ГАПОУ“Городецкий Губернский колледж”
Самостоятельнаяработа
Подисциплине: МДК03.04 «Теория и методика математического развития дошкольников»
Натему: «Упражнения поформированию элементов измерительной деятельности дошкольников на жидкие,сыпучие вещества и линейную величину»
Выполнила:обучающаяся 413 группы
ШиршоваВалерия Вячеславовна
Проверила:преподаватель спец.дисциплин
ИвановаМария Юрьевна
Оценка_______
Подпись_______
г.Городец,2022года.
1. Упражненияпо формированию элементов измерительной деятельности дошкольников на сыпучиевещества:
— Ребята,на днях мы с вами прочитали рассказ Н. Носова «Мишкина каша».
-Что произошло с героями этого рассказа? (они остались одни дома и решилисварить кашу)
— Получиласьу них каша? (нет)
-Апочему? (Они взяли много крупы)
-Давайте мы с вами докажем наше предположение, что мальчики сделали неправильно.
-При приготовлении любого блюда нужно следовать рецепту, там чётко прописано,что нужно взять и сколько.
— Яспросила поваров, сколько крупы необходимо для приготовления каши для детейнашей группы. Вот из такого количества крупы повара могут сварить кашу для вас(выставляю на стол ёмкость с рисом).
-Повара крупу взвесили.
-Как мы можем узнать, сколько здесь крупы? (дети высказывают свои предложения)
— Амы сможем её измерить, используя мерку.
— Выхотите научиться, как нужно работать меркой и определить, сколько крупы нужновзять для приготовления каши, чтобы её хватило на всех, но и лишнего неосталось, как в рассказе «Мишкина каша». Я вас сегодня научу этому.
-Мерка может быть разной. Меркой может быть ложка, стакан.
-Как выдумаете в нашем случае, что нам послужит меркой?
-Стакан – это наша мерка. Сейчас я вам покажу, как правильно работать с меркой.Беру мерку, наполняю до верха, лишнее убираю. Мерка должна быть полной, поободок, но не с горкой. Чтобы не сбиться со счёта, за каждый отмеренный стаканс крупой откладываем кубик. Кубик кладём тогда, когда стакан с крупойпересыпан.
Показ измерения объёма крупы. (После того как вся крупа пересыпана) спрашиваю:
-Какузнать, сколько мерок вместилось в емкость? (пересчитать кубики) – пересчитали.
-Сколькостаканов крупы было в нашей ёмкости? (Шесть стаканов крупы- 6 мерок.
-Асколько крупы стало в ёмкости? (Шесть стаканов крупы- 6 мерок)
-Что мы с вами делали? (Мы пересыпали рис стаканом из одной миски в другую спомощью мерки)
— Мыизмеряли крупу меркой, а в рассказе Носова Мишка и его друг насыпали крупу наглаз, без мерки. Вот и результат.
— Асейчас вы будете работать с меркой. Выберите себе геометрическую фигуру. Одинаковыегеометрические фигуры — это ваша пара. Вам необходимо измерить объём крупымеркой. Один измеряет, а другой считает, чтобы не сбиться со счёту и выполнитьправильно. Не мешайте друг другу, выполняйте задание правильно. Как заданиебудет выполнено, рядом с миской положите, ту цифру, которая будет обозначать,сколько крупы в ваших мисках. Дети работают в парах.
— Давайтепосмотрим, какой объём круп был на ваших столах.
-Какую вы крупу измеряли?
-Сколько мерок в вашей миске? (дети называют и показывают цифру).
Вывод:вы поработали с меркой, сейчас вы сможете сами измерить то количество крупы дляприготовления каши, которое прописано в рецепте. И с вами не произойдёт то, чтопроизошло с героем рассказа Носова.
2. Упражненияпо формированию элементов измерительной деятельности дошкольников на жидкиевещества:
Игровое упражнение «Поможем коту Матроскину»(счетный материал).
Воспитатель: — у меня на столе расположеныразличные меры: стакан с отметкой, полоска бумаги, ложка. Кто из представленныхперсонажей очень любит пить молоко? (кот Матроскин, Незнайка и Буратино). (котМатроскин из мультфильма «Простаквашино».)
— Я предлагаю вам помочь коту Матроскинуузнать, сколько в кувшине молока я приготовила для него. Как узнать, сколькомолока в кувшине? (нужно измерить.)
— А чем можно измерить количество молока? (стаканомс отметкой.)
— Молоко надо наливать в стакан до указаннойотметки и при переливании молока в миску, откладываем круги из счетногоматериала.
По окончании выполнения задания воспитательспрашивает у детей:
— «Сколько кругов у вас получилось? Что показываетполученное число?
(Сколько стаканов молока было в кувшине.)
— Молодцы! Справились с заданием!
3. Упражненияпо формированию элементов измерительной деятельности дошкольников на линейнуювеличину:
— Дети,в больницу позвонила бегемотиха. Заболел бегемотик – у него болит животик!Нужно срочно Айболиту идти к бегемотику. Мама бегемотиха сказала, что к их домуведут две дороги – одна длинная, а вторая короткая. Как вы думаете, по какойдороге Айболит дойдёт быстрее – по длинной или по короткой? (Айболит дойдётбыстрее по короткой дороге.)
— Подумайте,как можно измерить длину дорожек? (длину дорожек можно измерить шагами.)
— Давайтеизмерим дорожки и подскажем Айболиту по какой дорожке он быстрее дойдёт кбегемотику (дети идут по дорожке, считают шаги и выбирают короткую дорожку).
— Пойдёмпо короткой дорожке и дадим микстуру больному бегемотику.
— Дети,поступил новый звонок. Звонили из зоопарка – заболел жираф. Его нужно привезтив больницу Айболита для обследования. Жирафа повезут в клетке. Вот на картинкеизображены клетки. Как узнать, какая клетка ему подойдет? (нужно измеритьжирафа и клетку.)
-Чтобы точно узнать величину предмета нужно его измерить. Можно измеритьниточкой, палочкой, полоской. А мы будем измерять вот такой меркой (показ).Чтобы правильно измерить длину предмета нужно прикладывать мерку ровно к краюпредмета, затем провести черту карандашом там, где мерка закончилась, затемпереложить мерку к отмеченной черте и снова отметить её конец и так, пока всёне измерите. А чтобы узнать, сколько мерок поместилось, будем откладыватьбусинки каждый раз, как приложим мерку. Скажите, что мы измерим сначала жирафаили клетку? (Сначала измерим жирафа.)
— Почему?(Тогда мы будем знать, какой высоты клетка будет нужна.)