X-PDF

Методическое пособие по оцениванию

Поделиться статьей

 

Тема: «Современныеобразовательные технологии на уроках физической культуры»

 

 

Лекция №1

(слайд 1)

1.Тема: современные технологии преподаванияфизической культуры

Цель: пониманиеиспользования современных технологий по дисциплине «физическая культура».

 

(слайд 2)

2.Тренер: «Учителя должныбеспрепятственно интегрировать технологию в учебную программу, а нерассматривать ее как дополнение, запоздалую мысль или событие»

Хайди-Хайес Джейкобс

 

(слайд 3)

3. Приоритетнымнаправлением работы каждой школы является повышение качества образования черезиспользование современных образовательных технологий на уроках и во внеурочнойдеятельности.

Поэтому современныйпедагог должен в совершенстве владеть знаниями в области этих технологий иуспешно применять их на своих уроках. Учитель, используя современныетехнологии, может совершенствовать не только физические качества, а такжеразвивать творческий потенциал обучающихся.

 

Технологический подход в обучении:

 

 Цели обучения в 21 веке:

        Уметь жить

        Уметь работать

        Уметь жить вместе

        Уметь учиться

Компетенции закладываются в образовательные процесс посредством:

        технологий

        содержания образования

        стиля жизниобразовательного учрежления

        типа взаимодействия между преподавателямии обучающимися и между обучающимися.

 

В технологическом подходе изначально присутствеут ориентация науправляемость образовательнгого процесса , что предполагает четкую заданнорстьцелей и способом


их достижения.

 

 

 

 

 

(слайд 4)

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙКУЛЬТУРЫ

Термин «технолоия обучения» — это способ реализации содержанияобучения, предусмотренного учебными программами, включающий в себя системуформ, методов и средств обучения, благодаря которому обеспечивется наиболееэффективное достижение целей.   

 

В педагогике приняты несколько классификаций методов обучения, имеющиеразные основания:

 

По источнику учебной информации (наглядные, словесные, игровые,практические),

 

По способам взаимодействия обучающих и обучающихся:обьяснительно-иллюстаративный, частично-посиковый, проблемный,исследовательский.

 

(слайд 5)

РЕАЛИЗАЦИЯОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ, МЕТОДОВ И ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Компетенции XXI века, конструктивизм, практико-ориентированноеобучение ориентированное на результат

        Педагогические технологии

        Здоровьесберегающиетехнологии

        Информационно-коммуникационныетехнологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ресурс № 1.

 

Правила организации активногообучения:

        Сделайте учащихся центроми поощряйте их активное участие и понимание себя как учащихся.

        Признавайте социальныйхарактер обучения и обеспечьте возможности для совместного обучения.

        Адаптируйтесь к мотивамученика и ключевой роли эмоций в достижении цели обучения.

        Признайте индивидуальныеразличия между учащимися и отходите от подхода «все ученики одинаковые».

        Привлекайте всех в учебныйпроцесс, дайте нагрузку всем ученикам, но без чрезмерной перегрузки.

        Используйте эффективноеоценивание в соответствии с целями обучения, акцентируя особое внимание наформирование обратной связи.

        Продвигайте горизонтальныесвязи между областями знаний и между формальными учебными средами и болеешироким обществом

 

 

 

Здоровьесберегающие технологии Учитель физической культуры – профессия особенная.Избрав её, педагог становится в ответе за здоровье детей, их физическое,психическое, нравственное и социальное развитие. Поэтому важное место впрофессиональной деятельности отводиться здоровьесберегающим технологиям, целькоторых, обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обученияв школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровомуобразу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие образовательные технологии являются самымизначимыми из всех технологий,  по степени влияния на здоровье учащихся, так какоснованы на возрастных особенностях познавательной деятельности детей,оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малыхгруппах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставленияинформации.

Педагогическаятехнология здоровьесбережения в педагогической деятельности деятельностивключает в себя: знакомство с результатами медицинских осмотров детей; их учётв учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровойжизнедеятельности учащихся и семьи в целом; создание условий длязаинтересованного отношения к учёбе.

Одним из главныхнаправлений здоровьесбережения  считаем создание здорового психологическогоклимата на уроках. Так, ситуация успеха способствует формированию положительноймотивации к процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональнуюнапряженность, улучшая комфортность взаимоотношений всех участниковобразовательного процесса.

На своих урокахуделяю внимание организации здоровьесберегающих факторов. Контрольныеиспытания, задания, тестирование дают исходную (и текущую) информацию  дляразработки индивидуальных заданий, суть которых – учащийся должен в каждыйочередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование.

Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими,а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтрапостараюсь стать лучше, чем сегодня. Для этого задания делаю реальными истимулирую учащихся к активной работе. Во время урока чередуем различные видыучебной деятельности; используем методы, способствующие активизации инициативыи творческого самовыражения учеников. Большое значение имеет и эмоциональныйклимат на уроке: «хороший смех дарит здоровье», мажорность урока, эмоциональнаямотивация в начале урока, создание ситуации успеха. И, конечно же, при выбореформ, содержания и методов работы  учитывается возраст, пол учащихся, состояниездоровья, уровень их развития и подготовленности. На уроках обеспечиваем необходимыеусловия в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами (освещение,характеристика воздуха, температурный режим). Занятия проводятсяпреимущественно на свежем воздухе. 

Ресурс № 2.

Игровая технология.Практика показывает, что применение игровых технологийс учетом возрастных особенностей не теряет актуальности. Каждому возрастусоответствует свой набор игр, хотя бывают и исключения. Игровая технологияявляется уникальной формой обучения, которая позволяет сделать обычный урокинтересным и увлекательным. Игровая деятельность на уроках физической культурызанимает важное место в образовательном процессе.

Ценность игровойдеятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическуюприроду ребенка, отвечает его потребностям и интересам.

Игра формируеттиповые навыки социального поведения, специфические системы ценностей,ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотипыповедения в человеческих общностях.

Игровая деятельностьна уроках в школе дает возможность повысить у обучающихся интерес к учебнымзанятиям. Позволяет усвоить большее количество информации, основанной напримерах конкретной деятельности, моделируемой в игре, помогает ребятам впроцессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях.

Использование игровыхформ занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и к болееглубокому, осмысленному и быстрому освоению материала. Игровые формы работы вучебном процессе могут нести ряд функций: обучающая, воспитательная,коррекционно-развивающая, психотехническая, коммуникативная, развлекательная,релаксационная.

Ускорение темпасовременной жизни ставит задачу более активно использовать игру для воспитанияподрастающего поколения. Сейчас очевидно, что игры необходимы для обеспечениягармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общегокомфортного состояния.

Особое вниманиеследует уделять подвижным играм в начальном и среднем звене, так как в этомвозрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные насовершенствование игровых умений и технико-тактических взаимодействий,необходимых при дальнейшем изучении и овладении спортивными играми.

 И, конечно,подвижные игры, это прекрасная база по развитию двигательных способностей иумений.

 

В разделе программы«Легкая атлетика» используются подвижные игры, направленные на закрепление исовершенствование навыков бега, прыжков и метаний, на развитие скоростных,скоростно-силовых способностей, способностей ориентирования в пространстве ит.п.

 

В разделе программы «Спортивные игры» — игры и эстафеты на овладениетактико-техническими навыками изучаемых спортивных игр. В разделе «Гимнастика»- подвижные игры с элементами единоборств. В силу особенностей детей не всякуюигру можно использовать, необходимо учитывать уровень трудности игры исложность ее во взаимодействии игроков. Игра будет интересна, если доступна ипонятна.

Для этого можно использовать различные варианты одной игры, которыепредусматривают сохранение ее правил и умений детей с учетом их возраста ииндивидуальных особенностей. Для того, чтобы игра приносила пользу, необходимопродумывать ее до мелочей. Строго соблюдать правила игры, технику безопасности,как для играющих, так и для наблюдающих за игрой.

Игры с дидактическойнаправленностью учат детей объединять движения и полученные на занятиях и вповседневной жизни знания, факты, систематизируя их в единое целостноепредставление об окружающей действительности.

 

Требования котбору игр следующие:

-игра должна даватьновые понятия;

-в игре должныразвиваться способности правильно оценивать пространственные и временные отношения,быстро реагировать на часто меняющуюся обстановку;

-дидактическое идвигательное содержание игры должно соответствовать особенностям программногоматериала;

-степень сложностиигры должна соответствовать усвоенным умениям и навыкам.

 

При организациии проведении игры необходимо придерживаться следующих правил:

-простота идоступность правил;

-каждый ребенокдолжен быть активным участником игры;

-исключить малейшуювозможность риска, угрозы здоровью детей;

-безопасностьиспользуемого инвентаря;

-игра не должнаунижать достоинства играющих.

 

 

Ресурс № 3.3. Метод проектов

В ходе модернизацииобразования, одной из основных задач в преподавании предмета «физическаякультура» становится освоение знаний о физической культуре и спорте, их историии современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.

Лишение детей необходимойдвигательной активности в пользу изучения теории, либо изучение теоретическойчасти, не акцентируя на этом большого внимания, заставляет учителяискать новые стратегии в преподавании именно теоретической части физическойкультуры. Практика показывает, что наиболее рациональным является внедрениеметода проектов.

 

Метод проектовпозволяет решать сразу несколько задач:

-развитиеличностных компетентностей обучающихся;

-интегрированность процесса обучения;

— экономия временина самом уроке.

