Мастер-класс для родителей«Развитие речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий»
Задачи:
1.Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей.
2.Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук.
3. Заинтересоватьпроблемой.
4.Научить родителей по-новому играть с детьми, применяя методы развития мелкоймоторики рук, привить навыки игрового взаимодействия.
Ожидаемыерезультаты:
1.Родители должны понять важность развития мелкой моторики рук и ее непосредственноговлияния на речь детей.
2.Применять методы совместной деятельности по развитию мелкой моторики в домашнихусловиях.
Информационно– техническое обеспечение:
1.«Влияние мелкой моторики рук на развитие речи» (выступление учителя -логопеда).
2.Электронная презентация по теме: «Развитие речи детей с использованиемздоровьесберегающих технологий».
3.Памятки для родителей.
Ход:
Здравствуйтеуважаемые родители. Сегодня я хочу провести вместе с вами мастер-класс по теме«Развитие речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий».
Я васпознакомлю со здоровьесберегающими технологиями, которые я использую в своейработе с детьми по развитию речи.
Своевыступление хочу начать со слов Сухомлинского…
«Истокиспособностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образноговоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другимисловами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.»
В.Сухомлинский.
Девизнашего мастер-класса: Никогда ничему не научишься, если будешь говорить: «Я неумею, не научусь!»
Хорошоразвитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли,тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнееи полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнееосуществляется его психическое развитие. Уже достаточно давно специалисты,изучающие особенности развития детской психики, говорят о необходимости большевнимания уделять вопросу развития мелкой моторики рук детей. Дело в том, чтоуровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способностималыша совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободнодействовать кистями рук.
Но впоследнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкоймоторики и речевого развития. По какой же причине? Ведь сейчас есть возможностьприобретать для ребенка развивающие игрушки и мультфильмы, специализированныемультимедийные программы. На самом деле именно в этом разнообразии и кроетсясуть проблемы.
Поэтомутак важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности,предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любыеотклонения от общепринятых норм языка.
Ребенокпостоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопленияинформации – прикосновения. Детям необходимо все трогать, гладить.
Влияниевоздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалистывосточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят вгармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличномсостоянии. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самогораннего возраста. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новойинформацией, нужно превратить обучение в игру. А, чтобы и вам тоже было сегодняинтересно, мы должны настроиться….
Активизацияродителей:
–Крикните громко и хором, друзья,
Детоквы любите? Нет или да?
Пришлина собрание, сил совсем нет,
Вамлекции хочется слушать здесь? (Нет.)
Я васпонимаю. Как быть нам тогда?
Проблемыдетей решать нужно нам? (Да.)
Дайтемне тогда ответ:
Помочьоткажетесь мне? (Нет.)
Последнееспрошу вас я:
Активнымивсе будем? (Да.)
Сейчася предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие органов речи и мелкоймоторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Однимиз видов здоровьесберегающих технологий является гимнастика.
Видыгимнастики, используемые мною для развития речи детей:
•артикуляционная гимнастика;
•дыхательная;
•пальчиковая гимнастика;
•игровой массаж, самомассаж.
Теперьмы с вами поговорим о каждом виде гимнастики отдельно. Итак – артикуляционнаягимнастика.
Артикуляционнаягимнастика – это выработка качественных, полноценных движений органовартикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Артикуляционныеупражнения направлены на развитие подвижности всех органов речи : языка, губ,нижней и верхней челюсти, щек. Давайте вместе с вами выполним одну из такихгимнастик.
ПРОГУЛОЧНАЯ(артикуляционные упражнения.)
Язычокгулять выходит, домик он кругом обходит…
Кто жетут? А кто же там? Он глядит по сторонам.
Видит:губки очень гибки. Ловко тянутся в улыбке….
Атеперь наоборот. Ловко тянутся вперед.
Язычокстал маляром. Аккуратно красит дом.
Накачелях оказался. Вверх – взлетел….и вниз – спускался.
Догадаться,кто бы мог: Язычок наш, как грибок.
Язычокгармошкой стал….поиграл и не устал.
Тоиголка, то лопата – язычок у нас ребята.
Вот икончилась разминка….
Язычокложиться спать.
(выполняетсявместе с родителями)
Ещеодной из форм работы является пальчиковая гимнастика, которая решает множествозадач в развитии ребенка:
-помогает развивать речь;
-повышает работоспособность головного мозга;
-развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
-развивает тактильную чувствительность;
-снимает тревожность.
Пальчиковыеигры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка, каких- либо рифмованныхисторий, сказок при помощи рук.
Давайтепознакомимся с некоторыми из них. Попробуем и мы с вами поиграть в такие игры.(совместно с родителями проводится игротренинг).
«КАПУСТА»
Что заскрип? (сжимаем и разжимаем кулачки)
Что захруст? (переплетаем пальцы рук)
Эточто еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)
Как жебыть без хруста
Если якапуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан)
Мыкапусту рубим, рубим… (ребро ладони)
Мыморковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)
Мыкапусту солим, солим… (щепотками)
Мыкапусту жмем, жмем, (сжимаем и разжимаем кулаки)
«БУДЕММЫ ВАРИТЬ КОМПОТ» (фрукты)
Будеммы варить компот
Фруктовнужно много. Вот.
(левуюладошку держать «ковшиком», а указательным пальцем правой руки мешать)
Будемяблоки крошить,
Грушибудем мы рубить,
Отожмемлимонный сок,
Сливположим и песок.
(загибатьпальцы по одному, начиная с большого)
Варим,варим мы компот
Угостимчестной народ.
(правуюладошку держать «ковшиком», а указательным пальцем левой руки мешать)
Игровоймассаж и самомассаж — позволяет стимулировать рост нервных клеток, развитиемелкой моторики, а также помогает наладить эмоциональный контакт и снятьнапряжение.
Внесколько игр мы с вами поиграем.
Игры спробками от бутылок
Двепробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи».Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах»,делая по шагу на каждый ударный слог.
«Мыедем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мылюбим забавы холодной зимы»
То жесамое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Игра скарандашом.
(лучшеиспользовать карандаш — шестигранник)
Карандашв руке катаю,
Междупальчиков верчу.
Непременнокаждый пальчик
Бытьпослушным научу!
МассажСу – Джок шарами.
Ямячом круги катаю,
Взад -вперед его гоняю.
Импоглажу я ладошку.
Будтоя сметаю крошку,
Исожму его немножко,
Каксжимает лапу кошка,
Хочупорекомендовать вам игры, так же способствующие развитию мелкой моторики, вдомашних условиях:
Игра“Помогаю маме”.
Большуючасть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малышкрутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Темсамым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
Игра“Волшебные палочки”.
Дайтемалышу счётные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть онвыкладывает простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные избумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.
Игра“Чудесный мешочек”.
В«сухой бассейн» помещаем горох и бобы. Ребенок запускает в него руку истарается на ощупь определить и достать только горох или только бобы.
Способствуютразвитию мелкой моторики и игры:
ссыпучими материалами.
спуговицами,
рисование,лепка,
вырезаниеножницами, аппликация.
И взаключении хочется подарить вам памятки для развития мелкой моторики и игры дляпальчиков.
(Вконце собрания раздать памятки для родителей)
Вывод:
Оченьнадеюсь, что смогла Вас убедить в значимости развития руки для ребенкадошкольного возраста.
Большоеспасибо за внимание и активное участие.