Муниципальное автономное учреждениедополнительного образования
г. Владимира «Станция юныхнатуралистов «Патриарший сад»
Методическаяразработка образовательной деятельности в рамках декады по охране и привлечениюптиц в сады, парки и скверы города для детей дошкольного и младшего школьноговозраста
«Птицыв легендах»
Разработала:
педагогорганизатор,
педагогдополнительного образования
ВасильеваДарья Александровна
г.Владимир, 2021 г.
Пояснительнаязаписка: данная разработкапредставляет собой методический материал для проведения внеурочнойобразовательной деятельности по экологическому воспитанию. Экологическаядекада, предназначена для изучения птиц, обитающих в нашем крае. В процесседекады дети должны познакомиться с птицами: их внешним видом, повадками,питанием, а также приобщиться к миру прекрасного, учиться наблюдательности вживой природе. Эта декада способствует формированию у учащихся экологическойкультуры, а также развитию у школьников понимания ценности биологическогоразнообразия.
Цель: содействовать формированию у детей познавательного интереса кптицам родного края, посредством легенды и воспитанию бережного отношения кприроде через знакомство с птицами
Задачи:
Образовательные:
— познакомить сосновными характеристиками птиц Владимирского края, особенностями их внешнегооблика, поведения и питания.
Развивающие:
— сформировать удетей понятие легенды как не сказочного жанра фольклора;
— формироватьпотребность у детей чувства восхищения от общения с природой;
— способствоватьразвитию внимания, мышления, памяти и творческого восприятия полученнойинформации в ходе проведения декады.
Воспитательные:
— привлечь вниманиек проблеме уменьшения численности отдельных видов птиц;
— содействоватьвоспитанию чувства ответственности за свои действия в природе.
Ходзанятия
Леге́нда (отср.-лат. legenda «чтение», «читаемое») — одна из разновидностей несказочногопрозаического фольклора. Письменное предание о каких-нибудь историческихсобытиях или личностях.
Легенда —приблизительный синоним понятия миф; то есть главные герои рассказа — обычногерои в полном смысле слова, часто в событиях непосредственно участвуют боги идругие сверхъестественные силы. События в легенде нередко преувеличиваются,добавляется много вымысла. Поэтому учёные не считают легенды полностьюдостоверными историческими свидетельствами, не отрицая, впрочем, что в большинствесвоём легенды основаны на реальных событиях.
На экранепоказывается презентация с фотографиями птиц.
1) КЛЁСТ – это маленькаяптица размером чуть больше воробья. Клёст характеризуется необычной внешностью.У клёста крестообразный клюв, который выделяет его из общей массы птиц. Основнойрацион клеста – это семена еловых или сосновых шишек. Дополнительно он можетпитаться почками ели и сосны, сгрызать выступившую смолу на ветках вместе скорой, семенами лиственницы, клена, ясеня, насекомыми и тлёй.
Почему уклёста такой клюв рассказывает легенда: именно эти птицы прилетели на Голгофу истали пытаться, из любви ко Господу, выдрать клювами гвозди, которыми ИисусХристос был прибит к кресту. Но это оказалось им не под силу, и кончики клювову птиц изогнулись, а перья, испачканные кровью, стали красными. За это, какговорят, в некоторых странах клёстов стали называть «христовыми птицами». АБогом клёсту дана награда — он не подвержен тлению. Действительно, погибшиеклёсты долго не разлагаются и сохраняют красоту оперения. Этому явлению наукадает объяснение. Клюв у клёстов крестообразный, приспособленный для вылущиваниясемян из шишек хвойных. Сосновые и дубовые семена содержат большое количествосмолистого вещества. Оно накапливается в организме клеста, он как быпропитывается смолой. Птицам это совершенно не вредит, а после смерти онисохраняются в неизменном виде еще довольно долго—иногда 15-20 лет.
2) ВОРОН и ВОРОНА – это два отдельных вида родственных птиц,относящихся к семейству врановых. Другими близкими родственниками являютсяграчи, сороки, галки и еще 120 видов пернатых животных. Обе птицы чрезвычайноумны, способны к коммуникации, обладают хорошей памятью на лица и умеютподражать человеческой речи. Также у них схожий рацион: они питаютсярастительной и животной пищу и даже падалью.
Теперь поговорим о легендах,связанных с воронами. Украинская легенда рассказывает, что вороны в Раю имеличетырехцветные перья, но после грехопадения начали есть падаль и почернели.Лишь в конце времен в Царстве Божьем будет восстановлена их прежняя красота, акарканье станет благозвучной музыкой, которая прославляет Творца.
3) СОРОКА. Белобокая птица известна каждому и для многихассоциируется с воровкой и хулиганкой. Но, что еще мы знаем о сороке? Сороки иправда крадут понравившиеся им вещи, украшают ими свои гнезда и дарят сородичамв подарок. Это показатель высокого интеллекта — им птица не обделена, как,впрочем, и все представители врановых. Умное пернатое узнает себя в зеркале,различает людей по лицу, а в социальном поведении способнооплакивать своих погибших сородичей и выполнять другие ритуалы. Интереснымфактом является то, что хвост птицы длиннее ее тела. А их гнезда похожи на шарс одним отверстием для входа и выхода, которое всегда направлено на юг. Такиедома они строят в большом изобилии, а выбирают лишь одно, другие служатотвлечением для хищников.
Существует красивая восточная легендао том, как богиня полюбила обычного смертного пастуха и, покинув небо, сталаего женой. Но небесный император разгневался и приказал слугам похититьбеглянку и вернуть обратно. Пастух погнался за ними следом, но не смог перейтинебесную реку (млечный путь). Тогда сороки слетелись со всего мира и собралисьв мост, через который жена вернулась к супругу. Такая любовь растрогаланебесного владыку, и он благословил влюбленных.
4) УДОД — небольшая ярко окрашеннаяптица с длинным узким клювом и хохолком, иногда раскрываемым в виде веера.Русские чаще всего воспринимали крик удода «хуп-хуп-хуп» как фразу «Худо тут!»Заметный признак удода – запах. Ещё одной причиной того, что удод был объявленнекошерным, возможно, стала тяга птицы к навозу. Согласно легенде, бытовавшейна Волыни, удод когда-то был царём птиц (даже орел ему подчинялся). Но затемудод захотел стать птичьим богом. Бог в наказание за такую дерзость наказалудода, сказав: «Быть тебе смердячим удодом. Лети и кричи: худо тут!» В знакдерзости и вонючести Бог наградил его чубком на голове. С тех пор у него сталопрозвище смердючий удод.
5) СОЛОВЕЙ — Самая известная певчаяптица в странах СНГ – это соловей из семейства мухоловковые отрядаворобьинообразные. Несмотря на чудный голос, внешней красотой соловьи неотличаются. Распространенный представитель вида – обыкновенный соловей весит 25г, длина тела у самцов и самок – 16-17,5 см, размах крыльев 24-27 см. Окрасоперения обыкновенного соловья оливково-коричневый, хвост и крылья темнее, абрюшко – светлее, бока – серые, клюв – маленький, желтого цвета. Выглядитсоловей достаточно обычно, больше походит на воробья, нежели на птицу свыдающимся голосом. Соловьи питаются червями, земляными насекомыми, пауками,яйцами муравьев. Летом и осенью в рацион соловьи добавляют ягоды. В неволе вкачестве заменителей природных кормов для соловьев используют костяную муку,ракушки, кормовые дрожжи, гамарус, творог, куриные яйца, и семена подсолнечника.Еще соловьи едят грецкие орехи, вареное мясо и пшено, фрукты, ягоды и овощи.
На свете есть много легенд, небылиц,
Но хочется вспомнить порою
Одну — о стране, где не видели птиц
Ни летом, ни ранней весною.
Никто из живущих людей никогда
Не слышал пернатых поющих…
И думали все, что так было всегда
И будет в далёком грядущем.
Но как-то один человек налегке
Отправился в дальние страны,
Он шёл по горам, плыл по бурной реке,
Бежал по полям за туманом…
Однажды, присев отдохнуть у ручья,
Под сенью деревьев зелёных,
Услышал вдруг звонкую трель соловья
И замер, навек восхищённый!
Весь лес подпевал шелестящей листвой
Той песне любви соловьиной,
А воды ручья набегавшей волной
Звучали мелодией дивной.
Забыв обо всём, человек у ручья
Остался на долгое время,
Учился он музыке у соловья
И стал понимать птичьи трели.
Крылатых, поющих узнал много птиц,
Летающих в даль поднебесья
И открывающих мир без границ
В своих удивительных песнях.
Настала пора, и собрался домой
Обученный и обновлённый,
Пришедший однажды лесною тропой
И в музыку сердцем влюблённый.
Прощаясь, сказал человек соловью:
— Спасибо, учитель крылатый!
Я всем расскажу в том далёком краю
Про чудные трели пернатых,
Про то, как вся жизнь изменяется вдруг,
Когда в ней есть место для песни,
Для музыки чудной, звучащей вокруг…
И жить станет всем интересней!
— Запомни, — ответил ему соловей,
— Что каждый, секрет постигая
О музыке сердца, живя для людей,
От их недоверья страдает.
… Закончен про музыку странный рассказ, которому много веков.
КЛЁСТ
ВОРОН
ВОРОНА
СОРОКА
УДОД
СОЛОВЕЙ
соловей красношейка
соловей синий