X-PDF

«МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Поделиться статьей

«МЕТОДИЧЕСКИЕОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

 

1.Что такое электронный учебник? Принципы построения ЭУ

Электронный учебник — этоновый жанр учебной литературы. Он должен максимально облегчить понимание изапоминание наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая впроцесс обучения слуховую и эмоциональную память, а также используякомпьютерные объяснения [1].

Принципы построенияэлектронного учебника:

1. Принципквантования: разбиение материала на разделы, состоящие из модулей,минимальных по объему, но замкнутых по содержанию.

2. Принцип полноты: каждыймодуль должен иметь следующие компоненты:

·                    теоретическое ядро,

·                    контрольные вопросы по теории,

·                    примеры,

·                    задачи и упражнения для самостоятельногорешения,

·                    контрольные вопросы по всему модулю сответами,

·                    контрольная работа,

·                    контекстная справка (Help),

·                    исторический комментарий.

3. Принципнаглядности: каждый модуль должен состоять из коллекции кадров сминимумом текста и визуализацией, облегчающей понимание и запоминание новыхпонятий, утверждений и методов.

 

4. Принципветвления: каждый модуль должен быть связан гипертекстными ссылками сдругими модулями так, чтобы у пользователя был выбор перехода в любой другоймодуль. Принцип ветвления не исключает, а даже предполагает наличиерекомендуемых переходов, реализующих последовательное изучение предмета.

5. Принципрегулирования: учащийся самостоятельно управляет сменой кадров, имеетвозможность вызвать на экран любое количество примеров, решить необходимое емуколичество задач, задаваемого им самим или определяемого преподавателем уровнясложности, а также проверить себя, ответив на контрольные вопросы и выполнивконтрольную работу, заданного уровня сложности.

1.                Принцип адаптивности:электронный учебник должен допускать адаптацию к нуждам конкретногопользователя в процессе учебы, позволять варьировать глубину и сложность изучаемогоматериала, и его прикладную направленность в зависимости от будущей специальностиучащегося.

7. Принципкомпьютерной поддержки: компьютер выполняет громоздкие преобразования,разнообразные вычисления и графические построения, совершает математическиеоперации любого уровня сложности, если они уже изучены ранее, а также проверяетполученные результаты на любом этапе, а не только на уровне ответа.

8. Принципсобираемости: электронный учебник должен быть выполнен в форматах,позволяющий компоновать их в едины й электронный комплекс, расширять идополнять их новыми разделами и темами, формировать электронные библиотеки поотдельным дисциплинам или личные электронные библиотеки студента [2].

 

1.     Особенностии достоинства ЭФУ

Электронная форма учебника УМК «Перспективнаяначальная школа» представляет собой электронное издание, которое соответствуетпо содержанию, структуре и художественному оформлению печатной форме. Но приэтом включает в себя новые возможности: автоматическую проверку заданий,интерактивные ссылки и мультимедийные элементы, которые дополняют и расширяют содержаниеучебника.

Особенности и достоинства электроннойформы учебника УМК «Перспективная начальная школа»:

1.      Работает без подключения сетиИнтернет;

2.      Содержание учебника можновоспроизводить на любом устройстве (Windows, iOS, Android);

3.      По содержанию и структуреполностью соответствует учебнику в печатной форме с сохранением нумерацийстраниц и номером заданий;

4.      Поиск страниц осуществляетсячерез интерактивное оглавление;

5.      Наличие дополнительныхинструментов и сервисов;

6.      Возможность создавать заметкии закладки;

7.      Наличие интерактивной панелиуправления;

8.      Наличие мультимедийныхресурсов;

9.      Наличие интерактивныхматериалов;

10.    Возможность маркировки текста;

11.    Возможность самопроверкивыполнения заданий;

12.    Дифференциация заданий;

Дифференциация заключается вразделении заданий по уровню сложности, можно помочь слабоуспевающим ученикам.Для этого в ЭФУ есть подсказки, которые оформлены в виде всплывающих значков ипоказывают алгоритм действий обучающегося. При этом ребенок сам для себярешает, будет ли он сразу использовать подсказку или будет пытатьсясамостоятельно решать возникшую проблему или находить способ действия.

13.    Неоднократный возврат кзаданиям

Ребенок может вернуться к заданиюнесколько раз в классе и дома, если данное задание вызвало у него интерес иливозникла необходимость вспомнить то, что было сделано в классе на уроке.

14.    Большой арсенал средств дляповышения мотивации обучающихся к уроку, что позволяет повысить егоэффективность и качество:

      возможность выделения имаркировки нужных слов и предложений;

      возможность пронумероватьпредложения, абзацы, строфы;

      увеличение         фрагментовиллюстративного материала;

      работа с текстом, в которомуже выделены трудные для восприятия слова, в этом случае следует нажать навыделенное слово, и откроется словарик к данному тексту;

      подключение мультимедийныхресурсов[4].

 

2.                Технологияработы с ЭФУ УМК «Перспективная начальная школа»

Электронную форму учебника достаточно скачать один раз. В дальнейшем онработаем без подключения к сети Интернет. В УМК «Перспективная начальная школа»в рабочих тетрадях находится цифровой код, который доступен в течение учебногогода и представлен полный алгоритм скачивания электронной формы учебника.

Алгоритм:

1.                 Зайти на сайтwww.shopakbooks.ru, пройти регистрацию;

2.                 СкачатьПриложение (оно бесплатно);

3.                 В разделе «Активация кода» ввести цифровой код, данный врабочей тетради;

4.                 После активациикодов на электронную почту буду высланы  логины и пароли для загрузкибесплатных учебников и звуковых пособий.

5.                 Загрузитьэлектронную форму учебника.

При загрузке учебников удобно создать единый персональный профиль, гдебудут доступны все учебники и учебные пособия по УМК «Перспективная начальнаяшкола» [4].

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

3.   Характеристика возможностей ЭФУ для разных предметов

Обучение грамоте

Учебник включаетинтерактивные элементы: комментарии, обучающие анимационные ролики (показываюправильную последовательность написания элементов букв), средства контроля исамоконтроля (автоматически проверяемые текущие упражнения и задания, связанныес освоение элементов письменных букв).

    

                       

            Русский язык

Учебник включает галереиизображений, встроенные словари «Толковый словарь», «Обратный словарь», «Пишуправильно», «Этимологический словарь» и справочники, средства контроля исамоконтроля (упражнения и задания, итоговое тестирование).

                  

Литературное чтение  

Учебник включает репродукции картин в «Музейном доме», аудиозаписимузыкальных произведений, отрывки из мультфильмов.

 

     

Окружающий мир

Учебник включает  средства контроля и самоконтроля (упражнения и задания, итоговоетестирование). видеоролики, алгоритмы выполнения опытов, встроенныйсловарь.

                           

 

Математика

Учебник включаетразнообразные формы и задания учебника, представленные в интерактивнойформе, дополнительный материал, расширяющего и углубляющего содержания(анимация, галерея).

       

Музыка

В учебник включены музыкальныепроизведения, инструментальная фонограмма.

 

          Теперь,зная все возможности электронных форм учебника по УМК «Перспективная начальнаяшкола», перед учителем встают вопросы: «Как организовать урок, не навредивздоровью ребенка? Какие заданияцелесообразно выбрать в печатном учебнике, а какие в электронной форме [2]?

 

4.     Проектированиеуроков с использованием ЭФУ

Для проектирования урока ЭФУ нужно:

1) Определить тип урока и этапыурока.

(Использовать ЭФУ можно на любом типеурока и любом этапе урока).

На этапе целеполагания, используяинтерактивную панель, дать обучающимся самостоятельно сориентироваться пооглавлению, выбрать нужную страницу и сделать там закладку. Интерактивноесодержание позволяет выйти на любую страницу учебника.

На этапе актуализации знаний,возможно использование интерактивных тестов, аудио и видео ресурсов.

На этапе усвоения новых знаний можноиспользовать все имеющиеся мультимедийные ресурсы ЭФУ: аудио- и видеоресурсы,интерактивные материалы.

На этапе закрепления изученногоматериала можно использовать как интерактивную панель, так и тесты, аудио- ивидеоресурсы.

На этапе контроля и рефлексиявыполнение тестовых и интерактивных заданий разного уровня сложности с автоматизированнойсистемой проверки.

2) Выбрать модель работы с ЭФУ науроке.

Возможности использования ЭФУ науроках в начальной школе в учебном процессе зависят от материально-техническогообеспечения. Это определяет модель использования ЭФУ на уроке:

Индивидуальная (у каждогообучающегося есть индивидуальное средство с комплектом учебников). Такая работаподходит для проведения самостоятельных работ.

Групповая, парная (на парте работаетодно устройство с ЭФУ). Такая работа позволяет формировать умениевзаимодействовать с одноклассниками.

Фронтальная (в классе наинтерактивной доске отображается ЭФУ, все ее действия). Фронтальноеиспользование экономит время урока за счет использования ЭОР, повышаетнаглядность на уроке, при помощи которых создаются условия на уроке дляпрочного и глубокого усвоения материала.

Смешанная (в классе работаетинтерактивная доска с отображение ЭФУ и на парте устройство с ЭФУ)

Одной из возможных форм использованияЭФУ является работа обучающегося дома на компьютере, на котором он установлен.Такая форма создает условия для активной деятельности обучающихся дома.

3) Выбрать типы изданий в ЭФУ ибумажном варианте.

С целью смены видов деятельностиможно чередовать типы издания.

4) Составить технологическую картуурока или его план.

При составлении технологичекой картыили плана урока необходимо учитывать требования СанПин.

Продолжительность непрерывногоиспользования компьютера на уроках составляет: для учащихся 1-2-х классов — неболее 20 минут, для учащихся 3-4 классов — не более 25 минут;

продолжительность непрерывной работыобучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в начальной школене должна превышать 5 минут;

оптимальная смена видов деятельности,физкультминутки.

Правильно организованный урок сприменением ЭФУ станет динамичным, у детей повысится интерес, познавательнаяактивность и мотивация.

Вприложении представлены технологические карты урока по математике и урока поокружающему миру с использованием ЭФУ [5].

Список использованных источников и литературы

1. Беспалько В.П. Образование иобучение с участием компьютеров. — М.: Изд. Московского психолого-социальногоинститута, 2002. — 352 с.

2. Захарова И.Г. Информационныетехнологии в образовании: учебное пособие для студентов высших учебныхзаведений. — 3-е изд., — М.: Академия, 2007. — 192 с.

3. Зимина О.В., Кириллов А.И.Печатные и электронные учебники в современном высшем образовании: Теория,методика, практика. М.: МЭИ, 2003, — 167 с.

4. Красильников И.В. Информационныеаспекты разработки и применения в ВУЗе электронных учебных пособий. Монография.М.: РХТУ, 2007. — 114 с

5. Приказ Минобрнауки России от29.12.2014 года №1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования инауки РФ от 6 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОСНОО».  URL: http://spasschool2013.ucoz.ru/_ld/5/560_0Oe.pdf

6. Письмо Минобрнауки РФ от02.02.2015 года №НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников».  URL:http://rulaws.ru/acts/Pismo-Minobrnauki-Rossii-ot-02.02.2015-N-NT-136_08

7. Электронная библиотекаиздательства «Академкнига/учебник.  URL:http://www.akademkniga.ru

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет