Наименование этапа | Нель этапа | Основные действия |
1. Выбор партнера | Осуществить выбор социального партнера для решения организационной или педагогической проблемы | Провести анализ социального окружения детского сада . принять решение о необходимости взаимодействия с конкретным социальным партнером . проинформировать социального партнера о желании детского сада осуществлять сотрудничество . получить согласие (несогласие) социального партнера на взаимодействие . заключить договор о сотрудничестве |
2. Планирование совместных действий | Разработать план совместных действий, необходимых для решения выделенной организационной или педагогической проблемы | Провести переговоры с социальным партнером, в ходе которых необходимо обозначить: цель взаимодействия, сроки сотрудничества (на месяц, полгода, год), содержание общения, наиболее привлекательные для каждой стороны формы сотрудничества. Разработать план совместных действий по решению обозначенной проблемы. Согласовать разработанный план |
3. Реализация сотрудничества | Осуществление взаимодействия в рамках запланированной совместной работы | Проведение запланированных мероприятий, акций, иных форм сотрудничества . по необходимости внесение корректив в разработанный план в случае невозможности проведения мероприятия или необходимости изменения сроков его проведения . осуществление необходимого взаимодействия представителей детского сада и социального партнера в ходе подготовки мероприятий |
4. Анализ результативности сотрудничества | Определить результативность совместной работы и степень разрешения обозначенной проблемы | Проведение оценки результативности взаимодействия . определение сильных сторон сотрудничества и трудностей и проблем, возникающих в ходе совместной работы . совместное обсуждение полученных результатов . принятие решения о дальнейшем сотрудничестве |
В случае принятия положительного решения детский сад совместно с социальным партнером продолжает взаимодействие, начиная осуществление совместных действий со второго этапа. |
Для того чтобы наглядно представить особенности взаимодействия детского сада с социальными партнерами, рассмотрим особенности взаимодействия дошкольного учреждения с социокультурным пространством города.
|
|
Взаимодействие с социальными партнерами в аспекте использования социокультурных ресурсов города может выступать условием амплификации детского опыта, расширения познавательного кругозора, использования уникальных ресурсов, средств и форм, применение которых невозможно или осложнено в условиях дошкольного образовательного учреждения. Пространство города в данном аспекте рассматривается как «осваиваемая среда», насыщенная разнообразными объектами (архитектурные ансамбли, музеи и театры, выставки, библиотеки и др.), интересными детям. Подлинные предметы — музейные экспонаты, необычное пространство — спроектированная на идеях развития визуальной культуры экспозиция, проявление ценностного отношения и интереса к предметам со стороны посетителей являются источниками ценных ярких впечатлений детей.
|
|
Взаимодействие детского сада и музея может осуществляться в нескольких взаимовыгодных направлениях:
— диагностическом (изучение особенностей становления художественной культуры, познавательной сферы современных детей) .
— исследовательском (поиск и апробация интересных форм работы с детьми) .
— проектировочном (совместная разработка интересных программ, методических пособий) .
— просветительском (информирование педагогов и родителей) .
— образовательном (за счет создания единой образовательной среды).
Существующие технологии и программы, ориентированные на взаимодействие с социальными партнерами (образовательными учреждениями и учреждениями культуры), имеют разную глубину, механизм и целевую направленность.
Условно можно выделить:
— технологии и программы развития и образования дошкольников в условиях социокультурных учреждений (музея, театра, выставки, галереи, библиотеки, театра), включающие серии экскурсий, занятий, музейных праздников, абонементы, кружки, мастерские и дополняющие основное программное содержание. Педагоги образовательных учреждений могут использовать или рекомендовать родителям предлагаемые музейными сотрудниками формы для решения конкретных целей образования и развития (рекомендации к посещению, знакомство родителей с тематикой данных форм, опора на приобретенный детский опыт в образовательном процессе). Данное взаимодействие сводится к изучению предлагаемых музейных форм работы .
— технологии посещения музея педагогом и детьми, в рамках которых сам воспитатель или учитель проводит экскурсию или занятие в условиях музея (выставки), решая основные (не дополнительные) программные задачи, но используя музейные ресурсы. Такое направление популярно в Германии, Польше и других странах. Данное сотрудничество проявляется в консультировании педагогов музейными сотрудниками, предоставлении достоверной и полной информации, повышении квалификации. «Музейные уроки и занятия» носят точечный характер .
— технологии и программы, ориентированные на содержательно-целевое взаимодействие учреждений культуры и образовательного учреждения, предполагающие проектирование единого образовательного процесса, преемственно осуществляемого в музейном пространстве и образовательном учреждении. Результатом такого сотрудничества является совместно разработанные программы «Музейный всеобуч» (Е. Г. Ванслова), программы музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!» (Б. А. Столяров), «Воспитание культурой» (Н. Б. Кутьина), «Кругозор» (Л. М. Ванюшкина, Л. Ю. Копылов, А. А. Соколова), разработки Российского этнографического музея (О. А. Ботякова).
Многие музеи, библиотеки, театры ведут успешную целенаправленную работу с образовательными учреждениями, предлагают широкий спектр форм работы с детской аудиторией, инициируют работу с учебными заведениями: дают консультации, рекламные выезды, конференции, стажировки и курсы для педагогов. Интересным является опыт культуроориентированных мероприятий, потенциально дополняющих образовательный процесс. Например, принятый в ряде городов Фестиваль музейных программ, в рамках которого детям предлагается посетить ряд учреждений (музеев, зоопарка, библиотек и др.), согласно единой тематической линии (цветные маршруты с разными темами «Время и детали», «Фантастические животные» и т. п.), используя так называемые листы активности — путеводители с интересными заданиями. За прохождения «маршрута» детям выдаются грамоты и символические призы.
|
|
Одним из не менее важных направлений является проведение совместными усилиями учреждений образования и культуры творческих конкурсов. Разработка арт-терапевтических программ также осуществляется этими учреждениями совместно и обладает не меньшей полезностью (коррекция девиантного поведения и развитие средствами театра, изобразительного искусства, музыки, пластики, художественной деятельности: рисования, музицирования и т. п.).