Технология проектов подходит для обучающихся начальной, основной исредней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, атакже для одаренных обучающихся.

Проектная технологияна уроке физической культуры позволяет строить обучение на активной основе,через целенаправленную деятельность обучаемого, сообразуясь с его личныминтересом. Составляя проект, он превращается из объекта в субъект обучения,самостоятельно учится и активно влияет на содержание собственного образования.Такая работа дает возможность осознать, что уроки физической культуры развиваютне только физически, но и интеллектуально.

Проектнаядеятельность – это создание проблемных ситуаций, активизация познавательнойдеятельности обучающихся в поиске и решении сложных вопросов, требующихактуализации знаний, построения гипотез.

Метод проектов всегдаориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся (индивидуальную,парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время(от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).

Виды проектовразнообразны. Выделяют четыре основные категории:

— информационный иисследовательский проект;

-обзорный проект;

-продукционныйпроект;

-проектыинсценировки.

 

Проекты на урокахфизкультуры — это проекты по исследованию влияний ФК на организм человека, поисследованию истории спорта, подготовке и проведению соревнований и спортивныхпраздников и т.д.

Применение технологиипроектного обучения сделает учебный процесс более увлекательным для учащихся:самостоятельный сбор обучающимися материала по теме, теоретическое обоснованиенеобходимости выполнения того или иного комплекса физических упражнений илиовладения теми или иными физическими умениями и навыками для собственногосовершенствования, воспитания волевых качеств.

У обучающихся приразработке собственного проекта будут закладываться основы знаний в примененииразнообразных методик поддержания здоровья и физического совершенствования.

Информация,самостоятельно добытая обучающимися для собственных проектов, позволит осознатьжизненную необходимость приобретаемых на уроках двигательных умений.Обучающиеся, таким образом, станут компетентными и в теории предмета, чтонеобходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений. Проектныетехнологии позволяют сделать из урока двигательной активности в урокобразовательного направления.

В каждой школе естьобучающиеся, имеющие ограничения в двигательной активности, для которых такойвид деятельности дает возможность проявить себя.

 

Ресурс № 3.4.

Использованиеинформационных компьютерных технологий (ИКТ) вовнеурочной деятельности и на уроках делает предмет физическая культурасовременным. Составными частями ИКТ являются электронный, программный иинформационный компоненты, совместное функционирование которых позволяет решатьзадачи, поставляемые развитием общества.

Не смотря на то, чтоурок физкультуры — это практика, здесь есть место и теории. Учителю необходимонаходить и использовать такие методы обучения, которые позволили бы каждомуученику проявить свою активность, свое творчество, активизировать двигательнуюи познавательную деятельность. Современные педагогические технологии, а так жеиспользование Интернет – ресурсов, новых информационных технологий, даютвозможность педагогу достичь максимальных результатов.

ИКТ позволяюторганизовать учебный процесс на новом, более высоком уровне, обеспечивать болееполное усвоение учебного материала. Информационно коммуникативные технологиипозволяют решить проблему поиска и хранения информации, планирования, контроляи управления занятиями физической культурой, диагностики состояния здоровья иуровня физической подготовленности занимающихся.

Использованиепрезентаций на уроках позволяет более подробно и наглядно предоставлятьтеоретический материал, что делает процесс образования наиболее эффективным.Этот вид работы может быть использован при изучении техники выполненияразучиваемых движений, так как с помощью наглядной картинки данное движениеможно разбивать не только на этапы выполнения, но и более короткие фрагменты исоздать правильное представление обучающихся о технике двигательных действий. Спомощью презентации также можно доступно объяснить правила спортивных игр,тактические действия игроков, красочно преподнести исторические события,биографии спортсменов. Наличие визуального ряда информации позволяет закрепитьв памяти.

Созданиефлеш-презентаций и видеороликов с комплексами общеразвивающих упражнений (ОРУ)могут стать помощниками учителю. Такой материал может быть использован такжеучителями – предметниками при проведении утренней зарядки.

Одним из видовдомашнего задания может быть создание презентации по темам «Здоровый образжизни и я», «Способы закаливания», «Вредные привычки» «Гимнастика» и т.д.Ребята могут выполнять такие задания как самостоятельно, так и в группах, чтопозволяет переходить им к выполнению проектов (проектная работа «Влияниедвигательной активности на здоровье школьника»), проявляя свое творчество.

На уроках такжевозможно проведение тестирования с целью проверки и закреплении знанийучащихся. Применение тестирующих программ (Генератор тестов) позволяетвключать неограниченно большое количество разделов и вопросов, что позволяетварьировать тесты под непосредственные нужды и конкретных участниковтестирования.

Во внеурочной работетакже можно использовать ИКТ: представление команд, оформление соревнований,описание конкурсов и т.д.

Электронныеобразовательные ресурсы также позволяют обучающимся дома более подробнопознакомиться с изученной темой на уроке, найти необходимые упражнения длясовершенствования своих физических качеств и пополнить багаж своих знаний вобласти физической культуры и здорового образа жизни.

 

 

Информационно-комуникационныетехнологии

 

Совмещаютфизическую и умственную работу, развивает интеллектуальные и творческиеспособности школьника, расширяет общий кругозор.

1)                используя ИКТ, можно демонстрировать техническиеприемы выполнения упражнения и т.д.

2)                можно проверить уровень теоретических знанийучащихся,(тесты),творческие, исследовательские работы

 

Личностноориентированное образование

индивидуальныйподход по видам программы.

определённыйрежим нагрузки с определённой дозировкой.

индивидуальнаяработа для временно освобождённых от урока физкультуры.

личностно-ориентированныйподход в виде реферата.

 

Технологиямодульного обучения

используетсямодуль, под которым мы понимаем относительно самостоятельную целостнуюорганизационно-содержательную единицу учебной программы (вид спорта), решающуюопределенную образовательную задачу.     Это технология обучения, сущностькоторой состоит в том, чтобы обучающийся мог самостоятельно работать спредложенной ему программой.

 

Технологияпроблемного обучения

Формированиемыслительных способностей(умение анализировать сравнивать,обобщать),способностьк поиску решения.

 

 

Информационно-коммуникационная технология  на уроке физкультуры

Когда слышишь фразу“компьютер на уроке физкультуры”, то сразу возникает недоумение и вопрос: развеэто совместимо? Ведь физкультура – это прежде всего движение. Однако всовременном мире очевидно, что без Когда слышишь фразу “компьютер на урокефизкультуры”, то сразу возникает недоумение и вопрос: разве это совместимо?Ведь физкультура – это прежде всего движение. Однако в современном миреочевидно, что без информационно-коммуникационных технологий даже на урокефизкультуры невозможно обойтись.

 

Специфика каждогопредмета разнообразна, но общая задача учителя состоит в том, чтобы создатьусловия практического овладения знаниями. Следовательно, задача учителя -выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявитьсвою активность, своё творчество, активизировать двигательную и познавательнуюдеятельность учащегося.

 

Современныепедагогические технологии, в частности, использование новых информационныхтехнологий, Интернет-ресурсов позволяют учителю достичь максимальныхрезультатов в решении таких задач, как:

 

Интенсификация всехуровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современныхинформационных технологий:

 

– повышениеэффективности и качества процесса обучения;

 

– повышениеактивности познавательной деятельности;

 

– углублениемежпредметных связей;

 

– увеличение объемаи оптимизация поиска нужной информации;

 

– индивидуализацияи дифференциация процесса обучения;

 

Развитие личностиобучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационногообщества:

 

– развитиекоммуникативных способностей;

Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

 

– формированиеумений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложнойситуации;

 

– эстетическоевоспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;

 

– формированиеинформационной культуры, умений осуществлять обработку информации;

 

– формированиеумений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность.

 

Работа навыполнение социального заказа общества:

 

– подготовкаинформационно грамотной личности;

 

– подготовкапользователя компьютерными средствами;

 

– осуществлениепрофориентационной работы в области физической культуры.

 

Одним изприоритетных направлений работы учителей физической культуры является повышениекачества образования через использование информационных технологий на уроках ивнеклассных занятиях наряду с традиционными формами обучения.

 

Следовательно,компьютерная поддержка позволяет вывести современный урок на качественно новыйуровень, повысить статус учителя, использовать различные виды деятельности науроке, эффективнее организовать контроль и учёт знаний учащихся. За использованиеминформационных технологий будущее. Рано или поздно использование компьютера вучебной деятельности станет массовым, обыденным явлением.

 

Исходя из своегоопыта работы, считаю, что при организации и проведении современного урокафизкультуры необходимо использование ИКТ, что позволяет успешно совмещать нетолько физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные итворческие способности школьника, расширять общий кругозор.

 

Во-первых,используя ИКТ, можно демонстрировать технические приемы выполнения упражнения ит.д.

 

Во-вторых, спомощью ИКТ можно проверить уровень теоретических знаний учащихся, причем смалыми затратами времени, например, тест, и сразу же ученик может обозреватьрезультат тестирования.

 

В-третьих,используя ИКТ, учитель может легко проследить динамику развития физическихспособностей, если введет в программу все данные.

 

В-четвертых,проектная деятельность.

 

В-пятых,использование дистанционных форм обучения.

 

Использование ИКТдиктует современные требования преподавания предмета.даже на уроке физкультурыневозможно обойтись.

 

Специфика каждогопредмета разнообразна, но общая задача учителя состоит в том, чтобы создатьусловия практического овладения знаниями. Следовательно, задача учителя -выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявитьсвою активность, своё творчество, активизировать двигательную и познавательнуюдеятельность учащегося.

