X-PDF

Методическая разработка Индивидуальная работа, как важнейшая форма обучения и воспитания спортсменов, имеющих высокую мотивацию к обучению

Поделиться статьей

Методическая разработка,  обобщающая управленческий опыт

«Индивидуальная работа, как важнейшая форма обучения ивоспитания спортсменов, имеющих высокую мотивацию к обучению»

 

 Целью спортивной тренировки являетсяподготовка к спортивным состязаниям, направленная на достижение максимальновозможного для данного спортсмена уровня подготовленности, обусловленногоспецификой соревновательной деятельности и гарантирующего достижение запланированныхспортивных результатов.

 Целенаправленная многолетняя подготовка ивоспитание спортсменов высокого класса – это сложный процесс, качество которогоопределяется целым рядом факторов. Один из таких факторов – отбор одаренныхдетей и подростков, их спортивная ориентация. Спортивный отбор – комплексмероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности(одаренности) ребенка к тому или иному виду спорта. Спортивный отбор в ДЮСШначинается в детском возрасте и завершается в сборных командах области. Оносуществляется в три этапа:

      Вгруппы начальной подготовки принимаются двигательно-одаренные дети;

     На втором этапе отбора выявляются одаренные в спортивномотношении дети для комплектования учебно-тренировочных групп;

     На третьем этапе отбора проводится обследование соревновательнойдеятельности спортсменов с целью поиска перспективных спортсменов и зачислениеих в группы спортивного совершенствования.

Одной из главных задач, решаемых в учебно-тренировочномпроцессе, является обеспечение оптимального развития физических качеств,присущих человеку.

У того или иного человека двигательные способности развитыпо-своему. Закономерность развития физических способностей определяется взависимости от этапов многолетнего спортивного совершенствования. Если на этапеначальной подготовки установка на высшие достижения носит характер дальнейперспективы, то по мере возрастания общий принцип прогрессирования приобретаетособое содержание, т.е. обеспечивает максимально возможную степень совершенствованияв определенном виде спорта. В связи с этим при построении спортивной тренировкичрезвычайно важен учет индивидуальных особенностей. Узкая специализация,проводимая в соответствии с индивидуальными склонностями спортсмена, даетвозможность наиболее полно выявить его одаренность в данном виде спорта иудовлетворить спортивные интересы.

Для развития двигательных способностей создаютсяопределенные условия деятельности, используя соответствующие физическиеупражнения. Однако эффект тренировки этих способностей зависит, кроме того, отиндивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки.

Каждый тренер-преподаватель хорошо знает основные средстваи методы развития двигательных способностей, а также способы организациитренировок. В этом случае он сможет точнее подобрать оптимальное сочетаниесредств, форм, методов совершенствования применительно к конкретным условиям, кконкретному виду спорта.

Важнейшим качественным показателем эффективностиучебно-воспитательного процесса является сформированность мотивации кучебно-тренировочной деятельности в ДЮСШ. Определить действенные мотивы новогопоколения спортсменов – задача каждого тренера. Очевидно, что искать их следуетв удовлетворении личных интересов. Наряду с их разнообразием, необходимоопределить тот мотив, который будет действенным и приемлем для каждоговоспитанника.

Для того, чтобы помочь тренерам-преподавателям адекватнооценить мотивы спортсменов к учебно-тренировочной деятельности мною былапредложена психологическая диагностика и разработана анкета «Мотивыучебно-тренировочной деятельности». По итогам наших исследований можно былосделать следующие выводы:

Наиболее значимыми мотивами являются: желание иметь крепкоездоровье, быть уверенным в себе, достижение высоких спортивных результатов,возможность защищать честь ДЮСШ, города на соревнованиях различного статуса,самоутверждение и самореализация.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

В подготовке спортсменов, особенно имеющих высокую мотивациюк обучению, огромную роль играет перспективное планирование (образовательнаяпрограмма, многолетний перспективный план). Индивидуальный перспективный плансодержит конкретные показатели, которые намечает тренер-преподаватель совместносо спортсменом на основе анализа предшествующего опыта подготовки с учетом егоиндивидуальных особенностей.

Организация обучения на основе индивидуальных технологийтребует от тренерапреподавателя дополнительных затрат времени и сил, но все этизатраты полностью компенсируются. Преимуществом использования индивидуальнойформы работы отмечается создание условий для индивидуального дозирования икоррекции нагрузки (дифференциация), воспитание самостоятельности и творческогоподхода при решении поставленных задач, настойчивости и уверенности в своихсилах, сформированность высокой самооценки, что очень важно для достижениявысокого уровня спортивной квалификации, а также возможность проводитьтренировки при дефиците времени в изменении обстановки.

Одной из главных форм индивидуальной работы со спортсменамии учетом показателей спортивной тренировки является ведение дневникаспортсмена, который включает в себя следующие разделы:  индивидуальный плантренировки, результаты участия в соревнованиях, результаты контрольных испытаний,данные врачебных обследований и т.д. Учет показателей спортивной тренировкидает возможность тренерупреподавателю проверить правильность подбора ииспользования средств, методов и форм осуществления процесса спортивнойподготовки, выявить более эффективный путь к повышению спортивного мастерства.Он позволяет следить за уровнем различных сторон подготовленности спортсменов,динамикой спортивных результатов, физическим развитием, состоянием здоровья ит.д. Данная форма работы широко используется тренерами-преподавателями,осуществляющими тренировочный процесс в сложнокоординационных видах спорта,силовым видам спорта, к видам единоборства.

Успех в обучении и воспитании спортсменов, достижениивысоких спортивных результатов более одаренных детей зависит от гибкогоприменения всех средств, приемов и методов обучения и воспитания (убеждение,внушение, требования, стимулирование, мотивация, т.д.) и нестандартных,неспецифических средств, приемов и устройств в комплексе. Принципиально важныммоментом является обеспечение условий, при которых период максимальнойпредрасположенности спортсмена к достижению наивысших результатов совпадает спериодом самых интенсивных тренировочных нагрузок. При таком совпадении удаетсядобиться максимально возможных результатов.   

Специфика видов спорта накладывает большой отпечаток надальнейшую жизнедеятельность спортсменов. Спорт помогает как можно дольшесохранить уровень физической подготовленности, спортивное мастерство,мотивирует воспитанников – выпускников ДЮСШ продолжить спортивную деятельностьна тренерской ниве.

Личные качества тренера-преподавателя особенно влияют наобучение и воспитание юных спортсменов, поэтому завоевание авторитета важнейшаязадача и необходимое условие успешной учебно-тренировочной деятельности тренера-преподавателя.

В целях мотивации к учебно-тренировочной деятельности,достижении высокого спортивного мастерства тренера-преподаватели создаютвсевозможные условия. Они оценивают не только личные качества и способностиспортсмена, но и их конкретные поступки и действия, пользуясь при этоминдивидуальной системой достижений спортсменов. Как можно чаще стремятсясоздать для спортсменов «ситуацию успеха», причем не только спортивного, но иличного. Организуют деятельность каждого воспитанника так, чтобы она была емупод силу, не вызывала физической перегрузки, но и в тоже время приучала кразнообразной работе. Широкое используются методы стимулирования (награждениеграмотами и дипломами соревнований, присвоение разрядов, номинирование настипендии, объявление благодарности за спортивные, личные, общественные заслугии т.д.).

В общем и в целом, тренеры-преподаватели несут полнуюответственность в плане формирования здоровой, воспитанной личности. Такимобразом, деятельность тренерапреподавателя является весьма многогранной,многоаспектной, направленной на решение четырех задач (образовательная,воспитательная, оздоровительная и обеспечение достижения высоких спортивныхрезультатов) по средствам обеспечения тренировочного и соревновательногопроцесса.

 

Методическую разработкуподготовила

заместитель директора поУСР  МОУДО ДЮСШ г.Боровичи

ИльченкоС.Г.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет