Развитие творческого воображения у младших школьников.
Создание новых сказок.
Создание творческой личности, устремлённой в будущее,подготавливается творческим воображением.
Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этотпроцесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельностичеловека, его поведения в целом.
Работа по развитию воображения должна включать систему упражнений изаданий, рационально включённых как в учебную, так и внеурочную деятельность.Эта работа требует систематичности и активизации деятельности ученика иучителя.
Создание новых сказок – это один из путей формированиятворческого воображения.
Умной сказке, как считал Л.С. Выготский, принадлежит оздоровляющееи целебное значение в эмоциональной жизни ребёнка.
Дети младшего школьного возраста любят фантазировать,рисовать, придумывать различные истории, сочинять сказки, т.е. с удовольствиемсоздают новое и интересное.
На уроках литературного чтения, на занятиях по развитию речи,на внеклассных занятиях, в группе продлённого дня мы с детьми создаём новыесказки, а также выполняем упражнения, которые занимают 10-20 минут и способствуют развитию творческого воображения.
Для создания положительного эмоционального состояния детей ястараюсь обеспечить каждому ребёнку ситуацию успеха, учитываю индивидуальныевозможности и особенности каждого ребёнка.
Дома дети вместе с родителями с удовольствием сочиняют разныеистории, сказки, рисуют иллюстрации к сказкам, делают различные поделки итворческие работы, что, на мой взгляд, является позитивным результатом, ведьобщаясь с ребёнком на уровне воображения, мы получаем великолепную возможностьвлиять на его развитие, можно сознательно направлять его фантазию в руслотворчества.
Благодаря различным способам создания сказок можно развивать удетей творческое воображение и мышление, развивать умение связно и безбоязненноизлагать свои мысли.
Привожу некоторые способы создания новыхсказок и упражнения на развитие творческого воображения, которые я использую вработе с детьми:
· «На что похоже»?
Ребёнку предлагается определить на что похоже облако,клякса и дорисовать до определённого образа.
· Коллективноепридумывание сказок.
Детям предлагается начало сказки. Каждый ребёнокпридумывает по очереди по одному предложению.
· «Запишем сказку».
Используются картинки с силуэтными изображениямиперсонажей сказки и отдельных предметов».
· «Что произойдёт».
Дети сочиняют различные ситуации, в которые могутпопасть предметы из окружающего нас мира.
· «Что было бы, если…»
Ребёнку предлагается ряд вопросов, начинающихся сослов: «Что было бы, если…», «Что произойдёт, если…». Задача ребёнка дать какможно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.
· «Винегрет из сказок».
Детям предлагается вспомнить сказки и объединитьсюжеты и героев нескольких сказок в одну.
· Сказка по опорнымсловам.
· «Королевство сказок».
Каждый ребёнок вспоминает сказочных героев и сочиняетисторию, в которой все герои живут в одном королевстве. Разыгрывается какой-токонкретный эпизод (празднование дня рождения, урок в сказочной школе и др.)
· Придумывание рассказа (создание сказки) по данному началу,концовке.
· Сказка из пословиц.
Дети придумывают сказки, используя поговорки ипословицы. Сказка должна ответить на вопрос: как возникла та или иная пословица(поговорка)? Надо придумать соответствующую ситуацию.
· «Маска»
Дети должны догадаться, кто из сказочных героевпрячется под маской. «Маска описывает свой характер, некоторые особенности иобстоятельства, при которых совершалось действие.
· «Музыка»
Детям предлагается конкретная музыка. Послепрослушивания музыки детям даётся четыре краски: синяя, зелёная, красная,жёлтая. Предлагается изобразить услышанную музыку с помощью этих красок иозаглавить рисунок.
· Ребёнку предлагаетсянарисовать замок доброй и злой волшебницы и придумать истории этих замков.
СКАЗКИ,ПРИДУМАННЫЕ ДЕТЬМИ
«Путешествие Колобка в стране Сказок».
По дороге в свою сказку, Колобок попал в гости к трёмпоросятам. После ужина он остался ночевать вместе с поросятами в каменномдомике. Ночью пришёл Волк и выломал дверь в домике. Увидев Колобка, Волк оченьобрадовался: «А вот и хлеб к поросятинке». Но пока Колобок путешествовал посказочным дорожкам, он зачерствел. И когда Волк попытался съесть Колобка, тосломал себе все зубы и с воем и плачем убежал в лес. Так Колобок спас трёхпоросят от злого Волка.
Анисимова Маша, 1-Б класс
*******
Жили-были дед да баба. Захотелось деду колобка.Испекла бабка и поставила на окно остудить. Колобок спрыгнул с окна и покатилсяв лес. Летит Муха-Цокотуха. Пригласила она Колобка к себе на именины. Катитсядальше Колобок, а навстречу ему кот Леопольд: «Здравствуй, Колобок, давай житьдружно!». «Давай!». И Колобок покатился дальше. Навстречу ему Красная шапочка. Положила Колобка в своё лукошко и понесла к своей бабушке.
Карцева Катя, 1-Б класс
*******
Колобок решил продолжить своё путешествие по сказкам.На жаркой страничке встретил Айболита и помог вылечить больных зверей в Африке.Мухе-Цокотухе помог выбраться из лап паука. Федоре навёл порядок в доме ипосоветовал ей соблюдать чистоту, чтобы посуда от неё больше не убегала. Судовольствием попил молока у дяди Фёдора, Матроскина и Шарика. За такой длинныйпуть Колобок приобрёл много друзей и счастливый вернулся в свою сказку.
Удовин Витя, 1-Б класс
*******
Катился-катился Колобок и оказался рядом с домиком,где живёт бабушка Красной Шапочки. Он предупредил бабушку, чтобы она неоткрывала дверь волку. Они попили чайку, И Колобок покатился дальше.Катился-катился и попал на поляну, где поросята строили свои домики. Он помогНиф-Нифу построить домик из соломы и покатился дальше по дорожке. Дорожкапривела его к своему домику. На крыльце сидели бабушка с дедушкой и ждали его.Увидев Колобка, они очень обрадовались и устроили праздник.
Сорокина Олеся, 1-Б класс
*******
Однажды Колобок решил попутешествовать по разнымсказкам. Сначала он отправился в свою любимую сказку «Карлсон, который живёт накрыше». Там Малыш и Карлсон рассказали Колобку, какие интересные истории с нимипроизошли. Но самое интересное было то, что Карлсон дал ненадолго Колобку свойпропеллер, ведь до этого Колобок никогда не летал.
Затем Колобок отправился в сказку «Три медведя».Медведи рассказали ему, как они познакомились с Машей. В сказке «Волк и семерокозлят» его ждали с нетерпением. Как вы помните, Волк в этой сказке так и непоел, поэтому Колобку пришлось скорее отсюда убегать.
После этого ему посчастливилось попасть в «Сказку орыбаке и рыбке». Колобок поведал рыбке о своих приключениях, и рыбка предложилаисполнить его самое заветное желание: чтобы Колобка никто никогда не смогсъесть. Так Колобок стал детским мячом большим иразноцветным
Дреничева Соня, 1-Б класс
*******
Прикатился Колобок к старику и стал помогать тянутьневод с морскою тиной. Катится Колобок дальше и видит: идёт Красная Шапочка, анавстречу ей Волк. Колобок прокатился по хвое и стал похож на ёжика. Волкиспугался и убежал. Увидал Колобок под кустом сестрицу Алёнушку и братцаИванушку, которые прятались от гусей-лебедей. Гуси-лебеди спросили у Колобка,не видел ли он сестрицу с братцем. Он показал им в другую сторону. Так он ихспас и проводил домой. А сам покатился к бабушке с дедушкой.
Долгачев Андрей, 1-Б класс
«Сказка про Ивана-царевича, ВасилисуПремудрую,
Елену Прекрасную и Бабок Ёжек».
В некотором царстве, в некотором государстве жил Иван-царевич со своей молодой женой Василисой Премудрой. У молодых родителей родиласьдочь. Она была прекрасна как розочка, поэтому её назвали Елена Прекрасная.
Как-то вечером Василиса уложила спать свою доченьку.На утро Иван-царевич зашёл посмотреть на своё маленькое сокровище, но когдаоткрыл дверь, то увидел, что в кроватке никого нет. Все начали кричать, бегатьи искать Елену Прекрасную. Василиса подошла к Ивану и сказала, что знает, гдедоченька. Её забрала злая Баба Яга.
Утром Василиса получила письмо от доброй Бабы Яги, вкотором было написано, что её злая сестра хочет похитить Елену Прекрасную исъесть её, чтобы стать красивой и молодой. «Мы должны до заката найти нашудочь. Добрая Баба Яга обещает помочь нам найти злую сестру, она помнит, как тыспас её от Змея Горыныча, поэтому поможет нам», сказала Василиса Ивану. Иван-царевичбыстро собрался и поскакал на своём коне в чащу леса. Там стоял домик с указателем «Добрая Баба Яга». Баба Яга уже давно ждала царевича и готовилаволшебное зелье, чтобы справиться со злой Бабкой Ёжкой. Она не любила своюсестру, потому что та погубила очень много людей за свою жизнь, и добрую БабуЯгу всегда путали со злой. Вот она и решила отомстить ей.
Иван-царевич всё сделал так, как сказала ему добраяБаба Яга: выпил зелье, превратился в орла и очутился около избушки на курьихножках на болоте. У Ивана оставалось несколько минут до восхода солнца.Заглянув в окно избушки, он увидел, как злая Баба Яга уже поставила котёл сводой в печку. Елена Прекрасная лежала в люльке и крепко спала. Иван быстровлетел в дом, захлопал крыльями, испугал Бабу Ягу, схватил люльку в клюв иполетел во дворец.
Во дворце Василиса все глаза проглядела и проплакала.Как только Иван оказался дома, сразу превратился в человека. Василиса подбежалак мужу, обняла его, поцеловала маленькую спящую доченьку, прижала её к себе изаплакала от радости.
Во дворце устроили праздник в честь Елены Прекрасной.На этот праздник не забыли пригласить добрую Бабу Ягу. А злая Баба Яга так и нестала молодой и красивой и лопнула от свой злости. Иван и Василиса жили долго исчастливо, а дочь Елена росла и хорошела с каждым днём.
ФёдороваАся, 1-Б класс
«Сказка про добрую и злую бабу Ягу».
Жили-были Иван-царевич с Василисой Прекрасной и былиони очень счастливы. Однажды ночью поднялся ветер, появился Змей Горыныч изабрал Василису. Иванушка увидел беду и бросился искать Василису. Шёл он подремучему лесу долго ли, коротко ли и увидел большой камень на дороге. На камненадпись: «Налево избушка злой бабы Яги, направо – доброй бабы Яги». РешилИванушка пойти к доброй бабе Яге. Встретила баба Яга его очень приветливо, ноничем не могла ему помочь, потому что она со Змеем Горынычем не дружила.Пришлось Ивану вернуться к камню и отправиться к избушке злой бабы Яги. Пришёлон к злой Яге, а её в избушке нет. Решил Иван в доме прибраться, воды наносить.Прилетела баба Яга, хотела съесть Ивана да передумала, за его доброту и заботурешила помочь найти Василису. Она указала путь и приготовила зелье, чтобыусыпить Змея Горыныча. Иванушка поблагодарил бабу Ягу и пустился в путь. Оннашёл Змея Горыныча, усыпил его и освободил свою Василису. Они вернулись домойи жили долго и счастливо.
Вот так добрые поступки делают даже злых людейдобрыми.
Удовин Витя, 1-Б класс
«Вещий сон».
Жил-был Иван-царевич. И вот однажды приснился ему сон,в котором Баба Яга помогает ему найти своё счастье. Удивился Иван-царевичтакому сну, но решил испытать свою судьбу и отправился в путь. Три дня и триночи скитался он по лесу. И вдруг видит избушку. А в ней Баба Яга.
— Зачем пожаловал, добрый молодец?
— Счастье своё хочу найти.
— Только сильный, умный и добрый достоин счастья. Готов кпроверке!
— Готов.
— Вот тебе эликсир. Выпей его. Если останешься жив,подарю тебе ключ от заветной комнаты.
Выпил Иван эликсир и остался жив. Баба Яга вручила ему ключ. Отворил ондверь, а там Василиса Прекрасная. Стали они вместе жить да поживать.
Родионов Даниил, 1-Б класс
Сказка про Ивана-царевича, Василису Премудрую
и добрую Бабу Ягу.
Жили-были Иван-царевич и Василиса Премудрая. Жили онихорошо, не тужили. Как-то раз пошли они в лес за грибами. Как обычно, друг от другадалеко не отходили, чтобы не заблудиться. А грибов было видимо-невидимо. Незаметили они, как оказались в самой чаще. Здесь стояли две избушки. В одной изних жила злая Баба Яга, а в другой добрая Бабуля Ягуля. Только вот не зналиИван с Василисой, где какая бабушка живёт. Им нужен был чей-нибудь совет, каквыбраться из леса. Подошли они поближе и увидели, что в одной избушке дверьоткрыта, болтается от ветра и скрипит. А в другой избушке на закрытой дверизагадка написана: «Кто из живых существ утром ходит на четырёх ногах, днём – надвух, а вечером – на трёх?» Иван с Василисой в один голос сказали: «Человек!»Тут же дверь отворилась, они зашли в избушку. За столом сидела Бабуля Ягуля.Она накормила их свежими пирожками и сказала, что им повезло, что они не попалив соседнюю избушку, так как её старшая сестра Баба Яга сегодня не в духе – ейне удалось поужинать, потому что Алёнушка спасла от неё своего братца Иванушку.Бабуля Ягуля дала Ивану и Василисе сапоги-скороходы, новую модель с фонариком.И уже через несколько минут наши герои с грибами и пирогами были дома.
Дреничева Соня, 1-Б класс
«Сказка про Ивана-царевича, Василису Прекрасную,
добрую и злую Бабу Ягу».
Жили-были Иван-царевич да Василиса Прекрасная. Однаждыпошла Василиса за водой, а Кощей Бессмертный превратил её в зелёную лягушку испрятал в ларец. Кощей отправился к себе в замок, но на пути увидел камень идве дороги. Направо жила злая Баба Яга, а налево – добрая. Кощей перепуталдороги и попал к доброй Бабе Яге. Он зашёл к ней в гости и переночевал. Адобрая Баба Яга притворилась злой и ночью поменяла лягушек, спасая царевну.Утром Иван пошёл искать Василису. Сначала он зашёл к злой Бабе Яге, но она невидела Кощея. Тогда Иван пошёл к доброй Бабе Яге, и та с радостью отдала емулягушку.
— Но как же её расколдовать?
— А ты позови ко мне злую Ягу, мы и расколдуем.
Царевич уговорил злую Бабу Ягу помочь ему за генеральную уборкуизбушки. Бабки расколдовали царевну, и все отправились на пир. А Кощея всезабыли, и он от злости позеленел и лопнул.
Долгачев Андрей, 1-Б класс
Рассказ по картинке
«Чей я? Или как Чебурашка искал своих родителей».
Однажды Чебурашка спросил у Крокодила Гены: «Кто моиродители? «Не знаю,- ответил Гена. Я тебя в магазине встретил, ты на витринестоял среди игрушек…» И предложил Чебурашке поискать родных в зоопарке. И вотутром следующего дня Чебурашка отправился в городской зоопарк. Первым, кого он увидел, был слон. « У него такие же большие уши, как и у меня, так что слонвполне может оказаться моим родственником»,-подумал Чебурашка. Но слон толькопосмеялся, слишком уж разная у них комплекция. И посоветовал пойти к лягушке,потому что она такая же маленькая. Но лягушка проквакала, что Чебурашка непокрыт великолепной зелёной кожицей, как все лягушки, к тому же и квакать неумеет. Скорее всего он брат обезьянки. Обезьянка сказала, что Чебурашка — Внукмедведя, ведь медведь такой же пушистый, как Чебурашка. Если бы Чебурашка иобезьянка были родственниками, то он тоже любил бы прыгать по деревьям икачаться на ветках. Расстроенный Чебурашка пошёл к медведю. Старый мудрыймедведь угостил его мёдом и вкусными булочками, а потом рассказал, чтоЧебурашку придумал Эдуард Успенский. И Чебурашка, поблагодарив медведя, пошёлрадостный домой, ведь теперь у него были не только друзья, но и «книжный папа»Эдуард Успенский.
АнисимоваМаша, 2 класс
***********
Жил-был Чебурашка и крокодил Гена. Однажды Гену пришлинавестить родители. И Чебурашка подумал: «Может, и у него есть родители»…ипошёл их разыскивать. Он отправился в зоопарк. Первым он увидел медвежонка,который смотрел на пчелу. Чебурашка спросил: «Не ты ли моя мама»? Но медвежоноктак увлёкся пчелой, что ничего не ответил. Вдруг Чебурашка увидел большую гору.Это перед ним стоял слон. «Уважаемый слон, вы не мой папа»? Но слон былогромный, поэтому даже не заметил Чебурашку. Вдруг Чебурашка услышал кваканье.«Простите, вы не видели моих родителей»? Но лягушка только проквакала в ответ.На дереве Чебурашка увидел мартышку, которая строила ему рожицы. Обиженный ирасстроенный Чебурашка пошёл домой, где ждал его добрый и заботливый друг Гена.
Удовин Витя, 2 класс
*******
Однажды Чебурашка спросил у Гены: «Где мои родители?Чей я?» Гена сказал: «Я не знаю. Сходи в зоопарк, там много животных, они подскажут».И Гена отвёз Чебурашку в зоопарк. Первым Чебурашка увидел огромного слонаТопчумбу. «У тебя такие большие уши, как у меня. Это ты мой папа?» «Нет, моймалыш серый и с хоботом, извини,- сказал слон. Сходи ты лучше к медведю, у негоесть шерсть». И показал дорогу. Медведю он задал тот же вопрос. «Нет,- сказалмедведь. У тебя большие уши, сходи лучше к обезьяне, может, она твоя мама».Обезьяна, посмотрев на Чебурашку, подумала: «Не мой ли это родственник?» Онаспросила: «Любишь бананы?» «Нет, я люблю апельсины» «Тогда ты не мойродственник», — сказала она. Расстроенный Чебурашка пошёл к Гене. «Ты мой самыйлучший друг, поэтому как родной, вместо мамы и папы. А в зоопарке япознакомился с интересными животными.
ДолгачевАндрей, 2 класс
*********
Однажды Чебурашка плохо вёл себя в школе, иучительница сказала, чтобы он привёл родителей на следующий день. ТогдаЧебурашка подумал: «Где же мои родители?» Он решил, что их надо искать взоопарке и отправился туда. Там он встретил много животных: слона, обезьянку,медведя, лягушку.. Он ко всем подходил и спрашивал, не видели ли они егородителей. Но все в один голос отвечали, что нет. Расстроенный Чебурашка пошёлк Гене и всё ему рассказал. Тогда Гена обнял Чебурашку и сказал, что, может,его родители уехали в дальние страны, и чтобы он не грустил, что у него естьнастоящий друг Гена. Чебурашка тоже обнял Гену и перестал расстраиваться. Наследующий день Гена сходил с Чебурашкой в школу и уладил конфликт. ТеперьЧебурашка учится отлично и ждёт, что его родители вернуться и будут имгордиться.
Сорокина Олеся, 2 класс
Сказочный винегрет.
«Сказка о дружбе».
Жил-был добрый Кощей Бессмертный. Захотелось емузавести себе друзей. Написал он объявление: «Молодой Кощей Бессмертный хочетзавести себе друзей. Обращаться по адресу: ул. Кощейная, дом Бессмертный,пароль «жареная косточка». В тот же вечер развесил объявления по городу и сталждать.
На другой день к нему пришли Волк-Зубами щёлк,Яга-Костяная нога, Кикимора Болотная и Леший.
Узнал об этом Колобок-Горелый бок и решил помешатьКощею познакомиться с друзьями. Позвал Колобок злого волшебника СтарикаХоттабыча и велел ему наколдовать зубную боль для Кощея. Разболелся зуб у Кощеясильно-сильно. Пришлось звать доктора Айболита. Вылечил он зуб Кощею ипрописал ему зубную пасту от колдовства старика Хоттабыча.
Колобок-Горелый бок расстроился, что у него ничего неполучилось и пришлось ему мириться с Кощеем.
Кощей Бессмертный обрадовался, что у него стало друзейещё больше.
Кабацкий Павел, 2 класс
«Путаница».
Жила-была лягушка-путешественница. Пошла она в гости кСиней Бороде. А Синяя Борода в это время со своей старухой у разбитого корытасидели и плакали, потому что Курочка Ряба превратилась в Кота в сапогах. Котобрадовался такому превращению и снёс золотое яичко, которое подарил Золушке.Золушка отдала его Мальчику-с-пальчику. А он сразу превратился в Белоснежку иулетел.
Журавлёва Женя, 2 класс
*****
Жили-были старик со старухой у самого синего моря.Однажды старик закинул в море невод. Тянет — потянет, вытянуть не может. Позвалон бабку. Вместе тянут потянут, вытянуть не могут. Позвали на помощь ИльюМуромца. Тянут — потянут, вытянуть не могут. Бежал мимо Чебурашка. Махнул онушами и вытащил невод, а там оказался Крокодил Гена. Все обрадовались такойвстрече и пошли к Винни-Пуху на день рождения.
И я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот непопало.
Брандин Леонид, 2 класс
Сказка по опорным словам
(Опорные слова: морской царь, Русалочка, юный принц, пышна свадьба)
«В морском царстве».
В морской глубине, в голубой воде жила прекраснаяРусалочка. Но её полюбил уродливый и мерзкий Водяной. Он вместе с Акулитамирешил захватить власть и жениться на Русалочке. Морской царь был в отчаянии,когда его дочь попала в плен. А Русалочка была влюблена в молодого красивогопринца. Через своего друга дельфина ей удалось передать принцу записку спросьбой о помощи.
Юный принц тот час же снарядился и нырнул в морскуюпучину. Тем временем во дворец морского царя стягивались океанские жители. Их ивозглавил принц, чтобы сразиться с ненавистным Водяным, который нёс смерть инесчастья. На морском просторе состоялась жестокая битва. Акулиты бежали.Водяной от злости и страха раздулся и лопнул. Войска принца одержали победу.Русалочка была освобождена. В морском царстве началась весёлая пышная свадьба.
Брандин Леонид, 2 класс