 

Современныепедагогические технологии, в частности, использование новых информационныхтехнологий, Интернет-ресурсов позволяют учителю достичь максимальныхрезультатов в решении таких задач, как:

 

Интенсификациявсех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средствсовременных информационных технологий:

 

– повышениеэффективности и качества процесса обучения;

 

– повышениеактивности познавательной деятельности;

 

– углублениемежпредметных связей;

 

– увеличение объемаи оптимизация поиска нужной информации;

 

– индивидуализацияи дифференциация процесса обучения;

 

Развитие личностиобучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационногообщества:

 

– развитиекоммуникативных способностей;

 

– формированиеумений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложнойситуации;

 

– эстетическоевоспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;

 

– формированиеинформационной культуры, умений осуществлять обработку информации;

 

– формированиеумений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность.

 

Работа на выполнениесоциального заказа общества:

 

– подготовкаинформационно грамотной личности;

 

– подготовкапользователя компьютерными средствами;

 

– осуществлениепрофориентационной работы в области физической культуры.

 

Одним изприоритетных направлений работы учителей физической культуры является повышениекачества образования через использование информационных технологий на уроках ивнеклассных занятиях наряду с традиционными формами обучения.

 

Следовательно,компьютерная поддержка позволяет вывести современный урок на качественно новыйуровень, повысить статус учителя, использовать различные виды деятельности науроке, эффективнее организовать контроль и учёт знаний учащихся. Заиспользованием информационных технологий будущее. Рано или поздно использованиекомпьютера в учебной деятельности станет массовым, обыденным явлением.

 

Исходя из своегоопыта работы, считаю, что при организации и проведении современного урокафизкультуры необходимо использование ИКТ, что позволяет успешно совмещать нетолько физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные итворческие способности школьника, расширять общий кругозор.

 

Во-первых,используя ИКТ, можно демонстрировать технические приемы выполнения упражнения ит.д.

 

Во-вторых, спомощью ИКТ можно проверить уровень теоретических знаний учащихся, причем смалыми затратами времени, например, тест, и сразу же ученик может обозреватьрезультат тестирования.

 

В-третьих,используя ИКТ, учитель может легко проследить динамику развития физическихспособностей, если введет в программу все данные.

 

В-четвертых,проектная деятельность.

 

В-пятых,использование дистанционных форм обучения.

 

Использование ИКТдиктует современные требования преподавания предмета.

 

 

 

3.5.Технологияуровневой дифференциации. С помощьюприменения технологии уровневой дифференциации в обучении на уроках физкультурыможно укрепить здоровье и развивать двигательную активность обучающихся.Основные результаты занятий – профилактика заболеваемости у детей, а такжеповышение интереса к занятиям физическими упражнениями, возможность каждомуреализоваться, добиваться успеха. Данный вид технологии может быть применен последующим направлениям:

— задание с учетомуровня подготовки, развития, особенности мышления и познавательного интереса кпредмету;

— учет не толькодостигнутого результата, но и динамики изменений физической подготовленности обучаемого;

распределение обучающихся на группы с учетомсостояния здоровья;

— для обучающихся,освобожденных от занятий по состоянию здоровья, разработаны и утверждены темырефератов, либо они привлекаются к судейству, оценке работы одноклассников науроке;

привлечение обучающихся на дополнительныезанятия различными видами спорта и внутришкольные соревнования;

— участие одаренныхдетей в соревнованиях различных уровней.

 

Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – этосоздание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп сцелью учета особенностей их контингента с помощью применения комплекса методических,

психолого-педагогическихи организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение вгомогенных группах.

По характерныминдивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основуформирования гомогенных групп, различают дифференциацию:

— по возрастномусоставу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы);

— по полу (мужские,женские, смешанные классы, команды, школы);

— по областиинтересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другиегруппы, направления, отделения школы);

— по уровнюумственного развития (уровню достижений);

— поличностно-психологическим типам (типу мышления, характера, темперамента и др.);

— по уровню здоровья(физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).

Если каждому ученикуотводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, томожно обеспечить гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы.

 

Технологияличностно-ориентированного обучения.Технология личностно-ориентированного обученияпредполагает развитие личностных (социально-значимых) качеств учащихсяпосредством учебных предметов. Современный урок физической культуры и повышениеего эффективности невозможно без разработки вопроса личностно-ориентированногообучения.

 В начале учебногогода выявить уровень физической подготовленности с помощью тестов и состояниездоровья обучающихся (по данным медицинских карт). Личностно- ориентированный идифференцированный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и свысокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развитиядвигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемостиучеников по физической культуре, а учащимся с высоким уровнем не интересно науроках, рассчитанным на среднего ученика.

Помимо деления обучающихся на основную и подготовительную группы, почтив каждом классе условно можно разделить детей еще на несколько групп(категорий):

— совершенно здоровыедети, но не желающие трудиться;

— дети, временноперешедшие в подготовительную группу из-за болезни;

— плохо физическиразвитые дети, которые боятся насмешек, замыкаются;

— хорошо физическиразвитые дети, которые могут потерять желание заниматься на уроках, если имбудет очень легко и неинтересно.

Поэтому и необходимодифференцирование и задач, и содержания, и темпа освоения программногоматериала, и оценки достижений.

Содержаниеличностно-ориентированного обучения — это совокупность педагогическихтехнологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развитияфизических качеств, формирования знаний и методических умений и технологийуправления образовательным процессом, обеспечивающих достижение физическогосовершенства.

 

Обучениедвигательным действиям. Проводитсяцелостным методом с последующей дифференциацией (выделением деталей техники иразведением их по сложности) и затем интеграцией (объединением)этих частей разными способами взависимости от уровня техническойподготовленности обучающихся с целью более качественного выполнения упражнения.Обучение двигательным действиям предусматривает возможность выбора операций длярешения тех или иных двигательных задач.

В этом случае каждыйобучаемый может освоить двигательное действие в предпочтительном для негосоставе операций, что станет основой для формирования индивидуального, самогоэффективного, стиля деятельности.

Учащиеся сильнойгруппы (внутри класса) осваивают учебный материал в среднем на два урокабыстрее средних и слабых учеников. На уроках учащимся даются разные учебныезадания: одной группе – подготовительные или подводящие упражнения, выполняемыев облегченных условиях; другой – усложненные подводящие упражнения; третьей –действие в целом, но в облегченном варианте и т.д.

Более подготовленныедети выполняют упражнения в соревновательных условиях или изменяющихся усложненныхусловиях (применение отягощений, повышенная опора, различные сопротивления), атак же для них увеличивается число повторений и число прохождения круга.

Менее подготовленныеобучающиеся работают в стандартных условиях. На уроке обязательно проводитсяиндивидуальная работа с обучающимися, у которых не получается выполнение тогоили иного двигательного действия. Индивидуальная работа с учениками на разныхэтапах урока способствует сохранению физического, нравственного и социальногоздоровья обучающихся.

 

Развитиефизических качеств. Дифференцированное развитие физических качеств, вгруппах разной подготовленности осуществляется с использованием как одинаковых,так и разных средств и методов, но величина нагрузки должна планироватьсяразная, в результате чего уровень физической подготовленности обучающихсядолжен улучшаться по сравнению с исходным уровнем.

Обязателен контрольфизических нагрузок каждого ученика по частоте сердечных сокращений передначалом и после окончания занятия.

Для определенияфункционального состояния обучающихся в процессе физических нагрузок различногохарактера можно использовать сравнение величины сдвигов пульса с характером ивеличиной нагрузок, а также и прослеживать быстроту восстановления пульса вовремя отдыха. При проведении упражнений в игровой или в соревновательной формеслабых учеников можно распределять по всем командам и чаще проводить заменуэтих игроков.

Особое внимание науроке уделять детям с избыточным весом и слабым детям, которые не желаютзаниматься из-за своей неловкости. Хорошие результаты могут быть получены, есливначале привлечь таких детей помогать при проведении подвижных игр и эстафет.Вначале они помогают в судействе, затем, вовлекаясь в события, принимаютучастие в игре и перестают стесняться своей моторной неловкости.

Продолжая такимобразом заниматься на уроках, эти дети приобретают уверенность в своих силах ипостепенно включаются в регулярные занятия. На этом этапе режим занятий дляразных групп должен быть различным: тренирующим, тонизирующим или щадящим.

 

Дифференцированноевыставление отметки по физической и технической подготовленности учащихся. При оценке физической подготовленности учащихсяучитывается как максимальный результат, так и прирост их результата. Причеминдивидуальные достижения (т.е. прирост результатов) имеют приоритетноезначение.

При выставленииотметки по физической культуре учитывать и теоретические знания, и техникувыполнения двигательного действия, и прилежание, и умение осуществлятьфизкультурно-оздоровительную деятельность. В работе обязательно применятьметоды

поощрения, словесныеодобрения.

Одних детей надоубеждать в собственных возможностях, успокоить, подбодрить; других – сдержать отизлишнего рвения; третьих – заинтересовать. Все это формирует у школьниковположительное отношение к исполнению заданий, создает основу для общественнойактивности. Все отметки обязательно аргументировать.

Временноосвобожденные дети и обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья кспециальной медицинской группе должны присутствовать на уроках: помогать вподготовке инвентаря, судействе.

В играх им интересныпосильные роли, в эстафетах их можно назначить капитанами команд дляорганизации детей и помощи с дисциплиной, они могут принять участие вдопустимых заданиях, знакомятся на уроках с теоретическими сведениями, стехникой выполнения некоторых двигательных действий, не требующих большихэнергетических затрат, могут выполнять упражнения рекомендованные врачом.

 Ориентироватьсильных детей на то, что они обязаны помогать слабым, предлагать им подготовитьболее слабого товарища к успешному выполнению упражнения и ставим им за этовысокую оценку.

Всестороннее изучениешкольников, сопоставление различных данных позволяет выявить причины отставаниядетей, установить главные из этих причин и осуществлять педагогическоевоздействие, основанное на методике дифференцированного обучения. Даннаятехнология облегчает процесс обучения, к намеченной цели ученик подходит спостепенным накоплением запаса двигательных умений, из которых и формируетсянужное действие.

В.П. Лукьяненкосчитает, что в занятиях по физической культуре, кроме образовательнойсоставляющей, должна присутствовать и оздоровительная направленность, итренировочный подход. Поэтому занятия по физической культуре должны быть:отдельно-теоретическими, отдельно — практико-методическими, иотдельно-практическими. Девизом дня, для специалистов физической культуры,сегодня должен стать лозунг: «От физического воспитания к физкультурномуобразованию».

 

 

 

 

Литература:

1.Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологииобучения: индивидуально- ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7.№2.

2.Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросыинформатизации образования // Образовательные технологии: Сборник научных трудов.- Новосибирск,1997 г.

3.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии:Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998г.

4.Лукьяненко В.П. Беспалько В.П. Слагаемыепедагогической технологии. — М.: Просвещение, 1999.

5.Кан-Калик В.А., Никандров И.Д. Педагогическоетворчество. — М.: Педагогика, 1990г.

6.Шевченко С.Д. Школьный урок: Как научить каждого. –М.: ВЛАДОС, 2004г.

Деятельноси

 

 

 

Педагогическиетехнологии применяемые на уроках

 физическойкультуры

  В рамкахмодернизации системы образования одной из главных задач является воспитаниеобучающихся, обеспечение необходимой информацией, позволяющей сохранять иукреплять здоровье, формирование гигиенических знаний, норм и правил здоровогообраза жизни.  

 На уроках физической культуры мнойиспользуются следующиетехнологии:          здовьесберегающая, игровая, информационно-коммуникационная, технологияуровневой дифференциации и соревновательная.

·        Здоровьесберегающиетехнологии

    На уроках физической культуры данная технология – это основа основ.

Урок физической культуры построен оптимально комфортно дляучащихся, учебная нагрузка не противоречит нормативно – правовым требованиям,методы обучения подбираются с учетом сохранения психоэмоционального и физическогоздоровья учащихся. С целью поддержания здоровья учащихся и формирования у нихнеобходимых навыков здорового образа жизни необходимо соблюдать санитарно –гигиенические требования. В водную часть каждого урока я обязательновключаются упражнения  на координацию движений, на профилактику нарушенийосанки и плоскостопия. Обучающиеся  самостоятельно готовят упражненияразминки, что способствует приобщению к самостоятельным занятиям физическимиупражнениями.

         Дети,освобожденные от занятий по состоянию здоровья, принимают  активноеучастие в процессе урока в качестве докладчиков теоретического материала,судей, помощников учителя.

   При подходящих погодных условиях занятияфизической культурой   проводятся на улице, это значительноспособствует закаливанию обучающихся.

На занятиях и во внеурочное времяпостоянно ведутся беседы с учениками: по профилактике вредныхпривычек , о здоровом образе жизни, о значении занятий физической культурой испортом для развития физического развития, о занятиях адаптивной физическойкультурой при ограничении физических нагрузок, обусловленных тем или инымзаболеванием, об особенностях воздействия занятий различными видами спорта нафизическое развитие ребенка и принципах выбора вида спорта для дополнительныхзанятий.

Игровыетехнологии используются для развития физических качеств,формирования умений и навыков в выполнении физических упражнений, активизации исовершенствовании основных психических процессов, лежащих в основе двигательнойактивности  школьников. Игры на уроках выступают как средство побуждения,стимулирования учащихся к учебной деятельности. Игровая технологияявляется уникальной формой обучения, которая позволяет сделать обычный урокинтересным и увлекательным.

ИКТ.Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет мне в процессе обучения, как вурочной, так и внеурочной деятельности, широко применять цифровыеобразовательные Интернет-ресурсы, а именно в качестве подготовки рабочихпрограмм, поурочных планов, дидактических материалов, различных докладов,методических разработок, для общения с коллегами и обмена опытом в сетевыхсообществах.        

   Технология дифференцированного обучения, под дифференцированнымфизкультурным образованием  понимается  целенаправленное физическоеформирование человека посредством развития его индивидуальныхспособностей, определение дозированной нагрузки, возможность наметить для каждого свою траекторию продвижения в освоении учебного материала. Ученикам даются задания сучетом уровня подготовки, физического развития, при оценивании учитывается нетолько достигнутый результат, но и динамика изменений физическойподготовленности ученика,  ежегодное тестирование учеников с цельюопределения уровня физических способностей, учащиеся среднего уровняпривлекаются на дополнительные занятия,  одаренные учащиеся участвуют всоревнованиях различного уровня.

 

 

Технология группового обучения

 

В групповойдеятельности, даже в обычной эстафете, так популярной на любых спортивныхсоревнования, можно моделировать развитие ситуации в зависимости от задачгруппы, распределение ролей, очередности выступления, поощрять творчество ивзаимовыручку, находить ответы и решения на сложные ситуации и проблемы.Творческий потенциал ребят во время командных игр (волейбол, баскетбол,гандбол, пионербол, футбол и т.д) вырастает в несколько раз по сравнению сзанятиями, ориентированными только на выполнение индивидуальных упражнений. Групповые технологии – это выработка у учащихся острого желания действовать, при чем действовать результативно.

Групповыетехнологии на уроках физической культуры несут ряд функций: обучающие,воспитательные, развивающие, психотехнические, коммуникативные,развлекательные, релаксационные. Эти технологии позволяют более  действеннообеспечить гармоничное сочетание умственных, физических и эмоциональныхнагрузок, общее комфортное состояние человека, дать заряд положительных эмоций,снять негативный настрой после прохождения некоторых уроков, дать общий эффектрадости от общения от успешного преодоления трудностей.    

 Групповыетехнологии помогают  восстановить физические и духовные силы, рождаютспортивный здоровый азарт, дух команды, дух стремления к победе, чувствогордости за удачно проведенные соревнования.

И. Б. Первин выделяет пять уровней коллективнойучебно-познавательной деятельности:

1)      Фронтальная (одновременная)работа в классе, направленная на достижение общей цели.

2)  Работа в статичных парах.

3)      Групповая работа (напринципах дифференциации).

4)  Межгрупповая работа (каждая группа имеет своезадание в общей цели).

5)      Фронтально-коллективнаядеятельность при активном участии всех школьников.

При правильном педагогическом руководстве и управлении этиформы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общейцели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость иконтроль.

Собственно групповыми технологиями в практике называют лишьтретий и четвертый уровень организации учебной работы в классе.

Такая работа требует временного разделения класса на группыдля совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудитьзадачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и, наконец,представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чемфронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открываетбольшие возможности для кооперирования, для возникновения коллективнойпознавательной деятельности.

групповые формыработы. Эти формы работы подразумевают создание таких условий, в рамках которыхучащиеся активно взаимодействуют.

Использованиегрупповых форм обучения имеет ряд преимуществ:

Позволяет учащимсябыть субъектами учебно-воспитательного процесса: ставить перед собой цель,планировать ее достижение, самостоятельно приобретать новые знания,контролировать товарищей и себя, оценивать результаты деятельности своихтоварищей и себя.

Готовит кдеятельности в условиях постоянной изменчивости социальной среды путем развитияих сознания.

Обеспечивает высокоекачество знаний по предмету, многократное повторение изучаемого материала,обучение друг друга, опорные конспекты – это только некоторые приемы,повышающие качество знаний.

Максимальноразвивает индивидуальные способности каждого и различные умения:

коммуникативные (вопрос, ответ, возражение, реплика, протест, выступление, диалог, умениекритиковать и понимать критику, убеждать, разъяснять, доказывать, оценивать);

познавательныеумения (сравнивать, анализировать, синтезировать).

Разнообразие формпозволяет учащимся осваивать новые для них роли:         учителя, консультанта,участника групповой работы и готовит их к самоуправлению.

Формирует мотивы,потребности, жизненные цели с гуманистическим содержанием. Формируютсякачества, необходимые для сотрудничества: доброжелательность, пониманиеценностей человеческого общения, раскрывается обаяние человеческой личности.

Традиционное жепедагогическое воздействие направлено на выполнение обязательной программы,трансляцию знаний, формирование умений и навыков обучаемых.

Групповая работаучащихся давно вошла в школьную жизнь. Однако наблюдения показывают, что при ееорганизации допускаются серьезные ошибки. Например, часто за групповую работувыдают работу по вариантам. Поэтому стоит определить дидактические условия, сучетом которых и должна строиться эта форма обучения.

Групповая работастроится на следующих принципах:

Класс разбиваетсяна несколько небольших групп (от 3 до 6 человек).

Каждая группаполучает свое задание. Задания могут быть одинаковыми для всех групп либодифференцированными.

Внутри каждойгруппы между ее участниками распределяются роли.

Процесс выполнениязадания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками.

Выработанные вгруппе решения обсуждаются всем классом.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет