал курс ВШЭ. Первыми бойприняли ….. учителей, которые прошли обучение. И они же стали координаторами вгруппах. Все свои действия, мы разбили на несколько этапов.
Первый этап — это изучение теоретического материала,изучение практического опыта. Это самый сложный этап, требующий терпения,усидчивости. Полгода нам потребовалось, чтобы разобраться в технологии LessonStudy.
Второй этап — формирование групп. Здесь мы решили, чтоучителям комфортнее будет работать по МО. И получились 4 группы: математики,гуманитарии, естественники и начальные классы, в которых опытные и молодыеучителя помогали друг другу.
Третий этап – это выбор исследовательской темы, цели ипредметной области. Мы хотели обратить внимание на применяемые приёмыгруппового обучения, с целью активизации деятельности учащихся на уроке;выяснить и понять, как можно изменить планирование обучения, чтобы оноудовлетворило потребности наших учеников; вовлечь учителей школы висследовательский процесс для улучшения практики, для того, чтобы они моглиизнутри увидеть трудности и проблемы в обучении своих учеников., чтобы коллегимогли сотрудничать, делиться опытом, знаниями, видениями той или иной проблемы,
Четвёртым этапом стало планирование первого Lesson Study.
Пятый этап- это проведение первого Lesson Study. И 1-еисследовательские уроки математикипрошли в 4,5,7,9 классах.
Шестым этапом является обсуждение и первоначальноепланирование второго урока. Это один из наиболее ценных этапов в проведенииисследования. Необходимо помнить, что обязательное условие ростапрофессионального мастерства — это понимание, анализ и размышление над тем, чтомы делаем. Мы планируем дальше работать по технологии Lesson Study. Осталосьпровести еще 8 уроков.
В заключении можно отметить, что использование подходаLesson Study помогает учителям:
•понять, как планировать обучение, чтобы оно в результате максимальноудовлетворяло и учителя, и учеников;
•увидеть процесс обучения в мельчайших деталях
•выяснить, какие способы планирования являются наиболее эффективными
•планировать и осуществлять процесс обучения совместно с коллегами в обстановкесотрудничества, взаимопомощи, обмена опытом.
Технология коллективного планирования уроков учителям гуманитарного цикла дала возможность сблизиться друг с другом, обменятьсяопытом, сплотиться. Lesson Studyсначала нас насторожил. Как говорится, не так страшен черт, как его малюют.Главными нашими помощниками стали наши учителя Лончакова Г.В., Евстафьев П.В.,Никодимова А.А., которые в декабре — январе прошли курс ВШЭ.
Самым сложным было разобраться в исследовании, изучениетеоретического и практического материалов. Далее работа закипела. Работа в группеобъединила учителей, перед поставленной задачей каждый чувствовалответственность.
С сентября данного учебного года наша группа провеласледующую работу: выбрали для исследования 5 класс. Класс небольшой – 8учеников, 6 девочек и 2 мальчика. Успеваемость по итогам 1 четверти составляет100%, качество – 62,5 . Группа учителей совместно планировала последовательноследующие уроки в исследуемом классе, наблюдала, анализировала, планировала дальнейшееобучение. На первой же встрече выбрали фокусных учащихся: Кузьмин Алексей,Кипреева Диана и Филиппова Дарина. У каждого из них свои проблемы. Ожидаемыерезультаты – помочь ребенку справиться с трудностями: Алексея – заинтересоватьучебным процессом, Диане помочь поверить в себя, Дарину — научить работать вгруппе. Назначенные учителя должны были наблюдать за своими подопечными.
Группой был совместно разработан план первого урока. Каждый этап урока былразработан с учётом цели Lesson Study. В схемах наблюдения были отмечены ожидаемыедействия «исследуемых» учащихся на каждом этапе урока. Для того чтобы добитьсяожидаемых результатов в обучении, необходимо создать условия для освоения,нужную атмосферу на уроке, дать возможность детям высказаться, ведь порой заних эту миссию выполняем мы, говорим за детей, не слышим ребенка. Припланировании уроков нашей задачей была построить свою деятельность так, чтобывовлечь в учебный процесс всех учащихся, повысить их мотивацию. После долгогоразговора решили использовать Ротацию станций. Решающим аргументом стало то,что слабый по предмету ученик не чувствует себя обделенным, вовлечен в процесс. Мы хотели проследить, как будут раскрываться учащиеся, какие качествахарактера будут проявляться, как учебный процесс с применением новых подходовповлияет на их обучение, на потенциал ребенка, мотивацию, на самооценку, насамовыражение. На что обратить внимание в дальнейшей работе с этими учениками?
Следующий этап – проведение урока истории по теме «Природа и люди Древней Индии».Выбранная тактика – Ротация станций – попала, как говорится в яблочко. Дети,разделившись на группы, с большим интересом выполняли свои задания. Сменаработы (работа с педагогом, работа с учебником, работа с компьютером) заставляладетей по-другому выстраивать отношения, что пошло на пользу Дарине и Алексею.Для каждой группы создается лист с инструкциями, что позволяет работатьсамостоятельно. Урок детям понравился. Прозвучали разные мнения при опросе.Одни отметили, что по-новому восприняли материал. Были и такие, кто не захотелвыйти на перемену, чтобы покопаться в компьютере для дополнительного поискаматериала.
. В ходе обсуждения проведенного урока были даны различные рекомендации.Учителя отметили, что в группах ребята начинают внимательноприсматриваться друг к другу, у них быстрее развивается критическое мышление,они учатся признавать свои ошибки не стесняясь, пытаются учитьсясамостоятельно, подчеркивают способности и вклад других членов команды.
Шестым этапом является обсуждение и первоначальное планирование второго урока.Один из наиболее ценных этапов в проведении исследования. Необходимо помнить,что обязательное условие роста профессионального мастерства это понимание,анализ и размышление над тем, что мы делаем.
Из полученных уроков мы поняли, что практика Lesson Study поможетсовершенствоваться как опытному, так и начинающему учителю, потому что,акцентируя внимание и узнавая больше о потребностях в обучении и поведении отдельныхисследуемых учеников, можно больше познать об индивидуальности каждого ученика и планомерно вести дальнейшую работу.
![Анастасия](/wp-content/uploads/2023/11/expert.webp)