X-PDF

Методическая разработка по литературе Богатыри земли русской

Поделиться статьей

 Сценарийинтегрированного урока по литературе 

«Богатыриземли русской» 7 класс

Цели урока:

1.    Образовательная —   углубить представленияучащихся об УНТ: былины как произведения народного творчества; о русскихбогатырях;

2.    Развивающая – особенности былин: язык,интонация, композиция, достоверность древнего быта в былинах и т. д. ;

3.    Воспитательная – воспитание интереса кустному народному творчеству, воспитание интереса к представлениям русскихлюдей о подвигах, чести, долге, справедливости.

Оборудование урока:

1.    Былины (разные издания)

2.    Картина Васнецова В. М. “Богатыри”

3.    Иллюстрация к былинам.

4.    Былина “Богатырское слово”

Эпиграф. 

Подлинную историю народанельзя знать, не зная устного народного творчества.

                                                                                                               (М.Горький)

Ходурока

 

Учительлитературы: 

Издавналюди приклонялись пред теми своими собратьями, которые, обладая недюжиннымиспособностями и незаурядным умом, использовали эти качества, служа роднойстране, родному народу. О них слагались песни, стихи, рассказы. Так в русскомустном народном творчестве появились богатыри – Святогор, Илья Муромец, ДобрыняНикитич, Алеша Попович. В их образы сказители из народа вложили свои мысли отом, каким должен быть человек. Произведения о них стали называться былинами.Как вы думаете, почему возникло именно такое название?

 Ученик:

 «Былины»- от слова «быль». Наверное, людям очень хотелось верить, что такие герои-умные, сильные, добрые- действительно были в давние-предавние времена.

Учительлитературы:

 Людям всегда хотелось верить в то , что были у них когда-то славные заступники,не дававшие землю русскую на поругание врагам. Вот как об этом говорится встатье «Былины», напечатанной в «Энциклопедическом словаре юноголитературоведа»: «Песни о героических подвигах богатырей в народе называл тобылинами, то старинами: изображаемое воспринималось как правдивое повествованиео том , что действительно происходило, но происходило когда-то прежде, встарину. И потому на протяжении столетий в Киево-Печерской лавре выставляликости («мощи») Ильи Муромца; в муромских лесах показывал «скоки» его коня;разбросанные в ростовских краях курганы выдавали за могилы врагов, побитыхАлешей Поповичем, а иноземцу Олеарию, когда он в 1636 г. Плыл по Оке из Рязани,указали на Добрынин островок».

Местом,куда съезжались былинные богатыри, было два великих русских города: Киев  иНовгород. Поэтому и былины делятся на два цикла:киевский( об Илье Муромце,Добрыне Никитиче и Алеше Поповие ) и новгородский (о купце Садко и ВасилииБуслоеве ).

Учительистории:

НЕслучайно, что героями киевского цикла стали богатыри-витязи, а новгородского –купцы. В Новгороде издавна все вопросы управления городом решало вече,состоявшее из представителей богатого купеческого сословия. Новгород былкрупнейшим торговым центром Руси: выгодным было его географическое положение.Жители городов русских, был политическим центром Древней Руси. Поэтому киевскиебескрайним северным и сибирским просторам, где добывали ценнейшие товары.Новгород был членом Ганзы – союза европейских торговых городов, куда входилиГамбург, Рига, Любек….

Учительмузыки:

 Помотивам новгородских былин великий русский композитор Н.А. Римский-Корсаковнаписал оперу «Садко». В ней можно услышать голоса купцов («гостей») изСкандинавии, Индии, Италии. Послушайте отрывки из арий и попытайтесьопределить, какому «гостю» принадлежит та или иная песня.

Звучатфрагменты оперы Н.А. Римского-Красакова:«Песня веденецкого гостя», «Песня варяжского гостя», « Песня индийского гостя».

Учительистории:  

Киевже, мать городов русских, был политическим центром Древней Руси. Поэтомукиевские богатыри промышляли только о защите родной земли. Верой и правдойслужили они киевскому князю. Смерть на поле брани считалась высшей доблестью.Вот что писал Владимир Мономах в своем «Поучении»: «Тем ведь путем шли деды иотцы наши…. Разве удивительно, что муж пал на войне? Умирали так лучшие изпредков наших».

Ученица: И вот в один из зимних вечеров собираются в какой-нибудь избе люди.Потрескивает лучина…. Задумчиво перебирает певец струны гуслей…. Проходитминута-другая, и сказитель негромким голосом начинает:

Послушайте,да люди добрые,

Явам старину скажу,

Старинускажу да стародавнюю

Ученик: Это звучит зачин.

Учительлитературы:  А какие элементы композиции былины вызнаете? Назовите их на примере былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

Ученик. Экспозиция-как Илья Муромец «сиднем сидел» тридцать лет и три года, завязка –богатырь в Чернигове, кульминация- битва с Соловьем Разбойником, развязка- ИльяМуромец в стольном граде Киеве, у Князя Владимира Красно Солнышко.

Учительлитературы.  Впервые русские былины были записаны в18 веке Киршей Даниловым. Долгое время считали, что уже никто их не исполняет.Однако в 60-е гг. прошлого столетия ссыльный студент П. Н. Рыбников в районеОнежского озера обнаружил, что многие талантливые исполнители еще живы. И вот,что интересно: в 1906г., совершая путешествие в Прионежье, в «край непуганыхптиц», М.М. Пришвин спросил одного сказителя: « Да неужели же в самом делебогатыри были?» Тот удивился и ответил: «Все, что я тебе в этой старине пел, правдаистинная до последнего слова». А потом, подумав немного добавил: «да знаешьчто, они, богатыри-то, может быть, и теперь есть, а только не показываются.Жизнь не такая. Разве теперь можно богатырю показаться…»

Учительрисования.  К Былинам обращались и многие русскиехудожники. Имена каких мастеров, создавших картины по былинам, вам известны?

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

Ученикиназывают В. М.Васнецова.

  А вот еще один художник – М.А. Врубель.

«Богатырь»М.А.Врубеля – это собирательный, несколько фантастического характера образдревнерусского витязя, в монументальном облике которого подчеркнуты мощь,мудрость, спокойствие, уверенность в своей силе.

Языктворений Врубеля необычен и своеобразен. Художник показал неразрывнуюорганическую связь человека с реальным миром, природой. Это основное отличиебогатыря Врубеля от былинных образов у В.М. Васнецова. У Васнецова пейзаж – этофон, дополняющий идею картины. Персонажи Врубеля словно выходят из той среды,которая их окружает, они органически с ней срослись.

Учительмузыки:  Илья Муромец, Добрыня и Алеша, богатыри– войны, защитники отечества, привлекли внимание знаменитых композиторов.Русский эпос с его героями-богатырями, воплощающими в себе народную силу, сталосновной темой творчества замечательного русского композитора А.П. Бородина.

Особенноярко и глубоко прозвучала эта тема в его 2-й симфонии, которую известный критикСтасов назвал «Богатырской». Это определение понравилось композитору, и оннаписал его на партитуре произведения. Послушайте 1-ю часть симфонии(«Аллегро»). Звучит мужественная и суровая мелодия струной смычковой группыоркестра. По темпу, ритму, то плавному, то скачкообразному, по мелодии, тонапевной, то прерывистой, можно определить, что музыка рассказывает о жизнибогатырей, об их жарких битвах, молодецкой удали и радости победы.

Учительлитературы:  

Атеперь, чтобы проверить, хорошо ли вы запомнили тексты былин, проведемнебольшую викторину:

1.Изкакой былины взят отрывок?

Айже ты, удалый добрый молодец,

Явижу силушку твою великую,

Нехочу я с тобой сражатися,

Яжелаю с тобой побрататися.

            («Святогор и Илья Муромец»)

…смертьтебе в бою не писана,

Бейся-ратисясо всяким богатырем

Исо всею поленицею удалою…..

   (Илья Муромец и Соловей Разбойник)

2.У кого из героев былин…..

…..пряжкиу седла да красно золота,

Шелкне рвется, булат не трется,

Краснозолото не ржавеет,

Молодецна коне сидит, да сам не стареет.

             (У Добрыни Никитича)

….уножа припои серебряны,

Повесу-то припои были двадцать пуд.

                (У Тугарина)

3.Кто кому отдал приказ?

….Очищай-каты все улочки стрелецкие,

Всевеликие дворы да княженецкие

Повсему-то городу по Киеву,

Апо всем по улицам широким

Дапо всем-то переулкам княжецким

Наставьсладких хмельных напиточков….

             (Калин-царь — Владимиру, былина «Илья Муромец и Калин-царь»)

 Учительлитературы:

          Повсей Руси народ богатырей любит, славит и чествует. Ржаным хлебом с нимиделится, в красный угол сажает и поет песни про славные подвиги – о том, какберегут, защищают богатыри родную Русь. Слава, слава и в наши дни богатырям –защитникам Родины. А и сильные, могучие богатыри на славной Руси! А и славнабогатырями земля Русская!


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет