X-PDF

М. Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко»

Поделиться статьей

Конспект урока по литературному чтению

 

Используемый учебно-методический комплект: ШколаРоссии

Учебныйпредмет (дисциплина) Литературное чтение

Класс3 «Е»

Датапроведения

Типурока: открытие новых знаний

Тема урока: М. Ю. Лермонтов «Горные вершины»,«На севере диком стоит одиноко»

Цель урока: познакомить учащихся состихотворениями М. Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоитодиноко».

Планируемые достижения:

Предметные:

Знания: Характеристика лирическогогероя с использованием художественно-выразительных средств данного текста.Нахождение в тексте определение значения в художественной речи (с помощьюучителя) средств выразительности: олицетворение, сравнение, эпитеты.Прозаическая и стихотворная речь.

Умения: Читать выразительностихотворения, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных ибезударных слогов в слове, находить рифмующиеся слова. Определять различныесредства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения. Сочинятьсвои стихотворения, используя различные средства выразительности.

Метапредметные:

1.     Регулятивные:овладениеспособностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поискасредств её осуществления; формирование умения планировать, контролировать и оцениватьучебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еёреализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности испособности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

2.     Познавательные:овладениелогическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации породовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построениярассуждений;

3.      Коммуникативные: активное использование речевыхсредств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушатьсобеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждогоиметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценкусобытий;

4.     Личностные:развитиеэтических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование уважительногоотношения к иному мнению; развитие навыков сотрудничества со взрослыми исверстниками.

Межпредметныесвязи: русский язык, изобразительное искусство, окружающий мир.

Ресурсы: 

 — для учителя: учебник.

 — для ученика: учебник, ручка, карандаш.

 

 

 

Ход урока:

 

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Время

I.  Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Личностные УУД:

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Здравствуйте, ребята!

Посмотрите друг на друга, поделитесь хорошим настроением, улыбнитесь. Присаживайтесь.

Проверьте свою готовность к уроку, на партах у вас должны лежать: тетрадь, учебник, пенал, дневник.

Здравствуйте!

 

Улыбаются и присаживаются.

 

 

Проверяют подготовку к уроку.

 

1 мин.

II. Актуализация знаний.

Познавательные УУД: овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

 

 

Регулятивные УУД: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

 

 

 

 

 

 

 

Перед началом занятия проведём артикуляционную гимнастику.

Прочитайте медленно, вместе со мной чистоговорку, которая представлена на слайде. (слайд 1)

Прочитайте еще раз, четко проговаривая каждый слог и каждое слово.

 

 

Скажите, с творчеством какого поэта мы познакомились на прошлом уроке?

 

— С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

Кто автор этого произведения?

 

 

Что вы знаете о этом поэте?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Проверка домашнего задания)

 

 

 

 

 

Читают.

 

 

 

 

 

 

Читают, проговаривая каждый слог и каждое слово.

 

С творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова.

 

 

«Утёс»

 

М.Ю. Лермонтов.

 

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3 октября 1814 года в Москве. Мать рано умерла. Детство поэта прошло в Тарханах у бабушки. Дома его обучали и воспитывали лучшие учителя-иностранцы. Известность ему принесло стихотворение “Смерть поэта”. В нем он обвинял в гибели Пушкина власть. За это его отправили в ссылку на Кавказ. Но бабушка хлопотала за внука, и вскоре он вернулся на прежнюю службу. За свою короткую жизнь Лермонтов создал много произведений. Среди них стихотворение “Бородино”, поэма “Мцыри”, роман “Герой нашего времени”. Он также был художником, написал несколько картин. В Пятигорске 15 июля 1841 года на дуэли с Мартыновым Михаил Лермонтов был убит.

5 мин.

III. Постановка учебной задачи.

Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Познавательные УУД: овладение логическими действиями, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений.

 

Сегодня, мы продолжим знакомство с произведениями М.Ю. Лермонтова. Определим названия стихотворений, с которыми мы будем знакомиться.

 

Определим названия первого стихотворения.

Посмотрите на слайд. (на слайде 1)

 

Назовите как называется верхняя часть горы?

 

 

Вершина какая?

 

Верно, горные вершины — это и будет названием первого стихотворения.

На слайде вы видите предложение. Прочитайте слова в предложении в обратном порядке.

 

 

ОКОНИДО ТИОТС МОКИД ЕРЕВЕС АН

Это и будет названием второго стихотворения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вершина.

 

 

 

 

 

 

 

Горная вершина.

 

 

 

 

 

 

 

 

На севере диком стоит одиноко.

3 мин.

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

Регулятивные УУД:

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

 

Познавательные УУД: овладение логическими действиями, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений.

 

 

 

 

Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД: овладение логическими действиями, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений.

 

Коммуникативные УУД: активное использование речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог.

 

 

 

 

Коммуникативные УУД: активное использование речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог.

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД: активное использование речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог.

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД: активное использование речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог.

 

 

 

 

Коммуникативные УУД: активное использование речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД: активное использование речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог.

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД: активное использование речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог.

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД: активное использование речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание «горные вершины»?

 

Прослушаем первое стихотворение. Откроем учебники на странице 116. Слушаем внимательно и следим по тексту.

(аудио «горные вершины»)

Понравилось вам стихотворение?

 

Какие картины вы представили при прослушивании этого стихотворения?

 

Раз это стихотворение, что мы должны почувствовать?

 

Найдите рифмующиеся слова.

 

 

Как надо читать это стихотворение? 

Объясните почему?

 

 

Прочитаем данное стихотворение по четыре строфы.

*Имя*, прочитай.

 

 

 

Продолжит *Имя*.

 

 

 

Встретились ли нам незнакомые слова?

 

Какие?

 

(на слайде)

Тьма — темнота, отсутствие света.

Мгла – непрозрачный воздух (от тумана, пыли, сумерек).

Ребята, а какие приемы поэт использует в этом произведении?

 

Вспомним, что такое эпитеты?

 

Вспомним, что такое олицетворение?

 

 

 

 

Найдем эпитеты в данном стихотворении.

 

 

Найдите олицетворения в данном стихотворении.

 

Чувствуется ли присутствие человека в этом стихотворении?

 

А какое у него настроение?

 

 

Какую музыку: печальную, грустную или веселую вы могли бы подобрать к этому стихотворению? Почему?

 

Как вы думаете можно ли это произведение разделить по смыслу на части?

Как вы это поняли?

 

 

Молодцы.

 

Ребята, а теперь послушаем второе стихотворение поэта. Внимательно слушаем и следим.

Понравилось ли вам данное стихотворение.

 

Какие картины вы представили при прослушивании этого стихотворения?

 

Прочитаем стихотворение по четыре строфы.

 

*Имя* начинает, затем *Имя* продолжит.

 

 

*Имя*, продолжай.

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

 

 

Есть ли непонятные слова в этом произведении?

 

 

Какие?

Есть ли предположение что это?

(На слайде)

Риза — облачение, одежда священника при богослужении.

 

Что представилось вам в первых двух строках, и какие слова вам помогли? 

 

 

 

Что говорит автор о сосне?

 

 

 

Что происходит с сосной

 

 

Как вы считаете, может ли сосне сниться сон?

 

 

Как называется такой прием, когда неживым предметам приписываются качества живых?

 

Как автор называет пустыню, прочитайте

 

Прочитайте последние строчки. Что вы узнали?

 

 

Ребята, несмотря на то, что это стихотворение о природе, какие образы мы можем представить.

 

Что мы можем представить в образе людей?

Верно.

 

Физкультминутка

 

Руки подняли и покачали —

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем —

Крылья сложили назад.

 

 

Горные вершины, успокоение.

 

 

 

Слушают внимательно и следят по тексту.

 

 

Нам понравилось стихотворение.

 

Ночь. Лето, но на высоких вершинах еще лежит снег.

 

 

Ритм, рифму.

 

Вершины – долины, ночной – мглой, дорога — не много.

Спокойно.

Потому что такое настроение нам передает автор.

 

 

Читают по 4 строфы.

 

 

 

 

Да.

 

Тьма и мгла.

 

 

 

 

 

 

Олицетворение и эпитеты.

 

Эпитеты – это красочное определение чего-либо.

 

Олицетворение – это прием перенесения свойств и качеств человека на неодушевленные предметы.

 

 

Горные вершины, тьме ночной, тихие долины, свежей мглой.

 

Спят горные вершины.

 

Да

 

 

Ему грустно, он печален, но он надеется, что скоро все улучшиться.

 

 

Печальную, грустную.

Чувствуется тоска в стихотворении.

 

Да.

 

Стоит многоточие. Оно разделяет стихотворение на две не равные части.

 

 

 

 

 

Да.

 

В холодном пустынном месте стоит одна сосна, возле нее ничего нет.

 

 

 

 

 

 

Да.

 

 Ризой.

 

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

На холодном севере стоит одинокая сосна. «север дикий», «одиноко», «на голой вершине».

 

Сосна дремлет, качаясь, а снег на ней, как богатая одежда. «снегом сыпучим одета, как ризой, она».

 

Ей снится сон, что далеко-далеко «в пустыне далекой».

 

Нет. Сны снятся людям, потому что они – живые.

 

 

Называется олицетворением.

 

«В том крае, где солнца восход»

 

Что пальма в пустыне тоже одна, и стоит она на утесе, и ей также грустно.

 

 

Образы людей.

 

 

 

Сосну и пальму.

10 мин.

V. Первичное (вторичное чтение) закрепление

Коммуникативные УУД: активное использование речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог.

Познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений.

 

Подготовьте выразительное чтение двух стихотворений.

Постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и выразить свои чувства.

 

*Имя*, прочитай первое стихотворение.

 

 

 

 

 

 

 

*Имя*, прочитай следующее стихотворение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читает первое стихотворение.

 

10 мин.

VI. Самостоятельная работа.

Познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Ребята, а какие приемы поэт использует в стихотворении «на севере диком стоит одиноко»?

Верно, ваша задача с красной строки записать эпитеты и перечислить их. Сравнения, которые использовал автор и перечислить их через запятую.

 

 

 

 

 

Эпитеты, сравнения.

 

Эпитеты: «стоит одиноко», «голая вершина», «пустыня далекая», «прекрасная пальма».

 

Сравнения: «одета, как ризой, она»

 

3 мин

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Регулятивные УУД: формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Ребята, а теперь посмотрите на картину, которая представлена на странице 117. Кто автор этой картины?

 

Что мы знаем о этом художнике?

(На слайде)

https://artlot24.ru/files/uploads/%D1%8D%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B8/%D0%A8%D0%B8%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%20%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%20%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87.jpg

Иван Иванович Шишкин – великий русский пейзажист, великолепно знавший природу России, особенно русский лес.

«Мне иногда кажется, что старые берёзы и сосны беседуют со мной», — говорил И.И. Шишкин.

Что вы видите на картине?

 Как бы вы ее назвали?

 

 

Строчки Лермонтова из стихотворения «на севере диком стоит одиноко» вдохновили русского пейзажиста И.И. Шишкина на создание картины “На севере диком”. Она создана в 1890 году, в этой картине чувства переданы средствами живописи.

Совпадают ли по настроению стихотворение М.Ю. Лермонтова и содержание картины И.И. Шишкина?

 

Какими средствами художник Шишкин передает настроение, созданное стихотворением?

Какие тона преобладают в картине?

 

Какие цвета преобладают?

 

 

 

Картина светлая?

 

 

 

 

Верно, картина Шишкина средствами живописи передает не только настроение стихотворения Лермонтова, но и переживания самого художника.

 

 

И.И. Шишкин.

 

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На вершине стоит сосна вся в снегу. Одинокая сосна.

 

 

 

 

 

 

 

 

Да. Они совпадают по настроению.

 

 

 

В картине преобладают холодные тона.

 

В картине преобладают много синего, фиолетового цвета, синевато- зеленоватых оттенков.

 

Нет. Картина темная, мрачная. Не видно, откуда падает свет, но у сосны видна тень. От этой тени становится еще холоднее и тоскливее).

8 мин.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, вносить необходимые коррективы в действие, после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

 

Ребята, с какими стихотворениями мы познакомились на уроке?

Кто автор этого стихотворения?

 

Захотелось ли вам прочитать другие стихотворения Лермонтова?

 

 

 

 

 

Открываем дневники, записываем домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко».

Мы познакомились со стихотворениями «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко»

Автор этого стихотворения М.Ю. Лермонтов.

 

 

Нам захотелось прочитать другие стихотворения.

 

 

 

 

 

 

 

Записывают домашнее задание.

3 мин.

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет